Табачное производство

Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Технический регламент на табачную продукцию Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Объектом технического регулирования настоящего Федерального закона является табачная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации. 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает: 1) требования к табачной продукции; 2) правила идентификации табачной продукции; 3) правила и формы оценки соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона. Статья 2. Основные понятия В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) табак — растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum, Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья для производства табачных изделий; 2) сырье для производства табачных изделий — табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку; 3) табачные изделия — продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья; 4) вид табачного изделия — совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия; 5) курительные табачные изделия — табачные изделия, предназначенные для курения; 6) сигарета — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой; 7) сигарета с фильтром — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой (курительная часть), и фильтра; 8) сигарета без фильтра — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой (курительная часть); 9) сигара — вид курительного табачного изделия, изготовленного из сигарного и другого сырья для производства табачных изделий и имеющего три слоя: начинку из цельного, трепаного или резаного сигарного и другого сырья для производства табачных изделий, подвертку из сигарного и (или) другого сырья для производства табачных изделий и обертку из сигарного табачного листа. Толщина сигары на протяжении одной трети (или более) ее длины должна быть не менее 15 миллиметров (мм); 10) сигарилла (сигарита) — вид курительного табачного изделия, изготовленного из сигарного и другого сырья для производства табачных изделий и имеющего много слоев: начинку из резаного или рваного сигарного и другого сырья для производства табачных изделий, подвертку из сигарного и (или) другого сырья для производства табачных изделий и обертку из сигарного табачного листа, восстановленного табака или специальной бумаги, изготовленной на основе целлюлозы и табака. Сигарилла может не иметь подвертки. Сигарилла может иметь фильтр. Максимальная толщина сигариллы, имеющей три слоя, не должна превышать 15 мм; 11) папироса — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий и мундштука в виде свертка мундштучной бумаги, обернутого папиросной (сигаретной) бумагой, соединенной бесклеевым зубчатым швом. В мундштук папиросы может быть вставлен фильтрующий материал; 12) табак для кальяна — вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и представляющего собой смесь резаного или рваного сырья для производства табачных изделий с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов; 13) табак курительный тонкорезаный — вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее; 14) табак трубочный — вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием курительной трубки и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором более 75 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной более 1 мм; 15) биди — вид курительного табачного изделия, состоящего из смеси измельченных табачных листьев, табачных жилок и стеблей, завернутой в высушенный лист тенду и обвязанной нитью; 16) кретек — вид курительного табачного изделия, состоящего из соусированной и ароматизированной смеси измельченной гвоздики и резаного сырья для производства табачных изделий, завернутой в сигаретную бумагу или высушенный лист кукурузного початка, с фильтром или без фильтра; 17) некурительные табачные изделия — табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания или нюханья; 18) табак сосательный (снюс) — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов; 19) табак жевательный — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для жевания и изготовленного из спрессованных обрывков табачных листьев с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов; 20) табак нюхательный — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для нюханья и изготовленного из тонкоизмельченного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов; 21) насвай — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья; 22) табачная продукция — табачное изделие, упакованное в потребительскую тару; 23) наименование табачной продукции — обозначение табачной продукции, присвоенное изготовителем; 24) ингредиент — вещество (за исключением табачного листа и других частей табака), использованное при производстве табачного изделия и присутствующее в готовом табачном изделии, в том числе и в измененной форме; 25) нетабачные материалы — материалы, входящие в состав табачного изделия (за исключением сырья для производства табачных изделий) и придающие ему установленные изготовителем характеристики, особенности и форму. Нетабачные материалы подразделяются на следующие категории: папиросная, сигаретная, ободковая и мундштучная бумага, оберточная бумага для фильтров (фицелла), фильтрующий материал, клеи, чернила, оберточный материал для порции табака сосательного (снюса); 26) потребительская тара — минимальная единица упаковки табачных изделий, в которой табачные изделия приобретаются потребителем; 27) реализация табачной продукции — поставка и (или) розничная продажа табачной продукции на территории Российской Федерации (за исключением экспорта); 28) смола — обезвоженный конденсат табачного дыма, не содержащий никотина; 29) фильтр — приспособление, присоединенное в процессе производства к концу курительного изделия, предназначенное для задержания части табачного дыма. Статья 3. Правила идентификации табачной продукции 1. Идентификация табачной продукции в целях установления ее принадлежности к сфере действия настоящего Федерального закона проводится по характеризующим ее признакам, установленным настоящим Федеральным законом. 2. Признаками, характеризующими табачную продукцию, являются: 1) компонентный состав; 2) способ применения. 3. Идентификация табачной продукции проводится по документации и (или) визуально. 4. При идентификации табачной продукции по документации в качестве документации используются договоры поставки, товаросопроводительная документация или декларация о соответствии табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона (далее — декларация о соответствии). При визуальной идентификации табачной продукции определяются вид табачного изделия, наименование табачной продукции, наличие и содержание информации для потребителя. 5. Результатом идентификации является отнесение или неотнесение идентифицируемой продукции к табачной продукции. В случае неотнесения идентифицируемой продукции к табачной продукции федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (далее — орган государственного контроля (надзора), составляет об этом акт (делает отметку в общем акте) и на такую продукцию не распространяется действие настоящего Федерального закона. Глава 2. Требования к табачной продукции Статья 4. Общие требования к табачной продукции 1. Не допускается использование в качестве ингредиентов для табачной продукции веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. 2. Табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. 3. Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается. Статья 5. Требования к ингредиентам табака сосательного (снюса), табака жевательного и насвая Не допускается использование в качестве ингредиентов для табака сосательного (снюса), табака жевательного и насвая иных веществ, кроме пищевых продуктов, пищевых добавок и ароматизаторов, разрешенных для использования в пищевых продуктах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 6. Требования к содержанию смолы, никотина и монооксида углерода в дыме сигарет 1. Содержание смолы и никотина в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты (с фильтром и без фильтра) не может превышать 10 мг/сиг и 1,0 мг/сиг соответственно. 2. Содержание монооксида углерода (СО) в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты с фильтром не может превышать 10 мг/сиг. 3. Перечень методов определения содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме сигарет и отбора проб (образцов) утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Статья 7. Требования к информации об ингредиентах, содержащихся в табачных изделиях 1. Изготовитель или импортер табачной продукции, реализуемой на территории Российской Федерации, обязан ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, отчет с указанием ингредиентов, содержащихся в табачных изделиях, реализованных данным изготовителем или импортером на территории Российской Федерации в течение отчетного календарного года (далее — отчет об ингредиентах). Форма отчета об ингредиентах утверждается Правительством Российской Федерации. 2. Отчет об ингредиентах должен содержать: 1) сводный список наименований ингредиентов, добавляемых к табаку, по каждому виду табачных изделий, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона. При этом указывается максимальная доля каждого ингредиента в процентах по отношению к массе табачного изделия; 2) список наименований ингредиентов, добавляемых к табаку, по каждому наименованию табачной продукции, если доля таких ингредиентов по отношению к массе табачного изделия превышает 0,1 процента для сигарет, папирос и табака курительного тонкорезаного и 0,5 процента для иных видов табачных изделий. Наличие ингредиентов, доля которых не превышает 0,1 процента для сигарет, папирос и табака курительного тонкорезаного и 0,5 процента для иных видов табачных изделий, обозначается в списке словом «ароматизаторы»; 3) список наименований ингредиентов, содержащихся в нетабачных материалах. Ингредиенты, входящие в состав нетабачных материалов табачного изделия, указываются по категориям нетабачных материалов, в которых они содержатся. 3. При составлении отчета об ингредиентах массой табачного изделия считается масса (с учетом влажности) одной единицы штучного табачного изделия (сигарета, сигара, сигарилла (сигарита), папироса, биди, кретек), 750 миллиграммов табака курительного тонкорезаного, 1 грамма иных табачных изделий (табак для кальяна, табак трубочный, некурительные табачные изделия). Доля ингредиента в табачном изделии рассчитывается в соответствии с рецептурой (спецификацией) табачного изделия. 4. В случае, если изготовитель и (или) импортер проводили токсикологические исследования в отношении ингредиентов или такие исследования проводились по их заказу, изготовитель и (или) импортер в отчете об ингредиентах обязаны сообщить о факте проведения токсикологических исследований и по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, представить в указанный федеральный орган в тридцатидневный срок со дня получения запроса информацию о результатах таких исследований с указанием использованных при этом методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. Факт проведения токсикологических исследований и их результаты не могут являться коммерческой тайной. 5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, вправе по своему усмотрению раскрывать информацию, содержащуюся в отчетах об ингредиентах. Статья 8. Правила нанесения информации для потребителей табачных изделий 1. Информация для потребителей табачных изделий (далее также — информация), предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, должна быть нанесена: 1) на потребительскую тару; 2) на лист-вкладыш при использовании для табачных изделий (за исключением сигарет, папирос, биди, кретек) потребительской тары, на которую невозможно нанести информацию для потребителя, а также при реализации сигар и сигарилл (сигарит) поштучно. 2. Информация должна быть изложена на русском языке и может быть повторена на других языках или нанесена буквами латинского алфавита (в части наименования изготовителя, лицензиара и наименования табачной продукции). Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации. 3. Средства и способы нанесения информации должны обеспечивать ее сохранность при транспортировке, хранении и реализации табачной продукции. 4. Информация должна быть расположена таким образом, чтобы не нарушалась целостность надписей при открывании потребительской тары. Статья 9. Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий 1. Информация, нанесенная на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать: 1) наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции; 2) наименование вида табачного изделия; 3) наименование табачной продукции; 4) наименование и место нахождения (адрес) изготовителя. В случае, если табачная продукция изготавливается организациями, в которых производственный процесс, качество табачной продукции, используемые при производстве сырье для производства табачных изделий и нетабачные материалы контролируются одной организацией (далее — контролирующая организация), наряду с наименованием и местом нахождения (адресом) изготовителя на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш допускается нанесение следующей информации: «Изготовлено под контролем (наименование контролирующей организации и ее место нахождения (адрес)»; 5) наименование и место нахождения (адрес) организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. В случае отсутствия такой организации указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции. Указанная информация может быть размещена на внутренней стороне потребительской тары в месте, доступном для прочтения; 6) сведения о наличии фильтра (для курительных изделий с фильтром); 7) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто в граммах (для весовых табачных изделий); 8) предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий, нанесенные в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона; 9) информацию о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона; 10) знак обращения на рынке, утвержденный Правительством Российской Федерации; 11) сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Не допускается поверх сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением прозрачной оберточной пленки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий. 2. На потребительскую тару и (или) лист-вкладыш по усмотрению изготовителя может быть дополнительно нанесена другая информация. 3. Информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение относительно табачной продукции и ее изготовителей, а также признаков, характеризующих табачную продукцию. 4. В случае, если на потребительскую тару или лист-вкладыш нанесены слова или словосочетания, содержащие дополнительные</p>

Производители сигарет остановили российские фабрики

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Москва. 1 апреля. INTERFAX.RU — Табачные концерны Japan Tobacco International, Philip Morris International и British American Tobacco временно остановили работу своих фабрик в России из-за ограничений, которые власти ввели для борьбы с распространением коронавируса.

Продолжение простоя грозит дефицитом сигарет на российском рынке и даже приостановка работы на неделю скажется на количестве продукции в рознице, предупредили они. Решить проблему могло бы включение табачной продукции в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, считают представители табачных компаний. В перечне пока в основном продукты личной гигиены, ухода за младенцами, бензин, солярка и свечи.

Japan Tobacco International (JTI), крупнейший производитель сигарет в России, решил остановить фабрики на период объявленных нерабочих дней. Президент Владимир Путин пока объявил выходными неделю с 30 марта по 3 апреля.

«Данное решение было обусловлено неоднозначностью того, как различные регуляторные меры, принимаемые в течение прошлой недели, и определения непрерывного производства и нерабочих дней, соотносятся друг с другом, а также тем, что табачная продукция была исключена из списка непродовольственных товаров первой необходимости», — сказал «Интерфаксу» директор по работе с органами государственной власти JTI Россия Василий Груздев.

По его словам, компания принимает меры, чтобы обеспечить бесперебойные поставки продукта для потребителей.

«Запасы продукта сформированы на всех уровнях цепочки поставок, однако дальнейшая приостановка операций может привести к сбоям в цепочке поставок», — заявил он.

British American Tobacco (БАТ) также принял решение приостановить работу своей фабрики по производству сигарет и табачных стиков в Санкт-Петербурге.

«Табачную продукцию действительно исключили из перечня товаров первой необходимости. Согласно постановлению правительства, фабрика «БАТ-СПб» приостановила свою работу по 5 апреля. Однако мы считаем, что производство табачной продукции должно продолжаться», — сказала директор БАТ по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям субрегиона Россия, Центральная Азия, Белоруссия Яна Гуськова.

Решение о расширении перечня товаров первой необходимости может приниматься на уровне руководства субъектов, напомнила она. «На территории Санкт-Петербурга расположено две фабрики, которые производят более 50% сигарет в России. Наша компания уже обратилась к губернатору Александру Беглову с просьбой включить табак в перечень товаров первой необходимости и рассчитывает на справедливое решение в интересах общества, государства и бизнеса», — сообщила Гуськова.

Philip Morris International (PMI) также приостановила работу своей фабрики под Петербургом. «Мы были вынуждены временно приостановить работу фабрики АО «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области до 3 апреля в связи с указом президента РФ и в связи с тем, что 29 марта правительство РФ исключило табачную продукцию из перечня непродовольственных товаров первой необходимости», — сказал вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний PMI в России Сергей Слипченко.

Сейчас курильщики все еще могут купить сигареты.

«Однако исключение табачной продукции из перечня непродовольственных товаров первой необходимости и, следовательно, приостановка производства на более длительный срок может привести к срыву контрактов на поставку продукции для удовлетворения спроса населения и возникновению дефицита легальной продукции. Эта ситуация может спровоцировать взрывной рост нелегального рынка и привести к серьезным потерям федерального бюджета из-за сокращения акцизных поступлений», — считает Слипченко.

Остановка работы крупнейших российских производителей сигарет может привести к недополученным поступлениям в бюджет в размере 10 млрд рублей в неделю, сказала Гуськова.

«Прогнозировать, насколько хватит имеющихся торговых запасов всех сигарет, невозможно. БАТ — мультикатегорийная компания, в линейке которой присутствует продукция различных брендов, ценовых категорий и способов потребления. Каких-то видов продукции может хватить на месяц, а какие-то закончатся быстрее, чем за неделю. Важно также отметить, что фабрика в Санкт-Петербурге является единственной производственной площадкой «БАТ» в России и работает в круглосуточном режиме без выходных. Дистрибуция табачной продукции из Санкт-Петербурга по России может занимать до 20 дней, учитывая масштабы нашей страны. Несмотря на наличие торговых запасов, остановка производства и реализации табачной продукции в любом случае приведет к скачку спроса и дефициту. Поэтому даже недельный простой фабрики существенно отразится на количестве продукции на полках», — заявила она.

«С учетом складывающихся обстоятельств, и поскольку сигареты — это ключевой товар повседневного спроса для 36 млн россиян, одним из важных факторов для обеспечения бесперебойных поставок продукции и деятельности компаний в условиях текущих и предстоящих ограничений могло бы быть соответствующее решение правительства», — отметил Груздев из JTI. Одним из таких решений могло бы стать включение табачной продукции в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, считает он.

«Мы готовы возобновить работу фабрики в любое время, если возобновление деятельности не будет противоречить действующим нормам», — сказал Слипченко. По его словам, PMI все необходимые меры для защиты сотрудников производственных площадок и офисов.

PMI в России принадлежит фабрика «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области и ее филиал «Филип Моррис Кубань» в Краснодаре. У БАТ в РФ также две фабрики — «БАТ-СПб» в Санкт-Петербурге и «БАТ-СТФ» в Саратове. У JTI в России пять заводов, включая две фабрики готовой продукции — «Петро» в Санкт-Петербурге и «Донской табак» в Ростове-на-Дону, а также три фабрики по обработке табачного сырья: «Дж.Т.И. Елец» в Липецкой области, «Крес Нева» в Ленинградской области и «Переславль Табак» в Ярославской области.

Авторы Проекта Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (далее – Законопроект), размещенного на сайте Минздравсоцравития России, предлагают ввести целый комплекс радикальных мер, направленных на сокращение спроса и предложения на табак и табачные изделия. В число таких мер входят как ценовые и налоговые меры, так и неценовые (законодательные, исполнительные, административные и иные). Законопроектом, в частности, предусмотрено установление запрета на рекламу табачной продукции, ограничений по продаже табака, государственное регулирование в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака. Ниже наиболее значимые из этих мер будут рассмотрены подробнее.

Ценовые и налоговые меры

Указанная группа мер направлена на снижение спроса на табачные изделия. На необходимость введения ценовых и налоговых мер как одного из средств борьбы с курением указывается в ст. 6 Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Так, для реализации поставленной цели Законопроект предлагает устанавливать минимальные розничные цены на сигареты. Напомним, что в соответствии с п. 8 ст. 3 Закона об ограничении курения табака в настоящее время для сигарет устанавливается максимальная цена для реализации их потребителям.

Помимо этого, увеличатся акцизы на табачную продукцию почти в полтора раза. При этом цена самой дешевой пачки сигарет возрастет до 60 руб. Однако, представляется, что данная инициатива может привести к созданию «черного рынка» (нелегальной продажи табачной продукции).

Для снижения популярности табака среди россиян Законопроект предусматривает ежегодное увеличение цен на табачные изделия на уровень, превышающий индекс потребительских цен на продовольственные товары.

Запрет рекламы табачных изделий, а также спонсорства и стимулирования продаж табачными компаниями

Под запретом могут оказаться все формы продвижения табачной продукции и спонсорства табачных компаний, включая распространение табака и табачных изделий бесплатно, применение скидок, в том числе, посредством купонов и талонов. Нельзя будет производить, продавать и распространять конфеты, игрушки и другие товары, имитирующие табачную продукцию или с использованием логотипов и расцветки табачных брендов или компаний-производителей.

Кроме того, табачные компании не смогут заниматься благотворительностью и спонсорством различных мероприятий и проектов в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Что касается рекламы табака и табачных изделий (курительных принадлежностей, кальянов, зажигалок и т.п.), то предлагается ввести полный запрет на их рекламу. Напомним, в настоящее время такая реклама осуществляется в соответствии с законодательством о рекламе. В соответствии со ст. 23 Закона о рекламе установлены определенные ограничения на содержание рекламы табака и ее размещения. Например, реклама табака и табачных изделий не должна осуждать воздержание от курения, использовать образы несовершеннолетних и содержать обращение к ним. Реклама табачной продукции запрещается в теле-, радиопрограммах, в кинофильмах, в детских, образовательных, оздоровительных и подобных учреждениях, на всех видах транспорта и т.п. При рекламе табачной продукции обязательно должно содержаться предупреждение о вреде здоровью.

Демонстрация курения в сценах кинофильмов, спектаклях, теле-, видеопрограммах также подпадет под запрет, за исключением демонстрации процесса потребления табака при информировании об их вреде. Интересно, что действующий закон об ограничении курения табака (п. 2 ст. 7) также запрещает демонстрацию курения табака во вновь создаваемых кинофильмах, спектаклях, но за исключением случаев, когда такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла.

Ограничение торговли табачными изделиями

По сравнению с действующим законодательством предлагается ужесточить требования к организациям, имеющим право продавать табачную продукцию. Так, в городских поселениях сигареты можно будет приобрести только в крупных (площадью более 50 кв. м.) магазинах, поскольку продажа табака в более мелких торговых точках, а тем более в киосках, будет запрещена. Продажа сигарет будет осуществляться без выкладки товара на прилавки и витрины, а покупатель сможет выбирать товар по специальному прейскуранту. Причем предоставление прейскурантов на табачные изделия и передача выбранной табачной продукции должна осуществляться на расстоянии не меньше трех метров от касс обслуживания, осуществляющих наличные и безналичные расчеты.

Тем самым, по замыслу разработчиков Законопроекта, указанная мера ограничит потребление табачных изделий в связи с их труднодоступностью. В случае одобрения указанных поправок они вступят в силу с 2013 г.

Предполагается запретить розничную продажу табачных изделий без использования торговых объектов, на ярмарках, выставках, путем развозной, разносной торговли, дистанционным способом продажи, а также с использованием автоматов. Нельзя будет продавать сигареты поштучно, без потребительской тары. В каждой пачке количество сигарет не должно быть меньше 20 штук.

Законопроект устанавливает места, в которых розничная продажа сигарет будет находиться под полным запретом, в частности:

  • территории и помещения, предназначенные для оказания услуг в системе образования, культуры, здравоохранения, спорта и т.п.;
  • на расстоянии не менее 100 м от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания услуг в системе образования;
  • на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения и др.

Запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними

Законом об ограничении курения табака (ст. 4) установлен запрет на продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Законопроект для реализации указанного запрета обязывает продавца табачной продукции требовать от потребителя документ, удостоверяющий его личность и содержащий сведения о его возрасте в том случае, если имеются сомнения в достижении потребителем восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, при наличии сомнений о возрасте потребителя и при отсутствии необходимого документа продавец обязан отказать потребителю в продаже сигарет.

Отдельно авторы проекта закона предлагают установить запрет на продажу табачных изделий лицами, не достигшими 18 лет.

Требования к составу, упаковке и маркировке табачных изделий

На сегодняшний день практически каждая табачная компания имеет в своем ассортименте сигареты «легкие», «суперлегкие» и т.п. Законопроект предлагает запретить такую классификацию табачных изделий, т.е. по уровню содержания токсических веществ, воздействия на здоровье или риска для здоровья.

Будет запрещено использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей табака, на упаковке и при маркировке табачных изделий. На каждую пачку и упаковку табачной продукции должны будут наноситься обязательные предупреждения о вреде потребления табака для здоровья человека, в том числе с использованием графических изображений. По действующему закону на пачках сигарет размещается основная предупредительная надпись о вреде курения табака, дополнительная надпись и информационная надпись о содержащихся веществах в дыме сигарет.

Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией

В целях предупреждения незаконной торговли табаком Законопроект предусматривает ряд мер, направленных на обеспечение учета производства табачных изделий, их импорта, экспорта и торговли, а также на отслеживание производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий. В числе таких мер предлагается осуществлять госрегистрацию ИП и организаций, осуществляющих производство, импорт, экспорт, торговлю табачной продукцией. По аналогии с ведением единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота алкогольной продукции предлагается вести подобный учет табачных изделий посредством ЕГАИС обеспечения отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий.

Документы:

Проект Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (опубликован на сайте Минздравсоцразвития РФ)

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Понравился наш материала? Расскажите друзьям:

Табачное производство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *