Возмещение недополученных доходов

Упущенная выгода: стало проще считать, но сложнее доказывать

Дмитрий Жарский

Директор Экспертной группы VETA

специально для ГАРАНТ.РУ

Вопрос об упущенной выгоде (неполученных доходов) возникает при нарушении прав, и, как правило, это конфликтная ситуация. Поэтому в подавляющем большинстве случаев она переносится в суд, где стороны спорят не только о самом факте неполученных доходов, но и об установлении их размера. И от того, кто и как именно будет их рассчитывать, напрямую зависит финансовый итог спора, который в ходе процесса может увеличиться или уменьшиться в разы.

Корректировка, оспаривание и просто уточнение в сторону уменьшения суммы заявленной упущенной выгоды – это частые явления при рассмотрении подобных споров в российских судах. Причиной тому некоторая неопределенность самого принципа расчета данного убытка: при его выполнении необходимо учесть ряд и юридических, и экономических, и технологических моментов.

Прежде всего, стоит отметить, что до вопроса о сумме неполученных доходов дело может и не дойти. Сначала истцу необходимо будет доказать сам факт нарушения прав и наличия убытка, вину ответчика (противоправное поведение) и причинно-следственную связь между ними. Сложность обоснования каждого из этих пунктов разная, и с последним до недавнего времени было труднее всего. Но Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» несколько упростило задачу. Оно закрепило более либеральный подход к вопросу доказывания упущенной выгоды и убытков. В том числе, согласно Постановлению, ситуация должна анализироваться с учетом обычных условий гражданского оборота, и если возникновение убытков является обычным последствием нарушения обязательства, то наличие причинной связи между ними предполагается (абз. 2 п. 5 Постановления).

На сегодняшний день истцам (точнее – их юристам) вполне по силам доказать вышеперечисленные моменты. Это является делом непростым, но вполне понятным. А вот насчет размера упущенной выгоды, которую реально обосновать в суде, ситуация не столь однозначна. Но, стоит признать, гораздо лучше, чем была пару лет назад. Нововведения в ГК РФ, вступившие в силу 1 июня 2015 года, и Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25) скорректировали подходы к установлению объема неполученных доходов. Стало больше оценочных категорий, отданных на усмотрение суда, и, соответственно, возросла роль экспертного заключения.

Так, данное постановление прямо указывает, что при разрешении споров о возмещении упущенной выгоды следует принимать во внимание, что ее расчет, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. И это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске (п. 14 Постановления № 25). До этого от истца требовалось просчитать и обосновать заявленный объем возмещения с математической точностью, которую, к тому же, невозможно доказать для несостоявшегося события. В итоге суды часто отказывали в удовлетворении иска об убытках при наличии малейших сомнений в расчетах.

Теперь же размер упущенной выгоды должен быть установлен с разумной степенью достоверности. И, кстати, если истец не представит подобный расчет, суд, как уже отмечено, не имеет права отказать в иске, а должен сам определить сумму надлежащих к возмещению упущенных доходов – с учетом всех обстоятельств, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 12 Постановления № 25). Обычно для этого судьи привлекают экспертов-оценщиков. К ним же обращаются и для проверки расчетов истца и/или ответчика, если у суда есть вопросы или сомнения насчет их выводов о размерах убытков.

Нововведения даже добавили норму о той степени достоверности, с которой должен быть определен размер упущенной выгоды. Ее теперь можно обосновывать лишь возможностью получения. Ранее необходимо было доказать совершение конкретных действий и приготовлений, направленных на извлечение дохода, которые не были получены только в связи с допущенным ответчиком нарушением. Теперь можно и нужно предоставлять не только их, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения, которых уже может быть достаточно для положительного решения (п. 14 Постановления № 25). Однако и ответчик может представить любые доказательства того, что упущенная выгода в данном конкретном случае не была бы получена истцом.

Принцип самого расчета вытекает непосредственно из определения упущенной выгоды. А это, согласно ГК РФ, вид убытка, неполученные доходы, которые пополнили бы имущественную сферу потерпевшего при обычных условиях гражданского оборота (если бы его право не было бы нарушено) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Ее размер определяется с учетом затрат (в разумных пределах) сопутствующих ее получению при нормальном развитии событий.

То есть, формула расчета будет выглядеть следующим образом:

УВ = Д – Р,

где УВ – упущенная выгода, Д – потенциальный доход, Р – сопутствующие расходы (потенциальные).

С одной стороны, все достаточно просто и очевидно. С другой, – формула слишком общая, ее составляющие сами по себе требуют отдельных расчетов. Например, потенциальный доход. Что можно сюда включить и почему – это тема специального исследования. Он сугубо индивидуален, зависит от причин возникновения убытков и характера отношений между сторонами в каждом конкретном случае. В общем и целом, все, что смог доказать истец – ему и присудят, что не смог (или насчет чего был более убедителен оппонент) – будет не учтено в расчете упущенной прибыли.

В этом и кроется секрет того, почему порой так сильно различаются присужденный объем упущенной выгоды и предположительно «реальный» объем данных убытков компании. Например, организации, специализирующейся на розничной торговле, будет непросто доказать, что все, что она заказала у оптовика, она продала бы в конкретный период времени, если бы поставка состоялась. А вот премия от поставщика по договору – это гарантированный доход, и его потерю, если виноват контрагент, обосновать в качестве упущенной выгоды вполне реально.

Так в достаточно известном деле поступила корпорация «Б.» (Определение Судебной Коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 7 декабря 2015 г. № 305-ЭС15-4533). К своему партнеру – израильской компании «T» – она предъявила за срыв поставок возмещение упущенной выгоды в размере ретро-бонуса, который и в договоре был прописан, и по заявке причитался за большой объем поставки. И выиграла это дело, хотя, возможно, ее прибыль была бы и больше, в случае, если бы поставка не была сорвана. Но тогда можно было точно доказать лишь «утраченный» бонус, на нем и остановились.

Сейчас возможности у истцов несколько шире. Во-первых, благодаря вышеупомянутым изменениям, доказать можно существенно больше прописанных на бумаге бонусов. Например, что в прошлом и позапрошлом году от продажи поставленного товара была зафиксирована прибыль, ее получили бы и в этом году, не будь нарушены договорные обязательства. И с учетом бонусов, налогов и прочих выплат она составила бы определенную сумму (гораздо большую, чем премия от поставщика).

В основном это работает именно при такой оценке упущенной выгоды, когда доход предшествующих месяцев или лет позволяет сделать выводы о возможности его получения примерно в том же объеме в рассматриваемом – последующем периоде. Если данные по «предшествующим» финансам закреплены документально, то суду и эксперт-оценщик не всегда нужен (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2016 г. по делу № А51-11145/2015). Но это, правда, ситуация, близкая к идеальной. Как правило, неполученные доходы придется оценивать, особенно если в предшествующие периоды их не было, лишь предполагались (постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2016 г. по делу № А55-23007/2015). И чаще всего, возникает комбинированная ситуация, когда часть неполученных доходов оценивается, «оглядываясь назад», а другая их часть – с помощью объектов-аналогов (решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 3 марта 2016 г. по делу № А79-4457/2015). Здесь большая роль отводится экспертам-оценщикам, которым придется отстаивать свою позицию. Поскольку, как уже отмечено, что не доказано – то потеряно.

По сути, в сфере оценочных категорий каждый расчет упущенной выгоды – это построение индивидуальной финансовой модели ситуации (с обоснованием и указанием источников информации). А это требует уже профессионального подхода и специальных навыков. Поэтому такая работа практически сразу передается экспертам-оценщикам, и именно на их заключение опирается суд при рассмотрении соответствующих дел. И любой стороне спора – истцу и ответчику – стоит также сначала обратится к независимым оценщикам, чтобы просчитать и реальность заявленных убытков, и перспективы их отстаивания или оспаривания. Тем более что благодаря вышеуказанным нововведениям в ближайшем будущем возмещение упущенной выгоды станет действенной мерой защиты прав участников гражданских правоотношений.

О порядке расчета размера возмещения недополученных доходов регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)

1 июля 2014 года Правительством РФ был издан документ, призванный усовершенствовать нормативное регулирование политики долгосрочного регулирования цен (тарифов) организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения.

Таким документом является постановление Правительства РФ № 603 (далее по тексту — Постановление), нормы которого вступили в законную силу 15 июля 2014 года (нормы Постановления вступают в законную силу по истечение 7 (семи) дней с момента официального опубликования (впервые опубликованы 07.07.2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). — Прим. авт.) и предусматривают:

■ Правила расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности (далее по тексту — Правила);

■ Правила определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта РФ или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения;

■ изменения, которые вносятся в Основы ценообразования в соответствующих сферах, утвержденные Правительством РФ.

Следует отметить, что издание Постановления обусловлено положениями отраслевого законодательства (представленного в настоящий момент Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30.12.2004 г № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нормативными правовыми актами, принятыми в развитие названных федеральных законов), которыми было закреплено требование о компенсации регулируемым организациям за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в случаях принятия регулирующими органами решений:

1) об изменении долгосрочных тарифов регулируемых организаций;

2) об изменении необходимой валовой выручки (далее по тексту — НВВ) регулируемых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в соответствующей сфере деятельности на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов);

3) об изменении долгосрочных параметров государственного регулирования цен;

4) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Такие решения регулирующих органов м.б. приняты при соответствующем внесении изменений в закон субъекта РФ или в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете, предусматривающих бюджетные ассигнования на возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, размер которого определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В развитие названных положений требования Постановления предусматривают:

1. Перечень случаев, на которые требования о расчете возмещения недополученных доходов не распространяются.

Такими случаями являются (пункт 4 Правил):

■ корректировка цен (тарифов), размера НВВ и иные случаи, предусмотренные Основами ценообразования в соответствующих сферах;

■ если решения органа регулирования об изменении долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), и (или) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях (далее по тексту — решения регулирующего органа), принимаются на основании решения Правительства РФ, связанного с существенным ухудшением экономической конъюнктуры (за исключением случая инициативного принятия решения органа регулирования о возмещении в данном случае недополученных доходов регулируемым организациям за счет бюджета субъекта РФ или местного бюджета);

Справочно: так, например, в соответствии с частями 6.3-6.5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Правительство РФ вправе принять решение о возможности изменения на период до 3-х лет долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) НВВ теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, при котором объем ВВП в постоянных ценах за один из кварталов текущего года меньше, чем объем ВВП в соответствующем квартале предыдущего года.

В случае принятия решений регулирующего органа на основании решения Правительства РФ компенсация недополученных доходов теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в обязательном порядке не осуществляется.

■ если решения регулирующего органа планируется принять в связи с реализацией предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 26.03.2003 г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» механизма передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям.

2. Порядок расчета размера возмещения недополученных доходов (пункты 5-12 Правил).

В частности, обращают на себя внимание следующие требования:

1) расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования до принятия решения регулирующего органа (пункт 5 Правил).

Проблема: Правила не определяют и не регулируют порядок возмещения недополученных доходов в случаях, связанных с принятием решений регулирующих органов с нарушением установленного требования, а равно в отсутствие соответствующего расчета размера возмещения недополученных доходов.

2) размер возмещения недополученных доходов за каждый год определяется по формуле как разница между НВВ, которую регулируемая организация должна получить, если не будут приняты решения органа регулирования, и НВВ, которую регулируемая организация получит при принятии соответствующего решения (пункт 7 Правил);

3) при расчете размера возмещения недополученных доходов применяется метод регулирования тарифов, который использовался при установлении тарифов регулируемой организации до принятия решений органа регулирования (если органом регулирования не планируется изменение метода регулирования) (пункт 9 Правил).

Важно: размер возмещения недополученных доходов, выплаченных или подлежащих выплате регулируемой организации, не подлежит учету при установлении регулируемых цен (тарифов) в отношении соответствующих регулируемых организаций в текущем и последующих периодах регулирования (пункт 17 Правил).

Справочно: требования к содержанию расчета размера возмещения недополученных расходов определены пунктом 13 Правил.

3. Порядок выплаты недополученных доходов регулируемой организации (пункт 2 Постановления).

Уполномоченные органы перечисляют организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности (в отношении которых не принято решение о ликвидации), причитающиеся им средства в качестве возмещения недополученных доходов в последнем квартале каждого года долгосрочного периода регулирования.

При этом обязательным условием предоставления возмещения недополученных доходов является наличие договора (соглашения), заключенного регулируемой организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, содержащего в т.ч. порядок возврата средств в размере величины корректировки размера возмещения недополученных доходов, рассчитанной в соответствии с Правилами.

Справочно: органы регулирования до 1 апреля года, следующего за годом, в котором регулируемым организациям были возмещены недополученные доходы, на основании фактических данных о результатах деятельности регулируемых организаций рассчитывают по формуле, предусмотренной пунктом 15 Правил, в отношении каждой регулируемой организации величину корректировки размера возмещения недополученных доходов, которая вычитается из размера возмещения недополученных доходов, подлежащего выплате соответствующей регулируемой организации в текущем финансовом году (пункты 15, 16 Правил).

Проблема: требования к порядку заключения договора (соглашения), его форме и условиям в утвержденном Постановлении отсутствуют, что дает основания для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов в части необоснованного отказа/затягивания его заключения, направленного на создание формального основания для отказа в компенсации регулируемой организации недополученных доходов.

Важно: расчет размера возмещения недополученных доходов не является основанием для выплаты недополученных доходов, если:

■ решения органа регулирования не были приняты;

■ в течение периода регулирования органом регулирования были приняты не только решения, которые привели к возникновению недополученных доходов, но и решения, отменяющие указанные решения, при условии, что у регулируемых организаций не возникли и не возникнут недополученные доходы в результате указанных решений органа регулирования (пункт 13 Правил).

4. Исключение из требования о возмещении недополученных доходов применительно к решениям регулирующих органов, принятым до 2015 года.

Так, например, в соответствии с пунктом 52 (1), вносимым в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные ПП РФ от 22.10.2012 г. № 1075, в случае возникновения у регулируемых организаций недополученных доходов, связанных с изменением в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года, долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, определенной на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) долгосрочных параметров регулирования, и (или) установлением долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях, возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении» не осуществляется.

Справочно: аналогичные по содержанию изменения внесены Постановлением также в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. ПП РФ от 29.12.2011 г. № 1178, и Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. ПП рФ от 13.05.2013 г. № 406.

Вывод

Утвержденные Постановлением нормативные изменения направлены на совершенствование системы ценообразования в регулируемых сферах деятельности и закрепление порядка реализации механизма компенсации недополученных доходов, что, в целом, заслуживает положительной оценки.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что с юридико-технической точки зрения нормы Постановления сформулированы таким образом, что не позволяют назвать механизм компенсации однозначно обеспечивающим возмещение регулируемым организациям недополученных доходов, возникающих в результате принятия регулирующими органами соответствующих тарифных решений.

В связи с указанным нельзя исключать возможность возникновения в правоприменительной практике конфликтных ситуаций, связанных с неоднозначным толкованием и (или) некорректным применением регулирующими органами закрепленного механизма компенсации выпадающих расходов.

Возмещение недополученных доходов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *