В меня врезались, что делать?

Что делать, если попал в ДТП — порядок действий по ОСАГО в 2020 году

Время чтения: 11 минут Дата обновления: 20 ноября 2019 г. Михаил Петров, юрист Развернуть

Дорожно-транспортное происшествие — не редкость, и любой водитель может оказаться его участником. Поэтому крайне важно заранее знать, что делать по новым правилам 2020 года в случае, если попал в ДТП. Однако у многих автовладельцев нет практического опыта урегулирования подобных ситуаций, поэтому после аварии многие теряются и начинают совершать ошибки.

Действия водителей непосредственно после ДТП

Вне зависимости от того, где и с каким количеством участников произошла авария, в пункте 2.5 ПДД прописаны первоочередные правила поведения при ДТП:

  • немедленно остановите ТС и включите аварийную сигнализацию;

  • выставите знак аварийной остановки (в населенных пунктах — на расстоянии н/м 15 м от автомобиля, вне населенных пунктов — н/м 30 м);

  • не перемещайте и не убирайте никакие предметы, имеющие отношение к происшествию;

  • проверьте, нужна ли медицинская помощь участникам аварии;

  • если имеются очевидцы ДТП, по возможности запишите их имена и телефонные номера.

Далее, что делать, если случилось ДТП, зависит от того, причинен ли каким-либо лицам в результате дорожного происшествия вред здоровью и необходима ли им экстренная помощь. П 2.6 ПДД гласит:

Если в результате ДТП погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
1. принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
2. в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
3. освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
4. записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

п 2.6 ПДД

Виновник ДТП не признает вину, порядок действий

Если ущерб здоровью ни одному из участников дорожного происшествия не нанесен, экстренная доставка в больницу не требуется, то инструкция по действиям водителя при ДТП обязывает всех участников аварии:

  • вызвать на место аварии инспектора ГИБДД;

  • при помощи любых средств фото- и видеофиксации заснять общий план места аварии, повреждения автомобилей, госномера, следы торможения;

  • по возможности освободить проезжую часть.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Ранее, напомним, перемещать ТС до прибытия сотрудника автоинспекции строго запрещалось. Новые же изменения действий водителя при ДТП с 1 июля 2015 г., напротив, обязывают освобождать проезжую часть. П. 2.6.1 ПДД предписывает:

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

п. 2.6.1 ПДД

Более того, согласно п. 1 ст.12.27 КоАП, в случае неисполнения этого требования стороны понесут административное наказание в виде штрафа 1000 р. Хотя временные рамки в данном положении не определены, чтобы избежать лишних штрафов, все прописанные выше действия выполняйте до приезда полиции.

Порядок действий по ОСАГО при ДТП пострадавшему

Если общие правила действий после аварии, прописанные в ПДД, большинство водителей знают неплохо, то вопросы, связанные со страховкой и получением компенсационных выплат, ставят многих в тупик. Поэтому каждый должен представлять, каковы будут мои действия при ДТП по ОСАГО в 2020 году. В целом они следующие:

1Вызовите на место сотрудников полиции по телефону 112 или 02.

2Чтобы не получить неожиданно отказ в страховой выплате, убедитесь, что полис ОСАГО у виновной стороны подлинный. Для этого позвоните в его страховую и удостоверьтесь в легальности существующего документа. Попросите сотрудников убедиться, что застрахована именно машина участника ДТП, а сам водитель в рамках договора ОСАГО допущен к управлению ТС. Эти сведения можно также проверить самостоятельно на сайте РСА (союза автостраховщиков).

3Если полис оказался поддельный, готовьтесь к тому, что взыскивать материальный ущерб с виновника вам придется самостоятельно в суде, для чего сразу лучше обратиться за помощью к профессиональным юристам. Как вариант, можно попробовать решить финансовые вопросы на месте без страховой.

После составления инспектором ГИБДД протокола осмотра места ДТП можно будет разъехаться.

При наличии действующего полиса ОСАГО у каждой из сторон, отсутствии разногласий в отношении виновника ДТП и повреждений можно обойтись без вызова автоинспектора. О том, что делать после ДТП пострадавшему и как себя вести, записано в п.2.6.1 ПДД:

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

п.2.6.1 ПДД

Более того, если сумма ущерба менее 50000 рублей, в некоторых случаях ГИБДД можно вообще не привлекать к оформлению происшествия. Вот что записано по этому поводу в том же п. 2.6.1 Правил:

…оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства …, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий…

п. 2.6.1 ПДД

То есть для получения выплаты необходимо лишь зафиксировать на фото- или видеокамеру окружающую обстановку, сами ТС и их повреждения, заполнить извещение о дорожном происшествии (европротокол) и с этими материалами уже направляться в страховую компанию.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Что нужно делать дальше, если попал в ДТП и я виновник

Виновники дорожного происшествия, зачастую неопытные автомобилисты, сразу после случившегося не знают, что делать при ДТП, если ты виноват, паникуют, вследствие чего могут покинуть место происшествия. Сам этот факт сегодня трактуется согласно п. 2 ст. 12.27 КоАП как административное нарушение:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

п. 2 ст. 12.27 КоАП

Тем не менее оставление места аварии при причинении тяжкого вреда здоровью или смерти пострадавшему будет серьезным отягчающим обстоятельством и повлечет серьезное ужесточение уголовного наказания. Поэтому после того, как вы выполните описанные выше обязанности водителя при ДТП:

1Соберитесь с мыслями и постарайтесь найти аргументы, которые помогут если и не снять с вас вину за происшедшее, то хотя бы снизить степень ответственности.

2Будьте внимательны при оценке ущерба и составлении протокола. Зачастую пострадавшие пытаются списать на аварию уже ранее имевшиеся повреждения авто, что может быть вам не выгодно, особенно, если сумму ущерба или ее часть придется оплачивать из своего кармана.

3Ни в коем случае не отказывайтесь от медосвидетельствования. При наступлении тяжелых последствий вследствие аварии настаивайте на том, чтобы освидетельствование проводили в медучреждении.

В целом же порядок действий после ДТП не отличается для потерпевшего и виновника. Более того, у последнего не возникает никаких проблем со сбором документов и «выбиванием» средств со страховой компании, так как по ОСАГО выплат в данном случае ему не предусматривается.

Какие предпринять действия после ДТП из-за ямы

Сначала отметим, что любое повреждение ТС вследствие попадания в яму является ДТП. Об этом можно прочитать в п. 1.2. ПДД:

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

п. 1.2. ПДД

Следовательно, схема действий при ДТП по причине попадания в яму будет той же, с вызовом на место сотрудника ГИБДД. Отметим, что европротокол здесь оформить уже не удастся, так как участие в происшествии приняло только одно ваше ТС. Далее рассмотрим, что делать при ДТП если ты не виноват, а причиной его послужил дефект на участке дороги.

При фото- или видеосъемке обязательно помимо повреждений и госномера зафиксируйте:

  • яму, ставшую причиной происшествия;

  • отсутствие каких-либо временных знаков или ограждений на дефектном дорожном участке;

  • адрес, где случилось ДТП (табличка с названием улицы, номер дома).

При оформлении документов инспектором проследите, чтобы на схеме были зафиксированы размеры ямы на дорожном покрытии. Согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93:

Покрытие проезжей части:
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. определяются по правилам, установленным в Приложении Б.

Таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

Если дефект превышает приведенные значения, в суде с привлечением грамотных юристов выиграть дело будет достаточно просто. Организацию, ответственную за содержание дороги на данном участке можно будет узнать непосредственно у инспектора при оформлении происшествия.

Мелкие ДТП во дворе или на стоянке

Зачастую мелкие происшествия происходят на местах стоянки автомобилей, поэтому опишем, что делать при мелком ДТП во дворе дома или на парковке. Сразу оговоримся, что если виновник не скрылся, то действия не будут отличаться от описанных выше. Можно оформить европротокол или вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.

Если же виновник скрылся, нужно попытаться найти видеосвидетельства, которые можно будет предоставить автоинспектору для поиска нарушителя. Что делать при ДТП на стоянке (парковке), в общем, понятно. Обычно эти зоны оборудуются средствами видеофиксации, поэтому скрыться незамеченным не удастся. В остальных случаях можно попробовать найти свидетелей, опросить владельцев рядом стоящих ТС. Возможно, в них работали видеорегистраторы, и эти данные смогут вам помочь.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Вам понравилась статья? xДата обновления: 20 ноября 2019 г. Поделиться Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники  9 из 10 Проголосовало 5 Михаил Петров

Практикующий юрист, является сотрудником юридической службы Вооруженных сил РФ, автор учебного пособия по военному праву, имеет 16-ти летний стаж работы. Большой опыт в автостраховании. В данное время — специалист по гражданским делам в области автомобильного права

mchunya

Авария — в 99% случаев является неожиданным столкновением (1% занимают те люди, которые специально могут «притереться» к вам, но о них в следующем посте). А неожиданность влечет за собой растерянность и несобранность.
Поэтому хотелось бы рассказать о том, как правильнее всего вести себя за рулем, если произошла авария…желательно/естественно, чтобы не по вашей вине.
Распределю советы по пунктам, начиная как раз с той самой секунды столкновения, когда вы совсем этого не ждали, но случилось.

1. Глубокий вдох и выдох. Посмотрите, чтобы у вас не немели руки-ноги (я не шучу, реакция шока сопровождается именно онемением, затем трясучкой, заиканием, головокружением).
2. Оцените все ли с вами хорошо физически — руки, ноги, нос, лоб, подвигайте спиной (иногда даже самый небольшой толчок из-за своей неожиданности может принести дискомфорт).
3. Теперь оцениваем — кто был прав. Если в этот момент к вам уже выбежал водитель из соседней машины и, яро жестикулируя, что-то кричит вам в окно — дайте сначала себе успокоиться, а уже после решайте вступать ли в диалог.
4. Обязательно запомните номер машины виновника или лучше заснимите.
5. Очень важно в первые секунды аварии понять — не намерена ли другая сторона мотать с места ДТП. Если видите, что его авто продолжает маневры — срочно телефон в режим видео и снимайте. После аварии — транспорт должен оставаться на месте.
6. Даже если вы понимаете, что тот, кто в вас въехал совершенно и полностью неправ — советую не орать на него/ нее и не выплескивать весь негатив, толка от этого мало. Лучше, чтобы виновник понимал, что вы не истеричная особа, осознавая — перед ним пострадавшая вполне разумная сторона конфликта.
Помню, когда на стоянке в меня задом на скорости въехал мужчина. Как он сказал «Извините, был спросонья, педали перепутал». Я (по сложившему стереотипу) — блондинка на белой машине. Когда подъехал патруль — у них даже не было сомнений, что это я въехала ему, простите, в зад. Спасибо камерам наружного наблюдения на парковке. Кстати ДПС-никам он сказал, что просто не заметил меня, умолчав про перепутанные педали.
7. Включите камеру видео или диктофон на телефоне и записывайте все, что говорит товарищ из соседней машины.
8. Если же вы чувствуете, что оправились от шока быстро и сами 100% не виноваты, то очень важно запомнить номера машин свидетелей или лучше даже подойти к ним и сказать, «Вы же все видели? Я могу, если что, обратиться к вам, как к свидетелю?», этот процесс так же лучше заснять, ну и номер машины свидетеля не забыть, так как в такой ситуации запомнить его будет сложно.
9. Если вы опять же не виноваты, а у вас есть видео-регистратор, отходя от машины — не забудьте закрыть дверь и окна, так как случаи, когда виновники быстро выхватывали регистратор из машины и смывались в неизвестном направлении — происходят очень часто.
10. Далее звоним в страховую или ГАИ. (Вариант «Давайте разберемся на месте» я рассмотрю отдельно, так что сейчас мы про вариант со страховой, ГАИ, и прочими прелестями цивилизации)
11. Обязательно сфотографируйте документы виновника.
12. И что очень важно — узнайте, есть ли у него ОСАГО, так как именно по ней вам будут возмещать ущерб. Если виновник утверждает, что ОСАГО у него есть, показывая зеленоватую бумажку, обязательно убедитесь (верить «на слово» не стоит) — вписан ли он в нее и его ли это машина в принципе.

Скажу по собственному опыту — 8 лет назад в меня врезалась девушка, помяла моей первой машине 4 детали (въехала четко перпендикулярно носом в водительскую дверь моей маленькой машины, помяв крыло, дверь, пороги и зеркало) и предлагала мне 5 тыс.р. (когда одна деталь стоит 7 тыс.р., за 5 тоже можно найти, но сложнее). Помимо этого девушка была пьяна и сильно обиделась на меня за то, что я денег у нее брать не захотела…
В итоге документы на авто она мне тоже показывать отказалась.
В участке оказалось, что девушка вовсе и не пьяна (так было написано и в освидетельствовании на алкогольное опьянение, на котором я настаивала), ее машина была зарегистрирована на какую-то фирму, а в ОСАГО был вписан только директор этой фирмы, без нее).

Кстати девушка на фото ну прям очень на ту самую мадаму похожа
В итоге мне выдали бумагу на директора……..я дня два с ними бодалась. Конечно же оказалось, что девушка в этой фирме не работает, директор такую не знает, на группу разбора тоже никто не приехал. Более того обе машины должны были оставаться в отделении до группы разбора, когда я приехала — сами понимаете авто, которое в меня въехало уже куда-то укатило). Я потеряла неделю, машину чинила сама, потому что было жалко времени и нервов.
Собственно к чему я это все рассказала — главное сохранять самообладание и постараться оценить реальную ситуацию и действовать именно по ней.
Ну, и в заключении, конечно же не могу не посоветовать ездить аккуратнее и обходиться без совершенно ненужных аварий.
Удачи на дороге!

Вызванный на место ДТП сотрудник ГИБДД отказался оформлять ДТП, а суммы по европротоколу не хватило

Здравствуйте! Такая ситуация приключилась со мной. Я сидел дома, никого не трогал. Около дома стояла моя машина, в неё врезалась. В общем я стал участником ДТП. Посоветовавшись со страховой, я решил вызвать гаи. Виновник не уезжал, мы вместе дождались полицию (2 часа ждали сидели). В итоге приехала машина, вылез от туда молодой полицейский, и начал ругаться на нас: «Мол вы что дурак, от важных дел нас отвлекаете, заполняйте европротокол.» Я в свою очередь объяснил сотруднику, что я посоветовался со страховой, они сказали что лимита по европротоколу может не хватить. Но сотрудник полиции выдавать постановление (а по сути делать свою работу) отказался. В итоге лимита европротокола для ремонта авто действительно не хватило. Я поехал в участок, для оформления нужной справки, но им нужны оба автомобиля для оформления, с 10 до 18 в будни. Все будни я работаю с 9 до 18,но это не главная проблема. У меня вообще возможности привезти показать им машину для оформления, т. к. Я лишён ВУ. Номер нагрудного знака полицейского отказавшегося выдать постановление на месте ДТП 502448. Как мне привлечь его к ответственности, и что делать вообще в моей ситуации?

Сколько времени нужно ожидать ГИБДД на месте ДТП по регламенту?

Время ожидания сотрудников ГИБДД на место происшествия регламентировано в законодательстве 2020 года. Однако, формулировка даёт некоторую свободу во времени прибытия инспекторов. Сколько приходится дожидаться гаишников в разных городах, как ускорить это время и что делать, если ДПС долго едут, выясним в этой статье.

Само время ожидания нигде в законодательстве не регламентировано. Но есть предписания для сотрудников прибывать на место ДТП, не медля и при первой же возможности. Об этом говорит пункт 7.3 Административного регламента, введённого Приказом №664:

7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны:

  • 7.3. Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП;

Статья 12 ФЗ О полиции же содержит саму обязанность сотрудников по оформлении документов об аварии.

Как видим, Административный регламент не указывает чёткого времени прибытия на место ДТП после вызова в 2020 году: ни полчаса, ни 2 часа, ни 10 и ни сутки и более. Указано просто, что сотрудники ГИБДД должны действовать незамедлительно. А как это незамедлительно, не указано, и ждать инспекторов приходится порой по много часов. На практике же могут быть случаи, когда:

  • другие ДТП, которые ДПС оформляют в порядке очереди (а может и пропуская «особо важных персон» вперёд), и ваш вызов 20-й по порядку, к примеру, остаётся только догадываться, сколько ещё придётся ждать ДПС,
  • отсутствие свободных патрулей, так как в вашем городе проводится мероприятие, и подавляющее их большинство стянуто для охраны общественного порядка туда,
  • не все экипажи ГАИ уполномочены оформлять документы по авариям, поэтому ждать приходится часто долго.

Невозможно применить общие отрезки времени, сколько времени можно дожидаться полицию на место происшествия, так как это зависит от многих факторов даже внутри одного города. Но если заключить в целом с большим плюсом/минусом, то можно сделать такой вывод:

  • в Москве ждать сотрудников ГИБДД, как правило, приходится меньше всего – от часа до 3-4 часов,
  • в крупных городах, включая Петербург, Самару, Краснодар, Екатеринбург, Казань и другие время ожидания может увеличиваться до 8-9 часов,
  • а в мелких городах происходит чаще всего полное самоуправство и использование предписания регламента в свою пользу, поэтому были случаи промедления ГАИ вплоть до суток и более.

Дело в том, что во многих подразделениях заинтересованы в том, чтобы вы оформились по европротоколу, поэтому умышленно могут медлить, чтобы не повадно было.

Обратите внимание, что в 2020 году ДТП оформляется не обязательно с приездом ГАИ. Есть 3 варианта исхода событий:

  1. вы вызываете сотрудников ГИБДД и ждёте их прибытия по указанию по телефону самих инспекторов,
  2. вы вызываете сотрудников, но те указывают вам составить схему и приехать в отделение для оформления – это ваша обязанность,
  3. вы решаете оформить ДТП с помощью европротокола и в этом случае вообще не нуждаетесь в полицейских, либо звоните сотрудникам, а те указывают вам заполнить европротокол.

Ситуация, когда ДПС заставляют вас оформлять аварию с помощью европротокола и отказываются приезжать, незаконна.

А ещё есть возможность – опуская вопрос, зачем это делать – не ехать в отделение ГИБДД, а дождаться сотрудников на месте. Просто укажите, что у вас нет авторучки, бумаги, чтобы нарисовать схему, а также отсутствуют средства фотофиксации, чтобы запечатлеть обстоятельства происшествия. Но в этом случае будьте готовы к справедливой ответной реакции ДПС – вопрос о том, сколько придётся ждать сотрудников на место, встанет для вас боком, и они, возможно, специально будут ехать очень долго.

В первую очередь нам необходимо избежать оформления европротокола и указания по телефону приехать в отделение для оформления. Один способ это сделать мы указали выше.

Но есть ещё способы, которые помогут вам не только убедить сотрудников приехать на место аварии, но и ускорить время приезда. Причём, они не зависят от того, в Москве происходит дело или в мелких городах и на трассе.

  • скажите при вызове ГИБДД, что вам кажется, что второй участник ДТП находится в состоянии опьянения – это как команда «Фас» сотрудникам, и они поспешат приехать, так как понимают и то, что со временем концентрация алкоголя в крови уменьшается,
  • укажите, что в ДТП есть пострадавшие – у вас болит плечо или колено; при этом, вызывать скорую помощь не обязательно, но лучше указать, что сейчас будете звонить в медучреждение – при наличии вреда здоровью в аварии она оформляется только на месте.

Также настоятельно рекомендуем прочитать наши статьи по дальнейшим действиям по приезду сотрудников:

  • Как оформить ДТП по новым правилам: с европротоколом, без ГИБДД или с сотрудниками?
  • А ещё вместо сотрудников ДПС могут приехать аварийные комиссары – это опасно

К счастью, большинство ДТП не связаны с причинением вреда здоровью людей или с их смертью. Помимо этого, многие мелкие дорожные происшествия даже не попадают в официальную статистику по причине того, что водители договариваются о возмещении причиненного ущерба на месте. Так поступил и один из пользователей портала Право Украины, машину которого на парковке задел другой автомобиль. В этом случае ничего серьезного не предвиделось – повреждения могут быть удалены с помощью полировальных работ, а упрощалось все тем, что водитель – виновник ДТП – знакомый пользователя. Потому автовладельцы приняли решение не вызывать ГАИ и сошлись на том, что составят европротокол. Однако сразу его не составили, поскольку виновник ДТП куда-то очень спешил и предложил отложить оформление европротокола на потом. Это и стало главной причиной проблемы, с которой столкнулся пользователь, поскольку виновник ДТП после того, как уехал с парковки, фактически отказывается от общения с потерпевшим вообще (не говоря уже о том, чтоб составить европротокол или попросту добровольно возместить причиненный ущерб).

Не желая мириться с таким отношением, пользователь интересуется тем, будет ли результативным обращение в ГАИ с предоставлением фотографий повреждений и самого события для принуждения виновника к возмещению убытков в будущем.

Позиция 1

Обращение в ГАИ не повредит. Заявление должно быть технически обоснованным с мотивированным изложением видения механизма ДТП и со ссылкой на определенные пункты Правил дорожного движения, а именно на п. 15.12, а также на п. 1.4 ПДД (он хоть и не технический, но действенный). Обязательно в тексте заявления должно быть упоминание о фотодоказательствах, которые следует приобщить к заявлению. Также необходимо уведомить страховую компанию потерпевшего и согласовать со страховщиком дальнейшие действия. Страховая компания поможет в выяснении размера убытков.

Мнение юристов проекта: Описанная пользователем ситуация подпадает под критерии ДТП в понимании Правил дорожного движения. В связи с этим водители транспортных средств должны были предпринять все меры, предусмотренные пп. 2.10 и 2.11 ПДД, в частности уведомить подразделение ГАИ или составить европротокол. В контексте возмещения причиненного ущерба целью составления документов по результатам ДТП сотрудниками милиции или самими водителями является подтверждение вины участника происшествия. Соответственно, без европротокола или админпостановления в данном случае взыскать сумму причиненного ущерба будет крайне проблематично.

При этом сейчас по произошедшему событию успешно представить страховщику европротокол уже невозможно – не только потому, что виновник этого избегает, но и потому, что срок его составления истек (ст. 33 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»). В связи с этим следует рассмотреть вопрос возможности обращения к ГАИ по факту ДТП. Здесь важно учесть, что ч. 3 п. 2.11 ПДД определяет, что, если имеют место основания и соблюдены условия для составления европротокола и участники ДТП примут решение его составить, они будут освобождены от обязанности по обращению в ГАИ лишь после составления европротокола. Соответственно, при отсутствии возможности и составить, и подать европротокол страховщику для оформления ДТП потерпевшему придется только обращаться в ГАИ.

Однако если действовать по предложенному одним из участников обсуждения алгоритму («Позиция 1»), скорее всего, для заявителя это не будет результативным, поскольку задокументировать ДТП уже не будет возможности, а фотофиксация не будет принята как доказательство, поскольку после получения сообщения о ДТП уполномоченный сотрудник ГАИ объективно не сможет осуществить все действия, предусмотренные для таких ситуаций в п. 20 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД. К тому же в данном случае нельзя говорить и об оставлении места ДТП в силу того, что действия участников ДТП не будут подпадать под определение этого термина в понимании ПДД.

Также приходится констатировать, что обращение в суд с иском к виновнику ДТП о взыскании суммы причиненного ущерба, по всей видимости, не будет увенчано успехом для истца. Поскольку, как показывает судебная практика, факт вины ответчика в подобных случаях, как правило, признается на основании админпостановления, приговора суда или другого документа, устанавливающего виновника происшествия (см. Обобщение судебной практики рассмотрения судами гражданских дел о возмещении ущерба, нанесенного источником повышенной опасности в 2010 – 2011 году). В свою очередь, предоставленные истцом фотографии будут иметь сомнительную доказательственную силу для суда (или вовсе не будут приняты во внимание). Ведь эти документы не дадут возможности суду объективно и полно установить обстоятельства совершения ДТП и сделать выводы об ответственности лиц, к нему причастных. В то же время ответчик при желании сможет легко опровергнуть выдвинутые к нему обвинения.

В данной ситуации возможно рассмотрение вопроса о мошенничестве со стороны виновника ДТП, поскольку, как видно, он злоупотребил доверием потерпевшего и тем самым уклонился от исполнения своего материального обязательства. Перспективность уголовного производства по такому факту относительна, поэтому перед обращением к правоохранительным органам по этому поводу необходимо оценить целесообразность таких действий. Иными словами – стоят ли нанесенные повреждения лакокрасочному покрытию кузова такого уровня постановки вопроса.

ВЫВОД:

К сожалению, правовые казусы наподобие рассмотренного подтверждают тезис о том, что любое доверие сторон обязательства друг к другу все же лучше подкреплять документально. В данной ситуации пренебрежение надлежащим оформлением ДТП привело к тому, что пользователь, скорее всего, так и останется без возмещения причиненного ущерба – но с ценным уроком на будущее. Однако в других случаях, когда стоимость восстановления поврежденного имущества не столь мала, вера на слово исключена. Потому необходимо не только обеспечивать достаточные доказательства причиненного ущерба, но и использовать все доступные правовые методы его взыскания.

В меня врезались, что делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *