Учет в полиции

Причины, по которым ставят на учёт по делам несовершеннолетних, и что могут предпринять родители «до» и «после»

Учитывая неконтролируемое стремление детей казаться старше, нежели они есть на самом деле, каждому родителю будет полезно разобраться, за что именно ставят на профилактический учет по делам несовершеннолетних. Осведомленность в причинах постановки, а также алгоритме выполнения вопроса, каждый взрослый сможет не только справедливо оценить целесообразность и законность проводимой процедуры, но и, возможно, избежать такой участи для своего ребенка.

Азы

Согласно основным принципам психологии, каждое преступное поведение можно предотвратить. Именно данным фактом и руководствовались законодатели, когда инициировали создание профилактических подразделений в органах милиции. Основная задача сотрудников – это предотвращение совершения административных и уголовных проступков, в том числе и лицами, не достигшими 18 лет.

Спектр обязанностей и полномочий работников отображается в ведомственных приказах и распоряжениях. Там же прописаны основания для постановки на учет, а также ситуации, из-за которых работник полиции должен обратить внимание на несовершеннолетнего. Список оснований является ограниченным и четко обозначенным, что предотвращает факты злоупотребления властью со стороны правоохранителей.

Постановка на учет подростка в комиссию по делам несовершеннолетних подразумевает оформление личного дела на субъект, в котором собраны основные характеризующие материалы лица, а также находится справка о возможностях предотвращения юридических проступков. В рамках данной справки действуют правоохранители, проводя беседы и личные встречи с подучетными.

Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Тогда как совершить преступление или административное правонарушение гражданин может независимо от возраста. Учитывая, что субъектом совершения того или иного юридического проступка может быть только субъект, который в полной мере осознает свои действия и желает их совершения.

Учитывая психологические аспекты взросления, были определены возрастные ограничения касательно применения юридического наказания. В основном, наказание предусмотрено после достижения возраста в 16 лет, но за совершение особо тяжких преступлений, ответственность может наступать и раньше – с 14 лет.

Причины

Учет несовершеннолетних формируется по строго очерченной процедуре, и одного желания или личного мнения полицейского недостаточно, дабы внести субъект в список повышенного контроля. Решение принимается по обоюдному согласию всех членов комиссии по делам несовершеннолетних, которая состоит из работников подразделения по делам несовершеннолетних, психолога, сотрудника органов опеки, представителя городских властей, руководства образовательного учреждения, а также собственно руководителя отдела полиции, который и принимает окончательное решение о целесообразности внесения несовершеннолетнего в список потенциальных нарушителей. И, прежде, чем оформлять личное дело, проводится анализ тяжести совершенного правонарушения, обстоятельств участия лица в его совершении, а также отношения самого нарушителя к совершенному поступку. Поэтому постановка несовершеннолетнего на профилактический учет – это комплекс мероприятий с привлечением целого ряда специалистов.

Но, даже, если принимается решение в пользу составления личного дела на нарушителя, должно иметь место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • совершение административного правонарушения;
  • наличие материалов, подтверждающих злоупотребление алкоголем;
  • медицинское заключение специалистов о том, что субъект имеет наркотическую зависимость;
  • в отношении лица вступил в юридическую силу приговор суда о замене наказания в виде лишения свободы на условный термин, за совершение уголовного проступка;
  • если в отношении несовершеннолетнего в полиции расследуется уголовное дело, и которое находится на стадии применения меры пресечения, позволяющей пребывать вне изолятора временного содержания;
  • если малолетние, которые находятся под опекой государственных учреждений, постоянно сбегают;
  • когда фигурант был освобожден из мест лишения свободы;
  • когда было совершено преступление, но нарушитель не достиг возраста, достаточного для применения справедливого наказания.

Каждый из данных фактов должен подтверждаться соответствующим документом. Участковые и следователи органа полиции направляют справки и уведомления обо всех фатах, допущенных несовершеннолетними преступлений и правонарушений в ПДН, которые анализируют обстоятельства, и если считают нужным, выносят вопрос о постановке на учет на заседание КДН (комиссии). То есть одного мнения работника недостаточно.

При отсутствии указанных выше причин не могут поставить на учет, также как и наличие перечисленных обстоятельств не является достаточным условием. Так, дополнительно собираются характеризующие материалы на фигуранта с места учебы, с места жительства и т.д. При наличии только положительных отзывов, субъект не вносится в список потенциальных нарушителей.

Алгоритм

Разобравшись, в каких случаях, могут внести данные о подростке в профилактический список, необходимо разобраться с порядком осуществления самой процедуры. Так, предусмотрена такая последовательность:

  • установив факт совершения административного или уголовного проступка, полицейский, который вёл основное дело, направляет уведомление в ПДН с указанием обстоятельств совершения;
  • ПДН запрашивает подтверждающие материалы, дабы сформировать обращение в комиссию (копия протокола, пояснения, объяснения свидетелей);
  • готовятся материалы для направления в комиссию для рассмотрения;
  • получив обращение, комиссия на протяжении 10 календарных дней (с учетом выходных и праздничных) должна организовать заседание комиссии, пригласив самого подростка, а также его совершеннолетних опекунов;
  • проходит заседание, во время которого изучаются все материалы, в том числе и те, что предоставлены родителями, а также заслушиваются стороны;
  • по окончании заседания выносится соответствующее решение;
  • оформленное решение передается на подпись руководителю отдела полиции, который может отказать в утверждении комиссионного заключения;
  • если руководитель утвердил заключение, то Постановление передается в ПДН, где и формируется личное дело на нарушителя, а также самому несовершеннолетнему.

Проводимые мероприятия

Работа по предотвращению повторного участия подучетного в противоправных мероприятиях ведется сразу несколькими службами, а именно:

  • полиция (ПДН и участковые);
  • психологи;
  • педагоги образовательного учреждения;
  • руководство городского отдела образования;
  • социальные службы.

Каждая из указанных инстанций уполномочена действовать, как самостоятельно, так и в составе мобильной комиссии. В частности, Законом предусмотрен такой приблизительный спектр возможных мероприятий (более полный список мер воздействия определяется на ведомственном уровне):

  • удаленный контроль;
  • регулярная комиссионная проверка ребенка по месту жительства;
  • личные беседы;
  • установление бытовых условий;
  • принудительное направление на обучение в учреждения закрытого типа;
  • помощь в организации досуга, то есть привлечение к общественным мероприятиям или участию в самодеятельности.

Также в качестве исключительной меры может применяться временное помещение в центр изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Это учреждение с ограниченными возможностями передвижения, которые предназначены для содержания особо злостных нарушителей в возрасте от 14 до 18 лет. Максимальный срок содержания в таком заведении составляет 30 суток, и решение о направлении подучетного в такое учреждение может принимать исключительно суд по заявлению комиссии.

Последствия

Узнав о том, что любимый ребенок совершил юридический проступок, родители, прежде всего, пытаются разобраться, чем грозит постановка на учет. Так, все зависит от того, что совершил подросток, но заведение личного дела на нарушителя в ПДН обязывает работников полиции регулярно проводить проверки образа жизни субъекта. К таким способам контроля можно отнести личные встречи с родителями, беседы со школьными педагогами и соседями. Также могут быть затребованы справки с места учебы и медицинских учреждений.

Кроме того, подучетный обязан будет регулярно наведываться в правоохранительные органы для прохождения профилактических бесед. То есть основной недостаток – это пристальный контроль со стороны правоохранителей, а также необходимость регулярного посещения силовых структур.

Но есть и более существенные последствия постановки на учет, которые могут спровоцировать сложности с трудоустройством на хорошо оплачиваемую работу. Запись о пребывании на плохом счету у полиции сохраняется навсегда, поэтому, если работодатель направит запрос о наличии судимости у претендента на труд, то в ответе отобразиться пребывание в списке потенциальных нарушителей. Не каждый работодатель захочет принимать на работу сотрудника с такой репутацией, и мало кто будет разбираться с характером допущенных нарушений.

Аналогичные проблемы могут возникнуть при выборе высшего учебного заведения, так как некоторые из ВУЗов проверяют всю подноготную абитуриентов. И даже, если субъект был снят с учета за хорошее поведение и отсутствие других преступлений, то запись о периоде пребывания в числе нарушителей, будет все равно выполняться.

Предотвращение

Как уже было сказано выше, для постановки на учет несовершеннолетнего, необходимо провести заседание комиссии, которая на основании имеющихся фактов принимает решение об удовлетворении инициативы ПДН. На комиссии должны присутствовать работники органов полиции, другие требуемые специалисты, сам нарушитель и его родители. Все стороны предупреждаются о заседании заблаговременно, поэтому у родителей будет немного времени, чтобы подготовиться к рассмотрению вопроса.

Основная задача родителей на данной стадии – это сбор максимально возможных положительных материалов. К таким можно отнести: характеристики и отзывы, дипломы и грамоты за личные достижения ребенка. То есть задача мамы и папы показать, что в целом несовершеннолетний характеризуется положительно и к совершению преступлений не склонен.

Важно! Если все же ребенка поставили на учет, то родителям придется установить контроль над соблюдением правил, которые установила детская комната. Если на протяжении 6 месяцев подросток будет вести себя законопослушно, то с учета субъект снимается, но, увы, запись в документах остается.

Активные действия

Кроме того, каждому родителю (опекуну или самому подростку) гарантирована возможность подачи апелляции на принятое решение. Независимо от того, являются ли причины постановки на учёт серьезными или преувеличенными, право обжалования гарантируется каждому.

Чтобы инициировать процедуру обжалования, у заинтересованной стороны есть 10 календарных дней, которые начинают отсчитываться с момента получения на руки постановления. Дабы не возникало дополнительных споров о дате отсчета, необходимо попросить, дабы работник полиции оставил на передаваемом экземпляре свою подпись и дату вручения. Так стороны смогут доказать, когда было получено постановление.

Рассмотрение таких споров проводится в районных судах, поэтому иск нужно подавать туда. Иск должен содержать максимально полную информацию о событии, иначе работники канцелярии могут отказать в приеме обращения. Чтобы иск попал на рассмотрение судьи, нужно отобразить такие данные:

  • наименование органа, куда направляется ходатайство;
  • персональные данные заявителя;
  • дата и город составления иска;
  • наименование прошения «ходатайство об отмене постановления о постановке на учет в ПДН несовершеннолетнего»;
  • ниже описываются обстоятельства, при которых принималось решение о внесении подростка в профилактический список;
  • далее детальное отображение причин привлечения ребенка в полицию;
  • несколькими предложениями описывается, в чем проявляется несогласие родителей;
  • описание ситуации со своей точки зрения;
  • раздел «прошу» с заявлением о пересмотре обстоятельств;
  • опись прилагающихся доказательств и документов;
  • подпись и дата составления.

Кроме надлежащего составления ходатайства, нужно также приложить полный пакет сопутствующих документов. К основным из них можно отнести:

  • паспорт родителя;
  • документ ребенка (паспорт или свидетельство о рождении);
  • оригинал постановления полиции;
  • положительные характеризующие материалы на подростка;
  • показания свидетелей, которые принимали участие в споре, ставшем причинном постановки на учет.

В исключительных ситуациях допускается обращение в суд позже, нежели через 10 суток после получения Постановления. Но пропуск терминов должен быть обусловлен существенными причинами, такими как: болезнь несовершеннолетнего или опекуна, что должно подтверждаться документально.

V. Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)

V. Проведение индивидуальной профилактической работы

33. Индивидуальная профилактическая работа проводится участковым уполномоченным полиции со следующими категориями лиц:

33.1. В отношении которых установлен административный надзор :

Федеральный закон «Об административном надзоре».

а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является сообщение подразделения по осуществлению административного надзора или должностного лица, на которое возложена обязанность по осуществлению административного надзора , о постановке на учет поднадзорного лица ;

Далее — «уполномоченное должностное лицо».

Подпункт 7.3 Порядка осуществления административного надзора.

б) индивидуальная профилактическая работа с лицами, в отношении которых установлен административный надзор, проводится до принятия начальником территориального органа решения о прекращении за ними административного надзора .

Подпункт 6.5 Порядка осуществления административного надзора.

33.2. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего :

Далее — «освобожденные из мест лишения свободы».

а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация об освобождении лица из мест лишения свободы;

б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, освобожденных из мест лишения свободы, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в месяц;

в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, проводится до погашения (снятия) судимости либо установления административного надзора .

Пункт 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре».

33.3. Допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере:

а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является привлечение лица к административной ответственности по статье 6.1.1 КоАП или уголовной ответственности по статьям 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК, а также принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части первой статьи 24, статьями 25 и 25.1, частями первой и пятой статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , по факту допущения лицом правонарушения в семейно-бытовой сфере;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2018, N 9, ст. 1284; 1288. Далее — «УПК».

б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;

в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере, проводится в течение одного года с момента принятия решения о ее проведении;

г) поступившее в отношении данной категории лиц заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии при подтверждении, допущенного ими факта правонарушения в семейно-бытовой сфере, является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.

33.4. Больными алкоголизмом, состоящими на учете в медицинской организации, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по части 1 статьи 20.20 КоАП :

Далее — «лица, больные алкоголизмом».

а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией нахождения данной категории лиц на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма;

б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, больных алкоголизмом, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;

в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, больными алкоголизмом, проводится в течение одного года с даты принятия решения о ее проведении;

г) совершение лицами, больными алкоголизмом, повторных административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по части 1 статьи 20.20 КоАП является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.

33.5. Больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, которым в течение года два и более раза назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, частями 2 и 3 статьи 20.20 КоАП :

В случае неприменения к лицу административного выдворения.

Далее — «лица, больные наркоманией».

а) основанием для постановки на профилактический учет является информация подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией нахождения данной категории лиц на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от наркомании;

б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, больных наркоманией, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;

в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, больными наркоманией, проводится в течение одного года с даты принятия решения о ее проведении;

г) совершение лицами, больными наркоманией, повторных административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, частью 2 статьи 20.20 КоАП, является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.

33.6. Совершившими административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий :

Далее — «лица, совершившие административное правонарушение».

а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация подразделения по организации охраны общественного порядка, а также должностного лица территориального органа, на которого возложены обязанности по организации охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении общественно-политических и спортивно-массовых мероприятий;

б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, совершивших административное правонарушение, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;

в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, совершившими административное правонарушение, проводится в срок, в течение которого в соответствии со статьей 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) совершение повторного аналогичного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий, является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.

34. Основаниями для прекращения индивидуальной профилактической работы являются:

34.1. Истечение срока проведения индивидуальной профилактической работы.

34.2. Снятие лица, больного алкоголизмом или наркоманией, с учета в медицинской организации (при поступлении информации).

34.3. Осуждение лица к лишению свободы и его направление к месту отбывания наказания.

34.4. Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации.

34.5. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда.

34.6. Смерть гражданина.

34.7. Утрата гражданином дееспособности.

34.8. Издание акта амнистии или помилования.

34.9. Прекращение гражданства Российской Федерации или проживание гражданина за пределами территории Российской Федерации.

35. При несении службы на обслуживаемом административном участке участковый уполномоченный полиции использует следующие формы профилактического воздействия:

35.1. Правовое информирование .

Статья 18 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».

а) участковый уполномоченный полиции доводит до сведения граждан, проживающих на обслуживаемом им административном участке, уделяя особое внимание лицам, перечисленным в подпунктах 24.2 — 24.6 настоящей Инструкции, и руководителей организаций, расположенных на территории административного участка, информацию, направленную на обеспечение защиты их прав и законных интересов от противоправных посягательств, а также о недопустимости совершения преступлений и иных правонарушений и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние;

б) указанная информация доводится путем размещения ее на информационных стендах, в средствах массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории муниципального образования, а также на официальных сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» территориального органа или органа местного самоуправления.

35.2. Профилактическая беседа .

Статья 19 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».

а) в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений участковый уполномоченный полиции при посещении лиц, указанных в пункте 33 настоящей Инструкции, проводит с ними профилактическую беседу;

б) при проведении профилактической беседы участковый уполномоченный полиции разъясняет лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения.

35.3. Объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения .

Статья 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».

35.4. Профилактический учет .

Статья 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».

а) лица, указанные в пункте 33 настоящей Инструкции, подлежат постановке на профилактический учет;

б) постановка, продление и снятие лиц с профилактического учета проводится участковым уполномоченным полиции по решению начальника территориального органа, его заместителя — начальника полиции либо начальника отдела полиции;

в) в случае, если лицо подлежит постановке на профилактический учет по нескольким категориям, учет их количества проводится по каждой категории отдельно. При этом в Сервисе на лицо заводится одна карточка, в которой отражаются все категории, по которым лицо состоит на профилактическом учете;

г) при смене места жительства лица, состоящего на профилактическом учете, участковый уполномоченный полиции в течение трех суток с момента получения соответствующей информации посредством Сервиса направляет имеющиеся материалы в территориальный орган по новому месту жительства данного лица для постановки на профилактический учет и проведения с ним индивидуальной профилактической работы.

35.5. Административный надзор .

Статья 1 Федерального закона «Об административном надзоре».

а) участковый уполномоченный полиции в пределах компетенции участвует в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, указанными в подпункте 33.1 настоящей Инструкции, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом;

б) компетенция участкового уполномоченного полиции при участии в осуществлении административного надзора определена в пункте 8 Порядка осуществления административного надзора.

Учет в полиции несовершеннолетних: возраст, порядок, последствия

Одна из популярных поговорок, которую часто вспоминают родители подростков, – «Малые детки – малые бедки, а большие детки – большие и бедки». Иногда «бедки» несовершеннолетних становятся поводом для беспокойства не только родителей, но и государства. Как меру профилактики правонарушений власти используют учет в полиции несовершеннолетних граждан, попавших в зону риска. В обиходе, еще с советских времен, эта меру воздействия называют «учет в детской комнате милиции (сейчас – полиции)».

С какого возраста ставят на учет в детскую комнату полиции

Законодательством не оговаривается нижняя возрастная граница, по достижении которой официальна разрешена постановка на учет детской комнаты полиции. Все зависит от того, насколько тяжелое преступление совершил ребенок. Сегодня известны случаи, когда подростки и даже дети намеренно совершали жестокие проступки, приводящие к увечью или смерти жертвы. За такие поступки уголовная ответственность наступает с 14 лет, и ни о каких мерах профилактики речь уже не идет – малолетний убийца или насильник лишается свободы.

Но психика подростков до 16 лет весьма неустойчива, и не все они могут контролировать свои поступки, адекватно оценивать ситуацию с точки зрения права. Тем более что в этом возрасте трудно осознать последствия противоправных действий. Школа и родители не всегда могут справиться, в итоге такой подросток рано или поздно совершает преступления, пусть и небольшой тяжести. По результатам расследования данные передаются в специальное подразделение полиции по делам несовершеннолетних (ПДН) для принятия мер воздействия на малолетнего правонарушителя и его родителей.

С 16 лет наступает административная ответственность, предусматривающая в том числе денежную компенсацию ущерба, причиненного подростком. Но, в соответствии с пунктом 2 статьи 2.3 КоАП, несовершеннолетний гражданин может быть освобожден от ответственности с учетом его личности и обстоятельств дела. Но в таком случае тот же штраф может быть заменен иной мерой воздействия, в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К такой профилактической мере относится регистрация малолетнего правонарушителя в полиции.

Поэтому в общем случае, когда речь идет о мелком хулиганстве, постановка на учет в полиции несовершеннолетнего осуществляется с 16 лет, но в некоторых случаях и с 14 лет. Необходимость применения мер профилактического воздействия к подростку определяется с учетом конкретных обстоятельств, совершенных им правонарушений и его поведения.

Верхний возрастной предел для постановки на учет – 18 лет. После наступления совершеннолетия гражданин уже в полной мере отвечает за совершаемые противоправные поступки.

Основные нормативные акты, регламентирующие профилактику правонарушений среди подростков

Основные нормативные акты, регламентирующие процедуру постановки подростка на учет в детской комнате полиции:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – закон);

  • Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845;

  • Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел РФ (далее – инструкция);

  • законы субъектов РФ «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Обратите внимание! В отношении подростков частью 2 статьи 1.5 КоАП установлено, что термин «правонарушение» может быть применен только в том случае, когда административная виновность доказана в установленном законом порядке и подтверждается судебным постановлением, вступившим в законную силу.

Порядок постановки на учет в полиции несовершеннолетних

Если ребенок стоит на учете в детской комнате полиции, это означает, что в отношении него был выполнен целый ряд обязательных процедур, предусмотренных законом и инструкцией. Алгоритм следующий:

  1. На подростка по факту нарушения участковый или же оперуполномоченный работник оформляет протокол. После регистрации в отделении полиции в течение трех рабочих дней протокол направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН) при местной администрации.

  1. Полиция, направляя протокол, одновременно информирует об этом родителей, опекунов или усыновителей подростка, а также органы опеки.

  1. Родители собирают характеристики на подростка, подтверждающие его благонадежность. В качестве свидетелей этому привлекаются школа, соседи, руководители кружков и секций, которые посещает несовершеннолетний. Органы опеки собирают информацию о семье, условиях воспитания и проживания подростка.

  1. КДН назначает время заседания, на которое приглашаются родители или опекуны, представители органов опеки, школы, подразделения по делам несовершеннолетних. На заседании изучаются все представленные сведения, дается оценка проступку подростка, принимается решение либо о постановке несовершеннолетнего на учет в полиции, либо о передаче его на поруки родителям и школе.

  1. На то, чтобы обжаловать решение комиссии, родителям дается 10 суток с того дня, когда они получат на руки копию постановления КДН. Жалоба также направляется на имя председателя КДН, в течение следующих трех рабочих дней эта жалоба должна быть передана на рассмотрение в судебные органы.

  1. Если суд не нашел повода для отмены постановления КДН, оно передается на согласование начальнику отделения полиции. Согласованное им постановление является основанием для постановки на учет и оформления учетно-профилактической карточки или же дела. Только после этого считается, что ребенка поставили на учет.

Основания постановки несовершеннолетних на учет

Законом определено, что, для того чтобы подростка поставили на учет в детскую комнату полиции, он должен относиться к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Согласно определению, данному в законе, это значит, что одновременно должны быть выполнены следующие условия и подросток:

  1. Еще не достиг 18 лет.

  1. По причине беспризорности или безнадзорности находится в обстановке опасной для жизни, психического или физического здоровья.

  1. По тем же причинам находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

  1. Регулярно совершал антиобщественные деяния или правонарушения.

Разъясним, что относится к антиобщественным деяниям и правонарушениям. Постановка на учет в детской комнате полиции последствия имеет самые серьезные, не менее серьезными должны быть и основания, по которым будущее подростка может в буквальном смысле оказаться под угрозой. Согласно пункту 49 инструкции, учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего заводится, если он:

  • был замечен в неоднократном употреблении алкоголя, психотропных и наркосодержащих веществ;

  • совершил проступок, квалифицируемый как административное правонарушение;

  • занимался попрошайничеством, проституцией и бродяжничеством;

  • совершил уголовное преступление, наказать за которое его нельзя в силу возраста.

То, за что могут поставить на учет, во многом зависит не столько от факта проступка, сколько от степени его тяжести, а также от того, впервые он совершен или имеет характер рецидива. Поэтому на решение КДН повлияют сведения:

  • о том, как учится подросток, насколько успевает в школе;

  • посещает ли он факультативы, кружки и спортивные секции;

  • о его характере и склонности к совершению противоправных действий;

  • об условиях проживания и воспитания, об общем благополучии семьи.

Ребенок стоит на учете в детской комнате полиции: какие последствия

Заведение учетно-профилактической карточки на подростка автоматически делает его объектом постоянного и пристального внимания как органов полиции и опеки, так и школы.

Постановка на учет в полиции несовершеннолетних последствия имеет для подростка и его родителей самые неприятные. Во-первых, и для самого ребенка, и для семьи это клеймо неблагополучия. Во-вторых, при любом подозрении они могут стать участниками оперативно-розыскных мероприятий, если в районе были совершены аналогичные преступления. В-третьих, если в отношении подростка установлены ограничения, предусмотренные статьей 91 УК РФ, семью ежемесячно будут посещать сотрудники ПДН и органов опеки для проведения профилактических бесед.

То, что в биографии человека была постановка на учет в детскую комнату полиции, последствия будет иметь и после того, как его снимут с учета, даже если карточка была аннулирована на основании примерного поведения. В будущем для бывшего «трудного» подростка будет закрыт путь в кадровые офицеры, его не возьмут на службу в правоохранительные органы, МЧС и пожарную дружину.

Постановка на учет последствия будет иметь и в том случае, если после школы ребенок соберется поступать в престижный вуз, особенно если его выпускники работают в финансовой или банковской сфере, решают задачи, связанные с обороноспособностью страны.

Учет в полиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *