Сроки рассмотрения административного заявления

Содержание

Административный иск на судебного пристава-исполнителя: правила составления, сроки подачи и рассмотрения

В 2015 году вступил в силу КАС, с этого момента все дела административной подсудности рассматриваются исключительно с соблюдением требований этого кодекса. В порядке статьи 218 КАС в административном суде можно обжаловать действия должностных лиц, включая судебных приставов.

Заявление подается независимо от того, была ли предварительная жалоба вышестоящему руководству работника исполнительной службы.

Какие действия подлежат обжалованию

Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:

  • если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
  • провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
  • истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
  • временно ограничил право выезда за пределы страны;
  • необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.

И самая обширная группа исковых заявлений на бездействие пристава, то есть должностные лица затягивают возбуждение исполнительного производства либо не принимают никаких мер по поиску должника.

Куда обращаться, срок

Подача административного иска на судебного пристава-исполнителя производится в районный суд по месту соответствующего территориального ФССП.

Подать иск необходимо на протяжении 10 дней с момента, как заинтересованному лицу стало известно, что нарушены его права либо пристав бездействует. Если пропущен срок, то вместе с иском подается ходатайство о восстановлении пропущенного срока, но с обязательным указанием уважительных причин.

На процедуру рассмотрения заявления отводится 10 дней. В ряде случаев срок может быть продлен, если материалы дела требуют дополнительного разбирательства, но не более чем на 1 месяц.

Досудебное урегулирование

Перед тем как составить и направить административное исковое заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, рекомендуется провести ряд досудебных процедур.

Прежде всего, следует запросить непосредственно у пристава объяснение относительно неисполнения им своих должностных обязанностей. После получения пояснения можно обратиться к вышестоящему руководству. Понятное дело, что ожидать каких-либо серьезных мер не стоит, но эти документы позволят доказать суду, что его вмешательство в конкретное исполнительное производство необходимо и подача иска обоснована.

У заинтересованного лица также есть право на обращение в прокуратуру. Если действительно прокуратура выявит нарушения должностных обязанностей со стороны пристава, то она даже поможет с составлением искового заявления.

Образец жалобы на бездействие судебных приставов вышестоящему руководству

Законодательством не предусмотрена унифицированная форма такого документа, поэтому его составляют с учетом требований, предъявляемых к подобным видам документов. Вначале составляется «шапка» документа, где указывается, кому адресована жалоба, затем прописываются реквизиты заявителя и в отношении кого выдвигаются требования. В основной части документа прописывается краткая суть и обстоятельства, которые дали заявителю повод обратиться с жалобой. В конце указываются требования. Это может быть прошение о прекращении нарушений или возобновлении законных интересов, прочие требования. При необходимости к жалобе на бездействие судебных приставов (образец приводится ниже) прилагаются копии документов, подтверждающие изложенные в обращении факты.

Действующим законодательством предусмотрен сокращенный срок рассмотрения таких жалоб – 3 дня. Вышестоящее руководство пристава может принять решение об обоснованности претензий и обязать сотрудника прекратить неправомерные действия либо отказать заявителю, вынеся соответствующее решение, с обоснованием причин.

Форма и содержание иска

Административный иск на постановление судебного пристава-исполнителя должен составляться в письменной форме. Если заявление пишется от руки, то необходимо писать разборчиво, без помарок.

В «шапке» документа указываются реквизиты суда, ответчика и истца. Далее идет название документа, к примеру: «Административный иск об оспаривании действий судебного пристава». В основной части прописывается краткая суть сложившейся ситуации, с указанием реквизитов исполнительного документа. Затем следует прописать, каким образом были нарушены права заявителя, желательно со ссылками на нормативные акты.

В последней части основного текста указываются требования, то есть то, что хочет получить в итоге заявитель. Затем прописывается перечень прилагаемых документов, проставляется подпись, ее расшифровка и дата составления иска.

Структура документа

Административный иск на судебного пристава-исполнителя не имеет унифицированной формы, тем не менее при его составлении следует опираться на статью 220 КАС. Согласно требованиям этой статьи заявление должно иметь следующую структуру:

  • наименование органа, куда подается иск;
  • данные заявителя;
  • данные представителя заявителя, если иск подается через доверенное лицо (с приложением копии доверенности);
  • данные исполнителя, действия или бездействие которого подлежит обжалованию;
  • краткое описание ситуации, которая позволила заявителю обратиться в суд, то есть описание действий представителя ФССП;
  • реквизиты исполнительного документа;
  • ссылки на статьи законодательства, требования которых были нарушены;
  • если ранее подавались жалобы или обращения, то информация об этом, какие были приняты решения;
  • выдвигаемые требования;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата, подпись и ее расшифровка.

Следует помнить, что обязанность по доказыванию правомерности своего поведения по фактам, изложенным в административном иске на судебного пристава-исполнителя, лежит исключительно на ответчике.

Приложения к заявлению

Как предписывает ст. 220 и п. 1 ст. 126 КАС, к заявлению обязательно следует приложить копии самого иска, в количестве участников инициируемого процесса. Можно копии направить самостоятельно, а к иску в суд приложить подтверждающие документы отправки писем сторонам.

Если истца представляет уполномоченное лицо, но не адвокат, то, помимо копии доверенности, необходимо приложить документ, подтверждающий наличие юридического образования. Сотрудничество между истцом и адвокатом может осуществляться не только на основании доверенности, но и договора, копия которого и прилагается к заявлению.

К административному иску на судебного пристава-исполнителя необходимо приложить копию исполнительного листа и документы, которые подтвердят обстоятельства, изложенные в тексте заявления.

Если к иску не будут приложены эти документы либо будут выявлены несоответствия между сутью заявления и приложениями, то иск оставят без движения.

Порядок рассмотрения

Как рассматривается административный иск на судебного пристава-исполнителя? Как говорилось ранее, суд обязан рассмотреть заявление на протяжении 10 дней, только в сложных случаях, этот срок может быть продлен до 30 дней.

Все лица, которые привлечены к разбирательству, приглашаются на судебное заседание. Неявка одной из сторон не является поводом для переноса заседания на другую дату.

Мотивировочная часть должна быть оглашена не позднее 5 дней с момента вынесения решения.

На протяжении одного месяца сторона, не удовлетворенная решением суда, вправе подать апелляцию.

После вступления в законную силу решения пристав обязан выполнить его на протяжении 1 месяца, о чем известить выигравшую сторону.

Госпошлина по административному иску к судебному приставу-исполнителю не предусмотрена.

Способы подачи

Иск в суд может быть передан традиционным способом – через канцелярию. Предусмотрена возможность обращения через интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда. Однако заявителю перед этим придется получить усиленную цифровую подпись, чтобы заверить свое обращение.

Исковое заявление можно отправить по почте, оформив его ценным письмом, с уведомлением.

Особенности

Как составить административный иск на судебного пристава-исполнителя? Чтобы заявление об обжаловании действий должностного лица не оставили без движения, в обязательном порядке следует указать решение, постановление или другой документ, который оспаривается. Если речь идет о бездействии исполнителя, то заявитель должен четко описать, в чем они проявились, какие решения приставом не были приняты или какие сроки нарушены, то есть в чем проявилось бездействие.

Если обжалуется вынесенное решение, то всегда следует помнить, что у истца на это есть 10 дней на обращение в суд, которые начинают свое течение со следующего дня с даты вынесения спорного документа. Если по уважительным причинам не удалось уложиться в этот срок, то вместе с исковым заявлением в суд необходимо подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Иск на пристава подается в районный (городской) суд по месту работы исполнителя.

Иски в отношении приставов рассматриваются в стандартном порядке, предусмотренном КАС. На рассмотрение заявления у судьи есть 10 дней. Доказывать законность своих действий обязан пристав. Судья обязан проверить оспариваемые действия на законность требований и полноту соответствия действующему законодательству.

В случае удовлетворения иска судебного пристава судья обяжет устранить допущенные нарушения. О принятых мерах по решению суда исполнитель обязан уведомить истца на протяжении 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Административный процесс имеет интересную особенность, при рассмотрении иска у ответчика нет права на подачу встречного иска, поэтому заявителям не нужно опасаться, что в суде он столкнется со встречным требованием.

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 20-АПГ17-6 Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения о прекращении полномочий судьи районного суда. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку срок обжалования решения квалификационной коллегии судей пропущен заявителем без уважительных причин. Дополнительно: Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 4-КГ17-7 Требование: О признании недействительным решения миграционного органа, обязании продлить срок действия статуса вынужденного переселенца. Обстоятельства: Оспариваемым решением заявитель признан утратившим статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления данного статуса. По мнению заявителя, пропуск срока на обращение с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца допущен по уважительной причине. Решение: Требование удовлетворено, так как доказано, что заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в миграционный орган не было представлено в установленный срок по уважительным причинам, законодательно установленных оснований для отказа в продлении срока действия указанного статуса не имеется.

В соответствии с предписаниями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.03.2017 N 53-АПГ17-10 Требование: О признании незаконным и отмене решения квалификационной коллегии судей об оставлении без удовлетворения заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи районного суда. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушений процедуры при рассмотрении заявления о пересмотре решения квалификационной коллегии судей по вновь открывшимся обстоятельствам не установлено. Также правомерно указано на пропуск административным истцом без уважительных причин срока обращения в суд, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Судом также правомерно указано на пропуск административным истцом без уважительных причин срока обращения в суд, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.03.2017 N 9-АПГ16-47 Требование: О признании незаконными решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи, решения об отказе в пересмотре указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен установленный действующим законодательством срок на обжалование решений квалификационной коллегии в отсутствие уважительных причин.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 360-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Джикирбы Шота Лемцовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ш.Л. Джикирба оспаривает конституционность части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 N 45-КГ16-27 Требование: О признании незаконными действий и бездействия судебного пристава-исполнителя. Обстоятельства: Должники обратились к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об установлении минимального процента удержаний из их пенсий, мотивируя трудным материальным положением, на что судебный пристав-исполнитель разъяснил им право обратиться в суд. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не проверил, является ли пенсия единственным источником существования должников и после удержания платежей обеспечены ли должникам условия, необходимые для их нормального существования, не выяснены причины пропуска срока обращения в суд.

Суд первой инстанции указал на пропуск Салтановым В.Л. и Салтановой Л.А. без уважительных причин установленного частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 122 Закона об исполнительном производстве срока, как самостоятельное основание для отказа в удовлетворении административного иска.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 103-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Малакович Натальи Николаевны на нарушение ее конституционных прав рядом норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

Десятидневный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия), предусмотренный статьей 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не препятствует заинтересованному лицу защищать свои права, которые оно полагает нарушенными постановлением, действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя. Установление такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений в сфере исполнительного производства и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу части 4 статьи 198 АПК Российской Федерации и части 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявления или в прекращении производства по делу, — вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 N АПЛ16-534 Об оставления без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2016, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании в части Перечня генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих строительству на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, — Калининградской области, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2015 N 2098-р.

При этом в силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).

Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 N 2599-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новинского Антона Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.М. Новинский оспаривает конституционность части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.12.2016 N 20-АПГ16-22 Требование: О признании незаконным и отмене решения квалификационной коллегии судей о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи по признакам преступления, предусмотренного п. п. «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое решение принято в пределах предоставленных квалификационной коллегии судей полномочий, порядок и процедура вынесения решения соблюдены, обстоятельств, свидетельствующих об уголовном преследовании судьи в связи с позицией, занимаемой им при осуществлении судейских полномочий, которые могли бы послужить основанием для отказа в даче согласия на возбуждение уголовного дела, не установлено. Кроме того, истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд.

Кроме того, суд правомерно указал на пропуск административным истцом без уважительных причин срока обращения в суд, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел

1. Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
2. По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.

Комментарий к статье 141 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей определены сроки рассмотрения и разрешения административных дел.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения 3 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административные дела рассматриваются и разрешаются другими судами до истечения 2 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

Необходимо учитывать, что в указанные сроки включается срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству.

По сложным административным делам указанные выше сроки могут быть продлены председателем суда не более чем на один месяц.

Кодексом могут быть установлены иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 226 Кодекса административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Согласно ч. 1 ст. 277 Кодекса административное дело по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке подлежит рассмотрению в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.

Ряд аналогичных положений, за исключением сроков рассмотрения дел мировым судьей, содержатся в ст. 154 и др. ГПК РФ.

Пленумом Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что исходя из положений ч. 1 ст. 154 ГПК РФ дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должны быть рассмотрены и разрешены судом в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд, за исключением случаев, когда установлены иные сроки рассмотрения и разрешения дел.

В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи (ч. 6 ст. 260 ГПК РФ).

При рассмотрении и разрешении заявлений о неправильности в списках избирателей, участников референдума, заявлений, касающихся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, а также заявлений о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума следует иметь в виду сроки, установленные соответственно ч. ч. 7, 8 и 11 ст. 260 ГПК РФ.

Истечение сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 154 и ч. ч. 6, 7 и 8 ст. 260 ГПК РФ, само по себе не препятствует рассмотрению и разрешению судом дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и не может повлечь прекращение производства по делу.

Решения по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума могут быть приняты судом не позднее сроков, указанных в ч. ч. 9 и 10 ст. 260 ГПК РФ. Однако эти сроки не распространяются на дела по заявлениям об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Наступление даты, до которой допускается принятие судом решения об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу.

Истечение предусмотренных ч. ч. 9 и 10 ст. 260 ГПК РФ сроков исключает возможность отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Поэтому суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении заявления и в том случае, когда имеются основания для отмены регистрации <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2011. N 6.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что, исходя из задач гражданского судопроизводства, суду первой инстанции необходимо обеспечить правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в установленные законом сроки.

Начало течения срока рассмотрения и разрешения гражданских дел, подсудных мировому судье, в соответствии с ч. 1 ст. 154 ГПК РФ определяется днем принятия заявления к производству, а по всем другим делам — днем поступления заявления в суд. При этом в сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел включается срок подготовки дела к судебному разбирательству.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения дела является день принятия судом решения по существу либо вынесения определения о прекращении его производством или об оставлении заявления без рассмотрения.

В тех случаях, когда в одном производстве соединяются требования, для одних из которых законом установлен сокращенный срок рассмотрения, а для других — общий (например, об установлении отцовства и взыскании алиментов), дело подлежит рассмотрению и разрешению до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд независимо от того, что по одному из требований установлен сокращенный срок (ст. 154 ГПК РФ) <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2008. N 10.

Европейский суд по правам человека в Постановлении от 03.06.2010 по делу «Лелик (Lelik) против Российской Федерации» (жалоба N 20441/02) указал следующее: «Европейский суд многократно заявлял, что разумность длительности судебного разбирательства подлежит оценке с учетом обстоятельств конкретного дела и следующих критериев: сложности дела, поведения заявителя и соответствующих представителей властей, а также значимости предмета спора для заявителя (см., среди прочих, Постановление Большой Палаты Европейского суда от 27 июня 2000 года по делу «Фридлендер против Франции» (Frydl

Особенности административного судопроизводства

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Сроки рассмотрения заявления в судебные органы

Из вопроса однозначно не ясно, какое именно заявление, поданное в прокуратуру, имеется в виду, тогда как характер данного заявления имеет большое значение, чтобы понимать, какие именно нормы законодательства необходимо применять.

Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, в разд. 5 которой установлены сроки рассмотрения разлиных видов обращений, поступающих в органы прокуратуры.

Так, согласно п. 5.1 указанной инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если имеется в виду сообщение (заявление) о преступлении, то прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Согласно Порядку учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденному приказом Генпрокуратуры от 27.12.2007 № 212, поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи необходимо незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Несоблюдение обязанностей (бездействие), возложенных на органы прокуратуры нормами Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Из вопроса также остается не понятным, какое именно имеется в виду заявление, поданное в суд, а также кем оно подано. Порядок рассмотрения заявления зависит от характера его содержания, поскольку это позволяет определить, в рамках какого судопроизводства и каким судом оно должно быть рассмотрено.

Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в суд в рамках гражданского судопроизводства, установлены нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в арбитражный суд, установлены нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в рамках административного судопроизводства по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, установлены КАС РФ.

Если говорить об исковом заявлении (заявлении), подаваемом в суд общей юрисдикции, то в соответствии со ст. 133 ГПК РФ судья обязан в течение пяти дней со дня поступления искового заявления (заявления) решить вопрос о его принятии к производству. Если исковое заявление (заявление) к производству принято, то, по общим правилам, согласно ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, срок рассмотрения дела, возбужденного на основании него, составляет два месяца со дня поступления искового заявления (заявления) в суд, тогда как мировой судья должен разрешить такое дело до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Если говорить об исковом заявлении (заявлении), подаваемом в арбитражный суд, то в соответствии с ч. 1 ст. 127 АПК РФ судья решает вопрос о принятии такового к производству в пятидневный срок. Согласно ч. 1 ст. 152 АПК РФ, дело, возбужденное по исковому заявлению (заявлению) по общим правилам, должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если данным кодексом не установлено иное.

Если говорить об административном исковом заявлении, то, по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 127 КАС РФ судья вопрос о принятии административного искового заявления к производству рассматривается в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен данным кодексом. Согласно ч. 1 ст. 141 КАС РФ административные дела, возбужденные по административным исковым заявлениям, рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены данным кодексом.

Если установленные вышеуказанными нормами процессуальные сроки судьями не соблюдаются, то на имя председателя соответствующего суда может быть подано заявление об ускорении рассмотрения дела, возбужденного по исковому заявлению (заявлению). Также на имя председателя соответствующего суда в рамках его компетенции, установленной нормами Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», может быть подана жалоба.

Из вопроса также явно не следует, какое заявление, поданное приставу, имеется в виду.

Так, сроки рассмотрения заявлений, поступивших в службу судебных приставов-исполнителей, регулируются нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, согласно ч. 8 ст. 30 указанного закона судебный пристав обязан в течение трех дней с момента поступления к нему исполнительного документа с заявлением о возбуждении исполнительного производства вынести постановление о его возбуждении или об отказе в его возбуждении.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.

Если же заявление не является поданным в порядке, установленном вышеперечисленными нормами, то его порядок рассмотрения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Действие данного закона распространяется как на обращения граждан, так и на обращения юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», по общему правилу, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения и может быть продлен в случаях, указанных в ч. 2 данной статьи.

В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение порядка рассмотрения обращений, установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Также бездействие соответствующих лиц можно оспаривать в судебном порядке в соответствии с нормами, установленными КАС РФ.

Сроки рассмотрения административного заявления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *