Сроки давности по налогам

Как определяется срок давности по налогам в 2018-2019 годах?

Налоговая служба в последнее время применяет все возможные инструменты для обеспечения уплаты налогов в срок. Один из таких инструментов – взыскание недоимки и штрафов по налогам. Однако привлечь к ответственности должника можно только в ограниченный период времени. Какие бывают сроки давности по налогам и как они рассчитываются – мы разобрались и делимся с вами.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям.

    В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).

  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.

Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

Таким образом, после получения из ИНФС требования об уплате налогов его нужно исполнить обычно в течение 8 рабочих дней. В противном случае, через 2 месяца стоит ждать повестки в суд.

В каких случаях срок исковой давности может быть увеличен

Итак, после возникновения долга в течение 3 месяцев налоговая может выставить требование, если его не оплатить – то еще через 2 месяца может подать в суд.

Но бывает так, что ИФНС не подает в суд на должника в установленный срок. Причин может быть несколько, основная из них – сильная загруженность налоговиков, которые не всегда могут найти время для взыскания долга в несколько тысяч рублей.

В этом случае, выждав все сроки исковой давности (то есть, 6 месяцев со дня, указанного в требовании), должник думает, что освободился от своего долга. Однако срок исковой давности может быть восстановлен судом.

Основное условие для того, чтобы суд принял такое решение – это то, что сроки исковой давности были пропущены по уважительной причине. В каждом конкретном случае причины восстановления срока рассматриваются индивидуально.

При этом Пленум Высшего арбитражного суда указывает, какие причины суд не сможет принять для восстановления сроков исковой давности:

  • задержки из-за согласования с руководством вопроса о подаче судебного иска;
  • командировка или отпуск ответственного сотрудника ИФНС;
  • смена руководства или иные кадровые перестановки в налоговой;
  • другие внутренние организационные причины.

Поэтому, если ИФНС подаст иск в суд после окончания установленных сроков, суд будет смотреть – насколько уважительной была причина для задержки.

Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения продлеваться или восстанавливаться не может. Поэтому, если прошло больше 3 лет – то в любом случае налоговый орган не сможет принять решение о взыскании, или это решение будет легко обжаловать в суде.

Проверка прошла, что дальше?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 1 апреля 2016 г.

Содержание журнала № 8 за 2016 г.Е.А. Шаронова, экономист

Отражение результатов налоговой проверки в учете

Самое неприятное, что по итогам проверки (как камеральной, так и выездной) иногда приходится платить доначисленные налоги, штрафы и пени. Результаты проверки организации должны отразить и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

А предпринимателям немного проще, они должны учесть все доначисления только в налоговом учете, поскольку бухучет они не ведутч. 2 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Наводим порядок в бухучете

Даже если организация не согласна с решением ИФНС и собирается его оспаривать (в том числе в суде), лучше сначала уплатить все доначисленные налоги. Ведь если вам удастся отстоять доначисления (полностью или частично), вы потом вернете уплаченные в бюджет суммы или зачтете их в счет будущих платежей. А вот пени начисляются до тех пор, пока за вами числится недоимка по налогу (если только суд не отменит суммы доначислений полностью)п. 3 ст. 75 НК РФ. Так что чем раньше вы рассчитаетесь с бюджетом, тем меньшую сумму пеней вам придется уплатить.

Многие бухгалтеры задают вопрос, нужно ли отражать в бухучете доначисленные налоги по итогам камеральных и выездных налоговых проверок с применением ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то есть в зависимости от даты утверждения бухотчетности и от существенности ошибки. Или же можно ПБУ 22/2010 не применять, а отражать все доначисления текущим периодом на дату вступления в силу решения по проверке, поскольку организация считает, что она все операции ранее отражала правильно.

Вот что по этому поводу думают аудиторы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

“В силу п. 2 ПБУ 22/2010 ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности организации. Это означает, что любое неправильное отражение операций на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» является бухгалтерской ошибкой.

Как указано в ПБУ, ошибка может быть обусловлена, в частности: неправильными классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухотчетности, и т. д.

То есть если происходит доначисление налога, значит, организация все же нарушила положения налогового законодательства (по крайней мере, либо она не оспаривала мнение налогового органа, либо суд ее не поддержал). Поэтому можно говорить о неправильных действиях бухгалтера при отражении налога в проверяемом периоде.

Можно, конечно, пытаться апеллировать к фразе «Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности»п. 2 ПБУ 22/2010. Но это означает, что на момент проведения проверки и признания налогового нарушения существуют новые требования налогового законодательства, которые организация не применяла и не могла применить при формировании деклараций в проверяемых периодах, чего быть никак не может. Подчеркнем, что ошибкой является любое неправильное отражение операций в учете и отчетности, даже если бухгалтер (физическое лицо) чего-то не знал. Суть в том, что организация в целом имела (опять же по мнению налогового органа) всю информацию для правомерного формирования налоговых баз и сумм налогов.

Таким образом, ответ только один — бухгалтерские записи и действия должны выполняться строго по нормам ПБУ 22/2010, иначе это тоже станет бухгалтерской ошибкой”.

При отражении в бухучете доначислений по налоговой проверке датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения по проверке, на которую и надо сделать все исправительные проводки. А кроме того, на порядок отражения записей по счетам также будет влиять такой критерий, как существенность ошибки.

Как правило, налоговые проверки проводятся за предыдущие годы и на дату вступления в силу решения по проверке бухгалтерская отчетность за эти годы уже утверждена.

Если ошибка несущественная и она затронула финансовый результат, тогда используется счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», и все исправительные проводки делаются на дату обнаружения ошибки без ретроспективного пересчетапп. 9, 14 ПБУ 22/2010.

Если ошибка существенная и она затронула финансовый результат, то в этом случае всегда затрагивается счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и делается ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухотчетности за прошлые годып. 9 ПБУ 22/2010. Но это происходит только в том случае, если доначисления по проверкам очень большие.

Лишь малые предприятия, которые имеют право составлять упрощенную бухотчетность, могут исправлять существенные ошибки так же, как и несущественные, в периоде обнаружения и не делать ретроспективный пересчетп. 9 ПБУ 22/2010.

Далее мы рассмотрим порядок отражения доначислений по налоговой проверке, когда они не признаются существенной ошибкой. В этом случае все исправительные записи надо сделать в текущем периоде на дату вступления в силу решения по проверке. Причем отражение сумм в учете будет зависеть от вида доначислений и их причины.

Вид операции Дт Кт
Доначислены налоги, которые учитываются в расходах при налогообложении: налог на имущество, транспортный, земельный налоги 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по соответствующему виду налога
Счет 91 используется, когда отчетность за год, в котором выявлены нарушения (не были начислены налоги), на дату вынесения решения уже подписана
Доначислены налог на прибыль/налог при УСН/ЕНВД 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Начислены штрафы и пени по налогам 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Доначислен НДФЛ, который можно удержать из доходов работника 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
Удержан НДФЛ из выплат работнику 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Проводки по отражению в учете доначисленного НДС приведем в отдельной таблице.

Причина доначисления НДС Нарушение допущено в году, отчетность за который еще не подписана Нарушение допущено в году, отчетность за который уже подписана
Не начислен НДС при реализации/НДС начислен по заниженной ставке (10% вместо 18%) Доначислен НДС:

  • <или>Дт 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС», – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС»;
  • <или>Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС» (если доход, с которого не был начислен НДС, учтен на счете 91)
Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС»
Не восстановлен НДСп. 3 ст. 170 НК РФ Доначислен НДС: Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС».
Восстановленный налог включен в расходы: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Неправомерно принят к вычету входной НДС Доначислен НДС: СТОРНО Дт 68, субсчет «Расчеты по НДС», – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Доначислен НДС: Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС»
Входной НДС списан на расходы: Дт 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы»; 44 «Расходы на продажу»; 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»;
91, субсчет 2 «Прочие расходы») – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» (на тот же счет, на который была списана стоимость этого объекта)
Входной НДС списан на расходы: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Входной НДС включен в стоимость объекта: Дт 01 «Основные средства» (04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары») – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» (если стоимость объекта еще не списана на расходы)
Доначислена амортизация по ОС (НМА), стоимость которых увеличена на доначисленный НДС: Дт 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») – Кт 02 «Амортизация основных средств» (05 «Амортизация нематериальных активов») Доначислена амортизация за текущий год по ОС (НМА), стоимость которых увеличена на доначисленный НДС: Дт 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») – Кт 02 «Амортизация основных средств» (05 «Амортизация нематериальных активов»)
Доначислена амортизация за прошедшие годы по ОС (НМА), стоимость которых увеличена на доначисленный НДС: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 02 «Амортизация основных средств» (05 «Амортизация нематериальных активов»)

Наводим порядок в налоговом учете

Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах суммыпп. 2, 4 ст. 270, подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ:

  • доначисленного налога на прибыль/налога при УСН/ЕНВД/НДФЛ;
  • пеней и штрафов.

А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:

  • организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверкеподп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158. Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решенияПисьмо Минфина от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158;
  • предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налоговст. 221 НК РФ;
  • организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налоговподп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, ст. 221 НК РФ.

Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:

  • НДС, который вы не начислили при реализации.

По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расходахПостановления Президиума ВАС от 09.04.2013 № 15047/12; АС ВВО от 07.05.2015 № А11-4982/2014; ФАС СЗО от 02.04.2013 № А42-1576/2012. Ведь получается, что этот НДС:

  • покупателю не выставлялся/не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
  • исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.

Имейте в виду, что включать сумму доначисленного с реализации НДС в расходы вы можете, если готовы отстаивать свою позицию в суде;

  • входной НДС, который вы неправомерно приняли к вычету:
  • <или>по дефектному счету-фактуре;
  • <или>по счету-фактуре от недобросовестного контрагента;
  • <или>из-за превышения норматива «прибыльных» расходов.

Напомним, к вычету можно принять только ту сумму входного НДС, которая относится к представительским расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в пределах норматива — не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный/налоговый периодп. 7 ст. 171, п. 2 ст. 264, п. 1 ст. 221 НК РФ; Письма Минфина от 02.06.2014 № 03-07-15/26407; УФНС по г. Москве от 19.08.2013 № 13-11/083321@; Постановление Президиума ВАС от 06.07.2010 № 2604/10. А поскольку представительские расходы сверх этого норматива в «прибыльные» расходы не включаются, то и сумму НДС, относящуюся к ним, к вычету заявить нельзя;

  • НДС, который вы не восстановили, хотя должны были это сделать в таких случаях:
  • <если>вы передали имущество в качестве вклада в уставный капиталподп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ;
  • <если>НДС принят к вычету с уплаченного аванса, а впоследствии вы приняли к вычету НДС и при оприходовании товаров (работ, услуг), полученных в счет этого авансаподп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Можно учесть в прочих расходах на дату вступления в силу решения по проверке:

  • восстановленный налоговиками НДС во всех случаях, кроме двух вышеуказанныхподп. 2, 4—6 п. 3 ст. 170 НК РФ;
  • принятый к вычету входной НДС, который надо было учесть в стоимости товаров, работ, услуг (кроме ОС и НМА), при условии, что сама стоимость уже учтена в расходахп. 2 ст. 170 НК РФ. Если же стоимость товаров (работ, услуг) еще не включена в расходы, тогда на НДС надо увеличить стоимость этих товаров (работ, услуг).

Если же вы приняли к вычету НДС, который нужно было учитывать в стоимости ОС/НМА, тогда вам нужно включить его в их первоначальную стоимостьп. 2 ст. 170 НК РФ. После этого надо доначислить амортизацию с даты введения ОС/НМА в эксплуатацию до даты вступления в силу решения по проверке. И эту сумму амортизации единовременно включить в прочие расходы.

***

Если организация не согласна с решением налоговиков по проверке и намерена его обжаловать в УФНС или в суде, тогда все доначисления в бухгалтерском и налоговом учете надо делать на дату вступления в силу решения по жалобе (в том числе апелляционной) или решения суда. Но поскольку процесс обжалования может затянуться на длительный период (особенно при оспаривании в суде), то сумму доначисленных налогов в бухучете можно отразить как оценочное обязательство: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 5 ПБУ 8/2010. При этом не забудьте в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах в таблице 7 отразить информацию об оценочном обязательствеПриказ Минфина от 02.07.2010 № 66н.

Списание задолженности по налогам

Актуально на: 1 февраля 2018 г.

Случаи, когда задолженность по налогам признается безнадежной к взысканию и списывается, установлены НК РФ. К таким случаям, в частности, относятся (ст. 59 НК РФ):

  • ликвидация организации;
  • признание ИП банкротом;
  • смерть физлица;
  • принятие судом акта об утрате налоговым органом права взыскать недоимку в связи с истечением срока взыскания.

Однако в 2018 году, в связи с принятием ряда законодательных актов, ожидается списание налоговой задолженности и по иным основаниям. Подробнее об этом напомним в нашем материале.

Списание задолженности по имущественным налогам физлиц

Что касается физических лиц, не являющихся ИП, то ФЗ о списании задолженности по налогам от 28.12.2017 № 436-ФЗ признает безнадежной образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015 недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, а также пеням по этим налогам (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Следовательно, такие долги физлиц подлежат списанию. При этом для заявления о списании задолженности по налогам образец приводить не будем, поскольку списание безнадежной задолженности будет производиться налоговой инспекцией самостоятельно и без участия налогоплательщиков.

Важно помнить, что для того, чтобы быть списанной, налоговая задолженность должна числиться по состоянию на 01.01.2015. Ведь, скажем, списание транспортного налога (задолженности) физических лиц в 2018 году за 2014 и последующие годы законодательно не предусмотрено, поскольку отражен этот налог в качестве задолженности будет уже после 01.01.2015.

НДФЛ физлиц тоже спишут?

Что касается НДФЛ, то списание задолженности по налогам с физических лиц предусмотрено в отношении их доходов, полученных с 01.01.2015 до 01.12.2017, но при получении которых НДФЛ не был удержан налоговым агентом, а сам налоговый агент о невозможности удержания НДФЛ сообщил в налоговую инспекцию. При этом так называемая «налоговая амнистия» по НДФЛ не распространяется на следующие доходы (пп. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ):

  • в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
  • в натуральной форме, определяемых в соответствии со ст. 211 НК РФ, в т.ч. подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Списание задолженности по налогам ИП: ПФР тоже участвует

Закон о списании задолженности по налогам с 2018 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ) предусматривает, что в отношении ИП, а также лиц, утративших статус ИП, признаются безнадежными и списываются образовавшиеся на 01.01.2015 долги (в т.ч. пени и штрафы) по любым налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ) (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

Кроме того, у ИП будет списана задолженность по страховым взносам, которая образовалась до 2017 года, а также пени и штрафы по такой задолженности (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

Списание налоговой задолженности юрлиц в 2018 году

  • недоимка по страховым взносам, пени и штрафы с нее, которые образовались по состоянию на 01.01.2017, данные о которых были переданы налоговикам от ПФР и ФСС, а налоговые органы утратили возможность взыскания этих сумм;
  • суммы страховых взносов, пеней и штрафов, которые были доначислены ПФР и ФСС в 2017-2018 годах за периоды, истекшие до 01.01.2017, но по ним истек срок взыскания до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговые органы.

Обращаем внимание, что конкретные сроки списания задолженности по налогам в 2018 году не установлены.

Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц

Уклонение от уплаты налогов является налоговым преступлением. Обязанность налогоплательщиков платить налоги, сборы и взносы устанавливает ст. 45 НК РФ. Также в кодексе установлены сроки дав­но­сти, в которые с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать недоимку.

Важно помнить, что ответственность за налоговые правонарушения регулирует НК, а за преступления — УК.

Срок давности налоговых правонарушений для юридических лиц

При неуплате налога в срок ИФНС направляет на­ло­го­пла­тель­щи­ку тре­бо­ва­ние. Согласно ст. 69 НК РФ, его нужно исполнить за восемь дней, если более продолжительный период не указан в документе.

Налоговый орган может взыскать недоимку в бесспорном порядке, если юридическое лицо не оплатит задолженность по требованию. Ре­ше­ние о взыс­ка­нии выносят в те­че­ние двух ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, уста­нов­лен­но­го в тре­бо­ва­нии об упла­те на­ло­га. Налоговики производят взыскание в первую очередь со счетов организации–должника.

Спустя два месяца за­дол­жен­ность можно взыскать толь­ко в су­деб­ном по­ряд­ке. На это у налоговиков есть еще четыре месяца, которые и составляют срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

Однако на решение о взыскании неуплаты за счет имущества организации у налоговиков есть целый год после ис­те­че­ния срока тре­бо­ва­ния об упла­те. Затем в течение еще двух лет они могут об­ра­тить­ся в суд.

Давность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение — это период, когда ИФНС начисляет штраф за задолженность. Срок дав­но­сти зависит от вида пра­во­на­ру­ше­ния.

Согласно ст. 113 НК РФ, юридическое лицо можно при­влечь к от­вет­ствен­но­сти и начислить ему штраф, если не про­шло три года:

  1. 1. со дня совершения налогового правонарушения;

  2. 2. со дня, следующего за налоговым или расчетным периодом, в котором совершено правонарушение.

Второй пункт актуален в случае грубых нарушений налогового кодекса, занижения налоговой базы. Первый пункт применяют в большинстве остальных случаев.

Налоговое преступление — это сокрытие денежных средств либо имущества организации, вследствие чего происходят недоимки по налогам, сборам и страховым взносам. За такие действия установлен штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет.

За то же преступление, совершенное в особо крупном размере, уголовный кодекс предусматривает штраф в размере до 2 млн рублей либо лишение свободы на срок до семи лет.

Первое основание, по которому прекращается уголовное преследование по налоговому преступлению — это возмещение в полном размере недоимки, штрафов и пеней. Юридическое лицо должно возместить ущерб, причиненный бюджету, до назначения судебного заседания. Такой порядок установлен ст. 28.1 УПК РФ.

Второе основание — это давность. Точнее, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 78 УК РФ. Он зависит от тяжести преступления:

  • для преступлений небольшой тяжести — два года;

  • после преступлений средней тяжести — шесть лет;

  • для тяжких преступлений — десять лет;

  • после особо тяжких преступлений — 15 лет.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Важно: если организация впервые нарушила закон, и совершила преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, оно может быть освобождено от уголовной ответственности. Условие — полное возмещение ущерба, причиненного бюджету.

Срок налоговой давности

Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

  1. сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

  2. срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

  3. срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

  4. срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Сроки давности по налогам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *