Территория российской федерации

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу через три месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Внутренняя политика России

Сенсация! Государство «Россия» юридически юридически не существует!
И это чистая правда, уважаемые друзья! На деле, КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА существует государство
«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», «RUSSIAN FEDERATION»! Русские ОБМАНЫВАЮТ себя, говоря, что они живут в России! Русские, давным- давно, ещё с 1917 года живут в Российской Федерации! Но не в России! И что из этого следует? Из этого следует КЛЮЧЕВОЕ понятие ПРАВОВОЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) СТАТУС народа!
а) И то, что после развала СССР все народы получили СВОИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ земли в СОБСТВЕННОСТЬ! Даже такое скотоводческое государство, как Казахстан – и то стало независимой КОСМИЧЕСКОЙ державой! Отхватило себе Гурьевскую область и практически основную часть земли сотни лет населенную Яицким казачеством! Белорусы получили национальную землю, украинцы. В той же РФ практически ВСЕ народы! Даже евреи получили землю! Только русские остались с носом! Если не сказать больше! Зачем русским Славянская Автономная Республика в составе РФ? Да затем, чтобы ВЛАДЕТЬ СВОЕЙ ЗЕМЛЁЙ ПО ЗАКОНУ! Как ВСЕ народы земли! Русские только пузыри пускают, а по сути, живут в РЕЗЕРВАЦИЯХ БЕЗ НАЗВАНИЯ — Ростовская область, Кемеровская область! Как понять, что это именно РУССКАЯ ЗЕМЛЯ? Почему, наконец, ВСЕ РУССКИЕ не поймут простой истины: Все народы в РФ имеют Конституции имеющие национальный аспект!
Только у нас русских: Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё! Запомните РФ — это федерация равноправных субъектов, причем поясняю ещё раз ВСЕ народы живут на СВОИХ землях, и это подтверждает ЗАКОН(КОНСТИТУЦИЯ)!
САР РУСЬ –Славянская Автономная Республика Русь позволит получить КОНСТИТУЦИЮ подчеркивающую РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС! Это означает:
Русский национальный телевизионный канал, русское национальное радио!
РУССКИЙ БЮДЖЕТ! НАКОНЕЦ ДОЛГОВРЕМЕННУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ РУССКУЮ ПРОГРАММУ ПО РАЗВИТИЮ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ! Русские ЗАСЛУЖИЛИ иметь НАЦИОНАЛЬНЫЙ канал ТВ и Радио. Русские заслужили иметь свой НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ.
Наконец, нам следует избрать СВОЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА! Своё руководство!
И никто этому помешать не сможет! Разве только ОТСУТСТВИЕ УМА И ТАЛАНТА.
б) Весьма существенный вопрос о столице РУСИ. Поймите, МОСКВА конечно же старинный РУССКИЙ город! Но, Москва-это ФЕДЕРАЛЬНАЯ столица!
Её НЕЛЬЗЯ назначать национальной столицей РУСИ! Кроме того, отриньте свой ЭГОИЗМ!
Сейчас очень ВАЖНО мыслить СТРАТЕГИЧЕСКИ!
РУСЬ, которую мы предлагаем строить по нашему плану, объединяет ГИГАНСТКИЕ пространства, в том числе Дальний Восток, Сибирь, Урал! Сейчас АРХИВАЖНО сохранить ПРИРОДНЫЕ ресурсы для нас и наших детей! Также важно ОТОРВАТЬСЯ ОТ МОСКОВСКОЙ БЮРОКРАТИИ! Развивать национальные управленческие кадры.
Русские, проснитесь же НАКОНЕЦ! Еще есть ВРЕМЯ! Завтра может быть ПОЗДНО!
Сначала – СВОЯ ЗЕМЛЯ! ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ вопросы-ВТОРОСТЕПЕННЫ!
Во всех Международных соглашениях фигурирует название Российская Федерация, в т.ч в ООН и прочих.
Мало ли, как вы называете себя ДОМА! \»Зайка\», \»котик\», \»киска\»! Сегодня же проведите эксперимент, подпишите ОФИЦИАЛЬНЫЙ банковский документ \»киска\», \»зая\» и так далее! Вот так и с бутафорией \»Россия\» для русских \»котиков\», \»зай\», и прочих \»кисок\»!
Вот здесь для дотошных ссылка на официальный сайт библиотеки Конгресса США:
Статья Россия:
Library of Congress Ц Federal Research Division Country Profile: Russia, October 2006
1
COUNTRY PROFILE: RUSSIA
October 2006
COUNTRY
Formal Name: Russian Federation (Rossiyskaya Federatsiya).
Short Form: Russia.
Term for Citizen(s): Russian(s).
Capital: Moscow (Moskva).
Major Cities (in order of population): St. Petersburg, Novosibirsk, Yekaterinburg, Nizhniy Novgorod, Omsk, Samara, KazanТ, Chelyabinsk, Rostov-na-Donu, Ufa, Volgograd, and Perm.
Вот скриншот из статьи библиотеки Конгресса США — перевожу: ОФИЦИАЛЬНОЕ название: Российская Федерация.
Короткое: Россия- термин используется для граждан Российской Федерации (русских).
Таким образом термин \»Россия\»-для ВНУТРЕННЕГО применения, но не официального!

А вот в этих статьях четко перечислено что есть карелы, ингуши, коми, и так далее ЧТО есть Республики, причем именно национальные. Здесь НЕ НАПИСАНО что все эти республики РАСПОЛОЖЕНЫ В РОССИИ!
И все русские живут:
а) В государстве, легитимность которого соответствует названию Российская Федерация.
б) ВСЕ РУССКИЕ живут всего лишь в Субъектах РФ, которые обозначены как \»край\», \»область\» — надеюсь, вы не станете с пеной у рта доказывать, что слова \»край\», \»область\» отражают вашу национальность \»РУССКИЙ\»!
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Статья 66
1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 66
Статья 67
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 69
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 70
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статей 71 (пункт \»г\»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1)
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Статья 7З
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 74
1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Статья 76
1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статей 71 (пункт \»г\»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1)
Статья 77
1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья 78
1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Понятие территории Российской Федерации

Современные ученые трактуют территорию государства по-разному. В.С. Борисова определяет ее как признак и часть государственной организации, которая представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть. По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

Непосредственное понятие государственной территории раскрывается ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные части государственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра. «Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает», — пишет И.С. Яценко. Тем не менее, как верно указывает М.В. Баглай, по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они тоже входят в понятие государственной территории. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 «Собственность на недра» устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Кроме того, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (ч. 2 ст. 67).

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

  • — воды портов;
  • — воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;
  • — воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству
  • — воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 — 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран Российская Федерация заключила с рядом государств СНГ. По Соглашению с Киргизией 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих Вооруженных Сил на территории Киргизии. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).

В состав государственной территории входят соответствующие участки международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов).

Таким образом, изучив элементный состав территории РФ, можно констатировать, что территорию Российской Федерации образуют:

  • а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км);
  • б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод;
  • в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории;
  • г) воздушное пространство до его границы с космосом.

Российская Федерация не имеет своей территории

Заключение № X-2

«О территории СССР и Российской Федерации; об образовании и не прекращении СССР; о суверенитете и гражданах РСФСР»

1. О территории СССР (а) и Российской Федерации (б)

а) В связи с тем, что 29.12.1922 образовалось новое государство СССР без правовой связи с предыдущим государством Российской Империей, то территория и государственные границы отсутствовали. В силу результатов Второй мировой войны мир признал СССР, демаркация неофициальных но общепризнанных государственных границ СССР произошла в ходе Ялтинской конференции 1945 года, нерушимость границ и территориальная целостность закреплена «Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 01.08.1975.

Договора о государственной границе и о режиме государственной границы с сопредельными государствами подписывались и ратифицировались, например: действующий «Договор между СССР и Польской Республикой о советско-польской государственной границе» от 16.08.1945 и «Договор между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Республики о режиме советско-польской государственной границы» от 08.07.1948. Документы демаркации так же подписывались, например: между СССР и Польской Республикой подписаны 30 апреля 1947 года в городе Варшаве Смешанной Советско-Польской Комиссией по демаркации государственной границы. Государственная граница СССР так же и изменялась, например: Финляндия уступила СССР 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями, со включением этой территории в состав государственной территории СССР и с изменением существующей границы между СССР и Финляндской Республикой в этом районе, согласно прилагаемой карте и описанию границы к «Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в состав территории Советского Союза части государственной территории Финляндии в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски» от 03.02.1947.

Международные договора публиковались в «Ведомостях ВС СССР» а так же в «Сборниках действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», подготовленные Договорно-правовым отделом МИД СССР.

В период прекращения функционирования органов СССР так же подписывались международные договора, но ратифицировались они уже не СССР, например: уточняющее государственные границы «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части» от 16.05.1991 было ратифицировано Постановлением ВС РФ от 13.02.1992 № 2348-I «О ратификации Соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части».

Согласно ст. 75 Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 (в ред. 26.12.1990), в которой: территория Союза Советских Социалистических Республик едина и включает территории союзных республик, суверенитет СССР распространяется на всю его территорию. Таким образом, у СССР есть суверенитет и территория с официально демаркированной государственной границей (политическую карту, составленную государственным органом СССР см. в Приложении к данному заключению). По суше СССР граничит с 12 странами — 6 в Азии (КНДР, КНР, Монголия, Афганистан, Иран и Турция) и 6 в Европе (Румыния, Венгрия, Чехословакия, Польша, Норвегия и Финляндия). По морю СССР граничит с двумя странами — США и Японией.

б) Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ от 12.12.1993 территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Таким образом, территория РФ включает территорию не известных субъектов, т.к. непосредственно известные субъекты РФ не имеют своей территории (акты о передаче частей территории СССР к субъектам РФ отсутствуют).

Согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ от 12.12.1993 Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Таким образом, юрисдикция (совокупность правомочий органов на подведомственной территории) осуществляется на континентальном шельфе (включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами примыкающего к сухопутной территории или к внутренним морским водам морского пояса шириной 12 морских миль) и в исключительной экономической зоне (морской район, находящийся за пределами примыкающего к сухопутной территории или к внутренним морским водам морского пояса шириной 12 морских миль). Для РФ границы континентального шельфа и исключительной экономической зоны установлены Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Здесь важно отметить, что суверенитета у РФ нет согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ от 12.12.1993, а есть суверенные права, но не указано кто этими правами наделил Российскую Федерацию.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР, но ни международных договоров, ни законодательных актов СССР о государственной границе РСФСР не существует, т.к. был только Закон СССР от 24.11.1982 № 8318-Х «О государственной границе СССР» («Ведомости ВС СССР» от 01.12.1982 № 48 за подписью Первого заместителя Председателя Президиума ВС СССР и Секретаря Президиума ВС СССР). Таким образом, государственная граница у РФ отсутствует, но она и не нужна при отсутствии суверенитета.

2. Об образовании и не прекращении СССР

26 сентября 1922 года В.И. Ленин направил членам Политбюро ЦК РКП (б) письмо «Об образовании СССР». 6 октября 1922 года Пленум ЦК РКП (б) принял предложение В.И. Ленина об образовании СССР. На состоявшейся 29 декабря 1922 года (накануне I Съезда Советов СССР) конференции полномочных делегаций республик от съездов Советов четырёх республик (РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР), были обсуждены, а затем подписаны два основополагающих документа – Декларация и Договор «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик», т.е. было решено создать единое государство СССР. 30 декабря 1922 года на I Съезде Советов СССР было подписано Постановление I Съезда Советов СССР от 30.12.1922 № 1 «Об утверждении декларации и договора об образовании СССР» (далее – Постановление № 1), согласно п. 1 которого Съезд Советов СССР в основном утвердил проект Декларации и Договора «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик». С учетом того, что все республики обеспечили своих делегатов необходимыми полномочиями на подписание договора, то Договор «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» вступил в силу с момента его подписания — образование СССР было юридически оформлено, и деятельность его органов, в том числе I Съезда Советов СССР, легитимирована именно на конференции полномочных делегаций.

Стоит отметить, что объединяющиеся четыре республики в СССР не были законными субъектами (не имели законных граждан и территорию), в связи с чем Договор «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» не являлся международным правовым – не был ратифицирован и соответственно не мог быть денонсирован Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 № 2015-I «О денонсации договора об образовании СССР», т.к. денонсируют только то, что было ратифицировано органом ведающим данным вопросом. Денонсация ВС РСФСР производилась на основании п. 15 ст. 109 Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 (в ред. 01.11.1991), где указано: Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР, но РСФСР, являясь государством, не был субъектом международного права (не значился в ООН, не имел государственных границ, граждан, государственную валюту), т.е. была применена норма, на которую не было права.

Так же Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, учрежденная ст. 13 Конституции (Основного Закона) СССР от 05.12.1936 не стала правопреемником Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (нет акта о переименовании), а значит РСФСР после 1936 года не мог отменить какие-либо подписанные акты РСФСР до 1936 года (в т.ч. и УК РСФСР редакции 1926 года, который действует, особенно ст. 58 – контрреволюция).

Согласно п. 4 Постановления № 1 Съезд Советов СССР поручал ЦИК’у Союза ССР подготовить ко второму съезду советов Союза окончательный текст декларации и союзного договора и представить его на окончательное утверждение второго съезда. На II съезде Советов СССР во исполнение резолюции I Съезда Советов СССР был утвержден Основной Закон СССР (в который вошел текст Декларации и Договора «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик») следующим актом: Постановление II Съезда Советов ССР от 31.01.1924 «Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик». Таким образом, Договор «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» не мог быть денонсирован еще и потому, что был учредительным актом, имеющим внутригосударственную природу. Договор «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» имел учредительный характер, т.к. единовременно вызвал определённые правовые последствия в виде создания государства, после же утверждения Конституции (Основного Закона) СССР от 31.01.1924 договор утратил юридическое значение. Правовая природа договора о создании государства и его соотношение с международными правовыми договорами, как представляется, аналогичны договору о создании юридического лица в частном праве, поэтому будет выглядеть странной попытка ликвидировать юридическое лицо путем прекращения договора о создании данного юридического лица. Против того, что Договор «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» был международным правовым актом, говорит и дальнейшее историческое развитие: союзные республики, которыми впоследствии становились автономные республики, а также государства, вошедшие в состав СССР, были приняты на основании актов внутреннего права – Законов СССР. Таким образом, подтверждается еще и то, что все союзные республики не были законными государствами.

3. О суверенитете и гражданах РСФСР

Суверенитет (самостоятельность) РСФСР в составе федеративного государства СССР закреплен ст. 76 Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 (в ред. 26.12.1990), в которой: «Союзная республика — суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики». Таким образом, Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-I «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (далее – Декларация № 22-I), в которой заявлялось о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР, не имела смысла.

Специфической чертой декларации как нормативно-правового акта является общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного регулирования; в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели.

Стоит отметить, что п. 11 Декларации № 22-I, которым на всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР, не мог быть законодательно отрегулирован в связи со ст. 33 Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 (в ред. 26.12.1990), где указан только Закон о гражданстве СССР (норма не предусматривала Закона о гражданстве РСФСР или иной союзной республики). Но тем не менее в нарушении Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 Президиум ВС РСФСР опираясь на ст. 31 Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 (редактирована п. 8 Закона РСФСР от 15.12.1990 № 423-I) направляет проект Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» в комиссии палат и комитеты ВС РСФСР подписав Постановление Президиума ВС РСФСР от 16.09.1991 № 1649-1 «О проекте Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР». Но в последствии проект Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» не был принят во втором чтении согласно ст. 78 Регламента ВС РСФСР от 24.10.1990 № 261-1 (отсутствует соответствующее Постановления ВС РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР») после принятия в первом чтении и отправления на доработку Постановлением ВС РСФСР от 15.11.1991 № 1878-1 «О дальнейшей работе над проектом Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР». Таким образом, граждан РСФСР не появилось, т.к. ст. 31 Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 (в ред. от 15.12.1990) не могла быть реализована в силу ст. 33 Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977, в связи с чем — отсутствует утвержденный бланк паспорта гражданина РСФСР или вкладыш (штамп) в паспорт гражданина СССР о наличии двойного гражданства: СССР и РСФСР.

Дополнительно отмечаю, что переименование РСФСР несло потерю всех полномочий Президента РСФСР, т.к. на пост Президента РФ необходимо было выбираться заново, но Закона РФ «О Президенте РФ» не было, в связи с чем — пост Президента РФ не существовал, т.к. не был учрежден. Стоит отметить, что согласно п. 1 Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» РСФСР переименовано в «Российская Федерация (Россия)», но в дальнейшем использовалось другое наименование: «Российская Федерация — Россия» (см. ч. 1 ст. 1 Конституции РФ от 12.12.1993 или п. 1 Закона РФ от 21.04.1992 № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»). 26 декабря 1991 года председатель Конституционного суда РСФСР В.Д. Зорькин заявил, что решение российского парламента об изменении официального названия республики не соответствует конституционным нормам (поскольку принимать такое решение мог только Съезд Народных Депутатов РСФСР, т.к. изменение названия республики влекло за собой поправки в Конституцию), о чем было напечатано на 2 стр. в газете «Российская газета» от 31.12.1991 № 290 (336).

В результате переименования РСФСР следовало бы переименовать и Декларацию № 22-I, но она до сих пор провозглашает суверенитет РСФСР в составе обновленного СССР. Таким образом, у Российской Федерации нет даже Декларации о суверенитете как основы для суверенитета, и подобные Декларации о суверенитете не могут иметь силу без воли народа (проведение полномочным органом референдума) или передачи права через доверенность.

На основании рассмотренного приходим к заключению: международные правовые акты о государственных границах СССР и Закон СССР от 24.11.1982 № 8318-Х «О государственной границе СССР» действуют в связи с тем, что не отменены полномочными органами, а, следовательно, РФ не может осуществлять юрисдикцию на территории РСФСР в составе СССР. Все законодательные и подзаконные акты РФ не могут быть применены гражданами СССР на территории РСФСР (в т.ч. и теми, кто является носителем паспорта гражданина РФ), в противном случаем — ст. 64 УК РСФСР от 27.10.1960. Осуществить юрисдикцию РФ может только на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, но это не представляется возможным в силу отсутствия территории РФ.

Конституция (Основной Закон) СССР от 07.10.1977 (в ред. 26.12.1990) является редакцией предыдущих Основных Законов и не упразднена, т.е. действует в пространстве и во времени, а значит — действуют все законодательные (в т.ч. и Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12.04.1978) и подзаконные акты, опирающиеся на нее и порожденные полномочными органами СССР и РСФСР. Какие-либо законодательные и подзаконные акты СССР и РСФСР, имеющие нарушение или преступный характер — действуют (если в период оккупации их действие не приостановлено полномочным лицом) до момента подписания акта полномочным органом о признании их не подлежащим применению.

РСФСР не стала субъектом международного права, а Декларация № 22-I в силу отсутствия воли народа по данному вопросу не может быть законодательно отрегулирована, т.к. является личным желанием тех, кто ее принял. Гражданство РСФСР у граждан СССР отсутствует в силу ст. 33 Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 (в ред. 26.12.1990), где указан только Закон о гражданстве СССР.

Приложение к Заключению № X-2:

оригинал на

Комментарий к Статье 67 Конституции РФ

1. В комментируемой статье содержится определение территории РФ, говорится о суверенных правах в отношении некоторых других территориальных объектов и о границах между субъектами РФ.

Государственная территория РФ — это пространственный предел, на который распространяется суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4 устанавливает, что он распространяется на всю территорию РФ). Территория РФ включает неподвижную и подвижную территорию. С позиций государственно-территориального устройства первая — это совокупность территорий ее субъектов (несубъектов Федерации, которыми являются в зарубежных федерациях федеральные округа, территории и др., в России нет). С точки зрения географического подхода неподвижная территория РФ в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину.

Подвижная государственная территория РФ — это корабли, самолеты, космические станции под Государственным флагом РФ, на которых действуют законы РФ. Морские кабели РФ в открытом море и трубопроводы РФ также могут быть государственной территорией. Режим государственной территории РФ регулируется только федеральными законами и иными федеральными правовыми актами, но не правовыми актами субъектов РФ. В отношении некоторых частей государственной территории РФ (территориального моря, морских портов, открытых для захода иностранных кораблей, определенных частей аэропортов) действуют международные конвенции (соглашения), но только те, участницей которых является Российская Федерация.

Пространственный предел государственной территории и государственного суверенитета в России (суверенитет проявляется также в международных отношениях) определен Государственной границей РФ. Согласно Закону о Государственной границе Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории РФ. Государственная граница РФ охраняется пограничными войсками, существует особый порядок пропуска через Государственную границу. Пересечение Государственной границы РФ без разрешения является правонарушением, которое может повлечь применение к нарушителю (человеку, кораблю, самолету) вооруженной силы. Однако самовольное пересечение границы не рассматривается как нарушение в случаях аварии, штормов, доставки людей для их спасения и т.д.

Границы между субъектами РФ не являются государственными границами. Это административно-территориальные границы (об этом см. ниже).

Рассматривая вопросы, связанные с границами, Конституционный Суд пришел к выводу, что: 1) федеральное законодательство о восстановлении прав репрессированных народов не означает автоматического восстановления прежних границ, ибо существует указанный в Конституции порядок изменения границ по соглашениям между граничащими субъектами РФ (решение от 16.09.1993 N 73-Р); 2) возможно введение оплаты за пограничное оформление на государственной границе, но такая оплата представляет собой разновидность налогов и потому должна регулироваться не постановлением Правительства РФ, а федеральным законом (Постановление от 11.11.1997 N 16-П*(748)).

Режим внутренних вод (рек, озер и др.) регулируется законодательством РФ. В отношении внутренних морских вод действует Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007). Согласно ему к внутренним морским водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (о нем речь пойдет далее). Внутренние морские воды — это воды портов России (они включают пространство до линии, проходящей от наиболее удаленных от берега портовых сооружений), морских заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, и некоторые другие воды этого рода, исторически принадлежащие России. Их перечень устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Известиях мореплавателям». Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в этом же издании.

В ч. 1 ст. 67 говорится также о территориальном море и воздушном пространстве. Режим территориального моря РФ регулируется упомянутым выше Законом, а также международными конвенциями, участницей которых является Российская Федерация (Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.). Территориальное море РФ — это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс, шириной 12 морских миль (приблизительно 25 км), отмеряемых от линии наибольшего отлива от берега*(749). При условии соблюдения Конвенции по морскому праву и законов РФ гражданские и военные суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода в море, пользуются правом мирного прохода через территориальное море с целью пересечь территориальное море, не заходя во внутренние воды или порты, или с целью зайти во внутренние морские воды. Проходя через территориальное море, заходя в порты, иностранные суда, военные корабли должны соблюдать законодательство РФ. Морские коридоры и схемы движения в территориальном море утверждаются Правительством РФ и публикуются в «Известиях мореплавателям». В целях обеспечения безопасности Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган государственной безопасности РФ могут временно приостановить право мирного прохода в определенных районах территориального моря с предварительным объявлением об этом в «Известиях мореплавателям». Возможен вынужденный заход иностранного судна (в том числе военного) в территориальное море, внутренние воды и порты при чрезвычайных обстоятельствах, что не считается правонарушением. За проход по территориальным водам РФ или вынужденный заход иностранные корабли не облагаются никакими сборами, плата взимается только за оказанные услуги. Иностранные физические и юридические лица, международные организации могут проводить исследования, разведку и разработку (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, но в соответствии с законодательством РФ.

Воздушным столбом РФ считается воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ до высоты геостационарной орбиты спутников Земли (приблизительно 100-120 км). Воздушный кодекс устанавливает, что под воздушным столбом РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем (ч. 2 ст. 1). Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Однако если международные договоры РФ устанавливают иные правила, чем Воздушный кодекс, действуют правила международных договоров. Полеты иностранных гражданских самолетов в связи с международными рейсами осуществляются по маршрутам воздушных коридоров, установленных для этого Правительством РФ.

2. В отличие от государственного суверенитета РФ, который распространяется на государственную территорию РФ, в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на этих территориях. Их режим определяется федеральными правовыми актами — Федеральными законами от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2008) и от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2008), а также международными конвенциями, участницей которых является Российская Федерация (Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.). Субъекты РФ не вправе своими законами регулировать вопросы, относящиеся к морскому шельфу и исключительной экономической зоне, даже если эти территории являются прилежащими к субъекту РФ.

Континентальный шельф РФ — это общее понятие для всех морских территорий за Государственной границей. Шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Это 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Континентальный шельф заканчивается обычно крутым спуском в подводные глубины.

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права по разведке и разработке минеральных ресурсов (недр) и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными: если Российская Федерация не разведывает и не разрабатывает ресурсы, никто не может делать это без ее согласия. Суверенные права означают также исключительное право сооружать и регулировать использование искусственных островов, установок, сооружений, юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных правил и безопасности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении исследований на континентальном шельфе, защиты морской среды, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и т.д. Осуществляя юрисдикцию, Российское государство не препятствует судоходству, реализации иных прав и свобод других государств, являющихся общепризнанными принципами и нормами международного права.

Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, имеющий особый правовой режим, установленный законами РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Понятие исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, не пригодных для жизни или хозяйственной деятельности. Беспредельно расширять границы исключительной экономической морской зоны нельзя. Ее внутренней границей является внешняя граница территориального моря, внешняя граница зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Но международными договорами РФ можно установить и иную ширину исключительной экономической зоны.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла водных биоресурсов, неживых ресурсов, разведки и разработки недр морского дна, осуществляет исключительное право разрешать буровые работы, сооружать и разрешать сооружения искусственных островов или каких-либо установок, осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных правил, морских научных исследований, защиты морской среды от загрязнений, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. «Территориальные границы республик, как и всех других субъектов РФ, являются не государственными, а административными» (Определение КС РФ от 06.12.2001 N 250-О). Однако если субъект РФ граничит с иностранным государством (государствами), эта часть его административно-территориальной границы становится частью Государственной границы РФ и подчинена правилам государственного пограничного режима. Конституция (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства РФ, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Это означает, что запрещается устанавливать какие-либо таможенные или иные барьеры между субъектами РФ, препятствовать свободному обмену товарами, финансами, рабочей силой. Какие-либо ограничения такой свободы могут быть установлены лишь федеральными органами в соответствии с федеральными законами в случае чрезвычайных событий, например эпизоотий, массовых заболеваний скота, птиц и др.

Административно-территориальные границы между субъектами РФ не могут быть произвольно изменены Федерацией, такие изменения требуют согласия субъектов РФ. Но и субъекты РФ не вправе единолично изменять границы между ними. Такие изменения, как предусматривает п. «а» ч. 1 ст. 102, требуют утверждения со стороны Совета Федерации. Таким образом, любые изменения территории субъектов РФ возможны лишь с общего согласия Федерации и данного субъекта РФ. В этом находит свое выражение принцип территориальной целостности субъектов РФ.

Необходимость изменения границ между субъектами РФ обычно возникает при передаче населенного пункта из одного соседнего субъекта РФ в другой для удобства населения (близость к административным центрам, учреждениям социального обслуживания, школам, больницам, удобство путей сообщения и др.). В случае такой необходимости заинтересованные субъекты РФ приходят к согласию между собой. Дальнейшая процедура урегулирована ст. 147 Регламента Совета Федерации. Поступившие от субъектов РФ документы о согласии изменить административные границы сначала рассматриваются Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, который принимает заключение и представляет его на заседание Совета Федерации. На это заседание приглашаются полномочные представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти тех субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, представители Правительства РФ, других органов государственной власти. Сначала рассматриваются доклады представителей субъектов РФ, подготовленные ими географические карты с обозначением предлагаемых изменений, затем оглашается заключение Комитета Совета Федерации. Решение об утверждении изменения границ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если такого большинства не получено, соглашение субъектов РФ об изменении границ отклоняется.

Совет Федерации неоднократно утверждал соглашения субъектов РФ об изменении границ, связанные с передачей населенных пунктов (между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской и др.), а иногда и целых районов (например, Сокольнического района из состава Ивановской в Нижегородскую область). Отрицательных решений не было. Соглашение об изменении границ утверждается также законодательными органами соответствующих субъектов РФ.

Крупные изменения административно-территориальных границ в России связаны с процессом объединения автономных округов с краями и областями, в состав которых они входили. Оно происходит в соответствии с Законом о порядке принятия в РФ.

В результате создается новый субъект РФ (край, область, иногда сохраняющие прежнее название, например Красноярский край, а иногда получающий новое, например Забайкальский край). Для каждого случая объединения и образования нового субъекта РФ принимается специальный («именной») федеральный конституционный закон. Границы нового субъекта РФ вовне остаются прежними (это границы прежнего края области), но границы прежнего автономного округа упраздняются, поскольку он сам перестает существовать.

Процесс объединения субъектов РФ осуществляется на основе добровольности. Процедура «укрупнения» субъектов РФ объективно занимает достаточно длительный промежуток времени, поэтому в каждом соответствующем конституционном законе предусматривается переходный период продолжительностью два-четыре года, предназначенный для формирования новых органов публичной власти, урегулирования вопросов правопреемства и т.д. Процесс объединения включает: инициирование образования нового субъекта РФ органами власти заинтересованных субъектов РФ, выражение согласия (поддержки) со стороны Президента РФ, проведение референдумов в каждом из объединяющихся субъектов РФ, принятие по инициативе Президента «именного» федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ, издание указа Президента, утверждающего положение о выборах законодательного органа нового субъекта РФ и проведение таких выборов, включение нового названия субъекта РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции с одновременным исключением названий тех субъектов РФ (автономных округов), которые перестали существовать. На 1 марта 2008 г. процесс объединения прошли шесть автономных округов, в результате чего их границы ликвидированы, а в Российской Федерации осталось 83 субъекта (см. комментарий к ст. 65).

Конституционный Суд, рассматривая вопросы об изменении границ между субъектами РФ, указал, что такие изменения должны проводиться с учетом п. «б» ст. 71, устанавливающего, что федеративное устройство и территория РФ находятся в ведении Российской Федерации, административно-территориальные границы между субъектами РФ изменяются с их взаимного согласия. Поэтому Закон РСФСР от 26.04.1991 «О реабилитации репрессированных народов» не должен толковаться как допускающий изменение границ между субъектами РФ в одностороннем порядке (Определение КС РФ от 01.12.2005 N 365-О*(750)).

Территория российской федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *