Цена услуги

Содержание

Энциклопедия решений. Цена договора возмездного оказания услуг

Цена договора возмездного оказания услуг

Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. При этом положениями главы 39 ГК РФ не предусмотрено, что договор возмездного оказания услуг должен предусматривать цену, подлежащую уплате исполнителю. Отсюда следует, что отсутствие в договоре возмездного оказания услуг согласованного сторонами условия о цене услуг либо о порядке ее определения само по себе не влечет признания договора незаключенным.*(1) В силу п. 3 ст. 424 ГК РФ, когда в договоре возмездного оказания услуг цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, исполнение должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (см. п. 54 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, постановления АС Северо-Кавказского округа от 16.02.2017 N Ф08-9379/16, Четырнадцатого ААС от 01.07.2016 N 14АП-1969/16, Первого ААС от 19.12.2016 N 01АП-772/16, Девятнадцатого ААС от 05.06.2015 N 19АП-2768/15, определение ВС РФ от 26.05.2015 N 307-ЭС15-5529).

Очевидно, что условие о цене любого возмездного договора является для его сторон существенным в экономическом смысле. Однако для того, чтобы это условие могло считаться существенным в целях применения ст. 432 ГК РФ, необходимо, чтобы из содержания подписанного сторонами в виде единого документа договора возмездного оказания услуг, переписки сторон и иных документов, очевидно относящихся к такому договору, следовало, что хотя бы одна сторона настаивает на согласовании условия о цене подлежащих оказанию услуг. Лишь в этом случае до такого согласования договор не будет считаться заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ, см. также постановления п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными», постановления АС Западно-Сибирского округа от 08.04.2016 N Ф04-129/16, Третьего ААС от 10.05.2016 N 03АП-1187/16). Встречающийся в правоприменительной практике подход, согласно которому условие о цене во всех случаях является существенным для договора возмездного оказания услуг (постановления АС Московского округа от 13.10.2015 N Ф05-14026/15, от 01.12.2016 N Ф05-12111/16, Третьего ААС от 29.08.2016 N 03АП-2437/16), на наш взгляд, не основан на законе.

______________________________

*(1) Исключения из этого правила могут быть установлены законом. Так, например, цена является существенным условием для договора об оказании платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», решение ВС РФ от 05.10.2016 N АКПИ16-782, постановление АС Уральского округа от 12.02.2016 N Ф09-11875/15).

Энциклопедия решений. Объем работ, услуг по контракту по Закону N 44-ФЗ

Объем работ, услуг по контракту по Закону N 44-ФЗ

Отнесение к существенным условиям объема работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту, следует как из норм Закона N 44-ФЗ, так и из норм Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе основан данный Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ) и которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору, в частности, строительного подряда в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Также по договору на выполнение проектных и изыскательских работ объем работ определяется заданием на проектирование (п. 1 ст. 759 ГК РФ). Приведенные нормы Гражданского кодекса РФ применяются к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ также и в силу указания на соответствующие нормы в п. 1 ст. 763 ГК РФ. Равным образом по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Пункт 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки, а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ — частично и документации о закупке, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. Поименованные в п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ условия контракта должны быть отнесены к существенным. Это следует из указания п. 1 ст. 432 ГК РФ, что к таковым относятся, в том числе, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и указания ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, что контракт заключается на условиях, установленных извещением о закупке, документацией о закупке и заявкой на участие в закупке участника закупки, с которым заключается контракт. Напрямую п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указывает среди таких условий только количество товара, не называя объем работ или услуг. Однако одновременно он устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг невозможно определить.

Такая возможность признается для:

— работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,

— услуг связи,

— юридических услуг,

— медицинских услуг,

— образовательных услуг,

— услуг общественного питания,

— услуг переводчика,

— услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,

— гостиничных услуг,

— услуг по проведению оценки*(1).

При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ допускает указание в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Иными словами, объем работ, услуг в таких случаях не определятся в извещении о закупке, документации о закупке в принципе. По контексту очевидно, что речь идет об исключении, а значит по общему правилу объем выполняемых работ, оказываемых услуг должен быть определен при заключении контракта.

В этой же связи, наконец, следует обратить внимание на то, что ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливая общее правило, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, одновременно устанавливает и исключения для изменения таких условий по соглашению сторон, в том числе и касающиеся изменения количества товара, объема работ или услуг (п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, объем работ или услуг по контракту является его существенным условием, поскольку оно названо таковым в законе. На необходимость указания объема услуги (или цены единицы услуг в случае вышеописанного исключения) указано и в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2738.

Кроме того, из приведенных выше п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК РФ можно сделать вывод, что в контракте должно быть определено содержание работ, то есть составляющие предмет контракта виды работ. В отношении строительных, проектных и изыскательских работ это определенно следует из также приведенных выше п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 759, п. 1 ст. 763 ГК РФ. Причем техническая документация, задание на проектирование, определяющие содержание таких работ, должны включаться в документацию о закупке (данный вопрос рассмотрен в отдельном материале).

Особенности изменения объема работ по контракту рассматриваются в отдельном материале.

*(1) На практике могут быть выявлены и другие случаи, когда объем работ, услуг по контракту невозможно определить заранее. Однако п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в данном случае устанавливает именно исключение, о чем говорится в настоящем материале, а потому данный в нем перечень следует считать закрытым.

Какими способами рассчитать максимальную цену договора?

Государственное регулирование цен

Установление максимальных и предельных цен в числе методов государственного регулирования

Нормирование по закону № 44-ФЗ

Обоснование цены договора (госконтракта): требования законодательства

Влияние суммы контракта на определение способа закупки и сроки размещения извещения в ЕИС

Обязательный учет референтной цены — ожидаемая новелла закона о контрактной системе

Выбор метода и способа расчета максимальной (начальной) цены

Метод сопоставимых рыночных цен: некоторые нюансы

Предельная цена договора — это… Образец расчета по нормативному методу

Государственное регулирование цен

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) цена как параметр соглашения сторон устанавливается либо по согласованию между ними, либо по аналогии с рыночными ценами. В некоторых видах договоров (агентирования, комиссии) такая формулировка может быть использована для характеристики исполнения (например, агент обязуется продать товар принципала по максимальной цене).

Исходя из ст. 424 ГК РФ, ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ, регулирование цен государством осуществляется только на основании закона. Однако единого законодательного акта в этом направлении не принято, консолидирующую функцию по-прежнему выполняют Указ Президента РФ «О мерах…» от 28.02.1995 № 221 и принятое в соответствии с ним постановление Правительства от 07.03.1995 № 239.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основные направления государственного воздействия — цены:

  • на энергоносители (в т. ч. коммунальные тарифы);
  • услуги некоторых видов транспорта;
  • социальные услуги;
  • лекарства;
  • товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд.

Установление максимальных и предельных цен в числе методов государственного регулирования

Основные методы государственного регулирования цен:

  1. Установление тарифов (коридора тарифов), по которым должны продаваться соответствующие товары, услуги. Это касается, например, железнодорожного транспорта (см. приказ ФСТ «Об утверждении правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта…» от 18.12.2012 № 398-т/3).
  2. Введение предельных размеров надбавок на цены производителя (порядок ценообразования лекарств, ст. 61–63 закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ).
  3. Определение цены комбинированным способом — расчетным путем с одновременным учетом предельной цены (закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).

Во всех случаях метод устанавливается с учетом характера регулируемых отношений. Однако, как показывает практика, метод установления коридора более эффективен по сравнению с установлением максимума (регулирование надбавок — наиболее жесткий метод, его мы не рассматриваем), поскольку не устраняет возможность применения демпинговых цен (с соответствующим низким качеством товара).

Своеобразие правового регулирования закона № 44-ФЗ заключается в применении как метода установления предельных цен (верхней ценовой границы), так и метода определения цены на торгах с установлением расчетного максимума (начальной цены).

Нормирование по закону № 44-ФЗ

Общая характеристика системы, установленной законом № 44-ФЗ, дана в нашей статье Что представляет собой система государственных закупок? В рамках этой системы начиная с 01.01.2016 вводится нормирование (ст. 19 закона № 44-ФЗ). Под этим понятием имеются в виду 2 вида мер, направленных на предотвращение закупки предметов, обладающих избыточными потребительскими свойствами:

  • установление требований к объектам закупки, включая установление предельной цены;
  • введение лимита расходов.

Оба вида регламентации могут быть применены как по отдельности, так и одновременно.

Правительством РФ начиная с 2014 года принят ряд нормативных актов как общего, так и конкретного регулирования в этом направлении. К числу последних относится, например, постановление «Об определении требований…» от 02.09.2015 № 927, в котором указаны числовые значения в рублях предельных цен на ряд видов товаров.

Обоснование цены договора (госконтракта): требования законодательства

Требование об обосновании основано на принципе эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ).

При осуществлении закупок составляется план закупок (ст. 17) и план-график (ст. 21 БК РФ). В процессе формирования плана закупок обоснованию подлежат объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки. Затем при составлении плана-графика обоснованию подлежат:

  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика.

Общая информация о содержании плана-графика — в статье Порядок применения плана-графика в госзакупках (нюансы). В нем на основе методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 (далее — методические рекомендации), также приводятся:

  1. Описание объекта закупки.
  2. Обоснование применения отраслевого регулирования (медицинское оборудование, оборонный заказ и др.), предельных цен (если они установлены).
  3. Применение одного или нескольких методов определения цены.
  4. Ее расчет.
  5. Исходные данные и их источники.

Роль нормирования, как было указано, заключается в определении требований к товару и его предельной цены, в рамках которых устанавливается начальная цена. При отсутствии нормирования цена вычисляется применимым расчетным методом. Вопрос о том, в каких областях нормирование необходимо, а в каких нет, остается на усмотрение регулирующего органа (муниципального, субъекта РФ, Правительства РФ и т. д.).

Влияние суммы контракта на определение способа закупки и сроки размещения извещения в ЕИС

От конкретной величины цены контракта зависит возможность выбора способа закупки. Если аукцион, конкурс, запрос предложений применимы при любом значении показателя, то в других случаях существуют ограничения:

  • для применения запроса котировок — при сумме не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 72 закона № 44-ФЗ);
  • закупки для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций — не более 20 млн руб. (ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ);
  • при закупке у единственного поставщика цена не должна превышать:
    • 100 000 руб. — при ограничении годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93);
    • 400 000 руб. — для учреждений (п. 5 ч. 1 ст. 93);
    • 200 000 руб. — по некоторым лекарственным средствам (п. 28 ч. 1 ст. 93).

От способа и размера (в денежном исчислении) закупки зависят сроки размещения извещения в ЕИС (от 4 рабочих дней до 20 календарных дней до даты проведения процедуры, ст. 49, 63, 74, 83 закона № 44-ФЗ).

Обязательный учет референтной цены — ожидаемая новелла закона о контрактной системе

В октябре 2016 года Минэконоразвития РФ внесен законопроект 01/05/10-16/00055623, по которому в закон № 44-ФЗ вводится новое понятие — референтная цена. Подразумевается, что это параметр, определяемый автоматически ЕИС на основе успешно (без применения неустоек) исполненных госконтрактов, — средневзвешенные расценки по аналогичным товарам (услугам). Исходя из содержания поправок, учитывать этот показатель будет необходимо при использовании любого из методов, но конкретный порядок ее учета отнесен к полномочиям Правительства РФ и других органов власти, указанных в ч. 2 ст. 2 закона № 44-ФЗ.

Очевидно, что должны приниматься во внимание как минимум несколько факторов:

  • индекс инфляции;
  • региональные показатели;
  • коммерческие и финансовые условия планируемой закупки.

В настоящее время заказчики не ограничены в добровольном использовании цен госконтрактов, в количестве общедоступной информации (при использовании метода сопоставимых рыночных цен), но такое использование не во всех случаях будет аналогичным применению референтной цены, т. к. могут анализироваться не все имеющиеся показатели в полном объеме.

Выбор метода и способа расчета максимальной (начальной) цены

Перечень методов расчета приводится в ст. 22 закона № 44-ФЗ:

  1. Приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен, который строится на получении информации об аналогичных расценках. Остальные методы применяются только в оговоренных законом случаях.
  2. Нормативный метод предусматривает расчет на основании требований, сформированных в процессе нормирования.
  3. Тарифный метод необходим в случае государственного регулирования цен на закупаемые товары, работы или услуги.
  4. Проектно-сметный метод применяется в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта с учетом нормативов, применяемых при строительных работах при определении подрядчика по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (постановление Правительства РФ «О порядке привлечения подрядных организаций…» от 01.07.2016 № 615).
  5. Затратный метод задействуется при невозможности применения других методов или в дополнение к ним и заключается в определении цены как суммы затрат плюс и нормальной прибыли.

В отдельных случаях возможно использование других рекомендованных органом субъекта РФ способов (п. 20.1 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Неправильное применение метода является серьезным нарушением, ведущим к отмене результата торгов (см. определение ВС РФ от 11.08.2016 № 306-КГ16-9318).

Метод сопоставимых рыночных цен: некоторые нюансы

При использовании этого метода должно быть принято во внимание, как правило, не менее 3 показателей расценок по аналогичным — идентичным или однородным (при отсутствии идентичных) — товарам.

Этап выявления таких товаров определяющим образом влияет на весь результат.

В определении Верховного суда РФ от 25.04.2016 № 309-КГ16-2910 на основе толкования чч. 2, 3 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 64 закона № 44-ФЗ подчеркивается необходимость полного учета при обосновании начальной цены контракта сведений о коммерческих и (или) финансовых условиях оказания услуг, таких как:

  • сроки и место оказания услуг;
  • сведения о потребности заказчика (описание объекта закупки);
  • требования заказчика к гарантийным обязательствам и т. д.

Отсутствие учета этих данных приводит к неполноте исходной информации и может отразиться на достоверности представленных цен.

Предельная цена договора — это… Образец расчета по нормативному методу

В числе основных понятий закона № 44-ФЗ (ст. 3) максимальная (начальная) и предельная цены отсутствуют. Однако потребность в сопоставлении этих понятий возросла начиная с 01.01.2016, когда ст. 19 закона № 44-ФЗ, оперирующая понятием «предельная цена», была введена в действие.

По своему содержанию эти термины схожи, но употребляются в нормативных актах в разном значении. Первый термин подчеркивает, что в цене заключен максимум запланированных расходов покупателя. Предельная цена — величина (предел), определяемый регулирующим органом. Таким образом, в соответствии с нормативным регулированием соотношение понятий заключается в следующем:

  1. Максимальная (начальная) цена определяется организатором закупки, предельная цена — вышестоящим государственным органом.
  2. Максимальная цена может определяться одним из применимых расчетных методов определения начальной цены, предел дается в готовом виде.

При использовании нормативного метода применяется следующий вариант расчета (п. 4.2 методических рекомендаций):

НМЦКнорм = v × цпред,

где: НМЦКнорм — определяемая величина;

v — количество (объем) закупаемого товара (работ, услуг);

цпред — предельная цена за единицу.

Если закупается 20 шт. товара, на который установлен предел в 100 руб., то расчет выглядит следующим образом: НМЦК = 20 × 100 = 2 000 руб.

Сумма контракта составит 2 000 руб.

Таким образом, одним из направлений государственной политики регулирования цен является усложнение порядка расчета и нормирования цен при осуществлении закупок для государственных нужд. Выбор одного из методов, установленных законом, регламентирован на основе требований целесообразности и эффективности. Порядок расчета определяется содержанием используемого метода.

объем предоставляемых услуг

Смотреть что такое «объем предоставляемых услуг» в других словарях:

  • объем социальных услуг — Перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов. Тематики услуги населению … Справочник технического переводчика

  • Объем социальных услуг — 2.1.22. #Объем социальных услуг#: перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов… Источник: ГОСТ Р 52495 2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв.… … Официальная терминология

  • объем социальных услуг — 2.1.22 объем социальных услуг: Перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов. Источник: ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Объем услуг связи — объем работ по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи в денежном выражении, определяется на основании данных о деятельности крупных и средних предприятий связи и оценки объемов услуг связи,… … Официальная терминология

  • Нормативы потребления коммунальных услуг — нормативы, характеризующие объективно необходимый минимальный объем и качество предоставляемых услуг. В пределах норматива осуществляется расчет компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. См. также: Коммунальные услуги Финансовый словарь… … Финансовый словарь

  • РЫНОК ИНЖЕНЕРНОКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ — общий объем инжиниринговых услуг, предоставляемых на мировом рынке. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

  • РЫНОК ИНЖЕНЕРНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ — общий объем инжиниринговых услуг, предоставляемых на мировом рынке. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

  • РЫНОК ИНЖЕНЕРНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ — общий объем инжиниринговых услуг, предоставляемых на мировом рынке … Большой экономический словарь

  • рынок инженерно-консультационных услуг — общий объем инжиниринговых услуг, предоставляемых на мировом рынке … Словарь экономических терминов

  • Оборот банковских услуг — остаток средств по соответствующим счетам бухгалтерского учета, отражающий объем определенного вида банковских операций (услуг), осуществляемых (предоставляемых) кредитной организацией на определенную дату… Источник: Приказ МАП РФ от 02.10.2000 … Официальная терминология

  • Оценка эффективности отраслевых политик: метод оценивания конечных результатов — Связать? … Википедия

Цена услуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *