Ваша национальная принадлежность

Национальная принадлежность

Национальность — это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. В ч. 1 ст. 26 Конституции РФ признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

В основе национальной самоидентификации личности лежит, однако, не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям, духовно связанным общим языком, культурой.

При этом самоидентификация не обязательно будет определяться этническим происхождением — национальностью родителей, хотя обычно именно с ней связано восприятие своей национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей. Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней. И, по смыслу Конституции, человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от его этнического происхождения.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе, определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и рапного рода анкетах со слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще должна исчезнуть.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для»человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики припятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов РФ. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Национальность

Национализм

Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830 (Лувр).

Основные концепции

Типология

Подходы к изучению национализма

Связь с другими идеологиями

Политические партии

Порталы

Национальность — правовые отношения между отдельным лицом и государством; принадлежность человека к определённому гражданству или к определенному национальному государству. Национальность предоставляет человеку государственную юрисдикцию и защиту со стороны государства. Каковы эти права и обязанности, варьируются от государства к государству. В случае постсоветских стран понятие национальность в подавляющем большинстве имеет другое отличное от мейнстрима значение — принадлежность человека к определённой этнической общности.

По обычаям и международным конвенциям, каждое государство вправе определять, кто является его гражданами. Такие определения являются частью законодательства о гражданстве. В некоторых случаях определения гражданства также регулируются публичным международным правом — например, договорами о апатриде и Европейской конвенцией о гражданстве.

Слово национальность иногда используется для обозначения культурно-этнической группы — группы людей, которые имеют общую этническую идентичность, язык, культуру, родословную, историю и т. д. Это значение национальности не определяется политическими границами или владением паспортом и включает в себя людей в странах, у которых отсутствует собственное независимое национальное государство (например, арамейцы, шотландцы, валлийцы, англичане, баски, каталонцы, курды, белуджи, боснийцы, кашмир, палестинцы, инуиты, копты, Маори, сикхи, секеи и зулусы).

Отдельные лица также могут считаться гражданами групп с автономным статусом, которые передали некоторую власть государству.

В названии Совета Национальностей Верховного Совета СССР понятие национальность употреблялось в значении представленных в палате национальных территориальных образований (союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа), то есть в значении, близком к современному европейскому.

Юридически задокументированная национальность при иммиграции нередко даёт преимущество получения соответствующего гражданства: немцам — Германии, евреям — Израиля, финнам — Финляндии, полякам — Польши и т. д.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:5 473
  • ✪ Национальность и вера. Торсунов О.Г. 09.07.2012 Рига

Субтитры

Статья 26

1. Национальная принадлежность — это принадлежность лица к конкретному этносу, характеризующемуся общностью языка, психического склада, культуры, самосознания и т.п. Комментируемая статья признает право каждого самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность.

Это значит, что никто не обязан доказывать такую принадлежность на основе кровного родства и других признаков, которые могли бы свидетельствовать о его этническом происхождении. Конечно, в основе самоидентификации, осознания своей принадлежности к определенному этносу находится чаще всего национальная принадлежность родителей или одного из них. Но бывают и такие жизненные ситуации, когда человек родился в семье, принадлежащей к одному этносу, но с детства живет в другой, принадлежащей к иному этносу, и усвоил его язык, культуру, обычаи и т.п. Именно поэтому по смыслу комментируемой статьи национальная принадлежность может быть указана вне зависимости от принадлежности к определенному этносу. Важным нововведением в комментируемой статье стало право, а не обязанность, как это было прежде, указывать свою национальность. Иными словами, запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности и указание ее в документах, например, в паспорте. Именно поэтому графа «национальность» изъята из различных учетных документов. Поскольку, однако, национальная самоидентификация провозглашена в качестве основного права человека и гражданина, следовательно, обязанной стороной является государство, носитель права не может быть лишен возможности указать свою национальную принадлежность в основном идентификационном документе, каковым является паспорт гражданина Российской Федерации. До достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но по достижении этого возраста человек вправе сам определить и указать свою национальную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснять его кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции. Отсутствие указания в документах национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий, поскольку Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. За прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности предусмотрена уголовная ответственность. 2. Язык является орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе, важнейшим элементом любой нации, ее культуры, основной формой национального самосознания. Языки народов нашей страны, как отмечается в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ (Ведомости РСФСР. 1991. N 50 Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804), — национальное достояние Российского государства. Они являются его историко-культурным наследием и находятся под его защитой. Языковая ситуация в нашей стране характеризуется многообразием форм функционирования языков разных народов в различных сферах общения. На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового сосуществования является двуязычие и многоязычие. Конституционное право, закрепленное комментируемой ч. 2 ст. 26 Конституции, вытекает из принципов Всеобщей декларации прав человека, из Декларации о языках народов России от 25 октября 1991 г. Правовые гарантии реализации этого права закреплены законодательством Российской Федерации. Так, Закон «О языках народов РСФСР» направлен на создание условий для сохранения и равноправного самобытного развития языков народов России и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки подзаконных нормативных актов в целях реализации его положений. Закон исходит из признания языкового суверенитета каждого народа и личности, независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Это означает, что в стране недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли. Важно отметить, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод вне зависимости от их знания или незнания какого-либо языка. «Знание или незнание языка, — отмечается в ст. 5 Закона «О языках народов РСФСР», — не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону». Закрепленное Конституцией право дает возможность каждому человеку свободно пользоваться родным языком. Им является обычно язык нации, этнической группы, к которой принадлежит человек. Свободный выбор языка общения означает, что каждый вправе использовать в межличностных контактах — на бытовом или на официальном уровне — тот язык, который понятен собеседнику. Языком общения может быть не только родной, но и государственный или иной язык. Гражданам нашей страны, не владеющим государственным языком и языком республики в составе Российской Федерации, предоставлено право выступать на заседаниях, собраниях в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод. Гражданам Российской Федерации гарантировано также право обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения в предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке, родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. При этом ответы даются на языке обращения, а при невозможности дать ответ на языке обращения — на государственном языке Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации установлены и другие гарантии общения на родном языке. Так, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Гарантии употребления родного языка в судопроизводстве имеются и в процессуальном законодательстве. В частности, тем, кто не владеет языком, на котором ведется судопроизводство или производство по делам в правоохранительных органах, гарантируется право выступать в суде на родном языке. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в связи с этим отмечается, что суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать на родном языке (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 489). 3. Право выбора языка воспитания и обучения осуществляется прежде всего родителями или заменяющими их лицами. Оно обеспечивается созданием системы воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов Российской Федерации. Тем, кто проживает за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований либо не имеющим таковых, а также представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 12 июля 1995 г. (13 января 1996 г.) N 12-ФЗ и от 15 октября 1997 г. (16 ноября 1997 г.) N 144-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341) гарантирует гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) его уставом. Значительное место в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» (СЗ Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 2965) также занимают вопросы получения образования на национальном (родном) языке и выбора языка воспитания и обучения. В частности, установлено право граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Для обеспечения этого права национально-культурные автономии могут образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования); учреждать другие образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке (ст. 10, 11 Закона). Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов обеспечивают при необходимости создание групп в государственных, муниципальных, дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке; с учетом предложений национальнокультурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения яс обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дошкольного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков) и национальных культур (ст. 12 того же Закона). Актуальным остается призыв, содержащийся в Декларации о языках народов России, принятой 25 октября 1991 г., способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к языкам всех народов нашей Родины, всемерно развивать культуру языкового общения, оберегать чистоту родной речи.

Конституция России в статье 26 закрепляет право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности. На­циональность — это принадлежность лица к этнической группе, ха­рактеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, по­зволяющими лицу идентифицировать себя. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национальной самоидентификации — определение национальной принадлежности связывается не столь­ко с национальностью родителей, сколько с осознанием лицом своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям ду­ховно связанным общим языком и культурой.

При этом в Конституции России закрепляется, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной при­надлежности. В этой связи паспорт гражданина Российской Федера­ции в настоящее время не содержит графы «национальность». Вместе с тем, в паспортах, выдаваемых жителям Татарстана, может содержаться вкладыш, в котором имеется возможность указывать национальность гражданина.

Важной гарантией реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка.

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государ­ственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, спо­собствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных свя­зей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или ума­ление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправ­ления, государственных учреждениях республик.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26)

Во многих зарубежных странах национальность давно утратила свое юридическое значение (например, в США, ФРГ, Франции), там все граждане по признаку гражданской принадлежности именуются общим словом (немец, француз, американец). В нашей стране принадлежность к определенной нации указывалась в паспортах, анкетах и других документах, что порождало определенные привилегии или дискриминацию для представителей некоторых национальностей.

Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции РФ, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Национальность — форма самоидентификации человека, связанная с принадлежностью его к тому или иному народу (этносу), приверженность к его историческим традициям, быту и культуре, использованием его языка. Нация {от лат. natio) — это совокупность граждан одного государства.

Спецификой России являются многонациональный состав населения, наличие разных рас, разнообразие языков и религиозных конфессий. Обычно национальность гражданина определяется национальной принадлежностью его родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то человек сам вправе определить, к какой из двух национальностей он принадлежит. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Это означает, что свобода выбора гражданином своей национальности — его право, и государство не должно принуждать его к такому выбору, оказывать на него какое-либо воздействие. Следует подчеркнуть, что закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения (самоидентификации) в решении вопроса о своей национальности.

Принадлежность лица к определенной национальности не может служить основанием для ограничения его прав. В частности, это не может служить основанием для ограничения участия или неучастия тех или иных лиц в общественных объединениях граждан, относящих себя к определенной этнической общности, зарегистрированных в качестве национально-культурной автономии.

С юридической точки зрения, определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо Конституция (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Более того, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан. Конституционное закрепление национального равноправия граждан не отрицает важности для каждого человека его национальной принадлежности, формирования в обществе уважительного отношения к самобытной культуре, национальному языку, своеобразию быта прогрессивным обычаям и традициям людей любой нации и народности, искоренения националистических предрассудков. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других сферах жизни.

В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность (т.е. право гражданина причислить себя к определенной нации, соблюдать национальные традиции и обряды), преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Запрещается оскорбление национального достоинства1.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность совсем не означает, что во всех документах, которые касаются этого человека, определяемая им национальная принадлежность может быть указана. Это лишь означает, что если в документе, касающемся данного человека, ему предложено указать свою национальность, он это делает по своему разумению . Более того, в соответствии с той же статьей он может не указывать своей национальности, даже если документ это требует. Какие сведения о человеке вносятся в документ, диктуется задачами этого документа и определяется его автором. Например, форма, заполняемая при поселении в гостиницу, не имеет графы «национальность», и это не вызывает ни у кого возражений. Существует множество и иных документов без такой графы.

Паспорт является документом, выдаваемым государственными структурами и необходимый для идентификации личности. Какие графы должны быть в этом документе — определяет государство. В российских паспортах нового образца отсутствует графа «национальность».

Для обеспечения соблюдения права свободно определять и указывать свою национальность важное значение имеет и закрепленное в Конституции РФ положение о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Это прежде всего означает, что на свободу выбора гражданином своей национальности государство не должно влиять никаким образом. Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не влияет на правовой статус личности. Национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких- либо особых привилегий, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и языка.

Ваша национальная принадлежность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *