Воспитатель в детском саду обязанности

Консультация для педагогов » Что можно и чего нельзя делать воспитателю»

Консультация для педагогов

на тему

«Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста»

педагог-психолог

2017 г.

А для того чтобы труд увенчался успехом нужно знать что делать можно, а чего нельзя.

Делайте!

  • Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.

  • Радуйтесь вашим воспитанникам.

  • Разговаривайте с воспитанниками заботливым, ободряющим тоном.

  • Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.

  • Установите чёткие и определённые требования к воспитанникам.

  • В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

  • Говорите чётко, ясно.

  • Будьте терпеливы.

  • Сначала спрашивайте «Что», а затем «Зачем и почему».

  • Каждый день читайте воспитанникам и обсуждайте прочитанное.

  • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение детей

  • Чаще хвалите воспитанников.

  • Заботьтесь о том, чтобы у детей были новые впечатления, о которых они могли бы рассказать.

  • Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок детей: пусть они слушают их снова и снова.

  • Старайтесь проявить интерес к тому, что им нравится делать.

  • Будьте примером для детей

  • Не теряйте чувство юмора.

  • Играйте с детьми в разные игры.

Задавайте себе вопросы:

  • Какие впечатления я произвожу на ребенка

  • Веду ли я себя с ним достаточно непринужденно и свободно?

  • Чувствует ли ребенок со мной свободно?

  • Достаточно ли развито у меня умение располагать его к себе ?

  • Могу ли я говорить с ребенком на любые темы?

  • Удается ли мне убедить ребенка или чаще приказываю?

  • Бывают ли ситуации , в которых ребенок неохотно общается со мной?

Не делайте!

  • Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать, -другими словами, не давайте ему заподозрить, что вас мало интересует; то о чём он говорит.

  • Не задавайте слишком много вопросов.

  • Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.

  • Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.

  • Не требуйте слишком многого.

  • Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так, переделай».

  • Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

  • Не надо критиковать ребёнка с глазу на глаз, тем более не следует того делать в присутствии других людей.

  • Не надо устраивать для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

  • Не ожидайте от ребёнка понимания: -всех логических правил; -всех ваших чувств; -абстрактных рассуждений и объяснений.

  • Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми.

  • При сомнении как поступить, не торопитесь.

Функциональные обязанности воспитателя

Анна Деревяшкина
Функциональные обязанности воспитателя

Осуществляю:

— деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечивая выполнение общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и годовым планом организации;

— тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях организации, на детских прогулочных площадках;

— наблюдение за поведением детей в период адаптации и создание благоприятных условий для легкой адаптации;

— изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей;

— создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействие росту их познавательной мотивации и развитию способностей в разных формах организации детской деятельности;

— взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса, сотрудничества с детским садом и социумом.

Планирую и организую:

— жизнедеятельность воспитанников, разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых по освоению основной общеобразовательной программы при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы;

— непосредственно образовательную деятельность в соответствии с общеобразовательной программой и регламентом образовательной услуги в тесном контакте со специалистами организации на основе интеграционного взаимодействия при реализации образовательных областей;

— оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы;

— выставки детских работ;

— досуг детей и другие мероприятия с детьми в соответствии с годовым планом;

— участие детей в различных конкурсах разного уровня (для получения соответствующей квалификационной категории).

Обеспечиваю — выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в детском саду;

— выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования;

— индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— использование образовательных технологий деятельностного типа;

— уровень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательных областей и динамики формирования интегративных качеств, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту и стандарту качества дошкольного образования или выше уровнем.

Участвую — в проведении комплексных мероприятий, способствующих укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, ведет пропаганду здорового образа жизни;

— в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с возрастом детей;

— в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим);

— в работе по проведению родительских собраний и иных формах взаимодействия с семьей;

— в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа;

— в распространении собственного опыта в области повышения качества образования;

—в мониторинговой процедуре:

в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;

в конце года – в выявлении уровня достижений каждым ребенком итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.

Координирую:

— работу помощника воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе, соблюдая санитарно-гигиенический режим и основные режимные моменты жизнедеятельности детей.

Веду — документацию воспитателя согласно номенклатуре дел в организации

Содействую.

— всестороннему развитию воспитанников через разные формы и виды детской деятельности;

— формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;

— развитию общения воспитанников; решению проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

Соблюдаю — права и свободы воспитанников, содержащиеся в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;

— правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;

— трудовую дисциплину и Правила трудового распорядка, должностную инструкцию.

Обеспечиваю охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;

— строгое выполнение установленного режима дня и расписания непосредственно организованной деятельности;

— выполнение требований заведующего, медсестры, старшего воспитателя, связанных с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

Работа воспитателя в детском саду справедливо считается одной из самых сложных, так как шумные, веселые, плаксивые, скромные и боевые — дошколята требуют полной самоотдачи, внимательности, моря терпения и любви к детям и своей профессии. Поэтому, как на любой другой работе, неизбежны конфликты с родителями, коллегами, администрацией, таким образом для воспитателя важно знать свои права и обязанности.

Классификация нормативно-правовых актов

Существует несколько основных нормативно-правовых документов международного, федерального и локального характера, с которыми должен быть хорошо знаком каждый педагог. Эти документы определяют сферу ответственности воспитателя, нормы, основные обязанности и требования к воспитателю ДОУ. Именно нормы, которыми должен руководствоваться педагог, и определяют его основные обязанности.

Условно все нормативы и акты можно структурировать:

Нормы, регулирующие деятельность педагогов Документ, статья
Морально-этические
  1. Международная конвенция о правах ребенка (в ст 28 и 29 определяются требования в образовательной работе государства, а также морально-этические требования к специалистам).
  2. Приказ №1155 Минобрнауки «Об утверждении федерального госстандарта дошкольного образования» (п. 3.2.1). Приказ определят основные требования, предъявляемые к педагогам, а также нормы, приоритеты в обучении и воспитании.
Образовательные
  1. Приказ №1155 Минобрнауки «Об утверждении федерального госстандарта дошкольного образования». Включая Письмо №08-249 с комментариями к основному документу. В них изложены все приоритеты в программе образования, требования к педагогическому составу и основные цели учебного процесса. На основании него создаются образовательные программы учебных заведений всех уровней.
  2. Постановление СанПин №26. Часть, регламентирующая нормативы продолжительности учебного процесса, а также допустимой нагрузки на дошкольников.
  3. Локальные документы (Рабочая программа на год, различные утвержденные виды планирования, сетка занятий).
квалификационные
  1. ФЗ №273-ФЗ «Об образовании» (ст. 48).
  2. Приказ №1155 Минобрнауки «Об утверждении федерального госстандарта дошкольного образования» (п. 3.4.1 — 3.4.2). Требования к квалификации педагогов, необходимые для выполнения программы.
  3. Приказ № 544н Минтруда РФ «Об утверждении профессионального стандарта Педагог…» (п. 3.2). Определяет необходимый уровень знаний, образования, навыков и личностных характеристик педагогов.
  4. ЕКС (квалификационный справочник). Определяет обязанности, требования к квалификации различных сотрудников, нормы.
  5. Локальные акты (Инструкция к должности, Устав ДОУ).
Санитарные
  1. Постановление СанПина №26. Определяет требования для обеспечения защиты и сохранения здоровья дошкольников (физического, интеллектуального и психологического). Один из важнейших документов для всего коллектива ДОУ.
  2. Локальные акты (Инструкция к должности Устав ДОУ).
Прочие
  1. ТК Российской Федерации.
  2. Все локальные акты ДОУ.
  3. Прочая документация по организации рабочего процесса воспитателя (лист для контроля здоровья, педагогическая диагностика, режим дня, лист адаптации).

Обязанности воспитателя

Морально-этические

В основе всех законов и актов, затрагивающих эту тему, лежат требования Международной Конвенции по правам ребенка.

В соответствии с этими требованиями, воспитатель ДОУ обязан:

  • видеть в ребенке личность и уважать ее, вне зависимости от его социальных, физико-психологических, религиозных, национальных и других особенностей.
  • Приложить все усилия для максимально возможного раскрытия личности ребенка, его таланта, способностей.
  • Придерживаться нравственно-этических норм поведения в своей работе.
  • Обеспечить защиту и укрепление здоровья ребенка, в том числе, психологического.
  • Создавать комфортную атмосферу для дошкольников. Формирование позитивных, доброжелательных отношений внутри детского коллектива и с персоналом. Обучать, в том числе на личном примере, уважительному отношению ко всем людям, терпимости.
  • Формировать у детей понимание социальной культуры и норм социального взаимодействия. Именно на этом жизненном этапе развиваются коммуникативные навыки детей, активно идет процесс социализации.
  • Развивать и поддерживать в детях интерес к познанию окружающего мира, формировать активную гражданскую и жизненную позицию. Воспитатель обязан всегда поддерживать инициативу ребенка, если она направлена на получение нового положительного опыта.

Обязанности в учебно-просветительской работе

Федеральные документы определяют общие требования к организации учебно-воспитательного процесса, на основании которых ДОУ разрабатывает свои локальные акты, определяющие учебную деятельность воспитателя. Возможны незначительные отличия, обусловленные спецификой заведения, но в целом, обязанности воспитателя остаются в соответствии с ФГОС.

Таким образом в обязанности воспитателя в ДОУ по ФГОС входят:

  • Непосредственное и активное участие работе по разработке программ для образования, соответствующих требованиям ФГОС и санитарным требованиям.
  • Проводить процесс обучения, основанный на индивидуальном общении с каждым дошкольником, с учетом его способностей и характера. При необходимости и по согласовании с родителями организовать психологическую диагностику при содействии квалифицированных специалистов. Результаты могут использоваться для коррекции развития, если есть для этого показатели.
  • Контролировать работу всех остальных педагогов с детьми.
  • Проводить педагогический мониторинг, с целью определить, как воспринимается программа, есть ли моменты, над которыми еще надо провести дополнительную работу.
  • Корректировать свой план работы на основании мониторинга.
  • Тщательно следовать в своей работе рекомендациям узких специалистов (логопеда, детского психолога, дефектолога).
  • Психологически подготовить воспитанников к школе.
  • Своевременно доводить до родителей информацию, касающуюся процесса обучения, здоровья, поведения ребенка.

Обязанности по развитию своих компетенций

Законодательно определены минимальные требования к качеству образования воспитателя ДОУ, обязательные знания и навыки. Работа педагога предполагает их постоянное развитие и совершенствование.

Поэтому в обязанности воспитателя входит:

  • постоянно повышать свой профессиональный уровень,
  • участие в периодической аттестации для подтверждения своей квалификации,
  • проходить обучение и аттестацию на знание требований по охране труда,
  • участие в курсах, повышающих квалификацию.
  • Дополнительно к обязанностям старшего воспитателя ДОУ относится помощь в повышении профессионализма и компетенций у остального персонала.

Важно! Если не подтвердить своевременно категорию, то она аннулируется.

Это основные обязанности воспитателей, регламентирующие их ежедневную работу. Более детально все прописано в Уставе дошкольного учреждения и инструкции к должности.

Права воспитателя

Помимо многочисленных обязанностей, у воспитателя также есть и права. Основные права воспитателя ДОУ:

  • Требовать от организации соблюдения условий для своего роста как профессионала, в том числе на организацию курсов дополнительного образования.
  • Участвовать в профессиональных конкурсах.
  • Получать консультативную поддержку по всем вопросам в рамках его деятельности.
  • Самостоятельно определять методологию учебного процесса, подбирать оптимальные на свой взгляд инструменты и приемы. При условии соответствия их ФГОС и утвержденной программе.
  • В соответствии с Уставом, воспитатель может участвовать в собраниях и работе Совета педагогов, включая право на продвижение своей кандидатуры на пост Председателя.
  • На защиту своей чести как профессионала и анонимность при служебном разбирательстве.

Права и обязанности вспомогательного персонала

В служебные обязанности младшего воспитателя ДОУ входит помощь педагогу в организации и проведении различных мероприятий, а также своевременная помощь ребенку в повседневных делах, организация и проведение уборки помещения. Младший воспитатель активно принимает участие во всех мероприятиях, выполняя указания старшего.

Важно! В соответствии с действующим положением плановой аттестации педагогических работников, очередная аттестация имеет срок действия в течение 5 лет.

В отличие от него, в обязанности помощника воспитателя ДОУ входит только обслуживание детей, обеспечение чистоты, стерилизация. Эта должность в большей степени техническая.

Также, как и педагогический состав, помощник и младший воспитатель обязаны:

  • Соблюдать морально-этические нормы в своей работе.
  • Ориентироваться в своей деятельности прежде всего на интересы ребенка.
  • Создавать комфортную атмосферу для обучения и развития.
  • Соблюдать все международные и федеральные акты, определяющие права ребенка.
  • Следовать рекомендациям специалистов при работе и общении с детьми.
  • Соблюдать Устав дошкольного учреждения и Инструкцию к должности.
  • Младший воспитатель также должен постоянно повышать свой уровень как специалиста.

Эта категория сотрудников также имеет права:

  • На консультативную поддержку в работе от руководства и коллег.
  • На обеспечение со стороны администрации всех условий для выполнения своей работы.
  • На защиту свой чести и анонимность при служебном разбирательстве.

Работа с детьми предполагает высокий уровень личной ответственности и самоотдачи. И, конечно же, накладывает много обязательств на весь педагогический состав. Важно понимать, что все права и обязанности сотрудников ДОУ направлены на соблюдение прежде всего интересов детей. Именно это должно определять цели и приоритеты в работе воспитателей.

Воспитатель в детском саду обязанности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *