Усыновление иностранными гражданами

Усыновление детей иностранными гражданами: порядок оформления и основания

Автор статьи: Юлия Кайсина Последнее изменение: Январь 2020 года 2049 0

В детских домах РФ проживает несколько десятков тысяч детей-сирот. Проблема передачи их на воспитание в полноценные семьи очень остра, особенно учитывая, что половина из них имеет существенные проблемы со здоровьем. В такой ситуации усыновление российских детей иностранными гражданами становится счастливым билетом в полноценную жизнь для сотен сирот.

Основные правила

Вопрос усыновления детей, имеющих российское гражданство иностранцами, муссируется в обществе последние несколько лет. Связано это с громкими скандалами в отношении зарубежных семей, взявших маленьких россиян на воспитание. Из-за неблагоприятной ситуации усложнилась процедура передачи ребенка для усыновления иностранцам.

Приоритетное положение при усыновлении маленьких россиян имеют граждане РФ. Кандидатуры иностранцев же рассматриваются только, если претендентов на ребенка внутри страны не имеется. Причем данный факт должен быть рассмотрен советом судебной коллегии отдела попечительства и внесен в протокол.

Комментарий специалиста Горбунова Ольга Юрист Задать вопрос эксперту Естественно, что при таком подходе шанс быть усыновленными иностранными гражданами приобретают в первую очередь дети, требующие серьезного медицинского ухода, дорогостоящих операций, социальной и психологической корректировки. Согласно нормам Международного Частного Права усыновление российских детей осуществляется по законам тех государств, граждане которых являются претендентами на родительство. Главное, чтобы процедура не нарушала нормы российского законодательства (в первую очередь ст. 124 СК РФ) и международную Конвенцию по правам ребенка, которую Советский Союз ратифицировал в 1990 г.

При усыновлении ответственные лица обязаны учитывать интересы ребенка, поэтому во внимание принимаются такие факторы:

  • Национальная принадлежность претендентов на усыновление.
  • Вероисповедание усыновителей.
  • Совпадение языка и культурных традиций.

Претенденты обязаны будут доказать, что у них имеется возможность предоставить ребенку надлежащий медицинский уход, всестороннее воспитание.

Еще одно обязательное правило, действующее в отношении, как иностранных, так и российских усыновителей, заключается в передаче кровных братьев и сестер только в одну семью. Исключения возможны только при наличии существенных обстоятельств, затрагивающих интересы ребенка.

Если в качестве усыновителя выступает интернациональная семья, в которой один из супругов – гражданин России, процедура осуществляется по законам РФ.

Важно! На 2020 год российское законодательство запрещает отдавать детей на усыновление гражданам лишь одной страны – США. Данная норма регламентируется ФЗ РФ № 272 (от 28.12.2012). Закон был принят после резонансного дела о смерти усыновленного малыша – Димы Яковлева американской парой.

Плюс имеются ограничения на усыновление россиян гражданами государств, в которых официально разрешены браки между лицами обоего пола.

Основные требования

В отношении детей, подлежащих усыновлению, законодательство ограничений не накладывает. Никакие заболевания или социальные факторы не являются препятствием для проведения процедуры. Единственное условие, указанное в ст. 124 СК РФ предписывает, что не могут быть усыновлены иностранцами маленькие россияне, сведения о которых находятся в Федеральном банке данных о детях менее 1-го года.

В отношении приемных родителей требований много, большинство из них действует и применительно к россиянам:

  • Граждане должны достигнуть совершеннолетия и являться дееспособными.
  • Недопустимо признание недееспособности у любого из родителей даже, если она не полная, а частичная.
  • Претенденты не могут быть в прошлом лишены или ограничены в родительских правах в отношении любого ребенка.
  • Недопустимо для приемных родителей снятие судом обязанностей попечителя по причине их ненадлежащего исполнения.
  • Наличие серьезных заболеваний также является препятствием для процедуры.
  • Приемная семья должна обладать достаточным официальным доходом и собственной жилплощадью.
  • Не могут стать усыновителями лица, имеющие или в прошлом имевшие судимость за совершение тяжких преступлений.
  • У претендентов не должно быть любой неснятой судимости, и они не должны находиться под следствием.

Каждый приемный родитель должен пройти специальное обучение, для официального усыновления.

Порядок проведения процедуры

Основные этапы проведения усыновления выглядят следующим образом:

  • Если супружеская пара принимает решение об усыновлении ребенка из России, ей надлежит сделать официальный запрос в единую Федеральную базу данных.
  • После предварительной проверки личностей по запросу предоставляют сведения о детях, которые могут быть оформлены в семьи иностранцев.
  • После выбора понравившегося ребенка следует получить разрешение на его посещение в воспитательном учреждении у попечительского Совета.
  • В ходе визитов к ребенку устанавливается психологический контакт. Если желание жить одной семьей обоюдно, в попечительский Совет подается еще одно заявление.
  • Следующим этапом будет сбор необходимых документов и судебное заседание, на котором принимается решение о передаче ребенка в семью или об отказе. Подобные дела слушаются в Верховных республиканских или областных судах.

Необходимые документы

Если в целом кандидатуры потенциальных родителей были одобрены, им потребуется собрать и представить ряд документов. В данном случае следует учитывать, что большая их часть выдается зарубежными структурами не на русском языке. Поэтому для всех документов необходима легализация (Приказ Минобрнауки № 101 от 17.02.2015). Легализация предполагает перевод текста на русский язык и заверка его компетентными органами. Она может быть осуществлена 2-мя способами:

  • Проставление апостиля. Такой вариант возможен лишь в отношении документов, составленных и заверенных в странах, являющихся действующими участниками Гаагской конвенции 1961 года.
  • Легализация в консульстве. Документы заверяются полномочным лицом в консульстве того государства, гражданином которого является претендент (Приказ МИД № 9470).

Легализация документов требуется не для всех иностранцев. В ряде случаев достаточно будет перевода на русский язык. Это возможно, если претендент является гражданином страны, с которой у России подписан Договор о взаимном признании документов, входящих в официальный документооборот. К таковым относятся все республики СНГ, Греция, Польша, Китай, Болгария и пр.

Перечень основных запрашиваемых документов, включает в себя:

  • Гражданские паспорта заявителей.
  • Официальное прошение об усыновлении плюс заполненная анкета установленного образца.
  • Разрешение на проведение обследования условий проживания семьи.
  • Официальное подтверждение государственных структур о запрете однополых браков в стране, гражданами которой являются потенциальные родители.
  • Заключение об условиях проживания ребенка, составленное полномочной российской государственной структурой.
  • Справка о прохождении курсов подготовки родителей, плюс программа данных курсов. Осуществляются они иностранными организациями, поэтому потребуется свидетельство, предоставляющее право на проведение.
  • Удостоверение о заключении брачного союза.

Комментарий специалиста Горчаков Владимир Юрист Задать вопрос эксперту Если ребенка желает усыновить иностранец, имеющий близкие кровные узы с ребенком, ему следует представить дополнительно документы, которые могут подтвердить факт наличия родства.

Заявление на усыновление содержит в себе следующую информацию:

  • Основные данные о претендентах (ФИО, дату и место рождения и пр.).
  • Данные о стране (странах), гражданами которой являются заявители.
  • Информация об усыновляемом ребенке (ФИО, дата рождения и пр.).
  • Сведения об имеющихся биологических родителях ребенка и наличии кровных братьев и сестер.
  • Изложение причины, по которой граждане хотят стать усыновителями и причины выбора конкретного ребенка.
  • Ходатайство с просьбой о смене ребенком имени, фамилии, отчества и внесении сведений об усыновителях в его документы в качестве родителей.

Когда ребенок официально уже усыновлен, новые родители обязаны представить в попечительский Совет следующие документы:

  • Акт о проведенной проверке условий проживания.
  • Заверение о постановке на учет в российском Консульстве ребенка, вывезенного за пределы РФ, плюс свидетельство, выданное организации в том, что она имеет полномочия для постановки на учет ребенка.

Обязательный контроль

Усыновители должны понимать, что после передачи ребенка в семью, уполномоченные структуры осуществляют проверку условий его жизни в дальнейшем вплоть до наступления совершеннолетия. Это касается и детей, усыновляемых иностранцами, хотя, процедура проверки в другой стране для российских органов опеки и попечительства затруднена. Именно поэтому функции проверки берут на себя полномочные представительства тех государств, гражданами которых являются приемные родители.

После окончания процедуры усыновления и переезда в другую страну уполномоченному органу отводится срок не более 1 месяца для взятия ребенка на консульский учет. В дальнейшем он обязан осуществлять периодические проверки и отправлять рапорты российскому попечительскому Совету. Проверке подлежат бытовые условия проживания ребенка, состояние его здоровья, процесс обучения. К рапорту прикладываются фотоснимки для подтверждения сведений.

Как иностранному гражданину усыновить (удочерить) ребёнка-сироту из РФ?

Усыновление иностранным гражданином ребенка-сироты из РФ осуществляется при выполнении ряда условий, в том числе при соответствии усыновителя определенным требованиям, а также при соблюдении определенного порядка.

Условия, при которых иностранные граждане могут усыновлять российских детей-сирот

Усыновление детей иностранными гражданами допускается, когда выполняются одновременно, в частности, следующие условия (п. 4 ст. 124, ст. 165 СК РФ; ст. 4 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»):

• отсутствует возможность передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих в РФ, либо родственникам независимо от их гражданства и места жительства;

• соблюдены нормы законодательства государства, гражданином которого является усыновитель, положения международных договоров в области усыновления детей, а также требования семейного законодательства РФ;

• истек 12-месячный срок со дня поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях;

• усыновитель не является гражданином США.

Порядок усыновления российских детей-сирот иностранными гражданами

Для усыновления ребенка — гражданина РФ иностранным гражданином рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Пройдите подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту

Прохождение указанной подготовки — обязательное условие для усыновления (кроме тех случаев, когда усыновитель приходится ребенку близким родственником) (пп. 12 п. 1 ст. 127 СК РФ).

Если вы постоянно проживаете в РФ, подготовка осуществляется согласно Порядку, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235 (далее – Порядок № 235). Ее прохождение удостоверяется свидетельством. Если вы постоянно проживаете за пределами РФ, подготовку в соответствующем объеме можно пройти на территории государства вашего проживания (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 21 Порядка № 235, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235).

Шаг 2. Получите заключение о возможности быть усыновителем

Если вы постоянно проживаете в РФ, то для получения указанного заключения вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства. При этом потребуются следующие документы (п. п. 6, 24 (1) Правил передачи детей на усыновление, утв. постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (далее – Правила № 275)):

1) заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (по форме согласно Приложения № 4 к Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 № 4);

2) краткая автобиография;

3) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход;

4) заключение о результатах медицинского освидетельствования (форма № 164/у согласно Приложения № 2 к Приказу Минздрава России от 18.06.2014 № 290 н);

5) копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке);

6) копия свидетельства о прохождении соответствующей подготовки;

7) документ, подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, положения о признании браком однополого союза;

8) документ об отсутствии судимости за определенные преступления.

После этого орган опеки и попечительства должен обследовать условия вашей жизни, чтобы установить отсутствие обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка.

На основании представленных вами документов, данных межведомственного взаимодействия и акта обследования (по форме согласно Приложения № 4 к Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 № 4) орган опеки и попечительства выдаст заключение о возможности (невозможности) быть усыновителем (п. п. 9 — 10 Правил № 275).

Если вы постоянно проживаете за пределами РФ, то заключение о возможности быть усыновителем необходимо получить в компетентном органе государства вашего проживания.

Шаг 3. Обратитесь за постановкой на учет в качестве усыновителя и получением информации о ребенке

Чтобы встать на учет и получить информацию о ребенке, необходимо обратиться к региональному оператору банка данных о детях (в региональный орган власти, уполномоченный устраивать детей, оставшихся без попечения родителей) либо в орган опеки и попечительства (ст. 1, п. 4 ст. 5, ст. 7 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Если вы постоянно проживаете в РФ, необходимо представить следующие документы (п. п. 30 — 32, 34 Порядка № 235, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 (далее – Порядок № 101)):

1) заявление гражданина о желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям (по форме согласно Приложения № 12 к Порядку № 101);

2) анкету (разд. 1 — форма согласно Приложения № 11 к Порядку № 101);

3) заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности быть усыновителем.

Если вы постоянно проживаете за пределами РФ, необходимо представить следующие документы (п. п. 36 — 40, 42 Порядка № 101):

1) заявление гражданина о желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

2) анкету (разд. 1 — форма согласно Приложения № 11 к Порядку № 101);

3) обязательство поставить усыновленного ребенка на учет в соответствующем консульском учреждении РФ (по форме согласно Приложения № 16 к Порядку № 101);

4) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (по форме согласно Приложения № 17 к Порядку № 101);

5) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого РФ в этом качестве;

6) заключение компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, об условиях его жизни и возможности быть усыновителем, с приложением фотоматериалов о его семье;

7) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина контролировать условия жизни и воспитания усыновленного ребенка и представлять отчеты (по форме согласно Приложения № 14 к Порядку № 101);

8) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка (по форме согласно Приложения № 15 к Порядку № 101);

9) документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, подтверждающий отсутствие в законодательстве этого государства признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (если кандидат в усыновители не состоит в браке);

10) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, получаемых по месту проживания иностранного гражданина;

11) копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в усыновители, оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам;

12) копию программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в усыновители;

13) документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в усыновители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ;

14) документы о факте родства с усыновляемым ребенком (если кандидат в усыновители и усыновляемый ребенок являются родственниками).

По общему правилу все документы должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык. Перевод удостоверяется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в государстве вашего места жительства либо нотариусом на территории РФ (п. 43 Порядка № 101).

Документы можно представить через представительство иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории РФ или представительство иностранной организации по усыновлению (п. 38 Порядка № 101).

На основании данных документов оператор или орган опеки и попечительства внесет сведения о вас в государственный банк данных о детях и предоставит для ознакомления анкету ребенка, соответствующего вашим пожеланиям (п. 44 Порядка № 101).

При этом иностранцам предоставляется информация только о тех детях, в отношении которых уже принимались меры по устройству на воспитание в семью российских граждан, постоянно проживающих в РФ (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ; п. 47 Порядка № 101).

Об ознакомлении со сведениями о ребенке необходимо будет оформить заявление (по форме согласно Приложения № 7 к Порядку № 101).

В случае согласия посетить ребенка, с анкетными данными которого вы ознакомились, орган опеки и попечительства или соответствующий оператор выдает направление на посещение этого ребенка. Оно действительно в течение 10 рабочих дней с даты выдачи (п. 51 Порядка № 101).

Шаг 4. Познакомьтесь с ребенком

Перед усыновлением необходимо лично познакомиться с усыновляемым ребенком (п. 2 ст. 125 СК РФ).

После посещения ребенка нужно письменно проинформировать соответствующего оператора или орган опеки и попечительства о принятом решении, направив заявление о согласии на усыновление либо об отказе (по форме согласно Приложения № 10 к Порядку № 101) (п. 51 Порядка № 101).

Шаг 5. Обратитесь в суд с заявлением об усыновлении

Усыновление ребенка осуществляется в судебном порядке.

Заявление об усыновлении подается в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту проживания усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ; п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).

В заявлении об усыновлении указываются (ст. 270 ГПК РФ):

1) фамилия, имя, отчество усыновителя, место жительства;

2) фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, место жительства или место нахождения, сведения о родителях ребенка, наличии у него братьев и сестер;

3) обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителя об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;

4) просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителя родителем в записи акта о рождении.

К заявлению об усыновлении прилагаются (ч. 1, 2 ст. 271 ГПК РФ):

1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) в случае усыновления ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8) документ о прохождении специальной подготовки;

9) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

10) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Подача заявление об усыновлении ребенка госпошлиной не облагается (пп. 14 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственникам (ч. 1 ст. 272 ГПК РФ; п. 2 ст. 125 СК РФ; п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8).

При рассмотрении дела суд выясняет, в частности, вопросы (Обзоры, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018 и 29.05.2019):

• о причинах принятия решения об усыновлении ребенка из РФ;

• о владении кандидатом в усыновители русским языком и о том, каким образом планируется преодолевать языковой барьер (при наличии);

• об установлении психологического (эмоционального) контакта с ребенком.

Помимо этого судом исследуются нормы иностранного законодательства (Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013).

В случае удовлетворения заявления об усыновлении суд признает ребенка усыновленным вами и указывает в решении все данные о вас и ребенке, необходимые для государственной регистрации усыновления в органе ЗАГС (ч. 1 ст. 274 ГПК РФ; п. 3 ст. 125 СК РФ).

Шаг 6. Обратитесь в орган ЗАГС за государственной регистрацией факта усыновления

Для государственной регистрации усыновления ребенка необходимо в течение месяца со дня вступления в силу решения суда представить в орган ЗАГС заявление (по форме № 14 согласно Приложения № 1 к Приказу Минюста России от 01.10.2018 № 201), решение суда об усыновлении и документ, удостоверяющий вашу личность (ст. 39, п. 1 ст. 41 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Вам будет выдано свидетельство об усыновлении ребенка (ст. 43 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ).

Шаг 7. Поставьте ребенка на консульский учет

Если ребенок будет вывезен в государство проживания усыновителя, то его необходимо поставить на учет в консульском учреждении РФ в трехмесячный срок со дня въезда (п. 3 ст. 165 СК РФ; п. п. 1 — 5 Правил № 275).

Для постановки на учет усыновленного ребенка нужно представить следующие документы (п. 2 Правил № 275 постановки на учет):

• заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением двух фотографий ребенка;

• свидетельство об усыновлении;

• документы, удостоверяющие личность усыновителя и ребенка.

В паспорте ребенка проставляется отметка о постановке на учет.

По желанию поставить ребенка на учет можно до выезда из РФ через Консульский департамент МИД России (п. п. 4, 5 Правил № 275).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

42Clouds📌 Реклама

По вопросу применения положения абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ и учета этнического происхождения, языка и т. п. имеется следующее разъяснение: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», в котором указано, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т. п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком.

📌 Реклама Отключить

Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.

При этом следует учитывать, что закон не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья. Вместе с тем, если усыновляемый ребенок страдает какими-либо заболеваниями, суду необходимо выяснить, известно ли усыновителям об имеющихся у ребенка заболеваниях, а также смогут ли они обеспечить такому ребенку надлежащий уход и соответствующее лечение (см. п. 15 Постановления № 8).

Вышеуказанное Постановление № 8, однако, вовсе не дает разъяснения по вопросу о том, каким образом следует учитывать перечисленные в абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ этнические, языковые и т. п. особенности. То есть этот вопрос отдается откуп соответствующим органам.

📌 Реклама Отключить

Каким образом будет решаться этот вопрос, как и в какой мере будут учитываться вышеуказанные обстоятельства, остается неясным.

Кроме того, возникает вопрос о том, каким образом и как уполномоченные органы должны оценивать возможности обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Опять же, кроме указанного выше в Постановлении № 8, по данному вопросу разъяснений мало.

Ситуация достаточно банальная, как кажется на первый взгляд: оценят по документам, предоставленным в суд, а суд оценит «по своему внутреннему убеждению».

А если разобраться, то отсутствие внятных разъяснений, повторюсь, не просто дословного повтора в разъяснении самой нормы закона, а именно разъяснений, как именно следует понимать и применять положения нормы закона в тех или иных случаях, создают ситуацию неуверенности в исходе дела, так как почти всегда остаются неясности и сомнения в том, что «внутреннее убеждение» конкретного судьи правильно сработает.

📌 Реклама Отключить

Вопрос усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства регулируется п. 4 ст. 124 СК РФ. Сразу необходимо отметить, что этот пункт действует в редакции Федеральных законов от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 28.12.2004 № 185-ФЗ. Это само по себе ничего бы не значило, однако, в связи с многочисленными скандалами, становится несколько странным такое продолжительное отсутствие внимания к законодательному регулированию вопроса усыновления детей иностранцами.

Согласно ст. 4 ст. 123 СК РФ, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК РФ.

📌 Реклама Отключить

Как следует из п. 2 ст. 126 ГК РФ, учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 СК РФ).

Пунктом 4 ст. 127 СК РФ установлено общее требование о подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которое осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

📌 Реклама Отключить

При этом иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В том случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном п. 4 ст. 127 СК РФ.

📌 Реклама Отключить

Вышеуказанные требования к программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработаны Приказом Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Данная программа должна содержать изучение следующих разделов:

  1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»;
  2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»;
  3. «Этапы развития ребенка»;
  4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»;
  5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»;
  6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»;
  7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»;
  8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»;
  9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка»;
  10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»;
  11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»;
  12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»;
  13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители».

При этом, содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме определяют самостоятельно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 📌 Реклама Отключить

Установлено, что общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)).

В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»). Вышеуказанное касается всех лиц, в том числе и иностранцев, если они не прошли такую подготовку в стране, в которой они постоянно проживают.

Еще одна статья СК РФ, которая касается иностранного усыновления, предусматривает усыновление с учетом особенностей применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства — ст. 165 СК РФ.

📌 Реклама Отключить

Предусмотрено, что усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 — 126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133 СК РФ с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Пунктом 3 ст. 165 СК РФ предусматривается, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательство достаточно скупо регулирует усыновление иностранцами российских детей, несмотря на имеющуюся проблему.

📌 Реклама Отключить

Президиумом Верховного Суда РФ вопрос о международном усыновлении подробно рассматривался, 23.05.2012 был утвержден «Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации», где суд анализирует данный вопрос. Судом указывается, что существующее мнение о том, что в России широко распространено международное усыновление, а российские граждане усыновляют детей крайне редко, ошибочно и не находит своего подтверждения.

Согласно статистическим данным, в 2009 году районными судами с вынесением решения было рассмотрено 16 863 дела по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, при этом 16 747 дел рассмотрено с удовлетворением заявлений.

📌 Реклама Отключить

Что же касается дел о международном усыновлении, то в 2009 году с вынесением решения областными и равными им судами было рассмотрено 3 427 таких дел (удовлетворено 3 420 заявлений), что в 4,9 раза меньше, чем дел об усыновлении детей российскими гражданами, рассмотренных судами за тот же период.

В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 15 513 таких дел, из которых удовлетворено 15 415 заявлений. За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 15 218 дел по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, из которых 15 076 заявлений было удовлетворено.

В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 2 990 дел о международном усыновлении, что в 5,2 раза меньше, чем за тот же период рассмотрено дел об усыновлении детей российскими гражданами.

За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 3 076 дел о международном усыновлении (в том числе с удовлетворением требования — 3 069 дел), что в 4,9 раза меньше, чем за это же время вынесено решений об усыновлении детей российскими гражданами (15 218).

📌 Реклама Отключить

Процент удовлетворения заявлений и российских, и иностранных граждан об усыновлении детей высокий.

Так, в 2009 году судами удовлетворено 99,3 % заявлений об усыновлении детей российскими гражданами, в 2010 году — 99,4% заявлений, в 2011 году — 99,1 % заявлений.

По делам о международном усыновлении в 2009 году удовлетворено 99,8 % заявлений, за 2010 год и 2011 год процент удовлетворенных заявлений составил 99,7 % и 99,8 % соответственно.

По результатам рассмотрения дел о международном усыновлении российских детей (по данным на 23 декабря 2011 года) в Обзоре отмечается следующее:

В 2011 году по делам о международном усыновлении детей, рассмотренным с удовлетворением заявлений, усыновителями чаще всего являлись граждане США (28 %), а также граждане Италии (21 %) и Испании (20 %).

📌 Реклама Отключить

Незначительное число усыновителей (от 1 до 6 случаев) являлись, в частности, гражданами Швейцарии, Австрии, Кипра, Украины, Казахстана, Греции, Мексики.

Наибольшее количество дел о международном усыновлении в 2011 году рассмотрено с вынесением решения Санкт-Петербургским городским судом (314 дел), Московским городским судом (187 дел), Пермским краевым судом (181 дело), Красноярским краевым судом (137 дел), Кемеровским областным судом (124 дела), Хабаровским краевым судом (110 дел), Кировским областным судом (103 дела), Саратовским областным судом (100 дел), Свердловским областным судом (97 дел), Московским областным судом (94 дела), Новосибирским областным судом (92 дела) и Приморским краевым судом (91 дело).

Что касается непосредственно судебной практики по делам, связанным с усыновлением детей иностранными гражданами, то следует отметить, что некоторые судебные акты иллюстрируют недостаточное регулирование данного вопроса и на законодательном, и на правоприменительном уровнях.

📌 Реклама Отключить

Для примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2008 № 33-Г08-1 по конкретному делу, когда иностранным гражданам, семейной паре Г. и Д., судом было отказано в удовлетворении заявления об удочерении малолетней М. в связи с тем, что имелось действующее решение иностранного суда, которое должно учитываться при оценке личности усыновителя Г. При этом, представитель опекуна ребенка — детского дома дала согласие на удочерение девочки супругами Г. и Д. Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное удочерение отвечает интересам М.

При решении вопроса об удочерении российским судом было установлено, что решением иностранного суда от 23 сентября 1982 г. расторгнут брак между истцом Р. и ответчицей Г. по причине жестокого и бесчеловечного обращения ответчицы с истцом. При этом в решении указано, что Г. были даны показания под присягой и представлен аффидевит, доказывающие убедительно для российского суда жестокое и бесчеловечное обращение ответчицы с истцом. В Определении российского суда указывается, что при решении вопроса о допустимости удочерения М. супругами Г. и Д. судом учтены и другие доказательства. Из объяснений представителей детского дома и администрации муниципального образования в судебном заседании следует, что М. — девочка сложная, плохо привыкает к новым условиям, у нее длительный период адаптации. Задержка ее речевого развития составляет шесть месяцев; она непростой в эмоциональном плане ребенок, замкнута, тяжело привыкает к новой обстановке, людям. Будущим родителям понадобится с ней много терпения. Учитывая эти обстоятельства, малолетний возраст М., а также непродолжительность общения с ней супругов Г. и Д. (в отсутствие воспитателей около 30 минут дважды), суд обоснованно посчитал, что не имеется оснований утверждать о наличии устойчивого контакта между заявителями и ребенком, достаточного для его удочерения. Таким образом, суд, исходя из требований ст. ст. 123, 124 СК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии интересам ребенка удочерения супругами Г. и Д. несовершеннолетней М., в связи с чем отказал в удовлетворении их заявления.

📌 Реклама Отключить

Возникает вопрос о том, как так получилось, что только на этапе судебного разбирательства выясняется, что предполагаемая усыновительница ранее жестоко и бесчеловечно обращалась со своим супругом. При этом органы опеки и попечительства на более ранних этапах не проводят надлежащей проверки, направленной на исключение допуска к усыновлению лиц, склонных к насилию и жестокому обращению.

Часть отказов в усыновлении связана с тем, что органы опеки и попечительства не принимают необходимых мер для устройства ребенка в семью в России. Например, Костромской областной суд отказал в удовлетворении заявления гражданки США об усыновлении ребенка, причиной явилось то, что органами опеки и попечительства не были приняты необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан Российской Федерации. А именно: по истечении шести месяцев со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных девочка, как установил суд, органами опеки и попечительства российским гражданам не предлагалась, работа по устройству ребенка в семью российских граждан ими фактически была прекращена; после выдачи иностранному кандидату в усыновители направления на ознакомление с ребенком по истечении срока, предусмотренного пунктами 24 и 29 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, в течение которого иностранный гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора о подаче им заявления в суд об усыновлении ребенка, ребенок на протяжении длительного времени другим кандидатам в усыновители, в том числе и российским, не предлагался. Между тем заявителем и ее представителем (усыновительным агентством) процесс сбора документов и предъявления их в суд занял более 10 месяцев, за это время состояние здоровья девочки улучшилось, и судом установлены кандидаты в усыновители из числа российских граждан, желающих усыновить ребенка такого возраста и пола.

📌 Реклама Отключить

Отдельно стоит выделить вопрос создания и формирования государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, что регулируется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также разработанным в соответствии с вышеуказанным законом Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Этот вопрос связан с тем, что статья 124 СК РФ закрепляет принцип приоритета российских граждан перед иностранными гражданами в усыновлении несовершеннолетних детей. В соответствии с пунктом 4 данной нормы усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается, если невозможно передать усыновляемых детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этих детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

📌 Реклама Отключить

Часть дел, связанных с отказом в усыновлении детей, связана с нарушением требований ст. 124 СК РФ и несоблюдением порядка и сроков, установленных вышеуказанными ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением № 217.

Ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, установлена статьей 5.36. КоАП РФ, в ч. 1 которой предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.

📌 Реклама Отключить

Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 тысяч до 3 000 рублей (ч. 2 чт. 5.36. КоАП РФ).

Также ст. 3.37. КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей.

📌 Реклама Отключить

Указанные выше статьи КОАП РФ действуют в редакции от 22.06.2007, не изменялись, несмотря на громкие скандалы и явные диспропорции между размером административного штрафа и тяжестью правонарушения.

Необходимо отметить, что согласно статье 154 УК РФ, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, влекут уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Таким образом, из анализа проблем международного усыновления российских детей иностранцами, усматривается явная необходимость в более детальном законодательном регулировании данного вопроса, в более полных разъяснениях правоприменительной практики, в совершенствовании методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, в ужесточении административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления.

СК РФ Глава 19. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

  • Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
  • Статья 125. Порядок усыновления ребенка
  • Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
  • Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
  • Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями
  • Статья 128. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком
  • Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка
  • Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей
  • Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Статья 132. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление
  • Статья 133. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка
  • Статья 134. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка
  • Статья 135. Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка
  • Статья 136. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка
  • Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
  • Статья 138. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия
  • Статья 139. Тайна усыновления ребенка
  • Статья 140. Отмена усыновления ребенка
  • Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка
  • Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка
  • Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка
  • Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия

Открыть полный текст документа

Усыновление российских детей иностранными гражданами

619 просмотров

В 2020 году в федеральном банке данных о детях-сиротах находятся сведения о 43 100 детях, оставшихся без родительского попечения. Большинство из них состоят на учете не 1 год. Закон предусматривает возможность семейного устройства несовершеннолетних за пределами страны. Рассмотрим, как проходит усыновление российских детей иностранными гражданами.

Кому допускается усыновление российских детей?

Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право. Задать вопрос эксперту

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

  • родственников-граждан РФ;
  • родственников-иностранных граждан;
  • посторонних граждан РФ.

Порядок усыновления иностранцами

Для получения заключения о возможности быть кандидатом, иностранные граждане должны соответствовать требованиям, предъявляемым к усыновителям:

  • не иметь судимости;
  • не иметь заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей;
  • иметь высокий доход;
  • иметь денежные средства на счету;
  • иметь жилплощадь;
  • пройти подготовку для кандидатов в усыновители;
  • иметь опыт общения с детьми;
  • не быть лишенным дееспособности;
  • не состоять на учете в качестве алкоголика или наркомана.

Если кандидат является гражданином страны, которая разрешает однополые браки, то он обязательно должен состоять в браке с лицом противоположного пола. Запрещается усыновление несовершеннолетних граждан РФ лицами, состоящими в однополом браке и одинокими гражданами, которые проживают в странах, разрешивших однополые союзы.

При этом, гражданин РФ, не состоящий в официальном браке, имеет право на усыновление вне зависимости от пола.

Помощь в усыновлении иностранными гражданами

На территории каждого региона осуществляют деятельность агентства по иностранному усыновлению. Это специализированные организации, которые оказывают помощь кандидатам-иностранцам.

Агентства оказывает услугу по сопровождению процедуры усыновления с момента заключения договора и до предоставления отчетов об усыновленном. Услуга оказывается на платной основе.

Важно! Кандидаты не обязаны пользоваться услугами агентства.

На практике, услуги агентства значительно упрощают процедуру иностранного усыновления. Специалисты предоставляют услуги переводчика, нотариуса, сопровождение агента при визите в детский дом, отдел опеки и суд.

Процедура иностранного усыновления занимает длительное время. Период ожидания очереди может составлять 1-2 года + процесс усыновления (знакомство с ребенком подготовка документов, суд) от 10 до 18 месяцев.

Алгоритм действий

Процедура усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами является более сложной, чем российское усыновление. Вопрос рассматривается краевым или областным судом. Требуется более серьезная подготовка.

Порядок действий:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в региональный банк данных о детях-сиротах РФ.
  3. Постановка на учет в качестве кандидата.
  4. Ожидание очереди.
  5. Получение предложений.
  6. Знакомство с ребенком.
  7. Оформление согласия.
  8. Судебное заседание.
  9. Получение судебного решения.
  10. Постановка на учет в консульство.

Иностранцы имеют право действовать самостоятельно или через специализированное агентство. Однако после усыновления заключение контракта с агентством является обязательным. Так как усыновителям придется 1 раз в 6 месяцев предоставлять отчет о проживании несовершеннолетнего в семье.

Сбор документов

Кандидат должен подготовить полный перечень документов, для получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители (ст. 271 ГПК РФ). Он включает:

  • гражданский паспорт;
  • сведения о доходах;
  • медицинское заключение;
  • сведения о судимости;
  • информация о жилплощади;
  • сведения о деньгах на счетах;
  • характеризующие материалы;
  • автобиографию;
  • сертификат о прохождении обучения.

Все документы предоставляются в виде оригиналов и копий, переведенных специалистом. Все копии и переводы должны быть легализованы консульством, переведены и нотариально удостоверены.

Важно! Все документы должны быть предоставлены в 2 экземплярах.

Также иностранцы должны иметь согласие на усыновление из уполномоченного органа своей страны.

Постановка на учет

С момента получения заключения о возможности быть усыновителем, иностранные граждане имеют право встать на учет в любом регионе РФ. Специалист вносит данные о кандидате в специальный журнал.

Предоставление сведений о детях проводится в порядке очереди. Очередность формируется в зависимости от даты постановки на учет.

Кандидат имеет право на информирование о процессе подбора ребенка. В случае, если в банке данных отсутствуют сведения о ребенке, который подходит под требования кандидатов, специалист регионального банке ежемесячно направляет сведения об отсутствии данных.

В случае появления подходящей кандидатуры, специалист направляет информацию о ребенке. Она содержит его имя, дату рождения, состояние здоровья и фотографию.

В случае, если иностранные граждане выражают желание познакомится с ним, они должны предоставить в региональный банк ответ.

Знакомство с ребенком

Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает обязанность кандидатов лично познакомиться с несовершеннолетним. Они обязаны посетить организацию для детей-сирот в которую ребенок помещен под надзор.

Усыновители обязаны ознакомится со следующей информацией:

  • личное дело ребенка;
  • сведения о родственниках;
  • медицинская документация.

По результатам ознакомления усыновитель должен заполнить заявление о получении сведений о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Он должен отказаться от претензий.

Обязательным условием является получение согласия несовершеннолетнего в возрасте от 10 лет. Он должен выразить свое мнение в письменной форме и устно подтвердить его в суде.

Также для процедуры усыновления необходимо получить согласие руководителя организации для детей-сирот. В случае положительного решения, в судебном процессе он выступает в качестве законного представителя ребенка.

Обращение в суд

Усыновление и удочерение иностранными гражданами проводится в областном или краевом суде региона. После подачи заявления в суд, граждане обязательно должны явиться лично на судебное заседание.

В процессе принимает участие:

  • представитель прокуратуры;
  • представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства;
  • представитель агентства по усыновлению;
  • руководитель организации для детей-сирот;
  • усыновители;
  • переводчик.

Процесс является закрытым. Присутствие третьих лиц не допускается.

Представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства обязан предоставить суду следующие сведения:

  • информация о несовершеннолетнем находились в свободном доступе;
  • знакомство с ним неоднократно предлагалось гражданам РФ;
  • у ребенка отсутствуют родственники, желающие принять его в семью;
  • он состоит на учете в региональном банке о детях-сиротах более 1 года;
  • у ребенка отсутствую родственники–иностранные граждане, которые желают принять его в семью.

Если суд посчитает, что несовершеннолетний может быть устроен на территории РФ, то он откажет в удовлетворении требований.

Постановка на учет в консульство

После вступления решения суда в законную силу, усыновители обязаны поставить несовершеннолетнего на учет в консульское учреждение.

№ п/п Документы для постановки на учет в консульство
1 Заявление о постановке на учет усыновленного ребенка
2 Паспорта усыновителей
3 Документ о рождении ребенка
4 Свидетельство об усыновлении

Важно! Отметка о постановке на учет проставляется в паспорте ребенка.

Отчет о проживании несовершеннолетнего в семье усыновителя должен содержать подробную информацию о состоянии здоровья ребенка, месте его проживания, фотографии. В случае перемены места жительства усыновители обязаны сообщить в консульство.

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда № 8 от 2006 года предусматривает необходимость изучения судом информации о том, что отдел опеки исчерпал все способы устройства несовершеннолетнего в семью российских граждан. При отсутствии доказательств суд откажет в удовлетворении требований.

Пример. Иностранная семья желала усыновить мальчика из г. Санкт-Петербург. Они подготовили документы, прошли все этапы подготовки. Суд отказал в удовлетворении требований, так как в материалах дела отсутствовал отказ от принятия несовершеннолетнего в семью приемного родителя, в которой воспитывался брат усыновляемого. Женщина представила в процесс заключение о возможности стать кандидатом и подтвердила, что желает принять ребенка в семью. Иностранная семья подала на апелляцию. Но вторая инстанция оставила решение без изменения.

Однако в ряде случаев при допросе в зале суда приемные родители братьев и сестер усыновляемого отказывались от принятия ребенка в семью.

Пример. Семья иностранных граждан хотела удочерить девочку, брат которой был под опекой у бабушки и дедушки. В процессе выяснилось, что отсутствуют сведения об отказе бабушки и дедушки от приема несовершеннолетнего в семью. Процесс был приостановлен. Родственники были вызваны в суд. Они подтвердили, что не считают девочку кровной внучкой и не желают принимать ее в семью. После чего процесс был продолжен. Суд удовлетворил требования усыновителей.

Статистика усыновления

Количество несовершеннолетних, переданных на иностранное усыновление с каждым годом уменьшается. В 2018 году иностранцами были усыновлены 256 детей. Аналогичный показатель 2017 года составляет 336 несовершеннолетних (на 23,8% больше), а в 2016 году – 433 ребенка (на 40,9% больше).

Основной причиной уменьшения числа усыновленных детей стало принятие ФЗ № 272 от 2012 года. Его появление обусловлено фактами жестокого обращения американскими усыновителями с российскими детьми.

Принятие закона имело значительный резонанс. Противники закона поясняли, что количество детей, пострадавших в приемных семьях РФ значительно больше. Однако закон был принят. С 2012 года наложен запрет на усыновление российских детей американскими гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство (если одно из них гражданство США).

Процедура семейного устройства в России имеет ряд особенностей. Поэтому иностранным гражданам сложно самостоятельно решить вопрос с усыновлением. Однако на помощь придут специализированные агентства. Если у вас возникли проблемы с иностранным усыновлением, необходимо получить юридическую поддержку. Оставьте заявку, и юрист немедленно окажет вам правовую помощь.

Автор статьи Юрист по семейному праву. Стаж с 2010 года. Рейтинг автора Написано статей 712 Задать вопрос эксперту

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Усыновление иностранными гражданами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *