Статья о плагиате

Плагиат: юридическая характеристика

С термином «плагиат» сталкивался почти каждый человек. В статье проанализируем правовую природу данного деяния, его особенности и ответственность за это неправомерное действие.

Понятие и общая характеристика

Определение можно найти в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, в статье 146 УК РФ сказано, что плагиат — это присвоение авторства. Более полное определение дал Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума от 26.04.2007 №14: так, в п.3 этого акта толкования сказано, что плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Сразу обратим внимание читателей на то, что мы начали рассматривать понятие и особенности плагиата в контексте уголовного права лишь по той причине, что в УК РФ содержится определение этого деяния, а Верховным судом РФ достаточно детально разъяснены юридические особенности. Уголовно-наказуемым деянием плагиат бывает только в одном случае: если правообладателю причинен крупный ущерб, т. е. на сумму более 250 000 рублей. Об ответственности подробнее поговорим ниже.

Итак, термин «плагиат» применяется в российском законодательстве только к объектам авторских и смежных прав. Применять этот термин по отношению к изобретениям и другим объектам патентного права, средствам индивидуализации некорректно.

Какими действиями может быть совершено правонарушение в виде плагиата? По этому поводу также имеется правовая позиция Верховного суда РФ: к плагиату им отнесены такие акты, как воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Классический пример плагиата — это присвоение Филиппом Киркоровым основного мотива песни Symphonic space dream легендарного французского музыканта Дидье Маруани. Киркоров включил мотив композиции Маруани в свою песню «Жестокая любовь». Правда, французский музыкант не стал привлекать Киркорова к уголовной ответственности, однако фактически выиграл гражданское дело у него, получив многомиллионную компенсацию.

Юридически значимые признаки

Подведем некоторые итоги и выделим основные признаки плагиата:

  1. Это всегда акт присвоения авторства. Таким образом, если нарушитель скопировал произведение, но указал авторство, это уже не будет плагиатом с точки зрения закона, однако это по-прежнему считается нарушением интеллектуальных прав, если при этом отсутствовал лицензионный договор.

  2. Относится всегда только к объектам авторского или смежных прав. В отношении остальных объектов интеллектуальных прав имеются другие составы в Уголовном кодексе РФ. Например, в статье 147 УК РФ есть состав по присвоению авторства по изобретению, однако Верховный суд РФ не называет это деяние плагиатом.

  3. Исчерпывающего перечня действия, которыми может совершаться плагиат, нет, они могут быть любыми, в том числе в сети «Интернет», что особенно распространено сегодня.

  4. Плагиатор — это лицо, совершившее деяние. Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам, однако гражданско-правовая может налагаться и на юридических лиц (более подробно об этом ниже).

Ответственность

Плагиат — это в первую очередь гражданское правонарушение. То есть правообладатель на общих основаниях может подать на нарушителя гражданский иск с требованием взыскания с него компенсации или возмещения убытков за нарушение интеллектуальных (авторских или смежных) прав. Соответственно в качестве нарушенных прав в иске указываются исключительное право (ст. 1270 ГК РФ), право авторства и на имя (ст. 1265 ГК РФ). Что же касается требований, то они определены в статье 1301 ГК РФ. Наиболее оптимальный вариант — требование выплаты специальной компенсации (подп. 2 ст. 1301), поскольку здесь можно самостоятельно установить сумму, которую планируется взыскать с нарушителя, и при этом не нужно доказывать причинение убытков.

Важный момент: если размер убытков выше 250 000 рублей (по вашей оценке), целесообразно еще и обратиться в полицию, чтобы привлечь нарушителя к уголовной ответственности, а параллельно подать на него гражданский иск. Действующее законодательство РФ не запрещает привлечение гражданина одновременно к гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Итоги

Таким образом, правообладатель может в данной ситуации оперировать не только гражданско-правовыми способами защиты, в том числе, подачей иска, но и написать на нарушителя заявление в полицию, если при этом имеется крупный ущерб.

Виды нарушений авторских прав

Режим имущественных прав на результаты творческого труда может быть нарушен путем использования, копирования или распространения чужого произведения без разрешения надлежащего собственника. Нарушаться могут и личные неимущественные права создателя – если происходит присвоение авторства или его несанкционированное изменение. В этой статье расскажем обо всех видах нарушений, с которыми может столкнуться владелец авторских прав.

Классификация нарушений

Количество видов и способов нарушения прав на результаты творческого труда существенно выросло с развитием сети интернет. Если раньше все правонарушения были связаны исключительно с реальными материальными носителями (книги, журналы, кассеты, диски и т.д.), то сейчас ежегодно растут объемы электронного контрафакта. Наиболее распространены нарушения имущественных прав, связанные с извлечением дохода без перечисления соответствующей компенсации автору.

Выделим основные виды нарушений имущественных прав, которые причиняют создателю произведения убытки:

  • нелегальное копирование материальных носителей с произведением авторского или смежного права – изготовление копий с легально или незаконно приобретенной продукции без разрешения правообладателя (печатное продукции, видео- и аудиокассет, CD и DVD дисков);
  • изготовление контрафактной продукции, перемещение ее через границы государств, реализация в оптовом или розничном обороте;
  • незаконное опубликование, копирование и распространение электронных версий произведения литературы, науки, искусства или объекта смежных прав;
  • размещение в отрытый доступ произведения, на публикацию которого не давал согласие правообладатель;
  • нарушение условий лицензионного соглашения – превышение оговоренного тиража публикации без согласия правообладателя, нарушение территории распространения, несоблюдение порядка и сроков выплаты вознаграждения.

Естественно, перечисленные виды нарушений могут носить разную форму и способ реализации. Например, нелегальное копирование может происходить на бытовом уровне, когда законный владелец экземпляра произведения делает одну или несколько копий для продажи друзьям или передачи их на безвозмездной основе. Аналогичное нарушение может совершаться и в промышленных масштабах, когда для противоправного копирования и распространения экземпляров используются средства производства.

Нарушения личных прав не обязательно влекут причинение убытков в денежной форме, а в их перечень входят:

  • плагиат, т.е. полное или частичное заимствование из чужого произведения для создания нового объекта авторских прав;
  • переработка, внесение изменений или правок, произвольная перестановка частей и глав, искажающая смысл и суть произведения без согласия правообладателя;
  • подделка произведения искусства;
  • присвоение авторства, т.е. попытка выдать себя за действительного автора произведений;
  • нарушение права на наименование, т.е. изменение его без согласия первоначального владельца произведения.

Двойственный характер носит нарушение права на публикацию произведения. Помимо нарушения личного неимущественного права при несогласованном опубликовании книги или иного объекта, виновное лицо может извлекать из этого прибыль, что влечет для правообладателя убытки.

Варианты и способы защиты

Для каждого из перечисленных видов нарушения могут использоваться различные способы защиты – от блокировки интернет-страниц с нелегальным контентом, до обращения в суд для взыскания убытков и конфискации контрафакта из оборота. Возможные варианты и способы защиты регламентированы ГК РФ, Законом РФ «Об авторском праве», нормами УК РФ и КоАП РФ. Кроме того, применяются и международные акты, соглашения или конвенции в сфере охраны авторского права.

Защита имущественных прав

Нарушение прав на использование, копирование и распространение результатов творческого труда лишает автора права получить справедливое вознаграждение. Даже при безвозмездном характере копирования и распространения фиксируется упущенная прибыль, которую смог бы получить правообладатель.

Закон дает возможность использования только в отношении легально приобретенной продукции. Однако даже законная покупка материального носителя не дает права изготавливать и распространять копии на возмездной или бесплатной основе. Согласие на такие формы использования может дать только правообладатель. Основными мерами защиты от нарушений являются:

  • выявление случаев пиратства аудио- и видеопродукции, изготовления и распространения контрафактной продукции – это может сделать сам правообладатель, авторские агентства и общества, либо правоохранительные органы;
  • предъявление письменных требований к нарушителям – о запрете на производство, распространение и реализацию контрафакта, о выплате вознаграждения или возмещении убытков;
  • предъявление требований к администраторам и владельцам интернет-ресурсов – об удалении из открытого доступа электронных копий произведения, о выплате авторского вознаграждения и возмещении убытков;
  • обращение в суд — для досрочного расторжения лицензионного соглашения или договора уступки, возмещения убытков или взыскания штрафной компенсации;
  • обращение в службу Роскомнадзора или в судебные органы – для временной или полной блокировки интернет-страниц с незаконно размещенными произведениями;
  • обращение в правоохранительные органы – для назначения санкций по УК РФ или КоАП РФ.

Помимо указанных мер защиты, нарушения авторских и смежных прав обязаны выявлять государственные органы. Например, сотрудники МВД могут устанавливаться факт использования нелегальных копий программного обеспечения. Специалисты таможенных служб обязаны выявлять и пресекать случаи перемещения через границу контрафактной продукции.

Вся контрафактная продукция и средства ее производства подлежат изъятию и конфискации. Закон допускает передачу материальных носителей с контрафактом правообладателю, если он подаст соответствующее ходатайство. Не допускает такая передача в случае, если продукция ограничена в обороте на территории РФ.

Способы защиты неимущественных прав

Защита личных прав автора может представлять проблему, так как авторство не регистрируется в уполномоченных службах. Исключение составляют только программы ЭВМ и базы данных, для которых регистрация проводится по собственному решению автора или правообладателя. Для защиты личных прав от нарушений могут применяться следующие способы:

  • размещение знаков правовой охраны при каждой публикации с указанием имени или псевдонима автора;
  • публикация судебного акта, в котором было подтверждено надлежащее авторство на спорное произведение;
  • оспаривание попытки присвоить авторство на произведение другими лицами;
  • предъявление требований о запрете на выпуск продукции, если установлено несанкционированное изменение произведения, его наименования или авторского оформления;
  • предъявление требований об указании имени настоящего автора на произведении, изданном в форме материального носителя или в виде электронной копии.

При реализации указанных способов защиты предстоит подтвердить авторство на произведение или наличие прав на него. Для этого можно использовать любые доказательства, в том числе сведения о депонировании экземпляра произведения, нотариальная выписка с датой создания объекта, ранее вынесенные судебные акты и т.д.

авторство, право, защита

Уголовная ответственность за плагиат: присвоение авторства

Присвоение авторства довольно распространенное правонарушение, недобросовестные граждане используют чужие интеллектуальны труды для собственного обогащения. Однако в некоторых случаях, когда нарушение авторства было произведено в крупном или особом крупном размере, виновному лицу может грозить уголовная ответственность за плагиат.

Присвоение авторства в крупном размере – использование чужой интеллектуальной собственности и смежного права, с общей стоимостью, превышающей 100 тысяч рублей. А особо крупный плагиат начинается от 1 миллиона рублей.

Определение стоимости собственности и ущерба основывается на стоимости, получаемой автором при правомерном использовании.

Уголовная ответственность за плагиат: основные положения

Основное наказание за плагиат – административный штраф, однако за серьезную кражу интеллектуальной собственности грозит вполне реальная уголовная ответственность за присвоение авторства.

Плагиат – присвоение авторства и незаконное использование объектов авторского и смежного права – является преступлением, наказываемым по части 1 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ.

  1. За присвоение авторства при наличии крупного ущерба по Уголовному Кодексу может грозить:
    1. Штраф размером до 200 тысяч рублей;
    2. Штраф в размере заработной платы осужденного за последние 18 месяцев;
    3. Обязательные работы сроком до 480 часов;
    4. Исправительные работы до 12 месяцев;
    5. Арест до полугода содержания под стражей.
  2. За плагиат и нанесение ущерба за незаконное использование предметов авторского или смежного права в особо крупном размере, а также если осужденный использовал для присвоения свое служебное положение или действовал в сговоре с группой лиц – часть 3 статья 146 Уголовного Кодекса, будет грозить:
    1. Принудительные работы до 5 лет;
    2. Лишение свободы сроком до 6 лет, а также штраф до 500 000 руб.
    3. Штраф 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного за предшествующий срок до 3 лет.

Кроме того, нельзя не упомянуть о следующих особенностей уголовной ответственности за плагиат, основанной законодательства об интеллектуальной собственности Президиума ВАС РФ:

  • Если виновное в незаконном использовании объекта авторского права не будет привлечено к уголовной ответственности, то к нему можно применить меры гражданско-правовой ответственности;
  • Если уголовное дело по незаконному использованию интеллектуальной собственности было прекращено по постановлению, то нельзя говорить об отсутствии факта нарушения авторских прав;
  • Состав уголовного преступления незаконного использования авторства отличается от гражданско-правового деликта. Поэтому дела, основанные на статье 146 Уголовного Кодекса, требуют основательной подготовки и участия профессионального адвоката.

Поэтому, не отчаивайтесь, если вам не удалось привлечь обидчика к уголовной ответственности за плагиат, вы все еще можете дособрать пакет доказательств и обратиться за помощью повторно. Как правило, привлечь виновного к уголовной ответственности сложно, если не был доказан размер ущерба или он менее 100 тысяч рублей, а также если не доказано намерение ответчика извлечь прибыль из использования материала.

Особенности квалификации плагиата как уголовного преступления

Конечно, незаконное использование объекта авторского и смежного права с получением выгоды или нанесением ущерба в крупном и особо крупном, установлено в статье 146 Уголовного Кодекса, как преступления. И да, оно действительно актуально сейчас, как никогда, но его вряд ли можно назвать уголовно-правовой нормой.

Основные проблемы, с которой сталкиваются юристы:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

  1. Отсутствие плана действий по сбору доказательств плагиата;
  2. Невозможность доказать, что авторство было украдено в корыстных целях, до тех пор, пока виновный не будет получать стабильную прибыль. Другими словами, «нельзя залезть в голову обвиняемого».
  3. Многие работники предварительных следственных органов до сих пор не готовы к ведению следствия и дознания по категории дел, связанных с кражей интеллектуальной собственности или иным нарушением авторских прав.
  4. Отсутствие теоретических полных материалов по расследованию подобных преступлений и сбора доказательств виновности. Отказ следователей от глубокого изучения нормативно-правовых актов, регулирующих авторское право и использование объектов смежного права.

По последним данным за 2015-2017 гг продолжается рост преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Нередко они происходят вкупе с другими преступлениями против человека: шантажом, кражей, экономическими преступлениями.

Но к сожалению эффективность борьбы с преступниками, укравшими предметы авторской собственности, до сих пор остается на довольно низком уровне. В суд же передается всего 1,5 – 2% от общего числа возбужденных уголовных дел по незаконному использованию материалов.

Как определить объект преступления?

Объектом преступления по нарушению авторских прав является произведение или иной объект смежного права. К сожалению, в российском законодательстве, в частности в постановлении Пленума Верховного Суда РФ (пункт 2) содержится лишь примерный перечень объектов авторского и смежного права, за кражу и присвоение авторства которых следует наказание по статье 146 Уголовного Кодекса РФ.

Вопрос о том, что считать объектом преступления при нарушении авторских прав остается открытым.

Кроме того, при определении объекта преступления следователи должны:

  1. Провести оценку объективной стороны состава преступления;
  2. Оценить размер ущерба;
  3. Имелись ли в действиях обвиняемого корыстные мотивы.

Ввиду того, что предметов авторского права нередко являются результаты творческого и интеллектуального труда, в расследовании начинают преобладать субъективные, которые сложно проверить или оценить.

Поэтому на практике уголовная ответственность за плагиат наступает при заимствовании значимых элементов результата творческого труда без указания авторства, за которое виновный получает денежные суммы. То есть по факту, он лишает настоящего автора части заработка и присваивает его себе, поэтому журналисты любят формулировку «уголовная ответственность за воровство интеллектуальной собственности.

Как определить ущерб от плагиата?

Как мы видим, из-за множества проблем, возникающих на этапе предварительного следствия, определение размера ущерба от заимствования произведения является чуть ли не основным обстоятельством, по которому будет назначена уголовная ответственность за плагиат и будет ли вообще.

Чаще все-таки определение денежного ущерба от плагиата используется при наказании по части 2 и 3 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ:

  • При выпуске контрафактной продукции;
  • При заимствовании музыкальных произведений;
  • При использовании невыпущенных рукописей талантливых писателей и т.д.

Поэтому плагиат, то есть незаконное присвоение авторства, нарушает конституционные права владельца (автора). Кроме того, нарушаются и его личные неимущественные права, регулируемые Гражданским Кодексом РФ.

Как вы понимаете, автор испытывает не только денежные «потрясения», но и физические или нравственные. Поэтому он вправе требовать:

  1. Компенсацию морального вреда за незаконное использование результатов его умственного труда.
  2. Возмещение убытков коммерческой деятельности, связанной с использованием этого произведения.
  3. Возмещение ущерба, нанесенного деловой репутации.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Плагиат и авторское право

Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы «С» в окружности: ©;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Например, мои романы являются Объектом авторского права, что указанно в договорах об их издании:
Издательство обязуется указать на обложке и титульном листе каждого экземпляра изданного Произведения имя автора романа следующим образом — Дмитрий Морозов, а также следующий знак охраны авторского права: © Дмитрий Морозов, год первого опубликования Произведения.
Далее…
Статья 12. Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений
1. Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку.
Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
2. Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.
Иными словами — если вы хотите обладать авторским правом на какую-либо иностранную вещь, вы не только должны её перевести, но и согласовать это с зарубежным автором. И при всём при этом должны быть готовы к тому, что данную вещь будут переводить и далее с полным на это правом.
Ну и ещё две статьи:
Статья 15. Личные неимущественные права
1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.
3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Статья 16. Имущественные права
1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
(абзац введен Федеральным законом от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.
5. Ограничения указанных в пункте 2 настоящей статьи прав авторов устанавливаются статьями 17 — 26 настоящего Закона при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
тут прошу обратить внимание: Неимущественные права всегда остаются за автором, имущественные же обычно перекупает издательство.

В последнее время проблема плагиата в отечественной науке становится все более актуальной (особенно в гуманитарных отраслях). Она, как коррозия, разъедает современную науку изнутри, словно коррупция, проникшая во все элементы государственно-бюрократического аппарата.

С юридической точки зрения, плагиат представляет собой одну из форм противоправного поведения и в зависимости от степени общественной опасности влечет различные виды юридической ответственности. Трактуя данное понятие, пленум Верховного суда РФ указывает, что плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

В принципе все довольно ясно и понятно, однако есть и «подводные камни». При полном заимствовании чужого текста плагиат налицо, но как быть при частичном переписывании чужого произведения без ссылки на автора? Какой объем произведения необходимо присвоить (предложение, абзац, главу, n-й процент от чужой работы), чтобы признать факт плагиата? Конфликты по поводу плагиата чаще всего связаны как раз с присвоением частей произведения, которые не образуют самостоятельного объекта авторского права.

В действующем законодательстве ничего не сказано о том, сколько процентов заимствования является плагиатом. Соответственно юристов и экспертов должен интересовать сам факт присвоения авторства вне зависимости от процентного соотношения заимствованного оригинала. По сути сам автор (правообладатель) решает, когда была нарушена граница дозволенного. Возможно, именно поэтому в УПК РФ присвоение авторства отнесено к делам частно-публичного обвинения.

Однако в мировой практике встречаются попытки установить количественные показатели для установления факта плагиата. Так, например, по международным стандартам плагиатом считается семь повторяющихся друг за другом нот в музыкальном произведении.

Как уже было сказано выше, плагиат может влечь за собой различные виды ответственности. Юридическая ответственность за нарушение личных неимущественных прав авторов (в том числе и права авторства) бывает трех видов:

1. Гражданско-правовая ответственность. В ст. 1251 ГК РФ сказано, что в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

2. Административная ответственность. В ст. 7.12 КоАП РФ говорится, в частности, о том, что нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

3. Уголовная ответственность. В ч.1 ст. 146 УК отмечается, что если присвоение авторства (плагиат) причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, то оно наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцевв, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев».

Как видим, административная ответственность наступает только в том случае, если доказана цель плагиата — извлечение дохода. Уголовная ответственность -только если доказано причинение крупного ущерба. Считается, что плагиат в научных работах (прежде всего в диссертациях) не связан с целью извлечения доходов и не причиняет крупного ущерба. Получается, что присвоение авторства на научную работу реально может повлечь только гражданско-правовую ответственность.

На наш взгляд, наиболее действенным способом защиты права авторства является компенсация морального вреда. Если обнаружен плагиат на чью-либо работу, весьма резонно написать исковое заявление о возмещении морального вреда. Однако Налоговый Кодекс РФ не освобождает от уплаты государственной госпошлины в таких ситуациях. Получается, что за плагиат в научных работах административная, уголовная ответственность не наступают, а за обращение в суд для защиты права авторства в гражданском порядке нужно уплатить государственную пошлину (за подачу искового заявления).

При довольно сомнительных шансах на успех это, безусловно, снижает желание авторов отстаивать свои неимущественные права в судебном порядке. Остаются только дисциплинарная ответственность и моральное осуждение. Одно лишь моральное осуждение не остановит плагиатчика, а дисциплинарная ответственность наступает далеко не всегда. Что же делать?

Вводить в России уголовную ответственность за сам факт плагиата без всяких криминообразующих признаков (как, например, в УК Эстонии) неэффективно, потому что наше общество не считает такие действия общественно опасными; право авторства у нас лишь декларируется как ценность, но по сути таковой не является. Если же ввести уголовную ответственность, то это будет «мертвая» статья. К тому же преждевременная криминализация -более негативное явление, чем запоздалая.

В качестве переходного этапа можно установить административную ответственность за присвоение авторства вне зависимости от признака цели (это уже предлагали некоторые ученые, например М.М. Вощинский, канд.юрид.наук, прокурор Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ). И лишь после того, как новая административная норма реально заработает, можно будет говорить о введении уголовной ответственности за сам факт присвоения авторства.

Сейчас же необходимо усилить контроль за содержанием научных работ, выдаваемых за свои (в настоящее время такая работа проводится только принципиальными научными руководителями и иногда — членами диссертационных комиссий). Нужно, чтобы такая работа основывалась не только на добропорядочности научного руководителя, но стала необходимым элементом в работе каждой кафедры вуза.

Неприятие плагиата следует воспитывать со студенческой скамьи.

Также стоит ужесточать дисциплинарную ответственность за плагиат: объявлять предупреждения за плагиат в курсовых, дипломных работах, диссертациях, научных статьях; при «рецидиве» плагиата объявлять выговор; при «особо опасном рецидиве» плагиата -строгий выговор, отчислять из вуза и аспирантуры. Обнаруженный в тексте диссертации плагиат также должен быть достаточным условием для лишения человека ученой степени кандидата или доктора наук.

Руслан Долотов,
кандидат юридических наук,
администратор Саратовского центра
по исследованию проблем организованной преступности и коррупции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Статья о плагиате

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *