Уйти после 9

Почему хорошисты и отличники уходят из школы после 9 класса в колледж?

Как известно, #высшее образование можно получить не обязательно после окончания 11 классов. В любой вуз поступают и выпускники колледжей и техникумов, и в современных реалиях у этих ребят есть очень хорошие шансы поступить на бюджетные места в вузы. Стереотип из прошлого о том, что в колледж или техникум идут те, кто слабее в учебе и «не потянет» высшее образование, в 2019-м году — не более, чем пережиток прошлого — по крайней мере, для тех ребят, которые приходят получать #среднее профессиональное образование по специальностям ИТ-сферы. Смотрите сами: в уходящем 2019-м на специальности ИТ-профиля («Прикладная информатика»; «Информационные системы»; «Сети связи и системы коммутации») в колледж при университете, в котором я работаю, поступили 9-классники со средним баллом аттестата 4.5). Смотрите сами:

Фрагмент приказа о зачислении. Баллы тех, кто поступил на «Информационные системы» Баллы тех, кто поступил на специальность «Прикладная информатика» А с такими баллами поступили ребята на «Сети связи и системы коммутации» Источник фото: Яндекс.Картинки

Итак, почему же хорошисты и отличники уходят после 9 класса из школ в колледж? Вот причины, о которых рассказывали мне сами дети (напомню, я на тему поступления общаюсь с теми, кто учился, учится или собирается учиться на ИТ-специальностях):

  • боязнь #ЕГЭ и давление со стороны школ (часто приходится слышать, что в школах детей и родителей просто пугают предстоящими ЕГЭ). После колледжа, как известно, поступить в вуз можно по внутренним экзаменам — они ребят не пугают.
  • нежелание или неготовность выбрать #профильный класс (ведь при нынешнем подходе во многих школах в профильном классе делается упор исключительно на предметы «по профилю», при этом непрофильным предметам не учат от слова «совсем» — у детей, скажем, гуманитарного класса физики и химии просто нет в расписании в 10-11 классах). Причем менять профиль во многих школах запрещают, то есть дети просто вынуждены выбирать что-то одно из предложенного и откровенно «забивать» на все остальное. Чаще всего выбор происходит по принципу симпатий к учителю или предмету, нравится — не нравится, получаю хорошие оценки — получаю плохие оценки. Просто представьте, скольких выпускников 9-го класса, готовых выбрать себе профессию на всю жизнь, вы знаете?
  • в школе скучно и ставят двойки. Да, это тоже мотивация, с которой ребята приходят в колледж. Причем в колледже они становятся одними из лучших и потом успешно учатся в вузе (лично знаю немало примеров).
  • желание стать самостоятельным, не зависеть от родителей, начать работать после окончания колледжа и уже потом учиться в вузе (кстати, в моей практике работы со студентами колледжей встречается крайне редко).
  • нежелание получать высшее образование. Есть люди, которые уверены, что полученного в колледже образования им хватит для жизни. Вполне нормальная точка зрения, особенно для тех, кто нашел работу по специальности и осознает, чем будет заниматься как минимум в ближайшем будущем. Правда, на первом курсе колледжа я таких ребят не встречала, а вот на 2-3 они есть.

Как видите, причин немало. Возможно, мои читатели дополнят в комментариях, по каким еще мотивам успешные школьники выбирают среднее профессиональное образование вместо 10-11 кл. Отмечу также, что учиться в коллеже в наши дни вполне интересно — изучение общеобразовательных предметов идет параллельно с освоением профессиональных дисциплин. Если выпускник колледжа примет решение продолжить образование по профилю, ему, безусловно, будет несложно учиться и в вузе, ведь ряд дисциплин пересекается.

О том, как поступить в вуз после колледжа, я расскажу в одной из ближайших статей. Другие мои статьи для абитуриентов и их родителей можно найти по тегу #советы абитуриентам и их родителям

«Хорошо подумайте, прежде чем уходить после девятого класса»

Всё началось шесть лет назад, когда в 9 классе моя классная руководительница заявила, что до 11 класса я не дойду из-за своего плохого поведения. Моё поведение не было вызывающим и эпатажным, однако мне тяжело было молчать, когда я видела какую-то несправедливость. Честность и прямолинейность шли вразрез с теми качествами, которые хотели видеть учителя в школьниках. «Ты выйдешь из школы со справкой и ЕГЭ не сдашь», — спокойно внушала она мне.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я, ранимая и впечатлительная девочка, была запугана до смерти. Не встретив поддержки родителей, молча забрала документы и поступила в педагогический колледж на учителя английского.

В колледже мне нравилось безумно: первые два года мы изучали школьные дисциплины, последующие три — методику, педагогику, психологию и иностранный. Про качество образования в колледже нужно писать отдельно, но оно было потрясающим. Однако, пребывая в ужасном стрессе из-за ухода из школы, я так и не смогла ни с кем подружиться. Мне пришлось перевестись в другую группу, но и там общение со всеми было нейтральным.

Я пропустила выпускной в своей школе. Когда заканчивала пятый курс, мои одноклассники уже давно учились в вузах. Мою душу рвало на части, когда я представляла, что после выпуска я пойду работать в школу и не смогу продолжить учиться. Родители предлагали поступить на заочное, но вы же понимаете, что мне хотелось не этого?

Я хотела получить то, чего лишила себя, — я хотела настоящей студенческой жизни. И я решила действовать

На выпускном курсе я пришла в свою школу, сдала программу 10 и 11 класса экстерном, получила аттестат об окончании 11 класса, параллельно с государственными экзаменами и защитой дипломной работы я сдала ЕГЭ и подала документы в пять вузов своего региона на юридические специальности, потому что с 16 лет хотела работать в полиции. Моя мать постоянно напоминала мне, что она не будет оплачивать мою учёбу, если я поступлю на договорную основу. А я, когда находила себя в конкурсных списках на самом дне, плакала ночами, утопая в ненависти к себе за то, что плохо подготовилась к ЕГЭ. Если бы я доучилась в школе до 11-го, таких бы проблем не было. Хоть я и перестраховала себя, сдав помимо двух обязательных экзаменов четыре дополнительных — географию, историю, обществознание и английский язык. Сумма моих баллов для поступления на юридический факультет едва дотягивала до двухсот.

К началу августа стало понятно, что на юриста я не поступаю, мои мечты рушились одновременно с тем, как моя фамилия опускалась в списках абитуриентов всё ниже и ниже. Я видела, с каким облегчением вздыхают мои родители: они не очень хотели, чтобы дочь куда-то уезжала учиться, они уже видели меня учительницей в моей школе, в моём маленьком тихом городе.

Все эти переживания не могли не отразиться на моём здоровье: я сильно похудела, страдала бессонницей, и, засыпая под утро, мне снилось, что я режу себе вены и оттуда течёт чёрная кровь.

Ненависть переросла в жалость к себе, я перестала осознавать, что всё когда-нибудь наладится. Лишь сейчас я понимаю, что от такого упаднического настроения меня бы спас всего лишь разговор со взрослым, мудрым человеком

Человеком, который бы просто меня выслушал и успокоил. Я уверена, что я бы и сама нашла выход, мне просто нужно было, чтобы кто-то сказал: «Аня, у тебя всё получится, и ты знаешь, что делать. У тебя есть цель, и всё хорошее только начинается». Но такого человека не было.

Четвёртого августа мне позвонили из университета и сказали, что я поступила на бюджет на лингвиста. По баллам ЕГЭ я бы не прошла, но их впечатлил мой красный диплом о среднем специальном. Мне уже было всё равно. Город, в котором находился университет, был в 700 километрах от родного. С сентября я могла уже начинать обучение на первом курсе: в вузах больше не практикуют перевод выпускников колледжа сразу на третий курс, все учатся с первого.

В конце лета я переехала. Мне было 20 лет. Было очень трудно одной. Невыносимая жара, всё вокруг незнакомее, враждебное. Когда я поступила, меня заверили, что первый изучаемый язык будет английский. Однако, как оказалось позже, среди поступивших тоже происходит раздел на языковые группы по рейтингу, и так как мой рейтинг был очень невысок (38-е место из 40), мне достался французский. Французский язык, который мне был чужд и так нелюбим мною.

Одногруппники были на один-два года младше меня, но между нами была глубочайшая пропасть. Да, есть огромная разница между первокурсниками-школьниками и первокурсниками-выпускниками колледжа

Я не могла пересилить себя и наладить контакт, общих тем не было, интересы и приоритеты у нас кардинально разнились.

Особых успехов в языке я не делала. С остальными дисциплинами (такими, как языкознание, история и латинский язык) помогли старые тетради. Ничего нового я не узнавала, всё это я уже когда-то проходила, и меня это угнетало. Больше всего проблем было с английским: уровень языка школьников был выше, чем мой уровень, уровень человека, который со своим образованием имел право преподавать этот язык в школе детям. Одногруппники нередко иронизировали по этому поводу. Самооценка летела к чертям. В колледже язык действительно преподавали на весьма посредственном уровне, уделяя больше внимание теории и методике преподавания, детской психологии и педагогике.

Вдобавок ко всему в общежитии меня поселили с двумя девочками-подругами. Хорошие отношения с ними не сложились. Я с отвращением наблюдала за новым городом и его жителями, отмечая про себя, как сильно отличается менталитет южных и северных городов.

Так прошёл мой первый курс. Я чувствовала себя деревом без корней, которое ураган занёс в болотистые земли, и я вот-вот погибну. Однако постепенно у меня получилось приспособиться ко всему происходящему. Я нашла себя в научной деятельности, писала статьи, участвовала в форумах. Преподаватели стали замечать меня, и это вдохновляло. Однажды, после конференции по латинскому языку, где я выступала с докладом о римском праве, ко мне подошла декан и сказала, что ей очень понравилась моя речь и то, как я разбираюсь в теме, что это так редко для первокурсников.

Она спросила, не хочу ли я поработать в приёмной комиссии этим летом от своего факультета. Это был шанс, которой я не могла упустить. И это спасло меня

Мне нравилось работать с документами, но была ещё одна вещь, которая меня излечивала, — это общение с детьми и их родителями. Они приходили в мой вуз: кто просто проконсультироваться, кто поступать — но все они были испуганы и потеряны. Я знала, что им нужно сказать, как их успокоить. Я чувствовала сильнейшую потребность кому-то помочь, помочь так, как не помогли мне когда-то. Эта работа принесла мне много полезных связей как среди преподавателей, так и среди студентов.

Благодаря этим связям меня пригласили на форум «Студент-Наставник», который давал право брать шефство над группами первых курсов и помогать детям адаптироваться в университете.

Второй курс начался для меня совсем не так, как первый. У меня появилась мотивация учиться, предметы стали нравиться больше, учиться стало проще. Мечта работать в полиции никуда не делась, и я поступила на юридический факультет своего же вуза на заочную форму. Стипендии с очного отделения вполне хватает, чтобы заплатить за второе высшее, и даже остаётся на жизнь, которая, наконец, стала налаживаться. Да, сейчас всё очень хорошо, но если бы удача время от времени не переходила на мою сторону, всё могло закончиться плачевно.

В последнее время наблюдаю очень много статей о том, что нет ничего зазорного в том, чтобы уйти после девятого класса и поступить в колледж или техникум, и меня безумно радует, что интерес к заведениям подобного класса повышается. Но, родители, пожалуйста, будьте внимательны к своим детям, к их способностям, желаниям и мечтам. Хорошо подумайте, прежде чем позволить им уйти, не дойдя до выпускного. Если у ребёнка проблемы со школьными предметами, помогите ему, наймите репетитора. Если конфликты с учителями, поговорите с ними или переведите в другую школу. Не ломайте ребёнку жизнь необдуманными поступками, поддерживайте его. И никогда не позволяйте ребёнку думать, что он один.

4 трогательных истории из практики коррекционного педагога

10 фильмов о травле, которые помогут детям и подросткам

5 способов создать мультфильм вместе с ребёнком

Жизнь после 9 класса: остаться в школе или уйти в колледж?

Из 65 опрошенных школьников каждый третий планирует уйти из школы этим летом. Для сравнения, в стране уже несколько лет растёт популярность начального профессионального образования и в прошлом году на первый курс вместо десятого класса отправилось 53% ребят.
Аргументы против школы
Диана Пономарева: «Я иду в колледж, потому что школьную программу 10-11 класса можно пройти за год, а потом учиться по специальности. Так удобнее».
Даниил Шипилов: «После 9-го класса буду поступать на машиностроителя. Выбор помогли сделать советы родных. Они помогли мне выбрать специальность и колледж, после которого можно будет совместить работу со стабильным доходом и учёбу в профильном университете. Учёба займёт немного больше времени, зато я начну карьеру не только с дипломом по востребованной специальности, но и с опытом востребованной и хорошо оплачиваемой работы».
Дарья Кузьмина: «Меня в школе постоянно гнобят учителя, не хочу это больше терпеть, надеюсь, в колледже будет лучше».
Аргументы за школу
Дарья Пермякова: «Я хочу взять на себя некий челлендж. Хочу быть образованным человеком, пройти то первое серьезное испытание, которое испытывает каждый человек — отучиться от начала и до конца. Плюс для моей будущей профессии, хочу стать графическим дизайнером, нужны все одиннадцать классов».
Владимир Дорошенко: «За два года можно хорошо подготовиться к ЕГЭ и получить хорошие баллы для поступления в хороший вуз. А с престижным дипломом гораздо легче искать работу, которая будет и интересная, и хорошо оплачиваемая».
Алина Слоквенко: «Не хочу тратить лишнее время. Да и далеко не все выпускники колледжей идут потом в вуз. А если не выбиваться из колеи, готовиться в школе к ЕГЭ, то на бюджет в университет поступить легче и проще. Ну и престижней».
На распутье
Василий Лобатов: «Вот что я буду делать, если неправильно выберу дальнейший путь? Надо же найти что-то подходящее для себя, то, чем смогу заниматься в дальнейшем, то, что будет нравиться. Не получается пока выбрать направление в колледже, но и оставаться в школе не хочу из-за выпускных экзаменов».
Дарья Киселева: «Плохо, когда у тебя разные интересы. Нравится и рисовать, и заниматься биологией, какую специальность выбрать? А ещё понимаю, что ближайший колледж от меня в двух часах езды на автобусе — школа хоть немного, но ближе».
Уже студенты
Илья Чулков, 2 курс СПбИПТ, «Издательское дело»: «Совершенно не жалею, что ушёл после девятого класса. Здесь учат интересным штукам, например,
делать книги, а ещё просто весело. Если твоё будущее темно, а с экзаменами всё безнадежно, то лучше сразу идти в колледж».
Павел Прус, 1 курс СПбКИТ, «Прикладная информатика в экономике»: «В колледже человек получает больше свободы. Быстро привыкаешь к взрослой жизни, становишься самостоятельным, более организованным. Да и в колледже просто можно понять, что именно тебе нужно, есть множество секций и творческих объединений. А ещё после школы преподаватели очень приветливые и добрые».
Екатерина Нестерова, 1 курс КТМУ, «Реклама»: «Я пошла в колледж, потому что за девять лет школа очень наскучила, и все в ней казалось не так. Учителя, которые придираются к твоему внешнему виду, запугивают страшными ОГЭ и ЕГЭ, море домашнего задания и так далее. Также уже очень хотелось начать приобщаться к будущей профессии рекламиста. Но спустя год понимаю, что очень скучаю по школе и учителям, с радостью вспоминаю школьные годы».
Жизнь после
Андрей Шубин, выпускник РКТК 2010 года: «Мне учёба в колледже мало чего дала. Отучился там три курса на повара, потом пошел в армию. Как вернулся, не стал ни восстанавливаться, ни поступать в вуз, а сразу начал работать поваром и уже пять лет этим занимаюсь — нашёл себя».
Никита Муненко, выпускник ПКГХ 2014 года: «Я в десятом классе проучился две недели, потом забрал документы и ушёл в колледж на юриспруденцию. Потом не сдавал идиотского ЕГЭ, а поступал по внутренним экзаменам, которые были проще и понятнее. Сейчас учусь на таможенника. Много добился, но многое ещё впереди».

Уйти после 9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *