Срок оплаты по 44 ФЗ

Содержание

Оплата контракта по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ
  • Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
  • Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ

Соблюдение сроков и порядка выплат может обезопасить от халатного поведения со стороны плательщика и дать гарантию получения оплаты за выполняемые контрактные обязательства вовремя. За всем этим неуклонно следит закон, в котором оплата контракта по 44-ФЗ является, по сути, конкретным руководством с указанием возможных нюансов, сопровождающих данную процедуру.

Однако, поскольку время не стоит на месте, законы в нашей стране раз за разом претерпевают изменения. Далее подробно расскажем, как теперь производится оплата контракта по 44-ФЗ, какие нововведения коснулись этой области, какие сроки установлены сейчас.

Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ

Такое значимое условие, как сроки оплаты контракта по 44-ФЗ, подвергалось изменениям с 2017 года. На тот момент срок составлял 30 календарных дней для любых участников торгов, кроме СМП или СОНКО. Для последних он был сокращен в два раза, то есть – не более 15 рабочих дней.

После внесенных в 2019 году поправок сроки оплаты не изменились, но в законе появилось новое условие. Теперь если другой нормативно-правовой акт устанавливает отличающиеся от 44-ФЗ сроки, оплата должна производится в соответствии с нормами специального НПА. Поэтому заказчикам рекомендуется не торопиться вносить в проект контракта стандартную фразу по оплате, а изучить НПА, относящиеся к предмету соглашения.

Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1205 сократило максимальный срок оплаты поставленных ТРУ с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Данная норма распространяется на торги, в которых:

  • участники входят в перечень, обозначенный в ч. 5 ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо являются субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • все исполнители представляют собой субъекты МСП;
  • заказчик требует привлечь к проведению работ субподрядные организации, являющиеся субъектами МСП.

Данное постановление начало действовать 01.01.2020 г. и распространяется на закупки, проводимые после этой даты.

Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ

В предыдущей редакции 44-ФЗ не было ограничений относительно сроков оплаты работ по контракту. Иными словами, организатор торгов самостоятельно выбирал время оплаты, основываясь на собственных пожеланиях. После вступления в силу 83-ФЗ были зафиксированы жесткие сроки оплаты для всех соглашений, инициируемых государственными предприятиями.

Нужно понимать, что сроки оплаты относятся к наиболее важным положениям контракта. В 2020 г. в каждом документе должна содержаться полная сумма выплат, валюта, в которой средства будут переданы, и время, отведенное заказчику на их передачу исполнителю.

1. Закон предполагает несколько подходов к оплате:

  • Единовременная выплата, то есть заказчик производит полный расчет с поставщиком после выполнения условий заключенного соглашения.
  • Авансирование или получение продавцом части суммы до начала исполнения обязательств. Заказчик имеет право самостоятельно установить размер предоплаты с учетом ограничений, зафиксированных в постановлении правительства № 1551. Так, при работах по строительству либо при капитальном ремонте максимальный аванс составляет 30 % от полной суммы соглашения. Чтобы получить оставшуюся часть средств, исполнитель должен выполнить взятые на себя обязательства по договору.
  • Поэтапная оплата – используется, когда договор предполагает определенный график предоставления ТРУ. Поэтапная оплата контракта по 44-ФЗ осуществляется после завершения исполнителем отдельной части работ.

Стороны выбирают один из перечисленных вариантов на основе собственных интересов и особенностей договора. В соглашении обязательно содержится список документов, свидетельствующих о поставке продукции или завершении работ.

Читайте также: «Обучение закупкам по 44-ФЗ: требования и условия»

Часть 13.1 ст. 34 устанавливает, что у заказчика есть 30 дней, чтобы оплатить полученные по госконтракту товары или услуги. Отсчет срока начинается после предоставления документов, свидетельствующих о выполнении исполнителем обязательств. Это может быть акт приема-передачи, товарные накладные, счет-фактура, пр.

Но стоит оговориться, что закон предусматривает возможность отступления от данного правила. Иной срок оплаты услуг по контракту 44-ФЗ возможен в ситуациях, установленных Правительством РФ. Допустим, речь идет о закупках, направленных на обеспечение обороноспособности страны.

Если, согласно тендерной документации, в роли участников выступают исключительно субъекты малого предпринимательства, в силу вступает ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Это значит, что максимальный срок оплаты составляет 15 рабочих дней с момента исполнения обязательств по договору. Данная норма также действует для некоммерческих социально-ориентированных организаций (СОНКО).

Когда заказчик устанавливает в контракте большие сроки оплаты, чем указаны в законе, его действия считаются нарушением ст. 30 или 34 44-ФЗ и влекут за собой привлечение к ответственности.

За первое нарушение данных статей закона в 2020 г. должностное лицо ожидает штраф 30–50 тысяч рублей. Повторное правонарушение может привести к отстранению от занимаемой должности на 1-2 года. Данные поправки внесены в КоАП после вступления в силу 189-ФЗ. Чтобы защитить свои права, исполнитель должен внимательно ознакомиться с проектом контракта во время подготовки заявки. Если он обнаружит, что заказчик установил сроки оплаты, не отвечающие нормам закона, поставщик имеет право подать жалобу в контролирующие органы.

2. Аванс в госконтракте в 2020 г.

Часть 13 ст. 34 44-ФЗ позволяет государственным и муниципальным заказчикам установить авансовые платежи при заключении контракта. Нужно понимать, что размер аванса при оплате муниципального контракта по 44-ФЗ ежегодно определяется на правительственном уровне. На 2020 г. данная сумма зафиксирована в Постановлении Правительства РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Чтобы добиться большей эффективности расходования средств бюджетными учреждениями в положения ст. 30 ФЗ была внесена новая норма, согласно которой бюджетное учреждение, выступающее в роли заказчика и предусматривающее авансовые выплаты при заключении контракта на поставку ТРУ, обязано соблюдать требования нормативно-правовых актов. При этом во внимание принимаются акты РФ, субъектов РФ, а также положения муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения между получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Пункт 18 Постановления № 1496 позволяет федеральным бюджетным учреждениям использовать предоплату по договорам на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности РФ. Однако законодательство не должно устанавливать для конкретного случая иное правило. Авансовый платеж составляет:

  • До 30 % от суммы договора, заключенного на сумму до 600 миллионов рублей.
  • До 30 % от суммы договора более чем на 600 миллионов рублей. При этом в договор обязательно включается условие об авансировании после подтверждения поставки ТРУ. Средства переводят в объеме, соответствующем размеру поставки товара, согласно порядку санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином. Общая сумма предоплаты не может составлять свыше 70 % от суммы договора.

Названные выше ограничения действуют только в случае с договорами на строительные работы, реконструкцию и капремонт. Если предметом соглашения является текущий ремонт, данные положения не имеют силы. Подобные ремонтные работы проводятся для обеспечения надлежащего технического состояния зданий, сооружений. Надлежащим техническим состоянием принято называть сохранение параметров устойчивости, надежности, исправности конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов, а также соответствие всех перечисленных показателей нормам, установленным техническими регламентами, проектной документацией.

По остальным госконтрактам допускаются авансовые платежи в размере 30 %, 30–80 %, 30–90 % и 100 % от суммы соглашения.

Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ

В первую очередь назначается номер платежного поручения, его дата. Перечисляемая сумма прописывается от руки, как и все следующие за ней цифры.

Далее необходимо внести данные плательщика и организации. Вам потребуются: ИНН, КПП, название компании, номер расчетного счета, наименование кредитной организации, открывшей расчетный счет, и ее БИК.

Читайте также: «Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация»

После этого вписывается информация об исполнителе или получателе. При этом указываются аналогичные сведения, а также ЭТП. Также на данном этапе нужно обозначить операцию «01» и поочередный порядок платежа «5».

Далее указывается назначение платежа, при необходимости можно проставить номер аукциона в электронной форме. Также нужно будет отметить: «без НДС» либо «НДС не облагается».

44-ФЗ устанавливает на 2020 г. такие формы обеспечения, как:

  • заявка на участие;
  • исполнение соглашения – в этом случае может использоваться банковская гарантия либо денежные средства;
  • определение отличительных свойств названных видов обеспечения.

Если ИП или организация собирается выступить в роли исполнителя госконтракта, то им необходимо внести определенную сумму на расчетный счет ЭТП либо предоставить в качестве обеспечения другой вид гарантий.

Размер обеспечения заявки на участие в торгах устанавливается заказчиком и может варьироваться в пределах 0,5–5 % от начальной максимальной цены контракта. Прежде чем перечислять денежное обеспечение, важно проверить реквизиты получателя, то есть ЭТП, на которой будут проходить торги. Реквизиты всех действующих электронных площадок выложены на официальном сайте.

Предоставляемая оплата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ является для заказчика гарантией выполнения работ либо того, что при нарушении поставщиком условий соглашения он сможет вернуть понесенные убытки.

Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается на основании требований госконтракта. Данная сумма не может быть меньше авансового платежа при условии, что данный размер был заблаговременно прописан в документах по торгам.

В документации обязательно указываются реквизиты получателя обеспечения исполнения контракта, то есть заказчика. Если данная информация не была внесена либо в ней допущена ошибка, необходимо обратиться к покупателю, чтобы уточнить реквизиты.

Особое внимание рекомендуется уделить оформлению платежного поручения, а именно пункту «Статус плательщика». В этой графе ставят «01», если перечисление обеспечения исполнения контракта входит в бюджетные платежи. Если в поле «101» отметить любую другую цифру, придется также заполнить налоговую строку (поле 104–110).

Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта

Просрочка оплаты заказчиком по контракту 44-ФЗ влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Если заказчик оказался в подобной ситуации в первый раз, его должностное лицо будет оштрафовано на 30–50 тысяч рублей. Повторная несвоевременная оплата по контракту 44-ФЗ может привести к отстранению должностного лица заказчика от работы на 1-2 года.

Согласно ч. 13.1 ст. 34 началом срока оплаты считается дата подписания бумаг о приемке работ. Данное правило не зависит от особенностей ТРУ.

В качестве примера здесь можно привести решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом торгов в данном случае стал ремонт автомобильной дороги. По условиям соглашения, исполнитель должен был получить средства за работу по такой схеме:

  • оплата этапа – в течение 30 дней после подписания документов о приемке, а именно акта КС-2 и справки КС-3;
  • окончательный расчет не дольше 30 дней с момента введения дороги в эксплуатацию.

Контролеры отметили, что срок оплаты не может отсчитываться с момента сдачи объекта в эксплуатацию.

Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ

  1. Проверяйте текст соглашения, чтобы не допустить ошибок при выставлении сроков оплаты. Для СМП/СОНО они составляют 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ). Закон позволяет выбрать меньший срок, то есть временной отрезок не более 15 рабочих дней.
  2. Данный период времени не должен зависеть от поступления средств на соответствующую статью расходов, ввода объекта в эксплуатацию. Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ фиксирует такую информацию об оплате контракта по 44-ФЗ: исполнитель должен получить положенную ему сумму в течение 30 дней после проведения приемки и подписания соответствующих документов. Другие сроки здесь не допускаются.
  3. Для каждого этапа работ должен быть установлен срок оплаты. Если заказчик укладывается в 30 дней после подписания первого документа о приемке, а поставщик за это время успевает сделать несколько поставок, допускается их одновременная оплата. Если заказчик не укладывается в месяц, лучше подготовить график поставок и оплаты контракта по 44-ФЗ.
  4. Не забывайте убедиться, что срок окончательного расчета в документации соответствует графику оплаты работ – подробности можно уточнить в предписании Новосибирского УФАС от 22.09.2017 № 08-01-400. Помните, что сроки, указанные в тексте договора, не могут вступать в противоречие со сроками, установленными 44-ФЗ.
  5. Заказчик имеет право уменьшить сумму оплаты по контракту на размер начисленной неустойки, если соответствующее условие содержится в соглашении.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Часто приходится сталкиваться с вопросом о том, как исчисляется оплата контракта по 44-ФЗ – в срок 30 календарных дней или рабочих? Рекомендуется применять именно календарные дни. Также не стоит использовать период времени. То есть вместо формулировки «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи» лучше использовать «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017 г.».

Даже если при составлении контракта был просчитан срок его действия, в процессе работ могут возникнуть обстоятельства, которые приведут к изменению срока оплаты по контракту 44-ФЗ. А это станет причиной для установления нового периода исполнения обязательств поставщиком.

В какие сроки оплачиваются госконтракты по 44-ФЗ

Срок оплаты договора по 44-ФЗ — это 30 дней в общем случае и 15 дней в госзакупках для СМП.

Какие формы оплаты есть

В госконтракте обязательно должны содержаться условия: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ и услуг по 44 ФЗ. Форма оплаты предполагает, будут ли деньги переведены контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, или выплачены наличными. Порядок выплаты предполагает один из вариантов:

  • полное единовременное перечисление средств;
  • авансирование;
  • поэтапная оплата по мере исполнения контракта.

Условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы обоснованно оплатить госконтракт, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

Документ Когда оформляется
Акт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг Оформляется в момент приемки ТРУ. Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
Заключение экспертизы Приемке предшествует экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации. По ее результатам оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям
Товарная накладная Оформляется, если предметом контракта выступает поставка товара

Как оплатить полностью

Полная единовременная выплата устанавливается соглашением в случае, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не нужен аванс, и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.

По общему правилу из ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2020 году составляют не более 30 рабочих дней с момента подписания сторонами документов о приемке. Допустимо изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в сторону уменьшения: госзаказчик вправе заплатить раньше истечения предоставленного ему месяца. Увеличить 30-дневный период нельзя.

Как оплатить поэтапно

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Выплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки.

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Допустим любой размер аванса, вплоть до 100%.

Но есть Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Специальные сроки для СМП

Из общего правила, по которому установлена оплата за 30 дней по 44-ФЗ с изменениями на 2020 год, имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНО. Заплатить контрагенту по такому контракту госзаказчик обязан не позднее, чем через 15 рабочих дней после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальные сроки оплаты контрактов по 44-ФЗ с изменениями 2020 года. Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Ответственность за задержку

Законодательно жестко установлено, сколько дней сроки оплаты по контракту по ФЗ 44, —30 рабочих дней (или 15 рабочих дней для СМП). Если госзаказчик перечислит деньги позже, ему грозит:

  • уплата пени в соответствии с ч. 5 ст. 34 44-ФЗ в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Пени зависит от невыплаченной суммы. Если заказчик частично исполнил обязанности, сумма, которую он уже перечислил для расчета, не учитывается;
  • административная ответственность для должностного лица заказчика, допустившего опоздание. Ответственность наступает по ст. 7.32.5 КоАП РФ и заключается в штрафе от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
В 44-ФЗ нет исключений по сроку оплаты для закупок у единственного поставщика, которые указаны в ч. 15 ст. 34 44-ФЗ Письмо Минфина № 24-03-07/77518 от 16.11.2017

Скачать

Установлен 30-дневный срок оплаты исполнения по госконтрактам

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий максимально возможный 30-дневный срок для оплаты госзаказчиками товаров, работ или услуг с момента подписания документа об их приемке (Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 83-ФЗ). Документ вступил в силу со вчерашнего дня.

Отметим, что в законе предусматриваются исключения из общего правила о сроке оплаты. В частности, если правительством в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. А также при оплате обязательств по контрактам с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО – по ним госзаказчикам будет необходимо расплатиться в течение 15 рабочих дней. При этом ранее 30-дневный предельный срок оплаты исполненных обязательств был установлен только в отношении контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО, которые были единственными участниками закупки.

Должен ли организатор закупки давать разъяснения, если участник направит запрос о даче разъяснений положений документации позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок (то есть за 2 дня или за 1 день)? Ответ – в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что в апреле текущего года Госдумой в первом чтении принят законопроект, предусматривающий административную ответственность за нарушение срока и порядка оплаты по госконтрактам. Речь идет о дополнении КоАП новой статьей, которая предусматривает, в частности, санкцию за первое подобное нарушение в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб., за повторное, то есть совершенное в течение года после назначения наказания за первое, – дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Какие существенные условия включает госконтракт, какова процедура его исполнения, и чем грозит нарушение условий?

Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, работ или услуг с победившим в закупочной процедуре лицом, с юридической точки зрения, является договором купли-продажи, но имеет ряд существенных отличий от типового гражданского договора.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Госконтракт и гражданско-правовой договор

К отличиям этих документов относятся:

  • особый порядок определения сторон контракта;
  • наличие ряда обязательных существенных условий;
  • государственная гарантия оплаты;
  • определенные законом сроки подписания и исполнения.

В обычном гражданском договоре контрагенты выбирают друг друга по своему усмотрению, а выбор исполнителя госконтракта определяется в соответствии с положениями 44-ФЗ. Кроме того, условия гражданской сделки определяются сторонами, а условия госконтракта должны соответствовать закупочной документации, заявке или окончательному предложению исполнителя, а также требованиям ст. 34 закона 44-ФЗ.

Условия госконтракта по 44-ФЗ

Контракт должен включать следующие обязательные условия:

  • фиксированная цена на весь срок действия контракта;
  • ответственность заказчика и исполнителя за нарушение своих обязательств;
  • график исполнения контракта (если срок исполнения больше трех лет и цена контракта превышает 100 миллионов рублей);
  • процедура и сроки оплаты контракта;
  • порядок приемки результатов исполнения и оформления акта приемки;
  • размер и порядок уменьшения размера оплаты контракта на величину взыскиваемых по закону налогов;
  • срок и порядок возврата обеспечения закупки исполнителю;
  • обязанность исполнителя предоставлять сведения о привлекаемых им субподрядчиков, если цена договора с ними составляет более 10% от цены госконтракта.

Последнее условие необходимо только для госконтрактов на сумму свыше миллиарда рублей или для муниципальных контрактов на сумму свыше 100 миллионов рублей.

Вместо фиксированной цены допустимо установить максимальное значение и формулу расчета цены при закупке следующих видов услуг или работ:

  • страхование;
  • оценка недвижимости;
  • кредитование;
  • капитальное строительство;
  • поставка топлива.

Важно учесть, что Правительство РФ вправе включать в контракт по конкретной закупке дополнительные условия.

Изменение условий

Условия госконтракта допустимо изменять после подписания документа только по соглашению заказчика и исполнителя в следующих случаях:

  • когда без корректировки условий исполнение контракта невозможно;
  • при изменении требований законодательства к условиям действующих контрактов;
  • при урезании бюджета госзаказчика;
  • если внесение изменений в контракт предусмотрено закупочной документацией.

В документации о закупке может быть упомянуто, что цена контракта может быть снижена без уменьшения обязательств исполнителя.

При уменьшении или увеличении объема поставок по контракту не более, чем на 10%, цена изменяется пропорционально измененному объему поставок, при этом стоимость единицы товара, услуги или объема работ рассчитывается как отношение первоначальной цены контракта к первоначальному объему товаров, работ или услуг.

Изменение контракта из-за невозможности его исполнения на принятых условиях может потребоваться, когда на очередном этапе исполнения резко возросла стоимость сырья для производства, или существенно изменился стандарт качества закупаемых товаров, работ или услуг.

За нарушение сроков исполнения обязательств по госконтракту исполнитель несет ответственность в виде пени, равной 1/300 от ключевой ставки ЦБ (7,75), применяемой к неуплаченной сумме. При некачественном исполнении обязательств вне зависимости от соблюдения срока исполнитель подвергается штрафу, размер которого определяется условиями закупки и п. 3 Постановления Правительства №1042.

Если заказчик не составил документы о приемке товара или услуги надлежащим образом, то он несет административную ответственность в виде штрафа в размере 20000 рублей (п. 9 ст. 7.32 КоАП). За прием некачественного товара полагается штраф в размере 50000 рублей, за незаконное изменение условий госконтракта штраф для должностных лиц составит 20000 рублей, а для организаций – до 200000 рублей.

Ответственность сторон за нарушение сроков исполнения контракта и перевода средств включается отдельным разделом в проект контракта. В данном разделе необходимо указать размер пеней и штрафов, полагающихся за просрочку, а также дополнительных взысканий, определенных в закупочной документации. Стратегически важные отраслевые учреждения (Росатом, Рособоронзаказ) могут принимать нормативные акты, регламентирующие ответственность сторон в типовых проектах контрактов.

Процедура исполнения контракта

Исполнение госконтракта после его подписания сторонами регулируется Гражданским кодексом, законом 44-ФЗ и включает следующие шаги:

  1. Победитель закупочной процедуры исполняет свои обязательства и извещает об этом заказчика.
  2. Заказчик проводит экспертизу товаров, выполненной работы или предоставленных услуг.
  3. Стороны подписывают акт приемки.
  4. Заказчик перечисляет исполнителю плату, указанную в контракте, и формирует отчет об исполнении контракта.

Важно учесть, что информирование заказчика о каждом существенном этапе исполнения госзаказа является обязанностью исполнителя, а заказчик не имеет права принять товар, работу или услугу без предварительной экспертизы (п.п. 2,3 ст. 94 44-ФЗ).

Экспертиза может проводиться самим заказчиком или привлекаемой экспертной комиссией. Как правило, экспертная комиссия создается для оценки качества сложной технологической продукции, высококвалифицированной работы или специфических услуг. Порядок экспертизы госзаказов, связанных со стратегическими целями и оборонной промышленностью, регулируется постановлениями соответствующих ведомств и Правительства РФ.

С какого момента контракт считается исполненным

Контракт считается исполненным после выполнения и приемки всего объема работ, товаров или услуг и произведения оплаты в полном объеме. Если стороны контракта имеют претензии к контрагенту (например, из-за низкого качества поставленного товара или пропуска срока оплаты), то контракт считается исполненным после полного удовлетворения претензий сторон, то есть после выплаты пеней, компенсаций и т. д.

До начала исполнения контракт размещается заказчиком в ЕИС, после чего у победителя закупочной процедуры есть 5 дней на его подписание, в последующие 5 дней контракт подписывает заказчик.

Отчет об исполнении контракта публикуется в ЕИС в течение 7 рабочих дней с момента произведения оплаты исполнителю.

Варианты и сроки оплаты

Оплата госзаказа должна быть произведена в течение 30 дней после подписания сторонами акта приемки, при этом для госзаказов на нужды обороны Правительство РФ вправе устанавливать иные сроки оплаты.

Оплата в течение 15 дней после приемки производится для исполнителей, являющихся субъектами малого бизнеса, а также для некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты.

Существует два основных варианта оплаты:

  • одним платежом за весь заказ;
  • частями за отдельные этапы выполнения заказа.

Частичная оплата обычно применяется для сложных госзаказов, например, если подрядчик должен последовательно осуществить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию жилых зданий.

Следует учесть, что все платежные операции между госзаказчиком и исполнителем осуществляются через спецсчета кредитных организаций в безналичной форме.

Библиотека типовых контрактов

На официальном сайте госзакупок есть страница с библиотекой типовых контрактов по 44-ФЗ и условий к ним. В окне поиска можно найти составителя контракта по номеру ИНН, а также условия уже опубликованного контракта по ключевым словам. Опубликованные в открытом доступе типовые контракты можно сортировать по дате публикации, обновления и по номеру в реестре госзакупок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Срок оплаты по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *