Временное пользование земельным участком

Статья 14. Временное пользование земельными участками

Информация об изменениях:

Законом РФ от 28 апреля 1993 г. N 4888-1 в статью 14 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Временное пользование земельными участками

Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

Предельный срок временного пользования землей устанавливается не более трех лет, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и статьями 86 и 87 настоящего Кодекса.

Для ведения северного оленеводства и отгонного животноводства земельные участки могут предоставляться во временное пользование на срок до двадцати пяти лет.

Плата за временное пользование землей поступает землевладельцу, землепользователю или арендатору, заключившим договор о временном пользовании земельным участком.

По решению местного Совета народных депутатов земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

В Гражданском и Земельном Кодексах РФ закреплены нормативы права пользования земельным участком, при которых выкуп его в собственность не является обязательным.

Но при этом допускается только целевое использование, без нарушения действующих законодательных норм. Каким бывает право пользования земельным участком, какими обязанностями при этом наделяется сам пользователь?

В РФ выделяют несколько вариаций права пользования участками:

  1. Аренда. Один из самых распространенных вариантов, когда с собственником укладывается договор на временное пользование землей. Такое контракты составляются на коммерческой основе, то есть пользователь регулярно вносит арендную плату в пользу единственного собственника (в лице которого могут выступать и местные органы самоуправления).
  2. Постоянное и безвозмездное бессрочное пользование. Земли для таких целей могут выделяться исключительно из государственных фондов постановлением местных организаций (с выдачей акта). Данное право не подразумевает коммерческой основы (при безвозмездном), то есть арендную плату арендующий не уплачивает.
  3. Наследуемое право на участок (пожизненное). Данное право на текущий момент уже не может предоставляться. Сейчас в Земельный Кодекс внесены изменения, по которым земля может предоставляться в наследство, но получатель при этом обязывается оформлять на неё право собственности или же вовсе отказываться от наследия (на свое усмотрение). В последнем случае участок переходит на баланс государства или местных органов самоуправления.
  4. Право ограниченного пользования (закрепляется сервитутом). Такое право схоже на аренду, вот только арендующему предоставляется возможность использовать участок в определенных целях. Сервитут бывает срочным и без ограниченного срока действия (от этого зависит срок действия договора).
  5. Временное право. Чаще всего применяется при передаче земли в пользу юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности.

Обратите внимание Законодательно предусмотрена возможность издания актов, по которым земли выделяются для пользования с другим набором прав.

Но предоставлять такие ресурсы вправе только муниципальные и государственные органы. Главное – это четкий перечень предоставляемых прав в акте.

Земли различных категорий подпадают под целевое использование, то есть предоставляемые права для пользователей будут строго ограниченными. Но в Земельном Кодексе закреплены базовые принципы, по которым и определяются права субъектов (то есть тех, кто и выступает в качестве пользователя):

  • при переходе участка в пользование все имеющиеся растения и их производные элементы (семена, саженцы) переходят в собственность (но только если это не противоречит законодательным нормам, к примеру, некоторые деревья категорически запрещено спиливать);
  • выполнение хозяйственных мероприятий (вся производимая продукция при этом тоже попадает под право собственности, её пользователь может использовать на свое усмотрение в ограниченных законодательных рамках);
  • находящиеся на участке природные ресурсы допускается использовать (в ограниченных законом целях);
  • выполнение строительных работ, если целевое их назначение не противоречит закону;
  • формирование водных объектов (мелиоративные мероприятия);
  • получение финансовой и иной компенсации за уход или окультуривание надела (чаще применяется к сельскохозяйственным землям после окультуривания участка).

Опять же, пользователь имеет право требовать на получение иных компенсаций, устанавливаемых правовым актом, по которому и используется земельный участок. Но все подобные условия должны оговариваться либо в договоре аренды, либо в ином акте (если предоставлено местной администрацией).

Использование земли более 15 лет

Если земельный надел используется более 15 лет, при этом не возникает законодательного нарушения, то пользователь получает возможность оформить участок в собственность (такое право ему гарантировано Гражданским Кодексом, а именно статьей 234).

Но разрешение сможет предоставить только суд при наличии заявления от пользователя. А для разбирательства должны быть выделены стороны процесса.

То есть ответчиком может выступать как предыдущий владелец, так и само государство. Но при отсутствии споров вероятность получить землю в собственность – очень высокая (если ориентироваться на практические отзывы).

Субъекты землепользования

В качестве субъектов землепользования могут выступать (по действующим нормативам Земельного Кодекса):

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • государство (местные администрации, в баланс которым земля была передана для дальнейшего распоряжения).

При этом у землепользователей, то есть субъектов, возникают свои права и обязанности в отношении предоставленных земельных участков.

Права и обязанности пользователей земли

Права формируются предоставленным актом, а также закрепленными особенностями использования по ЗК РФ (и ГК РФ, если речь идет о физических лицах). К обязанностям же относятся:

  • соблюдение действующих законодательных норм;
  • только целевое использование;
  • строительство допускается только с соблюдением санитарных и иных норм;
  • обеспечение свободного доступа, проезда;
  • передача сведений в Росреестр о текущих фактах пользования (когда это нужно);
  • своевременный коммерческий расчет за предоставленный земельный надел (при наличии договора аренды, сервитута и так далее).

Ответственность за нецелевое использование

Ответственность за нецелевое пользование полностью возлагается на пользователя. Загрязнение грунта, возведение зданий, что не отвечают инженерным или санитарным требованиям, вырубка лесов и так далее – все коммерческие потери в обязательном порядке будет компенсировать пользователь.

В ЗК РФ также предусмотрена возможность изъятия земли из пользования при нецелевом её применении. Но такие решения вправе выносить только судебным органам.

Определение порядка пользования

Согласно Гражданского Кодекса (статья 51 ФЗ) предусматривается, что на земельные участки, которые находятся в долевой собственности, право пользования распределяется в порядке, согласованном самими собственниками. Если же они не могут достичь договоренности между собой, то решение принимает суд с учетом интересов, обязанностей и прав всех сторон процесса.

Необоснованное пользование участком с извлечением выгоды подразумевает принудительное взыскание арендной платы, размер которой рассчитывается уполномоченным органом местного самоуправления. То есть если один из долевых собственников не смог получить выгоду из участка, выделенному ему на законных основаниях (из-за действия другого долевого собственника), то он получает возможность востребовать арендную плату за неполученную прибыль.

При наличии каких-либо претензий касательно порядка пользования земельным наделом собственник или лицо, обладающее определенными правами на участок, может обращаться в мировой суд с исковым заявлением.

Процесс оформления

Сейчас любое право на пользование землей заверяется внесением соответствующих данных в Росреестр. Основанием для подачи заявления в данный орган является получение каких-либо прав на землю, включая сервитут или аренду. Базовая схема оформления выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления в Росреестр. Сейчас это сделать можно и дистанционно через портал Госуслуг (но потребуется электронная подпись). Заявление вправе подавать только собственник или лицо, которое претендует на получение прав.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Отправка пакета документов, подтверждающих получение права пользования (также необходимо добавить удостоверение личности).
  4. Предоставление выписки из кадастрового плана (если ранее не проводилось межевание).
  5. Предоставление документов на отчуждение (со стороны того, у кого участок отчуждается). Как правило, это свидетельство о праве собственности.

Еще по теме: Что такое градостроительный план земельного участка

Временное пользование ЗУ

В Земельном Кодексе ещё предусмотрено право на временное пользование земельного участка. Но при этом речь не идет об получении прав на основании договора аренды. Во временное владение участки могут получать:

  1. Только государственные или муниципальные органы, если первоначальным собственником земли является само государство.
  2. Юридические лица, но только если в качестве собственника выступает другое юридическое или физическое лицо. Земля в этом случае во временное пользование предоставляется только для ведения предпринимательской деятельности.

Участки во временное пользование передаются только на срок до 3-х лет, если же речь идет о предоставлении земли, находящейся в общей долевой собственности (то есть один из собственников получает право пользоваться всем участком), то срок пользования определяется самими сторонами договора.

Плата за пользование

Плата за предоставленный земляной надел включает в себя:

  • арендную плату (если предусмотрена);
  • налог на землю (уплачивается только в период пользования).

Даже если участок предоставляется не на коммерческой основе, то налог за него обязательно платится за период фактического пользования землей. Точный его размер устанавливается административными органами.

Прекращение права пользования

Права на земельный участок аннулируются (прекращаются) на основании следующих поводов:

  • добровольный отказ от пожизненного (бессрочного) владения;
  • принудительное отчуждение (из-за нецелевого использования, нарушения законодательных норм, отчуждение инициируется по решению суда);
  • прекращение действия договора (аренда, сервитут, временное пользование).

Соответствующие данные вносятся в Росреестр.

Советуем почитать: Порядок оформления земельного участка в собственность

Итого, в ЗК РФ четко распределены возможные варианты права пользования земельными наделами. Но в любом случае за каждым целевым участком устанавливается собственник или пользователь (если это государство, то надел поступает на баланс региональной администрации).

Получение права на землю подразумевает также приобретение определенных обязанностей, ключевым из них является сохранение земли в надлежащем состоянии для последующего целевого использования.

Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 1974 года N 251
О порядке предоставления земельных
участков во временное пользование

Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся
решает:

1. Утвердить «Положение о порядке предоставления земельных участков во временное пользование в Ленинграде и его пригородах» согласно приложению N 1 и ввести его в действие с 1 июля 1974 года.

2. Обязать исполкомы райсоветов, а также предприятия, организации и учреждения, предоставившие земельные участки во временное пользование, в 1974 году переоформить договоры или выдать удостоверения на право временного пользования участками в порядке, предусмотренном «Положением».
Установить, что все разрешения на право временного пользования земельными участками, выданные после 1 декабря 1970 года и не приведенные в соответствие с настоящим решением, утрачивают силу с 1 января 1975 года.

3. Дополнить приложение к решению Исполкома Ленгорсовета от 3 мая 1971 года N 344 «О возмещении расходов по содержанию и улучшению земельных участков, представляемых во временное пользование» пунктами 31 и 32 согласно приложению N 2 с введением их в действие с 1 января 1974 года.

4. Признать утратившими силу:
решение Исполкома Ленгорсовета от 16 марта 1959 года N 14-33-п;
пункт 9 «Правил застройки Ленинграда и его пригородов», утвержденных решением Исполкома Ленгорсовета от 20 ноября 1959 года N 49-2-п;
распоряжение Исполкома Ленгорсовета от 26 мая 1964 года N 833-р.

Председатель Исполкома Ленгорсовета
депутатов трудящихся
В.Казаков
Секретарь Исполкома Ленгорсовета
депутатов трудящихся
В.Березов

Приложение N 1
к решению Исполкома Ленгорсовета
от 22 апреля 1974 года N 251

Положение
о порядке предоставления земельных участков
во временное пользование в Ленинграде и его пригородах

1. Земельные участки предоставляются во временное пользование государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям для следующих целей:
а) размещения
гаражей-боксов и открытых стоянок транспортных средств;
открытых и закрытых складов;
магазинов временного типа, ларьков, павильонов;
тентов, тележек, лотков, автолавок, киосков;
торговли с рук;
телефонных будок;
уличной фотографии;
спортплощадок и спортсооружений;
аттракционов, каруселей, качелей, танцплощадок;
тиров;
пристаней, лодочных станций, плавсредств;
других аналогичных объектов;
б) строительства;
в) проведения изыскательских или геолого-разведочных работ; разработки полезных ископаемых;
г) сооружения проездов, подъездных и объездных железнодорожных путей.
Гражданам земельные участки могут предоставляться во временное пользование для размещения гаражей-боксов, открытых стоянок транспортных средств, плавсредств, торговли с рук, разрешенного кустарного промысла и др. аналогичных целей.

2. Предоставление земельных участков во временное пользование производится:
а) из земель городской застройки, земель общего пользования и земель, занятых городскими лесами в пределах городской черты Ленинграда и других населенных пунктов;
б) из земель государственного запаса за пределами городской черты Ленинграда и других населенных пунктов.
Примечание:
В городах к землям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, городские сады, скверы, водоемы, кладбища и др. земли коммунально-бытового назначения.
Земли городской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными и иными строениями и сооружениями.
Землями государственного запаса являются все земли, не предоставленные землепользователям в бессрочное и долгосрочное пользование.

3. Предоставление земельного участка, находящегося во временном пользовании, другому землепользователю (т.е. предоставление земельного участка во вторичное пользование) может иметь место лишь после изъятия данного участка от первичного пользователя в установленном Земельным кодексом РСФСР порядке.

4. Право временного пользования землей оформляется:
а) удостоверением по форме согласно приложению N 1 к настоящему «Положению» в случаях предоставления участка из земель государственного запаса, которое выдает исполком райсовета.
Примечание:
При оформлении «Удостоверения на право временного пользования землей» в его раздел «Земельный участок предоставляется на условиях» обязательно включать следующее:
использования его землепользователем по назначению без права передачи участка какой-либо другой организации, предприятию, учреждению;
г) соблюдения землепользователем «Положения о порядке предоставления земельных участков во временное пользование в Ленинграде и его пригородах»;
б) договором по форме согласно приложению N 2 к настоящему «Положению» — во всех остальных случаях.
Примечание:
Пункт 6 «Договора о праве временного пользования землей» дополняется словами: «На основании ст.ст.137-140 Земельного кодекса РСФСР, Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1970 года «Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства» и ст.ст.15, 16 «Положения о порядке предоставления земельных участков во временное пользование в Ленинграде и его пригородах», утвержденного Исполкомом Ленгорсовета.

5. Договоры о праве временного пользования землей заключают на земельные участки:
а) из земель городской застройки, земель общего пользования, земель, занятых городскими лесами, — исполкомы райсоветов с временными землепользователями;
б) из земель, закрепленных за постоянными землепользователями, — постоянные землепользователи с временными землепользователями (вторичными).

6. Запрещается приступать к использованию земельным участком до оформления права временного пользования землей удостоверением или договором согласно пункту 4 настоящего «Положения».

7. Удостоверения и договоры на право временного пользования землей (включая вторичное землепользование) оформляются на основании распоряжения исполкома местного Совета о предоставлении земельного участка.

8. Земельные участки во временное пользование предоставляются Исполкомом Ленгорсовета и исполкомами райсоветов.

9. Исполком Ленгорсовета предоставляет земельные участки:
а) предприятиям, организациям, учреждениям в долгосрочное пользование (от 3 до 10 лет) для размещения объектов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящего «Положения», если площадь земельного участка превышает 0,5 га;
б) Управлению капитального строительства на время осуществления жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства;
в) застройщикам министерств и ведомств на время строительства, проведения изыскательских работ, сооружения проездов, подъездных и объездных железнодорожных путей и осуществления других целей разрешенного капитального строительства.

10. Указанные в пункте 9 участки предоставляются Исполкомом Ленгорсовета в следующем порядке:
а) ходатайства о предоставлении земельных участков для размещения отдельных объектов с обоснованием размера испрашиваемых участков, целей и сроков землепользования направляются заинтересованными организациями в Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ);
б) ГлавАПУ подготавливает проект распоряжения Исполкома Ленгорсовета о предоставлении земельного участка, согласовывает его с исполкомом райсовета по месту нахождения земельного участка и предоставляет в Исполком.
Примечание:

1. При разногласиях с исполкомом райсовета ГлавАПУ подготавливает проект решения для рассмотрения вопроса на Исполкоме.

2. Ходатайства о предоставлении земельных участков на период строительства, проведения изыскательских работ, сооружения проездов, подъездных и объездных железнодорожных путей представляются и рассматриваются в особом порядке, предусмотренном Правилами застройки.

11. Исполкомы райсоветов предоставляют земельные участки:
а) предприятиям, организациям, учреждениям для размещения объектов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, в долгосрочное пользование сроком от 3 до 10 лет, если площадь земельного участка не превышает 0,5 га, и в краткосрочное пользование на срок до 3 лет независимо от размера предоставляемого участка;
б) предприятиям, организациям, учреждениям во вторичное пользование с согласия постоянного пользователя независимо от срока временного землепользования и размера предоставляемого земельного участка;
в) гражданам для размещения объектов, предусмотренных последним абзацем «а» пункта 1 настоящего Положения, независимо от срока временного землепользования и размера предоставляемого земельного участка.
Примечание:
При предоставлении постоянным землепользователем земельного участка во вторичное пользование без разрешения райисполкома право землепользования (как временного, так и постоянного) подлежит прекращению, а земельный участок изъятию от землепользователей в установленном порядке.

12. Указанные в пункте 11 земельные участки предоставляются исполкомами райсоветов в следующем порядке:
а) ходатайства о предоставлении земельных участков с обоснованием размера испрашиваемого участка, целей и сроков землепользования направляются заинтересованными организациями исполкому райсовета по месту нахождения участа.
Примечание:

1. К ходатайствам о разрешении вторичного землепользования прилагается письменное согласие постоянного землепользователя с указанием адреса, размера, а также цели, срока и других условий землепользования.

2. Ходатайства о предоставлении земельных участков гражданам для размещения гаражей-боксов рассматриваются в особом порядке, установленном исполкомом Ленгорсовета;
б) вопрос о предоставлении земельных участков рассматривается в исполкоме райсовета по согласованию о ГлавАПУ.

13. Временные землепользователи обязаны:
а) использовать земельные участки для тех целей, для которых они предоставлены;
б) содержать земельные участки и прилегающие непосредственно к ним проезды, а также находящиеся на участке здания, строения, сооружения, малые архитектурные формы, элементы внешнего благоустройства, объекты архитектурно-художественного оформления и зеленые насаждения в строгом соответствии о Правилами внешнего благоустройства, требованиями исполкома райсовета и Главного архитектурно-планировочного управления;
в) беспрепятственно допускать на участок представителей исполкома райсовета и Главного архитектурно-планировочного управления, постоянного землепользователя;
г) возмещать расходы по содержанию и улучшению земельного участка, предоставленного во временное пользование, в размерах, установленных решением Исполкома Ленгорсовета с учетом характера использования земельного участка;
д) к окончанию срока, установленного удостоверением или договором, освободить земельный участок от возведенных строений, сооружений, другого имущества и благоустроить его, освобожденный участок сдать по принадлежности в установленный срок с составлением акта по форме согласно приложению N 3.
В таком же порядке сдать участок при ликвидации временного землепользователя как юридического лица, при досрочном освобождении участка или в других случаях прекращения права временного пользования участком.
Земельные участки, изымаемые по основаниям, указанным в п.14 настоящего «Положения», .землепользователи обязаны сдать к сроку, указанному в решении исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся об изъятии земельного участка.
В случае неосвобождения (несдачи) земельного участка в указанные сроки участок подлежит освобождению в принудительном порядке через Госарбитраж, народный суд.
Примечание:
Предприятия, организации, учреждения и граждане, не сдавшие земельные участки с соблюдением требований, установленных настоящим пунктом, и в предусмотренный договором (удостоверением) срок, признаются самовольными землепользователями.

14. Право временного пользования земельным участком подлежит досрочному прекращению в следующих случаях:
а) неосвоения участка в течение 3 месяцев со дня оформления договора (удостоверения) на право временного пользования землей при краткосрочном пользовании (сроком до 3 лет) и в течение года при долгосрочном пользовании (сроком от 3 до 10 лет);
б) использования участка не в соответствии с целью, указанной в удостоверении или в договоре;
в) необходимости изъятия участка для других государственных или общественных нужд, а также для предоставления участка под гараж инвалиду, имеющему автомобиль с ручным управлением и проживающему вблизи участка;
г) передачи временным землепользвателем участка во вторичное пользование;
д) бесхозяйственного использования.
Примечание:
Изъятие земельного участка от временного пользователя под государственные и общественные нужды производится на основании решения Исполкома Ленгорсовета, а во всех остальных случаях — по решению органа, предоставившего земельный участок во временное пользование.

15. Освобождение земельного участка в случаях досрочного прекращения права пользования им, кроме предусмотренных п.14 настоящего Положения, производится по соглашению сторон по договору, а при отсутствии соглашения через Госарбитраж или народный суд (при решении опора о гражданами).

16. Споры по временному землепользованию рассматриваются:
а) все споры между предприятиями, организациями и учреждениями — Исполкомом Ленгорсовета или исполкомами районных Советов в зависимости от того, каким исполкомом предоставлялся земельный участок (п.п.9, 11 настоящего Положения);
б) споры между гражданами:
— о порядке пользования совладельцами строений общим земельным участком — народными судами по месту нахождения земельного участка;
— по остальным видам споров — исполкомами районных или поселковых Советов по принадлежности территории;
в) все споры между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами — исполкомами районных Советов.

17. За нарушение земельного законодательства виновные должностные лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в частности:
— в размере 100 рублей за использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, а также за загрязнение производственными и иными отходами, сточными водами, бесхозяйственное использование;
— в размере 50 рублей — за несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по проведению их в состояние, пригодное для использования по назначению.

16. За самовольное занятие земельных участков виновные должностные лица (по распоряжению которых был занят земельный участок) несут уголовную ответственность по ст.171 Уголовного кодекса РСФСР, а виновные граждане за самовольный захват земли — по ст.199 Уголовного кодекса РСФСР.

Приложение N 1
к «Положению» решения
Исполкома Ленгорсовета
от 22 апреля 1974 года N 251
Форма 2
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 марта 1971 года N 165

Штамп
райисполкома
(горисполкома)

Удостоверение
на право временного пользования землей

Примечание. Удостоверение скрепляется гербовой печатью райисполкома (горисполкома).

Приложение N 2
к «Положению» решения
Исполкома Ленгорсовета
от 22 апреля 1974 года N 251
Форма 1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 марта 1971 года N 165

Договор
о праве временного пользования землей

Примечание. Договор скрепляется гербовыми печатями соответствующих предприятий, организаций, учреждений.

Приложение N 3
к «Положению» решения
Исполкома Ленгорсовета
от 22 апреля 1974 года N 251

Акт

Приложение N 2
к решению Исполкома Ленгорсовета
от 22 апреля 1974 года N 251

N п/п

Характер использования земельных участков и их расположение

Единица измерения

Срок пользования

Размер возмещения (руб.коп.)

Земельные участки для стоянки (открытой, закрытой) транспортных средств государственных, кооперативных и общественных организаций

кв.м

год

Площадка для тренировки собак

кв.м
кв.м

год
месяц

0-10

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Временное пользование земельным участком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *