Управление без карты тахографа

Содержание

Кто должен обеспечивать карточкой водителя к тахографу, предприятие или сам водитель, и что говорится об этом в законодательстве?

Беспалова Оксана Александровна Шеф-редактор

Шеф-редактор Навипорта

7284

В существующих нормативно-правовых актах нет четких указаний на то, кто должен обеспечить водителя картой тахографа, предприятие или он сам.

С одной стороны в пункте 2 Приказа Минтранса от 13.02.2013 № 36 говорится о том, что карта тахографа является внешней компонентой тахографа и входит в его состав, т. е. является частью тахографа. И из этого можно было бы сделать вывод, что предприятие обязано обеспечить водителя картой тахографа, так как оно обязано обеспечить транспортное средство тахографом (пункт 2 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, Приказ Минтранса от 21.08.2013 № 273).

Но с другой стороны в пункте 11 Приложения № 3 к Приказу Минтранса от 13.02.2013 № 36 говориться о том, что в случае утраты водителем карты (потеря, поломка и т. д.), водитель должен обратиться в организацию, выдающую карты, с заявлением о выдаче новой карты. И кроме того карта содержит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который может быть выдан только по заявлению водителя и лично водителю (статья 18 ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что предприятие не обязано обеспечивать водителей картами тахографа. Но при этом нет норм, запрещающих предприятию это делать.

Шеф-редактор Навипорта

Правильный тахограф или штраф: что должен знать каждый водитель

09:00, 22 октября 2019

Версия для печати

Среди перевозчиков не утихают споры о том, какие тахографы можно использовать для перевозок внутри страны. Однозначный ответ на этот вопрос содержится в российском законодательстве.

О различиях между устройствами разных типов и их значимости для перевозчиков рассказывает президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр», Александр Борисович Архангельский.

С 01 ноября 2019 года начинают действовать важные изменения в законодательстве о тахографии. И вокруг этих изменений уже вовсю ведутся бурные дискуссии. Интернет заполнен статьями различных «экспертов», высказывающих порой весьма противоречивые мнения. В условиях цейтнота разобраться в этих противоречиях крайне сложно, особенно человеку, не имеющему юридической подготовки (на чем и спекулируют отдельные «эксперты»). В рамках этой статьи мы попробуем в максимально доступной форме, не вдаваясь в юридические тонкости, расставить все по своим местам – только так можно разобраться, кто из «экспертов» своего звания не заслуживает, и что на самом деле нужно делать. В конце будет приведен общий список источников (для самых пытливых).

«УПОТРЕБЛЯЙТЕ ПРАВИЛЬНО СЛОВА, И ВЫ ИЗБАВИТЕ МИР ОТ ПОЛОВИНЫ НЕДОРАЗУМЕНИЙ» (РЕНЕ ДЕКАРТ)

«Тахограф» (от греч. «быстро пишу») – это прибор, осуществляющий запись информации, это его основная функция. Если угодно, это аналог бортового самописца на воздушных судах, информация с которого используется при расследовании авиакатастроф.

В России на дорожные транспортные средства устанавливают два вида таких «бортовых самописцев» – в народе их называют «тахографы СКЗИ» и «тахографы ЕСТР».

Почему два?

Потому что в Российской Федерации параллельно действуют два документа: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и так называемое Соглашение ЕСТР.

Про Соглашение ЕСТР необходимо знать, что это – международный договор, подписанный многими странами, включая Россию, и действует он на территории каждой из этих стран. Как любой международный договор, Соглашение ЕСТР регулирует вопрос, который затрагивает интересы всех подписавших его стран, а именно – безопасность дорожного движения при осуществлении международных автомобильных перевозок. В России этот вопрос, кроме Соглашения ЕСТР, регулируется также Федеральным законом с длинным названием «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Так вот, согласно этим двум документам, касающимся международных перевозок, на транспортные средства, совершающие такие перевозки, и устанавливаются приборы, которые принято называть «тахографы ЕСТР».

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» – это документ, который принят Российской Федерацией, действует только на территории России и регулирует вопрос безопасности дорожного движения только на территории России. В соответствии с этим законом Минтранс России издал приказ № 36. И согласно этим двум документам, касающимся дорожного движения на территории России, на транспортные средства устанавливаются приборы, которые принято называть «тахографы СКЗИ».

Не нужно быть юристом, чтобы увидеть, что оба блока документов преследуют одну и ту же цель – обеспечение безопасности дорожного движения; но один (Соглашение ЕСТР и все, что с ним связано) – при осуществлении международных автомобильных перевозок, а другой (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и все, что с ним связано) – при осуществлении автомобильных перевозок на территории России. И никакого противоречия (которое постоянно пытаются найти отдельные «эксперты») тут нет – такая система законодательства изначально была предусмотрена Конституцией РФ и функционирует уже на протяжении четверти века.

А теперь вернемся к терминам «тахограф ЕСТР» и «тахограф СКЗИ». И вот тут нужно быть крайне внимательным.

Дело в том, что этих терминов мы не найдем ни в одном из перечисленных выше документов. И вообще нигде не найдем на уровне законодательства. Повторимся: это народные названия. Прибор, который устанавливают на транспортные средства в соответствии с Соглашением ЕСТР, в самом этом Соглашении называется «контрольное устройство». В нем же приводятся и определение этого термина и требования к контрольному устройству.

В свою очередь, термин «тахограф» и его определение содержатся в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», согласно которому требования к тахографам устанавливаются упомянутым выше приказом Минтранса России № 36. То есть, с точки зрения российского законодательства, тахограф – это прибор, который соответствует требованиям приказа Минтранса России № 36.

Какой из этого следует вывод?

Один единственный, но принципиально важный: так называемый «тахограф ЕСТР» с точки зрения российского законодательства в принципе не является тахографом. Как говорят, «по определению». Когда мы слышим или произносим термин «тахограф ЕСТР», мы должны понимать, что речь идет о международных автомобильных перевозках и контрольном устройстве, которое соответствует требованиям Соглашения ЕСТР (для удобства в дальнейшем будем называть его «контрольным устройством ЕСТР»). И только говоря о «тахографе СКЗИ», мы говорим о тахографе в том смысле, в котором его понимает российское законодательство.

Что касается так называемых «тахографов по 720-му постановлению», а также «тахографов по регламенту», которые до сих пор упоминаются в некоторых публикациях, то о них можно сказать, что это фантомы, которые существовали только на словах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 был утвержден национальный технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который определил, что тахографы, применяемые на транспортных средствах, являются компонентом этого транспортного средства и они, помимо выполнения своих функций, должны быть метрологически поверены, опломбированы и сертифицированы по российским правилам.

Никаких обязанностей применять какие-либо контрольные устройства или тахографы постановление Правительства РФ № 720 не вводило. Собственно, именно в связи с этим до 2013 года на автомобилях, не осуществляющих международные перевозки, и не применялись никакие другие устройства для фиксации режимов труда и отдыха, кроме «тахографов ЕСТР».

После введения Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в 2013 году обязанности применять тахографы, постановление Правительства РФ № 720 стало действовать и в отношении «тахографов СКЗИ».

Постановление Правительства РФ № 720 в феврале 2015 года утратило силу в связи с принятием в 2011 году Евразийским экономическим союзом общего для всех государств-участников ЕАЭС Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (в просторечии – ТР ТС).

Новый регламент ЕАЭС сохранил только обязательные требования по сертификации контрольных устройств, поскольку требования по метрологии средств измерения стали определяться другими документами ЕАЭС.

Соответственно, уверения и слухи о том, что кто-то должен или может применять контрольное устройство ЕСТР или «тахограф по 720 постановлению» или по регламенту ЕАЭС, а также о том, что между ТР ТС и приказом Минтранса России № 36 есть какие-то противоречия, являются полностью надуманными и вызваны только незнанием того, что указано в этих документах.

И это – почти все, что необходимо понимать не-юристу о том, какие бывают устройства для регистрации времени автомобилем управления и отдыха водителя. Надеюсь, никто не запутался. Если запутались – в конце мы все это еще раз резюмируем.

СКЗИ И ЕСТР: НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ

Если не считать различия в названиях, то принципиальная разница между тахографом и контрольным устройством ЕСТР (которая является, пожалуй, основным яблоком раздора) заключается в блоке СКЗИ (блок средств криптографической защиты информации).

В тахографе блок СКЗИ должен быть в виде самостоятельной части тахографа, а в контрольном устройстве ЕСТР части блока средств криптографической защиты информации «разбросаны» по всему контрольному устройству, включая датчик скорости.

Кроме того, весьма существенным отличием нынешнего тахографа от контрольного устройства ЕСТР является то, что тахограф фиксирует движение в основном по сигналам спутниковых навигационных систем, а контрольное устройство ЕСТР только по электромеханическим датчикам движения, установленным на трансмиссии автомобиля.

Но это отличие временное, и в соответствии с новыми правилами Соглашения ЕСТР контрольные устройства ЕСТР тоже начнут фиксировать движение по спутникам.

И на этом, в общем-то, принципиальные различия заканчиваются.

Если взглянуть на документы, определяющие требования к контрольным устройствам ЕСТР и тахографам, то мы увидим, что оба прибора должны обеспечить регистрацию информации о движении транспортного средства и о режиме работы водителя, а именно:

  • о расстоянии, пройденном транспортным средством;
  • о скорости движения транспортного средства;
  • о продолжительности периодов управления транспортным средством;
  • о продолжительности перерывов в работе и отдыха водителя.

Другими словами, регистрация указанной тахографической информации – основная функция обоих приборов, их смысл, их, если угодно, миссия, направленная на создание безопасных условий для дорожного движения при осуществлении автомобильных перевозок, что напрямую вытекает и из Соглашения ЕСТР и из Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Примечательно, что ТР ТС, на который так любят ссылаться любители «тахографов ЕСТР», перечисляет те же самые требования к «техническим средствам контроля» (именно такой термин используется в регламенте). В тоже время никаких технических требований к этим приборам, даже требований об обязательном наличии карты тахографа, в ТР ТС вообще не упоминается, что и понятно в силу незначительного объема внимания, уделенного «техническим средствам контроля» в этом регламенте, да и того, что задача его в том, чтобы определить требования к транспортным средствам, а не к устройствам фиксации и отображения тахографической информации.

Почему же между контрольным устройством ЕСТР и тахографом с блоком СКЗИ, предназначенных для достижения одной и той же цели, имеются существенные различия?

Что касается существенного различия в том, какие сигналы использовать для формирования тахографических данных, сигналы механического датчика или спутника, то тут вообще-то, вроде бы все ясно: нынешние контрольные устройства ЕСТР появились намного раньше тахографов с блоком СКЗИ, и тогда еще не было возможности использовать сигналы спутников для формирования тахографических данных. Теперь такая возможность есть, и она реализована в тахографах с блоком СКЗИ, и уже решено, что будет реализована в контрольных устройствах ЕСТР.

В связи с этим можно считать, что со временем это различие между приборами может исчезнуть, ну, может быть, за исключением того, чьи спутники будут распознаваться теми и другими приборами.

В отношении же того, как должны быть размещены СКЗИ в тахографе – в виде единого блока или в виде отдельных элементов в разных местах тахографа – то тут причин для этих различий несколько, и часть из них, возможно, исчезнет в ближайшее время, а исчезновения других вряд ли стоит ожидать в ближайшее время.

Другое отличие касается требования Соглашения ЕСТР об обязательном размещении части СКЗИ в датчике движения. Можно предположить, что это требование в ближайшее время тоже исчезнет в связи с тем, что в новых приборах ЕСТР, как и в «тахографах СКЗИ», сигналы будут приходить от спутников и датчик движения прибора ЕСТР не потребуется защищать с использованием СКЗИ.

Что касается размещения СКЗИ внутри прибора в виде отдельного блока или в виде отдельных частей, то тут ситуация, с одной стороны, проще, с другой – сложнее.

И тот и другой вариант размещения СКЗИ в приборе требует соблюдения весьма жестких требований к СКЗИ и проведения соответствующих испытаний компетентными органами. Но в «тахографе СКЗИ» все средства криптографической защиты сосредоточены в одном блоке, и именно он требует особых условий разработки, испытаний, производства и применения. А в контрольном устройстве ЕСТР они размещены в различных частях прибора и поэтому весь прибор требует таких особых условий.

Если бы в отечественных тахографах части СКЗИ размещались в различных местах тахографа, как в контрольных устройствах ЕСТР, то он весь целиком бы стал СКЗИ и потребовал особых условий разработки, испытаний, производства и применения. Согласитесь, что такой подход в контрольных устройствах ЕСТР вряд ли можно назвать его преимуществом.

Но с другой стороны, что интересно, тахограф с блоком СКЗИ, в связи с этим, формально может соответствовать требованиям Соглашения ЕСТР, если к нему добавить криптографически защищенный датчик движения и провести его испытания в соответствующей иностранной лаборатории, а контрольное устройство ЕСТР сможет соответствовать отечественным требованиям только в том случае, если все его СКЗИ будут размещены в одном месте и будут пригодны для использования в любых других отечественных тахографах.

Правда, пока ни одному отечественному производителю тахографов, как бы он не пытался, не удалось убедить иностранных экспертов, что его тахограф обеспечивает соблюдение требований Соглашения ЕСТР. Возможно, из-за тех самых невидимых барьеров, которых нет, а они есть. А никто из иностранных производителей контрольных устройств ЕСТР даже не пытался сделать прибор с СКЗИ в одном блоке.

Какой вывод следует из всех этих отличий?

А вывод следующий: тахограф с блоком СКЗИ соответствует не только требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения», требованиям Приказа Минтранса № 36 и требованиям ТР ТС, но и также, по сути, требованиям Соглашения ЕСТР. Причем наличие СКЗИ в тахографе не противоречит требованиям Соглашения ЕСТР, а прямо таки ими обусловлено.

НОВШЕСТВА С 01 НОЯБРЯ 2019 ГОДА

Итак, разберемся с изменениями в законодательстве.

Но прежде отметим самое главное: требование, согласно которому транспортные средства, перечисленные в приказе Минтранса России № 273, подлежат оснащению тахографом с блоком СКЗИ, не отменено – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» как предъявлял это требование, так и предъявляет. Об этом важно помнить!

Однако кое-что в нем все же поменялось. А именно: с 01 ноября 2019 года вводится прямая обязанность по оснащению транспортных средств тахографами для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также автобусов.

Что еще нового?

С 01 ноября 2019 года меняются Правила проведения техосмотра транспортных средств, в частности – Требования, предъявляемые при проведении техосмотра к транспортным средствам отдельных категорий. Тут необходимы пояснения.

Отныне, согласно новым Требованиям, транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 должны быть оснащены тахографом либо контрольным устройством ЕСТР – в зависимости от того, чего требует российское законодательство. Сведения о наличии на борту тахографа или контрольного устройства ЕСТР будут заноситься в диагностическую карту.

При этом российское законодательство требует оснащать контрольным устройством ЕСТР исключительно транспортные средства, которые используются для международных перевозок и имеют соответствующую карточку допуска. Во всех остальных случаях действует требование Федерального закона «О безопасности дорожного движения» об установке тахографа, соответствующего приказу Минтранса России № 36 (то есть с блоком СКЗИ).

Таким образом, с 01 ноября 2019 года транспортное средство, которое относится к одной из указанных категорий, и при этом не используется для международных перевозок и не имеет соответствующей карточки допуска, при прохождении техосмотра обязательно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ.

Третье существенное изменение коснулось штрафов.

Штрафы стали гораздо более существенными.

Отныне согласно КоАП РФ за управление транспортным средством без тахографа (именно такой термин используется в новой редакции статьи 11.23. КоАП) грозит штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей, и платить его будет водитель. А за выпуск на линию транспортного средства без тахографа штрафы варьируются от 7000 до 50000 рублей в зависимости от виновного лица (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо).

Что касается исключения из статьи 11.23. КоАП РФ определения того, какое устройство считать тахографом, то это исключение чисто техническое. Дело в том, что в данной статье сохранилась формулировка, согласно которой ответственность наступает в том случае, если установка тахографа на транспортном средстве «предусмотрена законодательством Российской Федерации».

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

  1. Основное требование к «бортовому регистратору информации о движении транспортного средства и о режиме труда и отдыха водителя», как бы он ни назывался – способность обеспечить регистрацию информации о движении транспортного средства и о режиме работы водителя в некорректируемом виде. В этом смысле никаких противоречий в требованиях к тахографу между Приказом Минтранса № 36 и международными документами нет – тахографы с блоком СКЗИ, учтенные в соответствующем перечне ФБУ «Росавтотранс», формально и фактически соответствуют требованиям Приказа Минтранса № 36 и требованиям регламента ТР ТС, а также фактически соответствуют требованиям Соглашения ЕСТР.
  2. В соответствии с российским законодательством тахограф – это устройство, которое соответствует требованиям приказа Минтранса России № 36, а устройство, соответствующее только требованиям Соглашения ЕСТР, и не соответствующее требованиям приказа Минтранса России № 36, является контрольным устройством.
  3. Обязательное наличие СКЗИ в тахографе, соответствующем Приказу Минтранса № 36, вытекает из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а обязательное наличие СКЗИ в контрольном устройстве, соответствующем требованиям Соглашения ЕСТР, предусмотрено Соглашением ЕСТР.
  4. С 01 ноября 2019 года:
    • физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также автобусов, обязаны оснащать свои транспортные средства тахографами, которые соответствуют требованиям приказа Минтранса России № 36 (то есть имеют блок СКЗИ);
    • транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, если они не используются для международных перевозок, должны быть оснащены тахографом с блоком СКЗИ;
    • за управление транспортным средством без тахографа, в случае если его установка предусмотрена российским законодательством, грозит водителям штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей;
    • за выпуск на линию транспортного средства без тахографа грозит перевозчикам штрафом от 7000 до 50000 рублей в зависимости от виновного лица (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо).

Общий вывод, который из всего этого следует: если вы не осуществляете международные автомобильные перевозки, то вы должны использовать на своем транспортном средстве тахограф с блоком СКЗИ. Все остальное – домыслы и спекуляции.

Источники (все документы доступны в открытом доступе):

  1. Конституция РФ;
  2. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР);
  3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877);
  4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;
  6. Кодекс об Административных правонарушениях;
  7. Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;
  8. Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
  9. Постановления Правительства РФ от 16.10.2001 № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»
  10. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.2015 № 109 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»);
  11. Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1276 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств»;
  12. Приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
  13. Приказ Минтранса России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
  14. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр», Александр Борисович Архангельский.

Как получить карту водителя для тахографа

Карточка тахографа для водителя — это пластиковая карта со встроенным микрочипом, которая контролирует работу человека, находящегося за рулем автотранспортного средства.

Что такое тахограф и зачем его необходимо устанавливать

Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36 указывает, что устройство должно быть установлено на:

  • пассажирском транспорте, у которого, помимо места водителя, более 8 пассажирских мест;
  • грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
  • автомобилях, осуществляющих международные перевозки.

В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).

Тахограф представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, а также время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые могут возникнуть в случае дорожно-транспортного происшествия.

Кто должен установить тахограф и обеспечить водителей карточками

Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он обычно покупает оборудование, включающее и карты водителей, за свой счет.

Если трудоустроен работник, у которого такое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не имеет право отобрать ее у работника.

Что такое карточка водителя

Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью работать с этим прибором, нередко не знают, что такое карта тахографа и для чего нужна карточка водителя. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке. Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку. Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. Согласно «Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую карту необходимо и тогда, когда на старой появился дефект и она работает со сбоями либо изменились персональные данные владельца, а также если пластик был утерян или украден. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.

Кому нужна карта водителя для тахографа

Не все водители автотранспорта имеют право получить подобный пластиковый идентификатор личности. Он выдается, если водитель:

  • имеет удостоверение на право вождения транспортного средства категорий «С», «D», «E»;
  • проживает на территории Российской Федерации не менее 185 дней в году;
  • старше 18 лет — для грузового транспорта весом менее 7,5 тонн и старше 21 года — для пассажирского транспорта. При этом для пассажироперевозчиков необходимо иметь стаж работы не менее года.

Какие бывают водительские карты для тахографа

Мало ответить на вопрос, что такое карта водителя, нужно еще знать, что они различаются в зависимости от устройства, которым оборудовано транспортное средство. Если в салоне автомобиля установлен прибор, отвечающий требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа во время международных перевозок, то выдается карточка водителя ЕСТР, то есть европейского образца. А если тахограф оборудован блоком, соответствующим нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС», то шофер получает тахокарту СКЗИ, то есть российский пластик.

Кроме того, существует несколько разновидностей карточек:

  • карта водителя — дает доступ к прибору и позволяет работать с ним в рабочем режиме;
  • предприятия — она предоставляет полный доступ ко всем необходимым данным;
  • контролера — используется, когда устройство функционирует в режиме «Контроль»;
  • карта мастерской — предназначается для калибровки, монтажа и наладки прибора.

Чем отличаются тахографы СКЗИ и ЕСТР

Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:

  1. Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
  2. Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
  3. Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
  4. Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
  5. Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо будет предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.

Где и как оформить карту водителя

Должностные лица, на которых руководитель возлагает обязанность оснастить транспорт нужным оборудованием, нередко задаются вопросом: как сделать карточку водителя. Способов три:

  1. В офисе сервисного центра или лицензированной организации. С их перечнем можно ознакомиться на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «РОСАВТОТРАНС».
  2. Заказать карту онлайн. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте аккредитованной организации, заполнить форму заявки и загрузить отсканированные копии документов.
  3. Обратиться с документами в ближайший МФЦ, расположенный в микрорайоне по месту жительства.

Какие документы необходимы для оформления тахокарты

Для оформления потребуется:

  • заявление работника о выдаче карты (образцы могут различаться от региона к региону, покажем общую форму);
  • копия паспорта;
  • копия водительского удостоверения;
  • справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ);
  • черно-белая фотография 3,5×4,5 см;
  • копия СНИЛС (для СКЗИ);
  • ОГРН работодателя (для СКЗИ).

Образец заявления

На обороте приклеивается фото работника, дается образец его подписи, а также согласие на обработку персональных данных.

Какова стоимость оформления водительских карточек

Стоимость пластика ЕСТР колеблется в диапазоне от 3000 до 5000 рублей. Изготовление тахокарты СКЗИ обойдется несколько дешевле — в пределах 2000-3000 рублей. Как показывает практика, сервисные центры и лицензированные организации требуют полной предоплаты. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, расходы на изготовление тахокарт несут работодатели.

Срок изготовления тахокарты

Изготовление пластика чаще всего занимает от 10 до 25 рабочих дней со дня приема заявления и полной оплаты.

Штрафные санкции, предусмотренные в 2020 году

Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ, расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб., для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, — от 5000 до 10 000 руб., а для юридических лиц — от 15 000 до 30 000 руб. Кроме того, санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.

Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.

Учет

В документообороте предприятия для внутреннего учета и контроля оборудования может использоваться ведомость выдачи.

Виноват ли я, если своевременно не вставил карту в тахограф?

Исходя из п.п. 1 п. 9 Приложения № 3 «Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства» (утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36) Водители транспортных средств обязаны перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

Таким образом, водитель автобуса, не вставив карту в тахограф, нарушил п.п. 1 п. 9 Приложения № 3 «Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства», ответственность за нарушение которых предусмотрена нормой ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, согласно которой, на лицо нарушившего требования Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства накладывается административного штраф на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Соответственно норма ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ предусматривает санкцию за нарушения правил использования тахографов как для водителей (физические лица), так и на лиц, ответственных за выпуск транспортного средства на линию, к которым может относятся так же механик, в зависимости от того, на какое лицо в организации автоперевозчике возложена эта обязанность. Лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на линию, обязано проводить с водителем предрейсовый инструктаж, соответственно если водитель невыполнил правила использования тахографов, за это может быть так же привлечено к административной ответственности должностное лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на линию.

В ГИБДД Вам лучше занять позицию, что Вы проверили рабоспособность тахографа перед выездом ТС, наличие карты, провели инструктаж (если это входит в Ваши обязанности) по пользованию тахографом, а водитель нарушил регламент и должен самостоятельно нести ответственность.

Общие правила

Месяц назад больше 20 водителей получили наказание за езду без тахографа в Московской области. Чтобы не попасть в такую ситуацию, читайте какие правила нужно соблюдать в 2020 году.

С моим клиентов Владимиром случилась недавно история. Он зарегистрировал свое ИП и решил заняться грузоперевозками. Возит он продукты между магазинами по городу. Иногда берет заказы на перевозку мебели из квартир и офисов.

И вот недавно он получил наказание за то, что он ездил без установленного тахографа. До этого момента он даже не знал что это и зачем оно нужно. Он думал, что такие устройства устанавливают только водители автобусов и дальнобойщики.

Это устройство создано, чтобы контролировать время, в течение которого вы что-то перевозите и время, в которое вы отдыхаете. Он может собирать и дополнительные показатели. К примеру, расстояние, которое вы проехали.

Такая мера должна обезопасить водителей и пассажиров, которые пользуются услугами перевозчика.

На самом деле по новому закону тахограф должны ставить все водители, которые занимаются коммерческой деятельностью. Даже если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, он вам тоже нужен. В крупных компаниях за установку отвечают специальные работники.

Помните, что подделать показания тахографа практически невозможно. Все данные хранятся в зашифрованном виде. Если вы попытаетесь самостоятельно эти данные переписать, это будет зафиксировано автоматически. При очередной проверке это будет обнаружено, и вы получите штраф.

Сумма штрафа

Один клиент занимается перевозками грузов между городами. Однажды он обратился ко мне за помощью. Ему нужно было успеть перевезти груз, и он решил отключить устройство. В итоге информация не записывалась.

Когда это обнаружилось, сотрудники ГИБДД составили протокол о правонарушении. Так как этот дальнобойщик работает к фирме, штраф ему выписали в размере 10 тысяч рублей. Сейчас он хочет подавать в суд на обжалование.

Для наших читателей сообщаем размер штрафа. Если вы являетесь физическим лицом, то за отсутствие тахографа штраф составляет от 1000 до 3000 рублей. Для юридических лиц сумма штрафа от 5000 до 10000 рублей.

Если устройство поломано или находится в неисправном состоянии, штраф будет таким же.

Кстати, эти же правила распространяются на водителей автобусов. Устанавливать тахограф имеют право только определенные организации в вашем городе. Кроме того, все устройства должны пройти предварительную проверку.

Без карты водителя

Если в грузовике или автобусе едет несколько водителей, то у каждого из них должна быть своя карточка. Ехать по чужой карточке категорически запрещается.

После того, как один из водителей проехал свой маршрут и пошел отдыхать, второй водитель должен установить свою личную карточку в тахограф.

В некоторых устройствах предусмотрена функция автоматического отключения мотора. Если один из водителей за день управлял дольше, чем полагается, устройство может выключить двигатель.

Нормы

Есть определенные правила по длительности перевозок. За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю. Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

На новые грузовики или автобусы тахограф ставят на заводе. Установка этого устройства не роскошь и не российская выдумка. В большинстве стран водители уже давно так ездят.

Кстати, по статистике, после введения данного закона, снизилось количество аварий с участием грузовиков на 20%. Также уменьшилось количество аварий с автобусами на 5%.

Вопросы и ответы

Алексей
Сейчас у меня не установлен тахограф. Уже получал за это штраф. Если остановят еще раз, какое мне грозит наказание?

Ответ
На обычных водителей штраф составляет от 1000 до 3000 рублей. Если вы должностное лицо, то сумма возрастет до 10000 рублей.


Анатолий
Могут ли по нашим законам меня лишить водительских прав, если у меня не установлен тахограф?

Ответ
Нет, могут только выписать штраф.

Сергей
Я индивидуальный предприниматель. У меня есть самосвал. Можно ли ездить без покупки данного устройства?

Ответ
Вам обязательно нужно произвести установку.

Евгений
У меня есть грузовик на 14 тонн. В каких случаях можно ездить без тахографа?

Ответ
Нужно ставить обязательно

Вячеслав
У нас фура на 19 тонн. Занимаемся грузоперевозками. Машина находится в собственности у физического лица. Можно не устанавливать тахограф?

Ответ
Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, то нужно ставить обязательно.

Владимир
У меня пассажирский автобус в собственности. Масса около 6 тонн, 24 места. Часто вожу родственников на нем. Иногда жителей деревень на свадьбах. Нужно ли ставить тахограф?

Ответ
Обязательно нужно ставить. Вы никак не сможете доказать сотрудникам ГИБДД, что ваш рейс не коммерческий. Если вас поймают, то придется платить штраф в размере нескольких тысяч рублей.

Управление без карты тахографа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *