Учитель коррекционной школы

Кто имеет право работать учителем в школе?

Для того, чтобы заниматься педагогической деятельностью, нужно иметь среднее профессиональное или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Либо высшее/среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Например, специалист с высшим образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и специалист, получивший высшее образование по специальности «История», независимо от наличия у них стажа работы, могут на равных основаниях работать учителем истории. Выпускник консерватории имеет право работать учителем музыки.

Те, у кого нет специального педагогического образования или профильного образования по преподаваемому предмету, смогут работать в школе учителем по определенному предмету, если продут программу профессиональной переподготовки, необходимую для преподавания этого предмета в объеме не менее 250 часов.

Перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061, определены следующие направления подготовки «Образования и педагогические науки»:

44.03.01 — Педагогическое образование

44.03.02 — Психолого-педагогическое образование

44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование

44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям)

44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Получение диплома бакалавра по любому из указанных направлений дает право преподавать в школе любой предмет. Специалист без педагогического образования — может работать учителем только по профилю, в том числе по профилю полученного дополнительного профессионального образования.

Законодательство дает работодателю право при разработке должностных инструкций устанавливать дополнительные требования к необходимой специальной подготовке работников. Также работодатель обязан обеспечить регулярное прохождение повышения квалификации работников.

Из этого общего правила есть исключения

Работодатель имеет право снижать планку требований к образованию и принимать решение о допуске к работе на основании решения аттестационной комиссии на основании оценки фактической профессиональной деятельности. Комиссию администрация школы формирует самостоятельно.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

— лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Кто не имеет права работать в школе?

В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Особенности работы учителя в коррекционном классе статья на тему

ДОКЛАД

Особенности работы учителя в коррекционном классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Степура Людмила Александровна

В классах коррекции обучаются дети с физическими и психоэмоциональными недугами. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, досконального знакомства с причинами обучения в классе коррекции. На учителе лежит двойная нагрузка — не только учитель, но и психолог, улавливающий и регулирующий эмоциональный и психический микроклимат детского коллектива и отдельно каждого ребенка.

Каждый ребенок — личность и жить этой личности предстоит в обществе, работать, самосовершенствоваться, находить свое место в многоликом и сложном современном мире. В.Г. Белинский утверждал, что задачей школьного обучения, и обучения родному языку в частности, является воспитание гражданина, подготовка человека к выполнению общественных обязанностей. Да и просто в обыденной жизни знание русского языка необходимо, чтобы правильно и точно выразить свои мысли, чувства, самые глубины переживаний.

В классах коррекции не может быть единых стереотипов, штампов, рекомендаций в преподавании. Обучение в таких классах можно строить только методом выбора, учитель сам выбирает, что будет наиболее эффективно и действенно для данного контингента детей.

Преподавание должно строиться на основных обще дидактических принципах:

а) систематичность;

б) последовательность;
в) перспективность;
г) преемственность;

д) учет индивидуальных способностей и физического состояния ребенка.
Нельзя отвергать в преподавании такие методы, как:

а) доступность материала;
б) наглядность при его преподнесении;
в) связь обучения с жизнью;
г) сознательность усвоения материала.
Считаю, что учитель должен обучать детей по общепризнанным программам по русскому языку, но только конкретное распределение самим учителем часов по усвоению той или иной темы принесет существенные результаты.
При обучении надо учитывать, что мышление у детей, обучающихся в школе отличается конкретностью. Хотя элементы отвлеченного мышления свойственны всем детям, но у данных детей возможности в этой области ограничены, поэтому основной задачей обучения языку в классах коррекции является развитие речи. Речь обычно у детей неразвита, они не могут высказать свою мысль, детей необходимо вставить говорить, учитель ставит проблему на уроке, а дети должны ее разрешить и аргументировать. Учитель обязан выслушать доводы и ответы детей, даже если они неверны, а другим детям позволить доказать обратное утверждение.

Для развития речи иногда полезно применять живое произношение слова: единица произношения — слог, это позволяет и писать и произносить слова грамотно. Ежедневно следует уделять внимание орфоэпическим упражнениям, не оставлять без внимания недостатки произношения, обращать внимание на звуковую форму слова.

Очень сложная задача — усвоить грамотное письмо. Осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, ученик постепенно превращает свои знания в навыки.

Начинать новую тему надо всегда с повторения, желательно кратко повторить основные правила изучаемого раздела, т.е. подвести определенную базу и потом развивать новые положения.

Считаю удачной находкой в формировании грамотного письма — тетрадь для списывания. Дети ежедневно из любого текста просто переписывают несколько предложений. Вырабатывается зрительная память, внимательность, вырабатывается навык грамотного письма, орфографической зоркости.

На каждом уроке надо уделять внимание словарной работе, часто проводить контрольные списывания, различные виды мини-диктантов, письму по памяти.

Исключительно полезен метод наблюдения и анализа языковых явлений. Целенаправленность наблюдений достигается четкой постановкой задач. Так, изучая правописание приставок из-, низ-, воз-, через- и через- проводятся методом наблюдений и анализа языковых явлений.
Дано задание: в словах «изгнать – исключить», «возбуждение – восхищение»,
«безбрежный – бескрайний» и др. выделить приставки, пронаблюдать, на какую согласную оканчивается корень слова, сделать вывод о правописании приставок.

При постановке задач разрешается детям коллективные обсуждения, один подметил одно, другой другое, потом все вместе находят «истину».

Большое внимание должно уделяться самостоятельной работе учащихся. На современном этапе популярным методом является обучение, учитывающее уровневый подход. Ученик должен получать посильные для него задания, одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, а ученик более сильный сделал задание и уже скучает. Надо давать детям задание с разной степенью трудности. Для достижения данной цели хорошо использовать карточки.
Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом, его индивидуальных способностей и интересов.

Например:
Уровень 1

а) Запишите слова в алфавитном порядке:

1 вариант:

Заяц, гнездо, ананас, машина.

2 вариант:

Дорога, ель, ива, снег.

б) Поставьте во всех словах ударения.

Уровень 2

Отгадайте загадки, а отгадки запишите в алфавитном порядке:

1) Мягкие лапки,

А в лапках царапки

2) В иголках бугорок
Мышку уволок.

3) Не колючий, светло-синий

По кустам развешан…

4) Гладит всё, чего касается,
А дотронешься — кусается

5) Зубастый зверек
грызет с визгом дубок.

6) Кто носит шляпу на ноге?

Уровень 3

а) Подберите слова с противоположным значением.

1 вариант 2 вариант.

Холодный-…, Черный-…,

хвалить-…, глубокий -…,

редкий-… . низкий -….

б) Запишите эти слова в алфавитном порядке.

Школьные годы — это лучшие детские годы. Детство- это игра. Эффективным методом является обучение через игру.

Игра «Кто больше?»

Ученики читают и запоминают слова, которые начинаются на ту или иную букву. Затем они записывают эти слова в тетрадь по памяти. В словах выделяются проверяемые и непроверяемые орфограммы. К проверяемым словам подбираются проверочные слова. Выигрывают ученики, записавшие большее количество слов.

* * *

Дано слово с проверяемой орфограммой. Необходимо подобрать к этому слову наибольшее количество проверочных слов. Выигрывают ученики, подобравшие больше проверочных слов.

* * *

Дано слово, необходимо подобрать к этому слову наибольшее количество однокоренных слов. Выигрывают ученики, подобравшие большее количество однокоренных слов.

* * *

Дано слово, Необходимо подобрать к этому слову наибольшее количество однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Выигрывают ученики, записавшие большее количество слов.

***

Дано слово. Необходимо составить с этим словом наибольшее количество словосочетаний или предложений. Выигрывает тот ученик, который завершает игру.

Работа в классе коррекции — кропотливый труд, требующий от учителя огромной выдержки, знаний, умений, навыков. Но интересна эта работа тем, что это — поиск. Работать в обычном классе легче, проще, потому что здесь подходят традиционные методы и подходы: класс коррекции — это чисто индивидуальный подход учителя, его умение уловить все тонкости и нюансы любого детского характера и поведения. И в соответствии с этим подбирать действенные приёмы обучения.

Самой важной рекомендацией при работе в коррекционном классе является гуманное отношение к ребенку, видение в нем личности, уважительное отношение к его проблемам и индивидуальным особенностям его поведения и характера.

Аванесов Р.И. О развитии устной речи. — М.: Наука, 1994.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей с ОНР. — М.: Медицина, 1999.

Баринова Я. И другие. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. — М.: Просвещение, 1994.

Иллюшкин И.М. Методика обучения русскому языку. — М.: Высшая школа, 1989.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога — М.: Психология и педагогика, 2000.

Выступление по теме «Личность педагога коррекционной школы»

«Личность педагога коррекционной школы»

слайд 1

чтение слайда 2

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания — так писал в своих работах Адольф Дистервег. В коррекционной школе учитель — это всё для ученика — друг, соратник, близкий человек. Учитель для них олицетворение всего нового, неизвестного.

Педагогическая деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида предъявляет к учителю высокие требования. Успех общения участников педагогического процесса (учитель – ученик) во многом зависит от личности самого педагога. С позиций профессионально-педагогических качеств личности, необходимых в работе с умственно отсталыми детьми, педагогический такт, честность, откровенность, доброта, справедливость, уважение и любовь к своим воспитанникам являются главными. Педагог-дефектолог — это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в результатах своей профессиональной деятельности. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями. Учитель должен постоянно помнить о своём поведении, так как его эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на самочувствие школьников, на их личностное и интеллектуальное развитие.

В специальных школах быть педагогом очень нелегко, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.
От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.

Серьезные требования предъявляются к личности педагога:

чтение слайда
Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой.
Свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы.
Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советами родителям.
Кроме педагогических знаний учитель должен хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальные разделы.
Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.

Педагог коррекционной школы VIII вида должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения детей. Должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике. Ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях. Он должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.
Работа педагога в специальной школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.

слайд

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

слайд 3

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Педагогическое мастерство совсем не пустое дело. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагог – это самая решающая фигура в учебно-воспитательном процессе. Поэтому он придавал особое значение педагогическому мастерству, педагогическому призванию. Что же понимается под педагогическим мастерством? Это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. В содержании этого определения можно вычленить такие признаки, как владение знаниями, обобщёнными специальными умениями, необходимыми педагогу в его практической деятельности, педагогическое призвание. Без профессиональных знаний и профессиональной направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Нужно уметь воздействовать на воспитанников. Нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Дети симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.

слайд

Эстетическая выразительность педагога – это не только опрятный вид, культура речи и поведения. Это нечто сложное и важное, скорее нечто профессиональное, выражающее педагогическую направленность всей личности учителя. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владеть взглядом, жестом, голосом, уверенность в себе, успехе своей работы – всё это привлекает учащихся, вызывает положительное отношение к учителю, готовность к восприятию идущего от него влияния.

Учителя — профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.

Творчество — непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя. Специфика учительского труда заключается в том, что педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать с детьми и творчески преобразовывать их. Процесс педагогического творчества — это процесс решения постоянно возникающих педагогических задач.

Вследствие того, что произошло изменение целей современного образования, изменилась методическая система. Учителю приходится создавать собственные индивидуальные программы, что стимулирует его творчество. слайд Повышение квалификации, работа в предметных МО, самообразование, участие в педагогических конкурсах, создание собственных публикаций, обобщение и распространение опыта работы, самоанализ деятельности — обеспечивает постоянный творческий рост педагога, его профессиональное мастерство.

«Личность учителя – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы – все, как в фокусе, сходится в личности педагога.

Специфика понятия «педагогический долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Если перечислить все эти требования, то получится своего рода кодекс педагогической морали.

Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики.

В педагогической этике понятие справедливости имеет специфические черты. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Профессиональная четь и достоинство.

Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей.

Педагогический авторитет.

Авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждение.

Школа как государственное учреждение призвана осуществлять всестороннее развитие личности. Этот процесс предполагает высокое чувство ответственности всех учителей за воспитание каждого учащегося, проявляющееся в единстве их действий и требований.

Там, где у педагогического коллектива нет единого тона, там, по существу, нет коллектива, а следовательно, не может быть никакого воспитательного процесса.

Взаимопомощь и взаимодоверие в педагогическом коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. Проявляются они в постоянном обмене информацией, почерпнутой из педагогической, методической и другой литературы, в обмене опытом, «находками» в процессе педагогического труда.

В атмосфере бережного отношения к учителю рождаются мастера педагогического труда, составляющие костяк коллектива. Педагогическая этика считает правильной критику, которая направлена на недостаток, а не на его носителя – личность, критику, которая проникнута заботой об улучшении дел и поведения человека.

Учитель — это, прежде всего, образец подражания для учеников. Следовательно, его взаимоотношения с коллегами должны соответствовать нормам педагогического такта и педагогической этики.

В журнале я прочитала статью о 10 правилах успешной работы педагога, которые я переработала, дополнила и применяю в своей практике. А назвала я их «10 китов развития педагогического потенциала», если они вас заинтересуют — пустите их в «океан» своего дела . слайды киты

Учитель коррекционной школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *