Требования к помещению детского сада

Потолок в школе. Требования и нормы

Делать ли подвесные потолки в школе? Можно ли установить потолок в образовательной организации? Эти вопросы возникают при необходимости сделать ремент в школе и при этом решить проблемы с акустикой. И часто возникают сомнения по поводу «можно» или нет.

Нормы и правила для потолков и всё, что с ними может быть связано.

Санитарно-эпидемиологические требования

Кратность воздухообмена

Требования пожарной безопасности

Акустические требования

Гигиенические требования к освещению

Нормы монтажа подвесного потолка

Полный комплект документов, использованных в статье

Основные правила и нормы для использования подвесного потолка в образовательных учреждениях прописаны в СНиПах и СанПинах и других «пинах». Люди писали их авторитетные, с главной задачей – обеспечить безопасность нахождения в помещениях.

Пояснение. Что такое СанПиН, СП и СНиП? Всё это абревиатуры

СаНПиН — Санитарные Нормы и Правила. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Контроль за выполнением санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

СП — Свод Правил

СНиП — Стрительные Нормы и Правила

Санитарные требования к потолкам в образовательных организациях

Из СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» после редакции в 2015 г:

Пункт 4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.

Основные изменения коснулись высоты потолков и все цифры, связанные с размерами заменили на «..при условии соблюдения кратности воздухообмена».

Значения кратности воздухообмена зафиксированы в своде правил СП 118.13330.2012, актуализированной версии СНиПа 31-06-2009.

Важный документ для обоснования установки подвесного потолка в образовательных организациях – пожарные требования к помещениям и использования материалов отделки.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет возможности применения отделочных материалов в зависимости от показателей оценки и класса пожарной опасности.

Классы пожарной оопасности строительных материалов:

Перечень необходимых показателей для отделочных материалов:

Согласно техническому регламенту статье 32 «Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности», здания образовательных организаций имеет обозначение Ф4 и следующие подпункты:

Ф4 — здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:

а) Ф4.1 — здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;

б) Ф4.2 — здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

Нормативные требования и правила запрета на монтаж подвесных потолков не накладывают. Но строго регламентируют использование отделочных материалов для потолка только безопасных при пожарах и безвредных для здоровья.

Шум в школе. Акустические требования

Самая сложная проблема – шум, гул, плохая разборчивость речи, плохая слышимость в школьных кабинетах.

Нормы акустических параметров прописаны в своде правил СП 51.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003).

Из этого документа необходимо учитывать нормативные показатели уровня допустимого шума в помещениях при создании подвесных потолков в школах и других образовательных организациях.

Один из важных пунктов, подтверждающий возможность и необходимость использования конструкций с материалами, изменяющими уровень шума и улучшать акустический комфорт с помощью акустических конструкций:

4.3 В общем случае мероприятия по защите от шума должны предусматривать:

г) в помещениях, требующих специального акустического благоустройства и создания оптимальных условий для восприятия аудиоинформации (аудитории, зрительные залы театров, кинотеатров, дворцов культуры, спортивные залы, залы ожидания и операционные залы железнодорожных, автомобильных и аэровокзалов):
рациональное объемно-планировочное решение зала (аудитории);
применение:
ограждающих конструкций, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию от внутренних и внешних источников шума;
звукопоглощающих материалов и конструкций;
звукоотражающих и звукорассеивающих конструкций; глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха.

Освещение в образовательных организациях.

Какое осветительное оборудование установить и сколько светильников понадобится, рассчитывается из норм, прописанных в СНиПе «Гигиенические требование к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Основной источник света в образовательных учреждениях – естественное освещение. Но по опыту известно, что в осенний и зимний период времени света из окон не достаточно и требуется дополнительное освещение. И основной показатель при расчетах освещения является КЕО – коэффициент естественной освещенности.

2.3.3. При одностороннем боковом освещении помещений школ, школ-интернатов, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:

а) в учебных и учебно-производственных помещениях — в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

б) в остальных помещениях — в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.

И пункт, определяющий довольно широкий диапазон уровня цветовой температуры:

3.1.5. Для общего и местного искусственного освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной температурой от 2400°К до 6800°К.

Шкала цветовой температуры:

Светотехнические требования к осветительным приборам с подробными методами расчета величин и таблицами зафиксирован ГОСТом Р 54350-2015. Используйте этот документ как дополнительный материал для особо требовательных клиентов.

Монтаж подвесного потолка в школе.

Использование подвесного потолка в образовательных учреждениях не запрещено законом и даже в некоторых пунктах прямо прописана возможность и необходимость установки акустических конструкций.

Остаётся последний пункт – монтаж конструкции подвесного потолка в школах и других образовательных организациях. В монтажных работах ключевой момент – человеческий фактор. Максимально исключить риски и «настроения» монтажников помогает выбор проверенных подрядчиков, рекомендуемых производителями подвесных систем.

И для справки, ещё один документ – Инструкция по технологии монтажа и отделке подвесных потолков индустриальными методами ВСН 28-95 (ведомственные строительные нормы). Этот документ издан в 1995 году и до сих пор является действующим.

Производители подвесных потолочных систем проводят испытания конструкций и все составляющие проходят сертификацию и подтверждение соблюдения норм и требований, установленных на территории Российской Федерации. При монтаже потолков следует точно следовать инструкциям и рекомендациям производителя подвесного потолка, соблюдая основные правила техники безопасности.

Основной вопрос с возможностью применения потолков решен. Теперь главное выбрать тот, который решит основные проблемы.

Все использованные в статье документы на момент написания данной статьи являются действующими, с поправками и и ссылками на дополнительные документы.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

СП 118.13330.2012 Свод правил «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

СП 51.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003)

СНиП «Гигиенические требование к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

ГОСТ Р 54350-2015

ВСН 28-95 Инструкция по технологии монтажа и отделке подвесных потолков индустриальными методами

Дополнительные нормативные акты:

Перечень сводов правил для соблюдения технического регламента ФЗ — № 123

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с Изменением N 1)

Комплект основных законов, СПиНов и СанПинов разрешающие и подтверждающие возможность использования подвесных потолков в образовательных организациях.

Email* Получить

Примерный
состав помещений детского сада

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
Опубликовано: 19 июля 2013 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №6133
Вступает в силу:30 июля 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
Регистрационный N 28564

(Выдержки)

2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
— СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);
— СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).

1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.
Настоящие санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах).

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (далее — дошкольные образовательные организации).

1.5. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.8. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
1.9. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

4.1. Вновь строящиеся объекты дошкольных образовательных организаций рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.
Здания дошкольных образовательных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).
Допускается размещение дошкольных образовательных организаций во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных), при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом для детей и выездом (въездом) для автотранспорта.

4.3. Здание дошкольной образовательной организации должно иметь этажность не выше трех.
На третьих этажах зданий дошкольных образовательных организаций рекомендуется размещать группы для детей старшего дошкольного возраста, а также дополнительные помещения для работы с детьми.

4.4. При проектировании дошкольных образовательных организаций предусматривается следующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная); служебно-бытового назначения для персонала.

4.5. Размещение в подвальных и цокольных этажах зданий помещений для пребывания детей и помещений медицинского назначения не допускается.
4.6. Здания дошкольных образовательных организаций, могут иметь различную конфигурацию, в том числе: компактную, блочную или павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в III Б климатическом подрайоне.
4.8. В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных образовательных организаций, в зависимости от климатических районов, входы в здания должны быть оборудованы тамбурами.
4.9. Объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход на игровую площадку.
4.10. В здание дошкольной образовательной организации допускается оборудование единого входа с общей лестницей для групп для детей младенческого, раннего и детей дошкольного возраста — не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.
При размещении дошкольных образовательных организаций в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.
4.11. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).
Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.

4.12. Площади помещений, входящих в групповую ячейку, принимают в соответствии с рекомендуемыми площадями помещений групповой ячейки (таблица 1 Приложения N 1).
Для вновь строящихся зданий дошкольных образовательных организаций оптимальную площадь групповых и спален рекомендуется принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена.
4.13. В дошкольных образовательных организациях для групповых ячеек, располагающихся на втором и третьем этажах, раздевальные помещения для детей допускается размещать на первом этаже.
В дошкольных образовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви.
4.17. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательных организаций при численности воспитанников более 120 рекомендуется предусматривать два зала: один — для занятий музыкой, другой — для занятий физкультурой. Залы не должны быть проходными.
Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательных организаций с численностью воспитанников до 120 и существующих зданиях допускается один общий зал для занятий музыкой и физкультурой.
4.22. Для вновь строящихся зданий дошкольных образовательных организаций независимо от их вместимости предусматривается медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, туалета. Рекомендуемая площадь помещений медицинского блока приведена в таблице 1 Приложения N 1.
В туалете предусматривается место для приготовления дезинфицирующих растворов.
Медицинский блок (медицинский кабинет) должен иметь отдельный вход из коридора.
Для временной изоляции заболевших допускается использование помещений медицинского блока (медицинский или процедурный кабинет).
4.24. Во вновь строящихся и реконструируемых объектах дошкольных образовательных организаций необходимо предусматривать пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах, или буфет-раздаточную, предназначенную для приема готовых блюд и кулинарных изделий, поступающих из организаций общественного питания, и распределения их по группам.
Состав и площади помещений пищеблока (буфета-раздаточной) определяются заданием на проектирование.
Объемно-планировочные решения помещений пищеблока должны предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.
Допускается размещение помещений пищеблока на первом и втором этажах при условии проектирования его в отдельном блоке (здании). Помещения для приема пищевых продуктов, кладовая для овощей, первичная обработка овощей (в том числе для чистки картофеля), мойки тары и камера отходов, проектируются на первом этаже.
Кладовые не размещаются под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также производственными помещениями с трапами.
В подвальных помещениях допускается хранение пищевых продуктов (овощей, консервированных продуктов) при обеспечении необходимых условий хранения, установленных производителем.
Помещения для хранения пищевых продуктов должны быть не проницаемыми для грызунов.
4.25. При проектировании пищеблока, работающего на сырье, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная.
В горячем цехе допускается функциональное разделение помещения с выделением зон: переработки овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд.
4.26. При проектировании пищеблока, работающего на полуфабрикатах, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: загрузочная, доготовочный цех, горячий цех, холодный цех, раздаточная, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды. Доготовочный, горячий и холодный цеха могут быть совмещены в одном помещении и разделены перегородкой.
На пищеблок, работающий на полуфабрикатах, должны поступать мытые и/или очищенные овощи, полуфабрикаты высокой степени готовности (мясные, рыбные).
4.27. В буфетах-раздаточных должны предусматриваться объемно-планировочные решения, помещения и оборудование, позволяющие осуществлять прием готовых блюд, кулинарных изделий и раздачу их по групповым ячейкам, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд (отваривание колбасных изделий, яиц, заправка салатов, нарезка готовых продуктов). В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены условия для мытья рук.
4.28. При проектировании пищеблока в здании дошкольной образовательной организации комната персонала, раздевалка и помещение для приготовления моющих и дезинфицирующих растворов могут быть размещены за пределами пищеблока.
Работникам пищеблока допускается использовать служебные (комната персонала, раздевалка) и санитарные (душевая и туалет для персонала) помещения дошкольной образовательной организации.
Допускается совместное хранение уборочного инвентаря и приготовление моющих и дезинфицирующих растворов, предназначенных для пищеблока и других помещений дошкольной образовательной организации.

4.35. В дошкольных образовательных организациях рекомендуется предусматривать постирочную. Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.
4.36. Вход в постирочную не рекомендуется устраивать напротив входа в помещения групповых ячеек.
4.37. При отсутствии прачечной в дошкольной образовательной организации возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных.
4.38. При организации работы групп кратковременного пребывания детей должны предусматриваться помещения:
— помещение или место для раздевания, оборудованные шкафчиками или вешалками для верхней одежды и обуви детей и персонала групп. В помещении должны быть созданы условия для просушки одежды и обуви детей;
— групповая комната для проведения учебных занятий, игр и питания детей;
— помещение или место для приготовления пищи, а также для мытья и хранения столовой посуды и приборов;
— детская туалетная (с умывальной) для детей.
Допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной в виде отдельной закрытой туалетной кабины.
Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5-7 лет персональными сидениями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, или одноразовыми сидениями на унитаз.

6.16. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы.
В ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом.
6.16.1. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель.
6.16.2. В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза.
6.16.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины — 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в сельской местности оборудование туалетной и умывальной зон допускается определять заданием на проектирование.
6.16.4. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в старших и подготовительных группах предусматриваются раздельные туалетные комнаты (кабинки) для мальчиков и девочек.
6.17. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддонами с подводкой горячей и холодной воды со смесителем).

Приложение N 1
к СанПиН 2.4.1.3049-13
Таблица 1
Рекомендуемые площади помещений групповой ячейки

Вид помещений

Площадные показатели (не менее)

Групповые ячейки

раздевальная

18 кв. м; для групп наполняемостью менее 10 человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв. м на 1 ребенка, но не менее 6 кв. м

групповая

2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах

буфетная

3,0 кв. м

спальня

1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах

туалетная

12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп

Медицинский блок

медицинский кабинет

не менее 12 кв. м

процедурный кабинет

не менее 8 кв. м

туалет с местом для приготовления дезинфицирующих растворов

не менее 6 кв. м

Таблица 2
Рекомендуемый состав и площади служебно-бытовых помещений

Помещения

Площадь (м2) в зависимости от вместимости и количества групп

до 80 (1 — 4)

до 150 (5 — 6)

до 240 (7 — 12)

до 350 (13 — 18)

Кабинет заведующего

10

10

9

9

Кабинет завхоза

6

6

Методический кабинет

12

12

12

12

Хозяйственная кладовая

4

5

8

12

Кладовая чистого белья

4

6

8

10

Комната кастелянши

6

Столярная мастерская

12

12

Столовая персонала

10

Туалеты для персонала

3

3

6

6

Таблица 3
Рекомендуемый состав и площади помещений постирочной

Таблица 4
Рекомендуемый состав и площади помещений групповых
для специальных дошкольных образовательных организаций
в кв. м на 1 ребенка

Помещения

Нарушения

слуха

зрения

интеллекта

слабовидящие

косоглазие и амблиопия

Раздевальная

1,0

1,0

0,8

1,0

Помещение для личных вещей детей

0,4

0,4

0,3

0,4

Групповая

3,0

4,2

3,3

4,2

Спальня

2,5

3,0

2,4

3,0

Буфетная

3,0

3,0

3,0

3,0

Туалетная

12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп

Плеопто- ортоптическая комната

2,0

1,6

Логопедическая комната

1,0

Таблица 5
Рекомендуемый состав и площади помещений
групповых дошкольных образовательных организаций для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата в кв. м
на 1 ребенка

Приложение N 4
к СанПиН 2.4.1.3049-13
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПИЩЕБЛОКОВ

Наименование помещения

Оборудование

Склады (кладовые)

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (при необходимости)

Овощной цех (первичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и овощерезательная машины, моечные ванны, раковина для мытья рук

Овощной цех (вторичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), моечная ванна, универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, раковина для мытья рук

Холодный цех

Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, раковина для мытья рук

Мясорыбный цех

Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) — не менее двух, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, колода для разруба мяса, моечные ванны, раковина для мытья рук

Горячий цех

Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук

Моечная кухонной посуды

Производственный стол, моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук

Моечная тары

Моечная ванна

СанПиН 2.4.1.3147-13

Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на следующие виды дошкольных групп:
— группы общеразвивающей направленности, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
— группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
— семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Допускается размещение в жилых помещениях:
— дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;
— дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.

1.4. Жилые помещения, при размещении в них дошкольных групп, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и настоящим санитарным правилам.

1.5. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте до 8 лет. Количество детей определяется исходя из расчета площади не менее 2,0 метров квадратных в игровой комнате на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Допускается формирование разновозрастных групп.
2.3. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях пребывания детей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
При одностороннем освещении помещения, глубина которого более 6 метров, места для проведения игр и занятий по реализации образовательных программ дошкольного образования должны быть обеспечены дополнительными источниками искусственного освещения.

2.5. Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.

2.5.1. Для дошкольных групп кратковременного пребывания детей до 5 часов предусматривается следующий набор помещений или выделяются места в помещениях:
— место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;
— игровая комната для проведения занятий, игр;
— помещение (место в игровой комнате) для сна;
— место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;
— кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья
и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов при организации питания;
— место для хранения полотенец;
— место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
— туалет;
— умывальная комната.
Допускается не организовывать питание в режиме дня и не оборудовать кухню, а также помещение (место) для сна, для дошкольных групп, в которых дети пребывают до 4 часов и в режиме дня которых не предусмотрена организация питания и сна детей.
Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом дошкольной группы.
2.5.2. Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:
— место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;
— игровая комната для проведения занятий, игр;
— помещение (место в игровой комнате) для сна;
— кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья
и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;
— помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;
— место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;
— помещение (место) для хранения белья;
— место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
— туалет;
— умывальная комната.
Допускается оборудование места для приема пищи в помещении игровой комнаты и/или кухни.
Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом дошкольной группы.
2.5.3. Туалет, предназначенный для детей, оборудуется унитазом. Каждый фактически находящийся в дошкольной группе ребенок в возрасте 5 — 8 лет обеспечивается персональным (или одноразовым) сидением на унитаз, изготовленным из материалов, безвредных для здоровья человека и допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Дети в возрасте до 5 лет, фактически находящиеся в дошкольной группе, обеспечиваются персональными горшками. Допускается обеспечение детей в возрасте от 4 до 5 лет персональным (или одноразовым) сидением на унитаз.
Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала дошкольной группы.
2.5.4. В умывальных помещениях устанавливаются вешалки для полотенец. Каждый фактически находящийся в дошкольной группе ребенок, обеспечивается индивидуальным полотенцем для рук, а при организации сна – индивидуальным полотенцем для ног. Допускается использование одноразовых полотенец для рук.
Возможно совмещение в одном помещении туалета и умывальной комнаты.

Что должно быть в детских садах? Нормы и правила

Требования к оборудованию дошкольных образовательных учреждений устанавливаются в соответствии с действующими нормативами СанПиНа 2.4.1.3049-13. Они касаются как самих помещений детского сада, так и прилегающей территории.

Территория

По нормам СанПиНа, территорию дошкольной образовательной организации рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений. Предполагается, что озеленение должно составлять 50% площади незастроенной территории. Также на территории детского сада обязательно должно быть наружное электрическое освещение.

На улице должна быть оборудована игровая зона, включающая площадки отдельно для каждой группы, и как минимум одна физкультурная площадка. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из безопасных для здоровья материалов. Ещё по действующим нормам на территории детского сада должен быть установлен теневой навес, а также место для хранения колясок, велосипедов и санок.

Групповая ячейка

Групповая ячейка дошкольного учреждения представляет собой изолированные помещения для каждой детской группы. Такая ячейка должна включать следующие комнаты:

  • раздевалку для приема детей и хранения верхней одежды;
  • групповую для проведения игр, занятий и приема пищи;
  • спальню;
  • буфетную для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;
  • туалетную, совмещенную с умывальной.

В раздевальной комнате, помимо оборудованных мест для хранения одежды, должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви. Все шкафы для одежды и обуви должны иметь индивидуальные крючки и полки для головных уборов. Приемная для детей младенческого и раннего возраста должна иметь место для кормления грудью, быть оборудована пеленальными столами и раковиной для мытья.

Вся детская мебель должна соответствовать возрасту детей и быть из безвредных для здоровья материалов. Остекление окон следует делать только из цельного стеклополотна, разбитых стекол быть не должно. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение, которое должно быть достаточным и безопасным.

Размещать аквариумы, а также клетки с животными или птицами в помещениях групповых комнат нельзя. В групповых и спальнях также не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках. Про наличие телевизоров в нормах СанПиНа ничего не сказано, а значит, устанавливать их разрешено.

Туалетные помещения включают умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне должны быть размещены детские умывальники и душевой поддон, а в зоне санитарных узлов — унитазы. Согласно требованиям, в туалетах младшей и средней групп должно быть не меньше четырех унитазов. В старшей и подготовительной группах — 1 унитаз на 5 детей, при этом унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинках.

В соответствии с нормами рекомендуется организовывать отдельные туалетные комнаты для персонала. В зданиях детского сада обязательно должна быть канализация, горячая и холодная вода, отвечающая санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Пищеблок

В детских садах пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом постройки. В построенных недавно необходимо оборудовать пищеблок, где еда будет готовиться из полуфабрикатов, или буфет-раздаточную для приема готовых блюд, поступающих из организаций общественного питания.

Музыкальный зал и спортзал

Обязательных требований к оборудованию спортивного и музыкального залов нет. В строящихся и реконструируемых зданиях их рекомендуют обустраивать. Если воспитанников меньше 120, разрешается иметь один общий зал для занятий спортом и музыкой.

Медицинский блок

В нормах СанПиНа указано, что в существующих дошкольных учреждениях допускается наличие помещений медицинского назначения в соответствии с проектами, по которым они были построены. А вот во вновь строящихся детских садах должен быть предусмотрен медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, а также туалета.

Прачечная

В детском саду рекомендуется организовать постирочную комнату, но при этом указано, что в случае ее отсутствия возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных.

Требования к помещению детского сада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *