Учитель без образования

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями. Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть. Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.
После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть. Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете. Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.
Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?

18 сентября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К работе в должности педагога дополнительного образования допускаются лица (в том числе и студенты), соответствующие квалификационным требованиям, установленным в ЕКС или Профессиональном стандарте.
При отсутствии педагогического образования педагогу дополнительного образования, имеющему профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, необходимо и достаточно пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности.

Обоснование вывода:
Должность «педагог дополнительного образования» относится к должностям педагогических работников (Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678).
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования (часть первая ст. 331 ТК РФ).
В силу части 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Кроме того, в силу части второй ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. О предоставлении льгот и компенсаций педагогическим работникам свидетельствуют положения ст.ст. 333, 334, 335 ТК РФ, а также части 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ.
Следовательно, при установлении квалификационных требований по должности «педагог дополнительного образования» работодателю необходимо руководствоваться ЕКС или Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее — Профессиональный стандарт), утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н. При этом, как следует из указанных выше норм, у работодателя есть право выбора того, какой именно из документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 Информации…, направленной письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814).
ЕКС предусмотрены следующие требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с Профессиональным стандартом предъявляются следующие требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (возможная должность — педагог дополнительного образования):
— среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
— дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
— при отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Минобрнауки России в своей консультации разъяснил, что при наличии высшего профессионального образования по профилю деятельности и отсутствии педагогического образования необходимо и достаточно пройти обучение по программе дополнительного профессионального педагогического образования (профессиональную переподготовку). Исходя из буквального толкования указанных выше квалификационных требований Профессионального стандарта и ЕКС, полагаем, вывод о достаточности обучения по программе дополнительного профессионального педагогического образования справедлив и в отношении работников, имеющих среднее или дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и т.п.
По информации, размещенной на сайте Правительства России (http://government.ru/orders/selection/401/29662/), Дмитрий Медведев действительно провёл совещание 06.10.2017, по итогам которого были даны поручения Минобрнауки, Минтруду и Минспорту России проработать целесообразность внесения изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования квалифицированных специалистов, не имеющих педагогического образования, а также лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования (резолюция от 13.10.2017 N ДМ-П8-6819). Однако изменения в перечисленные в ответе законодательные и иные нормативные правовые акты в связи с данными поручениями внесены не были.

К сведению:
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 91 Закона N 273-ФЗ). Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Закона N 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966). Прием на работу лица, не имеющего соответствующего профессионального образования, может быть расценен контролирующими органами как нарушение Положения о лицензировании образовательной деятельности, за которое работодатель (образовательное учреждение) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.20 КоАП (смотрите, например, решение Красноярского краевого суда от 15.01.2015 N 7п-07/15, решение Свердловского областного суда от 05.06.2013 N 71-231/2013, постановление Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23.11.2017 N 5-285/2017).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Возможно ли стать учителем средней школы без педагогического образования и опыта? Если да, то учителем чего?

Артур Колесов 4451 4 года назад Дважды лауреат премии Президента РФ, вечный студент-юрист, эксперт TheQuestion в сфере юриспруденции и образования Пользователю можно задать вопрос

Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее — справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее — стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего — зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

Артур Колесовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 13 -1

Учитель без образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *