Виды долговых обязательств РФ

Содержание

Статья 98 БК РФ. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;

4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;

5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

См. все связанные документы >>>

Помимо перечисленных видов государственного долга законодатель определяет его структуру. В юридической литературе нередко структура государственного долга отождествляется с формой его осуществления, то есть долг образуется в результате заимствований государством в различных формах. В статье отмечается, что структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств РФ по соответствующим видам:

— кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

— государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

— бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

— государственным гарантиям РФ;

— иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг в соответствии с законодательством РФ.

В статье особо подчеркивается, какие обязательства включаются в объем государственного внутреннего долга РФ (п. 4 ст. 98) и в объем государственного внешнего долга РФ (п. 5 ст. 98).

Долговые обязательства – это вид гражданских правоотношений

Никакие правоотношения не могли бы функционировать, если бы не было обязательств. Это определенный формат правовых взаимоотношений. Они связывают между собой самых разных лиц – и физических, и юридических, если те планируют произвести действия, предусмотренные их обязательствами. Сфера их применения весьма обширна. Сейчас достаточно распространены и долговые обязательства, а еще это может быть и передача имущества, и выполнение конкретных работ или оказание услуг, и компенсация понесенных расходов.

Что такое долговые обязательства

Большинство правовых нюансов, связанных с понятием обещания, подлежащего выполнению, прописаны в главе 21 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Это разновидность гражданских правоотношений. Она обязывает одну из сторон либо выполнить в пользу другой конкретные действия, либо воздержаться от них (ст. 307 ГК РФ).

Если говорить именно о долговых обязательствах (далее – ДО), то из определения ст. 307 вытекает, что в их рамках одно лицо (или должник, заемщик) должно произвести уплату денежных средств или передать определенное имущество в пользу иного лица (или кредитора). В свою очередь, кредитор вправе выдвигать к должнику определенные требования, чтобы тот выполнил обязательства, возложенные на него. ГК РФ определяет несколько оснований, из которых возникают обязательства: сделки, договора и т. д.

Характеристики ДО

Если речь идет о коммерческих взаимоотношениях между юрлицами или ИП, то долговое обязательство означает привлечение в оборот заемных средств. Но такие гражданские правоотношения могут быть между разными сторонами. Долговые обязательства могут возникают между физлицом и юрлицом, просто между гражданами, между ИП и юрлицом, между двумя предпринимателями.

Как правило, ДО представляют собой письменный документ в свободной форме. Особенно это касается долговых взаимоотношений между физлицами. Он составляется и подписывается сторонами при оформлении кредита либо займа. Его обязательные параметры: сумма заемных средств и срок, на который они предоставляются. Включаются и дополнительные условия, например, стоимость кредита, процентная ставка и т. д.

Классификация ДО

Это достаточно обширный круг обязательств. При их оформлении нужно учитывать различные факторы. Виды долговых обязательств можно классифицировать следующим образом.

Разновидности

Примеры

В зависимости от формы договора. Это товарный, коммерческий, бюджетный и т. д. договор. Заём может осуществляться в итоге в денежной либо товарной форме. А также в формате предоплаты, аванса, предоставления отсрочки или рассрочки оплаты. На реализацию ДО это никак не влияет. Суть остается неизменной: заемщик обязан вернуть в условленный срок кредит, а кредитор вправе затребовать погашение задолженности по истечению данного срока.
В зависимости от способа привлечения кредитных ресурсов. Например, для юридических лиц одной из распространенных форм ДО являются векселя или облигации.
В зависимости от сроков погашения задолженности (2 вида). Если срок действия ДО менее года, то они относятся к краткосрочным. Когда заемщик обязуется погасить долг в течение одного-пяти лет, то обязательства можно характеризовать как среднесрочные. При внесении в договор условий о погашении долга в срок от пяти до 20 лет ДО приобретает свойства долгосрочного.
Со сроками погашения задолженности связано и еще одна классификация ДО. В этом случае рассматривается параметр соблюдения указанных в договоре сроков. В зависимости от этого ДО может быть срочным, просроченным либо отсроченным.

В первом случае обязательства являются действующими, поскольку срок погашения еще не наступил либо был официально пролонгирован. Во втором случае все установленные договором сроки уже истекли, а заемщик не обращался с просьбой о пролонгации либо получил отказ. В третьей ситуации исполнение ДО официально откладывается по каким-либо уважительным причинам. Так решить может, например, суд. Фактически происходит пролонгация действия ДО, но по решению не самого кредитора, а сторонней организации.

Правила оформления ДО

В зависимости от сторон, который вступают в такие гражданские правоотношения, выбирается и формат ДО. Физлица или ИП не могут выпускать облигации либо векселя. Так что наиболее распространенными формами ДО в настоящее время для них выступают договора займа или долговые расписки. Первый вариант чаще используется, когда одной из сторон выступает юридическое лицо или ИП. При взаимоотношениях просто граждан чаще применяется формат долговых расписок.

Однако многие эксперты считают, что договора займа имеют свои преимущества, а потому их можно рекомендовать использовать и физлицам. Плюсы, прежде всего, в том, что договор займа снижает риски и в то же время делает процедуру более простой. Долговые расписки составляются непосредственно в момент передачи денег. Не имеет значения, происходит это в наличной или безналичной форме. Желательно, чтобы эта процедура проходила в присутствии свидетелей, которые либо засвидетельствуют данный факт подписями в документе, либо готовы подтвердить его в случае необходимости своими свидетельскими показаниями.

Как составляется договор займа

Для оформления и подписания нет необходимости в привязке к моменту передачи денег. В тексте документа прописывается, что передача денежных средств производится в определенные сроки и на неких условиях. В договоре указывают:

  • паспортные данные сторон или реквизиты других документов, удостоверяющих личность;
  • персональные сведения, которые могут иметь значение для получения займа;
  • точную сумму заемных средств;
  • сроки действия ДО;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • ответственность за срыв сроков или неисполнение иных условий договора;
  • способы разрешения спорных вопросов;
  • банковские реквизиты при безналичных расчетах.

В текст договора могут быть включены и иные условия. Например, можно прописать возможность замены заемных денежных средств при возврате долга на какое-то конкретное имущество и т. д. Чем полнее будет текст документа, тем меньше риски невозврата заемных средств.

При подписании договора займа не требуются свидетели. Это самодостаточный документ.

Как оформляется долговая расписка

Граждане чаще всего все-таки ограничиваются именно ими, оформляя ДО. Это также письменный документ, который составляется в свободном формате. Четко установленной формы для расписок не разработано.

Оформление расписки – это дело сугубо добровольное, но только до определенной суммы заемных средств. При ДО, размер которого десятикратно превышает текущий МРОТ, письменный документ должен быть составлен в обязательном порядке. В соответствии с ним будет в дальнейшем производиться исполнение обязательств. Это означает, что в тексте следует прописать:

  • сумму обязательств;
  • сроки и условия возврата средств;
  • их использование (процентная ставка, если таковая предусмотрена); если заём беспроцентный – это обязательно фиксируется в тексте;
  • ответственность заемщика;
  • права кредитора при невыполнении заемщиком условий договора.

Закон не предъявляет обязательных требований к оформлению ДО. Они могут быть зафиксированы в простой письменной форме либо заверены у нотариуса. Юридическая сила у них равнозначная, но удостоверение у нотариуса значительно повышает для кредитора шансы на выигрыш при судебных разбирательствах.

Кроме того, письменный документ, подтверждающий ДО, также должен содержать максимально полные идентификационные данные сторон. Это позволит более оперативно привлечь заемщика к ответственности при отказе от выполнения условий ДО. Всё оформление следует производить только так, как предусмотрено действующим законодательством. Участники сделки по ДО должны быть дееспособными, а сама она заключаться только на добровольной основе.

Сроки и правила погашения ДО

Данный вид обязательств относится к разовым сделкам. Для них свойственны обязательные условия возвратности и срочности. Это означает, что в письменном документе вне зависимости от его формы (договор или расписка) надо прописать срок, по истечению которого задолженность должна быть погашена заемщиком, а заемные средства – возвращены кредитору.

Если заемщик полностью признает свое ДО, но в силу объективных обстоятельств не в состоянии погасить его в установленные сроки, то возможно заключение дополнительного соглашения сторон. В нём можно предусмотреть перенос сроков погашения полной суммы долга. Также может быть принято решение об уплате задолженности в рассрочку, то есть частями в течение определенного времени.

Такое соглашение, как правило, выгодно обеим сторонам. Заемщик получает отсрочку. В свою очередь кредитор сможет заново вести отсчет срока исковой давности (три года) уже с даты подписания допсоглашения. К тому же новый документ укрепляет его позиции в случае судебного процесса, поскольку служит еще одним документальным подтверждением факта ДО.

ДО в виде долговой расписки после полного выполнения всех условий, прописанных в ней, возвращается к заемщику. Обязательства считаются погашенными. Кредитор обязан подтвердить данный факт в письменной форме.

Если же заемщик уклоняется от погашения задолженности, дело, скорее всего, перейдет для рассмотрения в суд. Здесь кредитор уже вправе будет запросить не только возврат суммы долга, но и выплату компенсации за пользование чужими средствами. На заемщика могут быть наложены и иные штрафные санкции.

Долговые обязательства являются законным и достаточно простым способом защитить свои права как заемщику, так и кредитору. Правила оформления понятны даже гражданам, которые не обладают значительным багажом правовых знаний. Однако при фиксировании ДО всё равно не следует отступать от требований закона, чтобы минимизировать возможные риски.

Срок долговых обязательств рф

Комментарии к ст. 98 БК РФ

Помимо перечисленных видов государственного долга законодатель определяет его структуру. В юридической литературе нередко структура государственного долга отождествляется с формой его осуществления, то есть долг образуется в результате заимствований государством в различных формах. В статье отмечается, что структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств РФ по соответствующим видам:

— кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

— государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

— бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

— государственным гарантиям РФ;

— иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг в соответствии с законодательством РФ.

В статье особо подчеркивается, какие обязательства включаются в объем государственного внутреннего долга РФ (п. 4 ст. 98) и в объем государственного внешнего долга РФ (п. 5 ст. 98).

Государственное долговое обязательство

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие. Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров. Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.

Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат. Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Государственный долг РФ

Долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, другими странами, интернациональными компаниями, субъектами международных правовых отношений и иностранными партнерами.

Государственную задолженность принято классифицировать по множеству критериев. Например, по валютному критерию государственный долг РФ делят на внешний и внутренний. Принято считать, что если задолженность исчисляется в рублевом эквиваленте, то её следует относить к внутреннему долгу, кредитные обязательства, исчисляемые в иной валюте — образуют внешний долг. В ряде других стран мира внешним государственным долгом принято считать обязательства перед нерезидентами государства, а внутренним — перед юридическими и физическими лицами, относящимися к этой же стране (резидентами государства).

Формы государственного долга

Кредитные обязательства России представлены в форме:

  • кредитных договоров (если представители РФ выступают в роли заемщиков у кредитных организаций, иных стран, либо интернациональных финансовых компаний);
  • государственных ссуд, полученных после реализации ценных бумаг;
  • договоров, подтверждающих получение местными бюджетами займов от бюджетов вышестоящих уровней финансовой системы РФ;
  • соглашений, закрепляющих предоставление Российской Федерацией национальных гарантий;
  • международных договоров о продлении и корректировке долговых обязательств РФ, взятых в прошлом.

Кредитные обязательства России бывают долгосрочными (сроком 5-30 лет), среднесрочными (сроком 1-5 лет) и краткосрочными (не более года). В соответствии с международным законодательством все долговые обязательства РФ, а также других стран, должны быть погашены в строго оговоренные сроки. Продолжительность срока уплаты долга не может быть больше 30 лет. Корректировка условий полученной в прошлом государственной ссуды противозаконна. Это правило распространяется на сроки выплаты задолженности, размеры процентных по международным кредитам ставок и максимальные сроки обращения долговых обязательств.

Влияние госдолга на экономику

Госдолг считается неотъемлемой частью международных финансовых отношений. Однако государственная задолженность РФ находится в числе серьезных экономических проблем. Общий размер долговых обязательств страны говорит о том, что данный вопрос требует профессионального подхода и незамедлительного решения, как ключевой проблемы (рост госдолга), так и побочных, напрямую связанных с ростом долговых обязательств. При решении проблем, связанных с государственной задолженностью принято выделять следующие аспекты:

  • динамику роста и изменение структуры государственного долга;
  • управление задолженностью, выплаты по долговым обязательствам и их реструктуризация;
  • влияние госдолга на экономику страны.

Постоянный рост госдолга в условиях замедления экономического роста оказывает негативное воздействие на все сферы государственной и общественной жизни.

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Что такое государственный долг

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).

    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.

    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.

    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.

    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

  • Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.

    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.

    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.

    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Виды долговых обязательств РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *