В политической партии должно состоять не менее

Несколько слов о политических партиях в Российской Федерации

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Понятие политической партии и ее структура

1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц.

2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

-формирование общественного мнения;

-политическое образование и воспитание граждан;

-выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

-выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

5. Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Под политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или политическая партия, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Государство и политические партии

1. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

2. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

3. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

Способы создания политической партии

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ ст 3 (ред. от 02.12.2019)

Поэтапное снижение численности политических партий

Впервые в России Федеральный закон «О политических партиях» был принят 11 июля 2001 года. Тогда было дано понятие политической партии и ее структуры. Согласно документу, политическая партия должна была отвечать следующим требованиям: иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации; в ее рядах должны состоять не менее 10 тыс членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, в остальных региональных отделениях численность не может составлять менее 50 человек.

Накануне парламентских выборов в декабре 2003 года в России было 44 партии, обладающие правом участвовать в них, а преодолели необходимый 5-процентный барьер только три политические партии и один избирательный блок. В 2004 году партий было уже 47. Среди них было много малочисленных, малоизвестных населению и не пользующихся существенным влиянием в обществе. Было принято решение об увеличение минимальной численности партий необходимо для того, чтобы партии были массовыми, отражали интересы большого числа избирателей.

22 декабря 2004 года был принят Федеральный закон,предусматривающий увеличение минимально необходимого числа членов партии для ее регистрации с 10 до 50 тыс человек и минимальной численности региональных отделений со 100 до 500 /как минимум в половине субъектов Федерации/ и 250 членов /в остальных регионах/.

Во второй половине 2008 начался активный процесс укрупнения партий путем их преобразований и объединений. Их количество существенно сократилось, осталось 6 партий.

В апреле 2009 года были приняты изменения в Федеральный закон «О политических партиях» в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий. Документом с 1 января 2010 года минимальная численность членов политической партии снизилась с 50 тыс до 45 тыс, и с 500 до 450 в ее региональных отделениях, образованных более чем в половине субъектов РФ. С 1 января 2012 года минимальная численность должна была снизиться до 40 тыс., в ее региональных отделениях — до 400.

22 декабря 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ, в частности, предложил ввести упрощённый порядок регистрации партий: по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны.

28 февраля 2012 года Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о снижении минимальной численности политической партии для госрегистрации. В проекте закона оговаривается, что с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов /в настоящее время не менее 40 тыс/. При этом отменяются требования к минимальной численности членов в региональных отделениях партий, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов РФ.

Особенности государственной регистрации и деятельности политических партий

Согласно статье 16 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Федеральным законом «О политических партиях» (пункт 2 статьи 3) определены требования, предъявляемые к политической партии для ее государственной регистрации, в том числе численность, которая с 4 апреля 2012 года должна составлять – не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Минюст России представляются следующие документы (статья 16 Федерального закона «О политических партиях»):

а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

в) программа политической партии заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;

г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

д) документ об уплате государственной пошлины;

е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

Для регионального отделения политической партии:

заявление, подписанное уполномоченным лицом политической партии, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и контактных телефонов;

копия решения учредительного съезда политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии;

заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической

партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии (указываются в соответствующей графе заявления);

список членов регионального отделения политической партии.

Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрена обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений информировать Минюст России или его территориальные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в Минюст России или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается Минюстом России его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Формы и образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, утверждены:

— приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;

По результатам рассмотрения документов политической партии Минюстом России принимается решение о государственной регистрации политической партии. В государственной регистрации политической партии может быть отказано

по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях» в случае, если:

а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;

б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;

в) не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии;

г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;

д) нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;

е) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.

Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена при наличии следующих оснований:

положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;

наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;

федеральным уполномоченным органом (Минюстом России) установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена если территориальным органом Минюста России установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

Государственная регистрация политической партии (регионального отделения политической партии) приостанавливается до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации Минюст России или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу

политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В заключении указываются:

конкретные положения Федерального закона «О политических партиях», послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения;

исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие.

Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия Минюстом России или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Размеры государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию.

В соответствии со ст. 333.33. Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии – 3 500 рублей. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства – 800 рублей.

Плата за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации не взимается.

Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»

Приказ Минюста России от 29.01.2015 № 13 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (Зарегистрировано в Минюста России 06.02.2015 № 35900)

Письмо Федеральной налоговой службы от 23.01.2009 № МН-22-6/64 «По вопросу внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации»

В политической партии должно состоять не менее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *