Вне рамок проведения налоговых проверок

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной). Так представлять или не представлять документы и информацию? 📌 Реклама Отключить

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

Ответственность предусмотрена.

Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

Итак, есть право налогового органа истребовать документы и информацию вне рамок налоговой проверки, есть штраф.

Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

📌 Реклама Отключить Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки». Еще раз: исключительный характер, обоснованная необходимость и конкретная сделка.

То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

Вот Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 по делу N А27-12135/2013.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

📌 Реклама Отключить

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «… поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки…»

А вот другой случай: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 N Ф09-535/18 по делу N А50-23230/2017.

📌 Реклама Отключить

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

📌 Реклама Отключить

Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

«Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

📌 Реклама Отключить

Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

📌 Реклама Отключить

Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

  1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
  2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
  3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию — передаем информацию, а не документы.
  4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше — передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
  5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить — пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
  6. Если вас мучают сомнения — представлять или не представлять конкретные документы — вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.

Статья 93.1 НК РФ. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

П.1 ст.93.1 НК РФ

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию). (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 248-ФЗ; от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

П.1.1 ст.93.1 НК РФ

При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, следующие сведения за проверяемый период:

пп.1 состав участников договора инвестиционного товарищества, включая сведения об изменениях состава участников указанного договора;

пп.2 состав участников договора инвестиционного товарищества — управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;

пп.3 доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;

пп.4 доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;

пп.5 доля каждого из управляющих товарищей и товарищей в общем имуществе товарищей;

пп.6 изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.

(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2011 № 336-ФЗ)

П.2 ст.93.1 НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

При проведении налоговой проверки в отношении иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, истребовать информацию в отношении операций по переводу денежных средств, осуществленных в адрес указанной иностранной организации, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ)

П.3 ст.93.1 НК РФ

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

П.4 ст.93.1 НК РФ

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

П.5 ст.93.1 НК РФ

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.

(Пункт в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

П.6 ст.93.1 НК РФ

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ)

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ)

П.7 ст.93.1 НК РФ

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

П.8 ст.93.1 НК РФ

Предусмотренный настоящей статьей порядок истребования документов (информации) также применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков. (Пункт введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

Требование о предоставлении документов вне рамок налоговой проверки

4 шага при получении требования налогового органа

Главный принцип любых взаимодействий с налоговым органом: каждое Ваше действие измеряется в рублях.

Прежде чем ответить на требование, предоставить документы, прийти на вызов, подсчитайте, во сколько это может обойтись лично Вам и Вашей компании?

Нулевой стоимости Ваших действий во взаимоотношениях с ФНС не существует!

Итак, Вы получили требование по форме КНД 1165013

Прежде чем что-то делать, дайте квитанцию о получении требования. Квитанцию необходимо давать в последний день установленного срока – это даст Вам дополнительное время на реакцию по требованию.

Шаг 1. Проверяем требование на его соответствие закону

Образец полученного требования

1. Кому направлено требование? Смотрим правый верхний угол – название, ИНН, адрес адресата. Убедитесь, что требование направлено именно Вашей компании.

Если Требование адресовано не Вашей компании, можете даже не отвечать. Если очень хотите что-нибудь ответить, сообщите, что налоговый орган ошибся адресатом.

2. Кто направил требование? Смотрим в самом низу на должность и подпись. Убедитесь, что требование отправлено именно из той инспекции ФНС, в которой состоит на учете Ваша компания.

Если запрос исходит не от Вашей инспекции, можете либо не отвечать совсем, либо запросите, на каком основании этот орган проводит в отношении Вашей компании мероприятия налогового контроля (см п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

3. Выясняем основание для истребования документов и/или информации. Здесь надо смотреть требование в двух местах:

3.1. Ищем строку (на бланке написано курсивом) наименование мероприятия налогового контроля…. На этой строке должно быть напечатано «вне рамок налоговых проверок».

Внимание! Если в этом месте увидите словосочетание «камеральная проверка» или «выездная проверка», то все, что далее сказано в этой статье к такому требованию не относится.

3.2. Далее смотрим строки сразу под заголовком. Должно быть написано «в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса»

Если указано другое основание, делаете уточняющий запрос.

Настоятельно рекомендую: если обнаружили нарушения в вышеперечисленных пунктах, то кроме ответа, напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган и в Прокуратуру.

Это очень полезно, поскольку:

  • в случае наложения на Вас штрафа, Вам намного проще будет от него отбиться
  • фискалы существенно умерят в отношении Вас своё служебное рвение.

Если полученное требование успешно прошло первый шаг, переходим к шагу 2

Шаг 2. Проверяем, что просят?

Главный критерий: чтобы ни спрашивали, документы и информация должны относится к конкретной сделке.

Вот пример правильного запроса.

Указан номер, дата счет-фактуры и контрагент

А вот пример требования, на которое мы ответили просьбой указать конкретные сделки, которые интересуют налоговый орган.

Требование не содержит указаний на конкретные сделки

Шаг 3. Оцениваем последствия для себя в случае предоставления требуемых документов/информации

Во всех случаях связываемся с контрагентом, по которому спрашивают документы и согласовываем с ним свои действия.

Почему надо согласовывать? Чтобы не подставить его и не подставиться самим. Скорее всего, аналогичный запрос получил и Ваш контрагент. Ваши ответы должны совпадать.

Не совпадение ответов приводит к дополнительным требованиям или даже назначению проверок.

По реальным сделкам с реальными контрагентами готовим документы и формулируем информацию.

По сделкам с «обнальными» и «схемными» контрагентами документы лучше не предоставлять. Штраф за не предоставление документов может оказаться намного дешевле возможных последствий. Попробуйте закидать фискалов ответными уточняющими запросами, просьбами отсрочки и т.п.

Шаг 4. Исполнение требования

Документы можно передать в бумажном виде – почтой или в налоговый орган через окошко, либо в электронном виде по ТКС.

Бумаги передаем по описи (сопроводительному письму).

По ТКС сопровождаем реестром.

Документы передаем только те, которые указаны в Требовании.

Если требуют информацию — передаем только информацию, а не документы.

Если запрашиваемого документа в природе не существует, не надо его «рисовать» (из этого правила есть исключения).

Если количество затребованных документы очень много, пишите ходатайство о продлении срока представления документов.

Предоставляя документы, Вы не обязаны облегчать фискалам жизнь – у Вас нет обязанности аккуратно разложить документы по датам, сделкам и вообще как-то их упорядочить.

Как делают некоторые компании?

В хаосе предоставляемых документах в описи указаны документы, которых на самом деле нет.

Собственно говоря, по перечню шагов, всё.

Считаю необходимым добавить: даже если в требовании что-то указано неправильно, ошибочно, не отвечайте отказом. Запросите уточнение.

Судебная практика по вопросам истребования документов складывается как в пользу налоговиков, так и компаний:

Решение ФАС Западно-Сибирского округа по делу А27-12135/2013

Решение АС Западно-Сибирского округа по делу А67-9023/2018

Постановление АС Московского округа по делу № А40-211149/2018

Постановление АС Поволжского округа № Ф06-42680/2018

Если хотите узнать, как правильно отвечать на требования налоговой службы, то Вам сюда.

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учёт в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днём получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьёй 126 настоящего Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьёй 94 настоящего Кодекса.

5. Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

При проработке одного небольшого вопроса, составился такой текст.
Люблю Налоговый Кодекс за то, что он такой, какой есть… без бутылки не разберешься. Поэтому, когда материал представляет собой путаницу взаимоисключающих норм, я, порой, составляю для себя небольшие резюме, во-первых, таким образом выстраивается более ясная картина, во – вторых, лучше воспринимается и запоминается материал.
Надеюсь, информация будет понятна и полезна.
В силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе вне рамок налоговой проверки осуществить мероприятия налогового контроля относительно конкретной сделки. В рамках указанного мероприятия налоговый орган вправе запросить информацию и документы относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ. Лицо, получившее требование, должно предоставить информацию (документы) по сделке в течение 5 рабочих дней со дня получения требования либо в этот же срок сообщить о том, что не располагает указанными документами.
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
А неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).
Результаты контроля вне рамок проверки оформляются актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях в течение 10 дней со дня выявления нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ). При этом, в Письме Минфина РФ от 22.01.2009 N 03-02-08-7 указано, что акт должен быть составлен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения должностным лицом фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
В акте указываются:
— выводы о привлечении к налоговой ответственности с указанием пункта и статьи НК РФ, состава налогового правонарушения и штрафа, предусмотренного НК РФ (справочно);
— предложения о взыскании неперечисленных налогов, сборов, пени и штрафов, а также начислении пени по состоянию на дату акта;
— иные предложения по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах (Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
То есть, данный акт не может являться основанием для доначисления налога, даже если налоговая установит факт правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов), так как по данным фактам должна быть проведена либо камеральная, либо выездная налоговые проверки и вынесены соответствующие акты (решения). В силу ст. ст. 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а в порядке ст. 101.4 НК РФ рассматриваются дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов.
Также представляется, что налоговая не может выставить требования об уплате налога, начислить пени и штрафы на основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
Срок давности привлечения к ответственности установлен в ст. 113 НК РФ — лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
То есть, если срок проведения выездной налоговой проверки по периоду, в котором была совершена сделка, истек, то по результатам проведения мероприятий вне рамок налогового контроля налог начислен не должен быть доначислен.
Если срок еще не истек, то можно сделать вывод, что для налоговой этап сбора информации по конкретной сделке представляет собой подготовительную базу для принятия решения о проведения выездной проверки. Для налогоплательщика – сигнал о том, где стоит «солому положить».

Вне рамок проведения налоговых проверок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *