Судебная практика по ст 169 УК РФ

В законодательстве России предусмотрена ответственность для должностных лиц, которые препятствуют предпринимателей в их стремлении организовать свой бизнес или открыть предприятие. В ст. 169 УК РФ чётко прописано какие действия недопустимы для открывающихся организаций, так и при вмешательстве в дела действующих компаний.

Статья 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности)

Преследованию подлежат должностные лица государственных контролирующих структур за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Законодатель чётко разграничивает деяния, которые обычно признаются преступным посягательствам на права и свободы предпринимателей:

  1. Отказывают регистрировать юридическое лицо, когда такой отказ не подкреплён нормативным правовым обоснованием.
  2. Затягивание проведения вышеописанной процедуры.
  3. Невыдача разрешительных документов на осуществление лицензируемых разновидностей деятельности, равно как и препятствование в оформлении бумаг.
  4. Любые ограничительные действия в отношении коммерческих предприятий одной из организационно-правовой формы (ИП, ООО, ПАО, ЗАО).
  5. Притеснение самостоятельности такого субъекта гражданского оборота или вымешивание в его работу.

Для квалификации посягательства по 169 статье УК РФ предусматривается особый вид нарушителя – чиновник. Субъективной стороной является служебное положение, в рамках которого проявляются манипуляции по ограничению прав предпринимателей.

Когда коммерческое предприятие обращается в суд для восстановления своего права и выигрывает дело, но должностные лица продолжают «травлю», то можно говорить о квалифицированном составе по части 2 рассматриваемой статьи. Здесь же предусматривается, что действия должностного лица могут иметь крупный ущерб для предпринимателя.

В 2003 году был восполнен пробел уголовного законодательства в части определения величины материального урона, и по составу препятствование предпринимательской деятельности в статью УК РФ было внесено примечание. Обозначено, что крупным размером признаются материальные потери, выраженные в полутора миллионах рублей.

Наказание, которое грозит нарушителю по ч.1 ст. 169 предусматривает:

  • штрафные санкции в диапазоне 250 000 – 500 000 рублей с возможностью замены на размер зарплаты преступника за полтора года;
  • недопущение нарушителя к занятию определёнными разновидностями деятельности или нахождению на должностях в течение 3 лет после приговора суда с одновременной оплатой штрафных санкций в размере не более 80 000 рублей или замена на размер дохода в течение полугода;
  • осуждение к обязательным работам на срок 15 суток (360 ч.).

Когда квалифицируют нарушение уголовного закона по ч. 2 ст. 169, вменяют одно из следующих наказаний:

Не допускается занимать должности не менее 3, но и не более 5 лет с момент вступления приговора в силу с одновременной оплатой штрафа, не превышающего 250 000 рублей либо с заменой материального наказания на размер дохода за последние 12 месяцев:

  1. Могут быть назначены обязательные или принудительные работы на 480 ч. и 2 года соответственно.
  2. Нарушителя могут ограничить в свободе (арестовать) на 6 месяцев.
  3. Назначается и лишение свободы не более чем на 3 года (минимального порога осуждения не предусматривается).

Таким образом, квалифицированный состав, который несёт существенные материальные лишения для предпринимательства выражается серьёзной ответственностью для клерка.

Комментарий к статье 169 УК РФ

Основной комментарий к рассматриваемой статье обозначается в необходимости изучения поступков регистрирующих органов, которые подпадают под инкриминируемый состав.

В первую очередь, отмечается, что преступное посягательство может включать как действия, так и бездействия должностного лица.

Здесь нужно разобраться с первичной регистрационной процедурой. Так, если потенциальному предпринимателю приходит из органа налоговой инспекции отказ от присвоения ОГРН (основного государственного регистрационного номера), то следует убедиться, что он обоснован.

В решении ИФНС должна содержаться ссылка на норму ст. 23 закона № 129-ФЗ и конкретно указываться какой пункт нарушен:

  • отсутствует полный комплект приложений, необходимый для постановки на регистрационный учёт;
  • подача документов произведена в орган, в подведомственности которого не находится проведение подобных действий (не соблюдено правило территориальной принадлежности – постановка на учёт осуществляется по месту нахождения юридического лица);
  • не проставлена подпись нотариуса об удостоверении копий приложений (речь идёт о подписи директора на решении учредителей о создании коммерческого юридического лица);
  • подписание заявления на проведение регистрационных действий неуполномоченным лицом (без выдачи доверенности на указанное действие);
  • отсутствие учредителей в ООО, когда все или единственный основатель коммерческого юридического лица выходит из участия в управлении компании;
  • неточности и несоответствия сведений, указанных в заявлении с приложенными копиями;
  • наличие в наименовании компании недопустимых наименований, не ущемляющих прав на фирменное название;
  • во время проверки документов обнаруживается недопустимость учредителя заниматься видом деятельности, на регистрацию которого он претендует из-за наличия вступившего в силу приговора суда с аналогичны наказанием;
  • если имеется постановление о дисквалификации учредителя по определённому виду деятельности в силу совершённого административного правонарушения.

К слову, регистрационные действия проводятся не только в момент постановки на учёт компании, но и в момент проведения изменений её организационной структуры или ликвидации. Так, может быть отказано в выдаче выписки из ЕГРН о внесенных изменениях, если кредиторы коммерческого предприятия не уведомлены о предстоящей смене статуса.

Отказывая в выдаче разрешения, уполномоченный орган также должен руководствоваться нормативными постулатами.

По смыслу ст.14 закона № 99-ФЗ есть несколько законных требований, нарушение которых влечёт отказ:

  1. Пакет документов для получения свидетельства или аттестата на право извлекать прибыли из контролируемого государством действия имеет неточности или расхождения информации, указанной в заявлении с приложенными бумагами.
  2. Заявитель не подтверждает свои возможности по отношению к требованиям, которые предъявлены для получения свидетельства или аттестата на определённую сферу.
  3. Заявитель ранее лишён аналогичной разрешительной бумаги.

Так, до подписания закона не было единого критерия предоставления этой государственной услуги. Действовали разрозненные положения о получении разрешения, например, на огранку бриллиантов и добычу золота. Впоследствии эта зона законотворчества стала систематизированной и приведенной к единому знаменателю.

Следующий вид преступного деяния предполагает совершения дискриминирующих поступков со стороны проверяющего или контролирующего субъекта. Чиновник при помощи своего статуса и принятия волевых решений препятствует подписанию соглашений на снабжение или ввязывается в производственные процедуры предпринимателя путём различных указаний.

Отсюда вытекает следующее посягательство, выраженное в дискредитации самодостаточности. Например, клерк может диктовать штатные расстановки или предлагать собственные кандидатуры на занятие каких-либо должностей в компании.

Нарушения, связанные с бездействиями должностных лиц, всегда имеют оконченную форму, поскольку не могут получить оценку следователями ранее, чем будет окончен нормативный срок для конкретной административной процедуры. Например, ИФНС обязаны выдать своё заключение в течение 5 дней с момента получения заявления.

Поскольку по этому составу преступлений предусмотрен специальный субъект, то и способ совершения посягательства будет иметь существенное значение для квалификации. Случается, что основное место работы чиновника никак не связано с препятствием для осуществления предпринимательской деятельности по рассматриваемой статье. Например, из-за личной неприязни к соседу, который открыл магазин, чиновник без привлечения административного ресурса приглашает контролирующие органы для выявления нарушений и тем самым препятствует получению прибыли.

Предполагается, что препятствия, которые могут проявиться после вступившего в силу решения суда о понуждении к выдаче разрешения необязательно должны быть связаны с конкретным должностным лицом, чьи действия оспаривались в суде.

До 2003 года суды имели право квалифицировать деяния по п. 2 ст. 169, если предприниматель заявлял, что понесённые им убытки от действий чиновника являются крупными. В судебном процессе внимательно исследовался этот вопрос и всегда проверялась обоснованность этого заявления. Теперь же установление понятия крупного размера сняло любые разногласия, которые имелись ранее.

Следует обратить внимание, что вина нарушителя ст. 169 УК РФ может быть проявлена как в форме вины, так и по неосторожности.

Другой комментарий к ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации

Давая другое разъяснение к статье, следует выделить особый объект преступного посягательства – предпринимательская деятельность, которая должна вестись в соответствии с установленным законным порядком.

В Конституции, равно как и в гражданском законодательстве закреплено право на «использование способностей индивида, равно как и его имущества для ведения предпринимательства или иной законной экономической деятельности». При этом в ГК РФ говориться о том, что предприниматель является средним звеном между гражданином и компанией, поскольку ему приходится полагаться только на свои силы, навыки и умения для выстраивания экономически выгодной модели ведения бизнеса. Для этого государство стремится создать условия минимального вторжения в дела такого субъекта. Если проверка проводится, то цель одна – осуществить контроль над соблюдением законных требований, предъявляемых к конкретным действиям и не нарушения прав потребителей и других участников рынка (ограничение конкуренции).

По смыслу статьи 169 УК РФ, привлекать к ответственности по рассмотренным выше основаниям могут только за ущемления лиц, извлекающих из своей деятельности прибыль. К некоммерческим организациям такой состав преступления не относится.

Во время расследования преступления отмечается, что мотивы и цель преступления могут быть отличными от извлечения материальной выгоды (взяточничества), но это не имеет существенного значения для выводов о виновности. Отмечено, что даже личная неприязнь будет провоцировать использование служебного положения для совершения противоправного деяния.

В отношении субъекта необходимо упомянуть об одном важном нюансе. Возраст, с которого может наступить ответственность по рассматриваемому составу – 16 лет. Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта.

Отдельно пару слов следует сказать о том, как высчитывается сумма крупного ущерба, предусмотренная примечанием к статье УК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства материальные потери могут быть выражены прямо – неполучение прибыли, оплата аренды помещения без ведения деятельности, а также косвенно – через упущенную выгоду от отсутствия движений капиталов, повышение цен на расходные материалы или себестоимости продукции.

Судебная практика по статье 169 УК РФ

В настоящее время по составу преступления, обозначенному в ст. 169 УК РФ, возбуждается крайне мало. Анализ судебной практики показывает, что на этапе досудебной проверки такие посягательства переквалифицируются в дачу или получение взятки, не усматривая под ним основания к даче взятки – воспрепятствование в осуществлении предпринимателями законной деятельности.

Крайние меры, на которые соглашаются руководители юридических лиц, ведут к укрупнению коррупционной составляющей.

Показательным решением суда по 169 статье УК РФ является вынесенный в 2014 году обвинительный приговор в Ульяновской области по делу № 22-1594/2014 в отношении главы муниципального образования Бимеева Р.Х. Во время проверки поступивших заявлений от руководителей 2 юридических лиц была осуществлена проверка действий обвиняемого по эпизоду «ограничения самостоятельности и в незаконном вмешательстве в деятельность юридического лица». В период нахождения в должности, Бимеев Р.Х. заключил договоры на оказание консультационных услуг за плату, но без исполнения взятых на себя обязательств. Фактически эти взаимоотношения привели к узакониванию оплаты действий Главы тогда, когда этого требовали обстоятельства. Стороны утверждали, что Бимеев Р.Х. принудил их к подписанию соглашений.

Адвокаты, оспаривавшие приговор, ссылались на то, что:

  • договоры были заключены с Бимеевым Р.Х., как с физическим лицом;
  • требование на регистрацию обвиняемого в качестве индивидуального предпринимателя для оказания консультаций в законодательстве не предусмотрено.
  • суммы выплат облагались подоходным налогом в соответствии с налоговым законодательством в редакции, действующей в период подписания соглашения.

Обвинённый по этому составу не отбывал наказание, так как следствие длилось больше положенного времени, то есть истёк срок исковой давности и привлечь его ответственности не удалось. Более того, суд признал право Бимеева Р.Х. на реабилитацию.

Сегодня ссылку на статью 169 Уголовного кодекса в приговоре можно найти только в качестве упоминания содержания понятия крупного ущерба по экономическим и налоговым преступлениям.

В июне 2017 года был вынесен обвинительный приговор в Пензенской области по делу 10-4-2017 в отношении главы администрации сельского поселения Назирова Ш.Р., который в период нахождения в должности, изъял из права владения, пользования и распоряжения коровнику у гражданина, одновременно являющегося руководителем юридического лица. В своей жалобе адвокаты обвиняемого просили суд учесть, что объект собственности не находился на балансе компании и подтверждения его принадлежности к юридическому лицу не имеется. Однако, конституционное право на использование собственного имущества для осуществления законной предпринимательской деятельности не оспаривали.

Приговор по этому делу выразился в лишении права занимать руководящие должности в органах муниципальной и государственной власти, а также в оплате штрафа в пользу государства.

Консультации и комментарии юристов по ст 169 УК РФ

Консультанты по уголовным делам стремятся донести до сведения предпринимателей недопустимость осуществления деятельности в обход регистрационных действий. В таком случае, если шанс быть привлечённым к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ.

В некоторых случаях заявления и жалобы на юридических лиц выявляют факт мошенничества, то есть ведение бизнеса обманными действиями может явиться и привлечением к уголовной ответственности.

Если должностные лица отказывают в выдаче разрешительной документации, то считается проще предложить взятку чиновнику и добиться желаемого, чем обращаться в правоохранительные органы. Такие же результаты опросов показывают ответы на тесты у студентов российских ВУЗов.

Объективная сторона преступления по ст. 169 УК предусматривает довольно широкий перечень действий и бездействий должностных лиц, что должно влиять на правоприменительную практику.

Новые изменения в перечне статей главы 22, к которым применяется понятие крупного размера ущерба может стать спасением для предпринимателей, страдающих от действий чиновников.

Предпринимательская деятельность — основа рыночной экономики, а возможность осуществлять её законно, без давления государственных органов и должностных лиц, способствует укреплению не только экономических, но и общественно-гражданских связей, формирует здоровую конкуренцию, способствует росту благосостояния людей в рамках всего.

Однако, коррупция, стремление устранить конкурента, личная неприязнь может заставить госслужащего попытаться воспрепятствовать законной предпринимательской или иной деятельности.

Подобные поступки недопустимы, противозаконны и расцениваются законотворцами, как экономическое преступление. К сожалению, в нашей стране нередки случаи давления чиновников на бизнес.

Препятствие предпринимательству — что это?

Государство обеспечивает паритет для всех в вопросах осуществления предпринимательской деятельности и гарантирует защиту всестороннюю интересов бизнесменов, предпринимателей.

Именно поэтому любое незаконное воспрепятствование коммерции является покушением на установленные Конституцией нормы.

Задача госслужащих, как представителей общегосударственного аппарата, и состоит в том, чтобы система «государство-бизнес» работала четко и слаженно, на благо друг друга. Нельзя говорить о стабильной собираемости налогов, появлении новых трудовых вакансий, конкуренции, если чиновник, пользуясь своим, достаточно высоким, положением, противодействует прогрессу предпринимательства в стране.

Воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности считается отказ в госрегистрации юрлица, уклонение от регистрации, отказ в предоставлении лицензии на выполнение определенной деятельности, ущемление прав и интересов предпринимателя, ущемление самостоятельности либо вмешательство в работу предприятия (организации). Важный аспект — незаконность таких действий со стороны чиновника.

Дабы раскрыть сущность преступления, нужно разобрать его структурный состав, то есть ответить на вопросы:

  • в отношении чего совершается правонарушение?
  • посредством каких действий?
  • кто может его совершить?
  • какое наказание за совершение человека ждет?

Объект преступления

Чтобы правильно истолковать норму права, закрепленную в ст. 169 УК РФ, следует обратиться к иным законам, так как в диспозиции не разъяснены основные понятия. Такие нормы называются бланкетными — в них не содержится прямых отсылок к другим нормативным документам, но предполагается, что при анализе они будут использоваться.

Преступление осуществляется по отношению к предпринимательскому делу, именно оно предстает в качестве непосредственного объекта. В отечественном Уголовном кодексе определения предпринимательства нет, поэтому необходимо воспользоваться Гражданским (ч. 2).

Под таким делом подразумевается деятельность, в которой соблюдаются несколько условий:

  • самостоятельность при её ведении;
  • на свой собственный риск;
  • основная цель — стабильное получение дохода (от лизинга, оказания услуг, проведения разнообразных работ, торговли и пр.);
  • госрегистрация в статусе предпринимателя.

Все бизнесмены располагают паритетом относительно друг друга и доступа к ресурсам, они свободны в выборе направления деятельности собственного предприятия и имеют возможность вести дела так, как считают нужным. Не преступая закон. Не зарегистрировать предпринимателя по причине нецелесообразности общегосударственный орган не может.

В Российской Федерации бизнесом могут заниматься две крупные категории:

  • индивидуальные предприниматели (граждане);
  • юридические лица (организации).

Объективная сторона

Препятствие деятельности бизнеса происходит, когда госслужащий совершает одно или несколько из перечисленных ниже деяний:

  • противозаконно отказать в оформлении ИП или юрлица;
  • уклониться — не совершить действий по оформлению без отказа;
  • противозаконно отказать в предоставлении специального разрешения на право работать по некоторым направлениям деятельности;
  • уклониться от предоставления такого разрешения;
  • ущемлять права и интересы участников коммерческой сферы, их самостоятельность;
  • противозаконно вмешиваться в работу бизнеса другими способами.

Для того, чтобы заниматься бизнесом, необходимо пройти процедуру обязательной госрегистрации. Имеются специальные перечни, куда вносится информация о возникновении или закрытии юридических лиц и ИП.

Законодателем утвержден полный список требующейся документации, которая обязательно должна предоставляться при оформлении в статусе предпринимателя.

Зафиксированы причины невозможности оформления, коими могут быть:

  • отсутствие требующейся документации;
  • направление в неподходящий (к примеру, расположенный в другом городе) орган регистрации.

Есть несколько специфических направлений (производство лекарств, медтехники, работа с представляющими опасность грузами, деятельность ЧОП и другие), для которых потребуется специальное разрешение (лицензия).

Ввиду того, что поводы для отказа в оформлении или выдаче лицензии предельно конкретно отражены в специализированных нормативных документах, госслужащему запрещено, в нарушение общепринятой процедуры, необоснованно, следуя собственным неприязненным, корыстным или какими-то другим побуждениям, не регистрировать или не выдавать необходимую бизнесмену лицензию.

Вмешательство в бизнес, ущемление прав и интересов предпринимателей могут выражаться в сужении возможностей для занятия коммерцией, уменьшении её потенциала. Несоблюдение правил конкуренции, навязывание невыгодных условий сделок или сделок в целом, невозможность государственного кредитования, настойчивые требования принять на работу «своего человека» и т.д.

Важно отметить, что часть 1 рассматриваемой статьи для возникновения уголовной ответственности не нуждается в наступлении каких-то негативных последствий (например, в виде денежных убытков). Чиновнику достаточно противоправно отказать в оформлении юрлица, чтобы попасть под суд.

Субъект и субъективная сторона

Исключительно должностные лица могут быть фигурантами такого преступления. Противозаконное препятствие совершается умышленно — то есть чиновник отдает отчет о неправомерности своих поступков и хочет наступления негативных для предпринимателя последствий.

Неосторожность в этом составе тоже имеет место, ввиду некомпетентности либо халатности госслужащего. К сожалению, в настоящее время некомпетентность распространена не меньше, чем корысть.

Наказание

Если следственными органами (а подследственность статьи — следователи СК РФ) и судом будет определена вина госслужащего в совершении преступления, он может быть наказан:

  • штрафом;
  • лишением права занимать определенные должности;
  • обязательными работами.

Квалифицирующим, отягчающим наказание признаком выступает препятствие деятельности в нарушение ранее вынесенного судебного акта либо повлекшее крупный ущерб (полтора и более миллиона рублей).

Судебная практика

На 2020 год следственными органами и судами ст. 169 УК РФ практикуется достаточно редко. Объясняется это тем, что диспозиция сложна в толковании, её довольно сложно разграничить с многочисленными составами коррупционных и должностных преступлений.

Так или иначе, практика вынесения приговоров в отношении чиновников за препятствие предпринимательской деятельности в нашей стране — есть.

Так, Приговором Радищевского районного суда Ульяновской области по делу №22-1594/2014 подсудимый Бимеев Р.Х. был признан виновным по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за навязывание консультационных услуг, в которых предприятие не нуждалось.

Приговором Мирового судьи судебного участка №2 Первомайского судебного района г. Кирова по делу №10-11/2017 Кошкин П.В. осужден по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за вмешательство в работу предприятия.

Приговором Заинского городского суда Республики Татарстан по делу №1-76/2017 Галимова Г.М. осуждена по совокупности преступлений (включая ч. 1 ст. 169 УК РФ).

Несмотря на трудность в доказывании и нечастую, в целом, применяемость при расследовании и вынесении приговоров в отношении госслужащих, противозаконное препятствие предпринимательской деятельности, возведенное в ранг уголовного преступления, представляется немаловажным инструментом регулирования взаимоотношений власти и бизнеса.

Статья не только закрепляет ответственность за осуществление противоправных действий, но обладает сдерживающим, предупредительным эффектом.

Статья 169 УК РФ. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо; 4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии); 5) ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы; 6) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; 7) иное незаконное вмешательство в их деятельность.

5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации. При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23): а) непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Законом определен перечень представляемых в соответствующий лицензирующий орган документов, который может быть уточнен в зависимости от специфики деятельности в положениях о лицензировании соответствующего вида деятельности. Запрещается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в Положении о лицензировании. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этот же срок лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в письменной форме о принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является: 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

7. Уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности означает умышленное невыполнение должностным лицом своей обязанности провести регистрацию или выдать лицензию при наличии для этого законных оснований либо (при наличии законных оснований) в установленные сроки отказать в регистрации (выдаче) лицензии.

8. Ограничение прав индивидуального предпринимателя и юридического лица может происходить только на основе федерального законодательства. В целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства законодательство предусматривает ограничения для индивидуальных предпринимателей и организаций в праве занятия теми или иными видами предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения для получения лицензии и т.п.

Вмешательство государственных органов и их должностных лиц правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, лицензионному контролю, осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарно-эпидемиологическому надзору, налоговому, валютному и бюджетному контролю, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и т.п.

9. Часть 1 ст. 169 содержит формальный состав преступления, наступления каких-либо последствий при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется.

10. Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

11. Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно без каких-либо правовых оснований препятствует законной предпринимательской или иной деятельности или неправомерно в нее вмешивается, и желает этого. Мотивы подобного поведения могут быть различными.

12. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), гражданским законодательством (ст. ст. 11, 12, 13 ГК РФ), арбитражным процессуальным законодательством (ст. 198 АПК РФ), а также законодательством о государственной регистрации и лицензировании вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169. Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

13. Крупный размер ущерба от воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ч. 2 ст. 169 УК) исчисляется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. Он может выражаться как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды, т.е. в неполучении доходов, которые предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы их права не были нарушены (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями (бездействием) крупному ущербу может быть как умышленной в виде прямого или косвенного умыслов, так и неосторожной.

14. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности является специальной нормой по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК) и превышению должностных полномочий (ст. 286 УК), а воспрепятствование в том или ином виде законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта является к тому же специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК). В силу правила, закрепленного в ч. 3 ст. 17 УК, при конкуренции общей и специальной норм уголовная ответственность наступает по специальной норме (см. коммент. к ст. 17).

15. Частным случаем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, что предусмотрено специальной нормой (ч. 2 ст. 178 УК).

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения , —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —
наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарий к статье 169 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — установленный порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такая регистрация предусмотрена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальный предприниматель — это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, называются коммерческими. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

«Иная экономическая деятельность», не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов. Например, к такой деятельности могут быть отнесены: благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли <1>.

———————————
<1> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 146.

Организации, осуществляющие деятельность, прямо не направленную на получение прибыли, и не распределяющие ее между участниками, являются некоммерческими. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <1> они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Они могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и т.д.

———————————
<1> РГ. 1996. 24 янв.

Общий порядок и условия государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>. Государственную регистрацию данный Закон определяет как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

———————————
<1> РГ. 2001. 10 авг.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. См., напр.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // РГ. 2002. 3 дек.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // РГ. 1996. 24 янв.; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости СНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации или об ее отказе должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, а юридического лица — по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Действующим законодательством предусмотрены отдельные виды деятельности, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия — это выданное лицензирующим органом специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения лицензии или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 3 ст. 49 ГК РФ). Одним из основных нормативных актов, устанавливающих порядок и виды лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» <1>.

———————————
<1> РГ. 2001. 10 авг.

Действие настоящего Закона не распространяется на следующие виды деятельности, порядок лицензирования которых определяется соответствующим законодательством: кредитных организаций, в области связи, нотариальная, биржевая, страховая, таможенная, образовательная и т.д.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления к нему всех необходимых документов (положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрен и более короткий срок). Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Ограничение этих прав возможно лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 49 ГК РФ). Такие ограничения предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам предпринимательской и иной деятельности. Как правило, это имеет место при нарушении ими действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии): 1) неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонении от их регистрации; 3) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонении от его выдачи; 5) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6) незаконном ограничении самостоятельности; 7) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица является правомерным в случаях, предусмотренных ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: 1) если не представлены необходимые для государственной регистрации документы или они представлены в ненадлежащий регистрирующий орган; 2) если юридическое лицо находится в процессе ликвидации; 3) если не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в выдаче лицензии может быть правомерным, только если это предусмотрено нормативными правовыми актами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» такой отказ возможен при: 1) наличии в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствии соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в государственной регистрации или в выдаче лицензии в случаях, не указанных действующим законодательством, является неправомерным. Например, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности или отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции, планируемой для производства соискателем лицензии.

Уклонение от регистрации или от выдачи лицензии — это бездействие должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований в установленный срок соответствующие действия — осуществление государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо предоставление им специального разрешения. Например, требование представления документов, не предусмотренных законом, или незаконное продление сроков регистрации.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица — это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц по причинам их организационно-правовой формы. Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ.

Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности. Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

Не будет являться незаконным воспрепятствованием вмешательство органов государства и местного самоуправления в предпринимательскую и иную деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Например, при контроле выполнения индивидуальными предпринимателями и организациями экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических требований.

Деяние является оконченным в момент совершения любого действия (бездействия), указанного в диспозиции статьи.

Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно или несколько из указанных действий (бездействие), и желает этого.

Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления. Вместе с тем они могут быть следующими: месть, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы, устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организацией, пополнение местного бюджета и т.п.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, использующее свое служебное положение (см. примечание к ст. 285 УК РФ и комментарий к нему), достигшее возраста шестнадцати лет. Это могут быть работники налоговых, лицензионных, правоохранительных и иных контролирующих органов, другие государственные или муниципальные чиновники.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого состава преступления являются совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а также причинение крупного ущерба.

Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда о признании незаконных действий (бездействия) должностного лица, нарушающих или ограничивающих права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица. Этот судебный акт может быть вынесен арбитражным судом или судом общей юрисдикции.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере в главе 22 УК РФ (за исключением ст. ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1) признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей.

С качественной стороны крупный ущерб образуют как реальные имущественные потери, так и упущенная выгода, т.е. доходы, которые индивидуальный предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы не были нарушены их права (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Лицо, совершившее данное деяние при наличии признаков взяточничества, подлежит привлечению к уголовной ответственности и по ст. 290 УК РФ.

Статья 169 УК РФ является специальной нормой по отношению к общей норме, предусмотренной ст. 285 УК РФ.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта (ч. 2 ст. 169 УК РФ) также является специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и причинившее крупный ущерб, необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 178 УК РФ.

Другой комментарий к статье 169 УК РФ

1. Объективная сторона преступления описана с помощью следующих альтернативных действий и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Законный отказ возможен только в случаях:

а) непредставления документов, необходимых для государственной регистрации;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ должен быть сделан в письменной форме в тот же срок, что и решение о регистрации (по общему правилу в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган);

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Законным отказ может быть, если:

а) документы, представленные соискателем лицензии, содержат недостоверную или искаженную информацию;

б) принадлежащие соискателю лицензии или используемые им объекты не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней с момента предоставления всех необходимых документов;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства; следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции).

2. Рассматриваемое преступление может быть совершено путем уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо от выдачи специального разрешения (лицензии). В этом случае оно будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии, при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

3. Обязательным признаком объективной стороны является способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми он обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

5. Уголовная ответственность усиливается, если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2). Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер выражается как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Судебная практика по ст 169 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *