Сроки перерасчета пенсии

Какие сроки существуют для перерасчета пенсии

Статья 23. Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии

Комментарий к статье 23

1. Комментируемая статья определяет сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. В данной статье воспроизведены положения ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, определявшие сроки перерасчета размера трудовой пенсии, но эти положения претерпели изменения, о которых сказано ниже.
В части 1 комментируемой статьи установлены общие правила о сроках перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, которые не применяются лишь в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 данной статьи, т.е. при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, а также при достижении лицом, получающим страховую пенсию по старости, возраста 80 лет.
В соответствии с общими правилами, которые закреплены в ч. 1 комментируемой статьи, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Таким образом, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в сторону уменьшения без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных комментируемым Законом и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении в качестве оснований для снижения размера пенсии, фиксированной выплаты.
Часть 1 комментируемой статьи воспроизводит с терминологическими изменениями положения п. 1 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ). В отношении возложения на граждан обязанности обратиться с заявлением о перерасчете трудовой пенсии в сторону увеличения в Определении КС России от 15 ноября 2007 г. N 752-О-О <1> отмечалось, что это положение обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению (Определения КС России от 23 мая 2006 г. N 159-О и от 21 декабря 2006 г. N 577-О), — производить перерасчет размера страховой части трудовой пенсии через 12 полных месяцев со дня ее назначения либо со дня предыдущего перерасчета (п. 3 ст. 17 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях) или отказаться на соответствующий период от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии (полностью или в определенной им части); при этом не полученные пенсионером суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет (п. 4 ст. 17 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях) и будут учтены при последующем перерасчете.

2 — 3. В части 2 комментируемой статьи установлено условие приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии — это одновременное представление пенсионером необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем. При этом предписано учитывать положения ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона. Речь идет о том, что пенсионер не должен представлять документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (см. комментарий к указанной статье).
Подобным образом, но не так детально, в п. 2 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ) предусматривалось, что заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Часть же 3 комментируемой статьи содержит нововведение, обязывающее орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дать лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
4 — 5. Положения ч. 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают специальные правила о сроках перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Речь идет о правилах, специальных по отношению к общим правилам ч. 1 данной статьи о сроках перерасчета размера страховой пенсии, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Ранее такие специальные сроки перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности предусматривались положениями п. 3 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
В части 4 комментируемой статьи определены сроки перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в случаях установления группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты:
1) при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, перерасчет производится со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности на основании документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Пункт 3 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях содержал такие же, но менее детальные положения. Так, в указанном пункте предусматривалось лишь то, что при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, перерасчет производится со дня вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующего решения;
2) при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения, перерасчет производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности. Тем самым воспроизведены с терминологическими изменениями положения п. 3 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, определявшие порядок перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.
Часть 5 комментируемой статьи определяет срок перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет — перерасчет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста без истребования от него заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Данная часть содержит более детальную регламентацию по сравнению с положениями п. 3 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, которыми предусматривалось лишь то, что перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста.
6 — 7. В положениях ч. 6 и 7 комментируемой статьи определены сроки рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления о перерасчете размера страховой пенсии. Часть 6 данной статьи устанавливает общее правило, согласно которому такое заявление рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней: либо со дня приема заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона (об этих положениях говорилось выше), которые он вправе представить по собственной инициативе; либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Ранее п. 4 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ) также устанавливал, что заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) рассматривается не позднее чем через пять дней, но лишь со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Случай же истребования документов в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях учтен не был, хотя само такое истребование данным Законом предусматривалось (см. комментарий к ст. 21 Закона).
Соответственно, в ч. 7 комментируемой статьи содержится нововведение, предоставляющее органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, право приостановить срок рассмотрения заявления в случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов. Приостановление срока рассмотрения заявления согласно данной части осуществляется на период до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
8. Часть 8 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводя положения п. 4 ст. 20 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ), на случай отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии возлагает на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность известить о принятом решении заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и возвратить все представленные заявителем документы. Данная обязанность подлежит исполнению не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения указанного решения. О порядке обжалования и оспаривания решений территориальных органов ПФР см. комментарий к ст. 21 Закона.

Сроки назначения пенсий

Для назначения пенсии граждане подают заявление и необходимые для назначения пенсии документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором это заявление рассматривается в течение 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии. Пенсионный фонд рассматривает заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости). Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
За исключением:

  • Случаи установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет
  • А также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), в следующих случаях:

  • трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) — со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
  • трудовая пенсия по инвалидности — со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца — со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией;
  • трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №173 ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности,социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов

Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды – когда гражданин как правило не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.

С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые» периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода в страховой стаж.

Документы, подтверждающие соответствующие «нестраховые» периоды определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.

При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений, представление гражданином документов не требуется.

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.

Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру (например: приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии), пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.

К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:

  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
  • прохождение военной службы по призыву;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
  • служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»: прохождение гражданами Российской Федерации, военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета;
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Стоит учитывать, что за перерасчетом пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера (или его представителя) поданного в территориальный орган ПФР по выбору заявителя.
В случае подачи гражданином заявления о перерасчете размера пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, не осуществляющий ему выплату пенсии, данный территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересылает, в том числе в электронной форме, заявление и документы, представленные заявителем, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии гражданину, не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления.

Помимо заявления также понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет – свидетельство о рождении, паспорт ребенка).

Заявление о перерасчете размера пенсии может быть подано в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг» и сайте ПФР.

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении территориального органа ПФР . Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.

Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.

Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:

  • наличие нестраховых периодов до 2015 года, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов;
  • наличие нестраховых периодов начиная с 2015 года до даты назначения страховой пенсии, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов.

Заявление на перерасчет размера пенсии

Сейчас в России формируется новый порядок формирования пенсионных выплат, в основе которого три важных показателя. На размер пенсии влияет пенсионный стаж и так называемый ИПК – индивидуальный коэффициент, при помощи которого рассчитывается выплата. Итоговая пенсия включает два части: накопительную и страховую. В системе оказываются те граждане, кто родился после 1967 года. Перерасчет пенсии для родившихся до 1967 года происходит по-другому чем остальным. В этом для многих кроется причина трудного понимания пенсионной реформы.

Законодательная база

Начисление, расчёт и порядок оформления и выдачи пенсионного довольствия для всех категорий граждан рассматривается в основных актах:

  • ФЗ-173 «О трудовых пенсиях» (2001);
  • ФЗ-400 «О страховых пенсиях» (2013);
  • Региональные законодательные акты.

В этих документах рассматривается порядок выплат и для граждан, не попавших в основную пенсионную реформу по возрасту. Связано это с тем, что основной стаж граждан, рождённых раньше 1967 года (женщины) и 1963 года (мужчины), пришёлся на период до 2002 года.

Компоненты пенсии

Пенсии тех, кто вступает в пенсионный возраст после перехода на новый прядок, состоят из двух компонентов: страховой части, которую формирует работодатель своими отчислениями в фонд, и накопительной, на размер которой может влиять сам будущий пенсионер.

Пенсионеры, рождённые до 1967 года, не имели возможности формировать накопительную часть, поэтому для них принят иной порядок:

  • Базовая часть – ежемесячная выплата, существующая как гарантия от государства. Она небольшая, выплачивается из федерального бюджета, ежегодно индексируется в связи с экономической ситуацией. Базовая пенсия бывает обычной и повышенной. Последняя выплачивается особым социальным категориям: инвалидам I группы, пенсионерам, рождённым до 1940 года (старше 80 лет), со стажем работы в условиях Крайнего Севера больше 20 лет.
  • Страховая часть – высчитывается в зависимости от трудового стажа. Во внимание принимаются размер заработной платы, процент от которой работодатель переводил в Пенсионный фонд за работника, срок трудовой деятельности.

Страховая часть – основа пенсии, но её размер оказывается ниже прожиточного минимума. Поэтому к пенсиям добавлена базовая выплата, чтобы хоть немного повысить качество жизни пенсионеров до 1967 года рождения.

Что такое пенсионные баллы

Размер страховой части рассчитывается по ИПК – индивидуальному пенсионному коэффициенту пенсионера. По нему определяется сумма ежемесячного довольствия гражданина, вступившего в пенсионный возраст.

Для граждан до 1967 года рождения принята иная система перевода трудового стажа в баллы, чем для более молодых граждан. Их основной период трудовой деятельности приходился на период до 2002 года (в этом году стартовала пенсионная реформа, и граждане, трудившиеся при Советской Власти, фактически потеряли свои пенсионные права). Эта же система подсчёта баллов сохраняется для иных льготных категорий: тех, у кого была другая выработка, специфический уровень заработной платы; тяжёлые условия труда (в условиях Крайнего севера, на вредных производствах, на опасных работах)

Алгоритм подсчёта баллов ИПК для этих категорий:

  1. Рассматривается выработка, в итоге получается соответствующий стажевый коэффициент (о нём подробнее ниже);
  2. Во внимание принимается размер зарплаты (о зарплатном коэффициенте ниже);
  3. Два предыдущих показателя перемножаются;
  4. Полученная цифра умножается на 1671;
  5. Применяется валоризация – переоценка труда согласно современным реалиям, некая попытка государства восстановить в пенсионных правах граждан, трудившися в Советском Союзе). Правила такие: показатель увеличивается на 10% и по 1% за каждый период свыше основного стажа.
  6. От полученной цифры отнимают 450 (фиксированная выплата, которая была в 2002 году);
  7. Результат умножается на 5,6148 (суммарный коэффициент индексации пенсий).

Стажевый коэффициент – опора пенсии

Есть правила выявления коэффициента по выработке:

  • Мужчины с трудовым стажем до 24 лет имеют стажевый коэффициент 0,55;
  • Мужчинам с трудовым стажем 25 и более лет – к коэффициенту 0,55 прибавляется по 0,01 за каждый год сверх основного стажа (максимальное значение 0,75);
  • Женщины с трудовым стажем до 19 лет (основной) имеют стажевый коэффициент 0,55;
  • Женщинам с трудовым стажем сверх основного добавляется 0,01 за каждый последующий год (максимальное значение так же 0,75 в соотвествии с ФЗ-400).

Важно! Согласно данной системе расчёта во внимание берётся стаж до 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин. Если гражданин проработал больше, его максимальный стажевый коэффициент останется на уровне 0,75.

Зарплатный коэффициент – второй «кит», на котором держится пенсия

Зарплатный коэффициент – это отношение размера заработной платы будущего пенсионера к средней зарплате по стране за указанный период. Максимальное значение коэффициента – 1,2. Если полученное соотношение больше, все равно применяется коэффициент 1,2.

Пример расчёта по формуле

Рассмотрим:

  • Трудовой стаж гражданина, рождённого до 1967 года, на 2002 год оказался 40 лет. Стажевый коэффициент: 0,55 (за 25 лет) + 0,15 (за 15 лет сверх основного стажа) = 0,70.
  • За основу зарплатного коэффициента взят период работы с 1995 по 2000 годы, в это время гражданин получал ежемесячную оплату труда 10 000 рублей, а в среднем по стране она составляла 8 000 рублей. 10 000/8 000 = 1,25. Зарплатный коэффициент для расчёта пенсии максимальный – 1,2.
  • 0,70*1,2=0,84.
  • 0,84*1671=1403,64.
  • 1403,64-450=953,64.
  • Валоризация добавляет к полученному значению 45% — 1382,778
  • 1382,778*5,6148=7764,02 рубля. Это размер страховой части.
  • В 2020 году размер базовой части – поддержке от государства – равен 5686,25 рубля. Если добавить эту сумму к страховой части, получится 13450 рубля 27 копеек. Это размер пенсии.

Нововведения и перерасчёт пенсий

В 2019 году расчёт пенсий для граждан до 1967 года рождения осуществляется по новым правилам:

  • Если трудовой стаж больше 35 лет, можно рассчитывать на доплату.
  • Доплаты повышаются для тех, чей стаж больше 40 для женщин и 45 лет для мужчин.
  • Зарплатный коэффициент влияет на ИПК. Чем выше зарплатный балл – тем выше пенсионный балл. Минимальное значение коэффициента разное в зависимости от года выхода на пенсию – от 6,6 в 2015 до 30 с 2025 года. Коэффициент можно увеличить, если продолжать работать. В стаж включаются трудовые дни, за которые шли отчисления в пенсионный фонд.
  • Пенсия в 2020 году будет складываться из трёх компонентов: базовой, страховой и накопительной (если гражданин успел поучаствовать в системе обязательного пенсионного страхования и имеет накопления). Базовая – 450 рублей в месяц для лиц, рождённых с 1940 по 1967 год.
  • Расчёт страховой доли производится по формуле: Пенсионные баллы * Цена балла * повышающий коэффициент + фиксированная часть, умноженная на повышающий коэффициент, если он есть.

Таким образом, пенсионер, рождённый до 1967 года, может повысить свою пенсию, если будет продолжать работать и участвовать в ОПС.

Как добиться перерасчёта пенсии

Если пенсионер по достижению возраста обретения пенсионного права продолжил официально работать, он ежегодно будет увеличивать свой пенсионный балл. Чтобы это отразилось на пенсии, нужно получить справку о зарплате с места работы и предоставить её в Пенсионный Фонд. В справке должны быть отражены:

  • Уровень заработной платы;
  • Количество отчислений в пенсионный фонд за этот период.

Вместе со справкой потребуется заполнить заявление на перерасчёт. Оно будет рассмотрено в течение 10 дней.

Полный комплект документов включает:

  • Паспорт;
  • ИНН;
  • Копия трудовой книжки;
  • Справка о зарплате и отчислениях;
  • СНИЛС;
  • Пенсионное удостоверение;
  • Заявление.

Пример расчёта пенсии в 2020 году для гражданина, рождённого до 1967 года

Гражданин планирует выйти на пенсию в 2020 году. Он вот-вот достигнет возраста 60,5 лет, а значит, может рассчитывать на пенсию уже в первом полугодии 2020 года.

Он достиг всех показателей: превысил ИПК 18,6, и трудовой стаж 11 лет.

Расчитываем его будущую пенсию.

Расчёт пенсии – вопрос очень сложный. Базовые формулы не учитывают индивидуальных особенностей: например, работу на вредном производстве или Крайнем севере. Стаж складывается не только из трудовых дней, к нему добавляются периоды ухода за ребёнком до 1,5 лет, постановка на учёт в центре занятости, служба в армии и другие периоды. Чтобы точно узнать итоговый размер пенсии, нужно заблаговременно до выхода на пенсию предоставить все документы в Пенсионный Фонд, чтобы сотрудники произвели расчёт. Если итоговая сумма оказывается меньше прожиточного минимума, пенсионеру полагаются надбавки. Прожиточный минимум в каждом регионе разный.

Сроки перерасчета пенсии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *