Вывод в распоряжение

Указом Президента РФ ОППВС установлено, что военнослужащий в распоряжении подпадает под компетенцию начальника/командира военной части. Только командир ВЧ наделен полномочиями отдавать приказы и распоряжения заштатникам. С одной стороны, это нормативное требование регламентирует порядок нахождения армейца за штатом, но с другой — не дает необходимой конкретики, которая требуется при определении объема общих обязанностей солдата в каждом отдельном случае. По этой причине заштатник должен руководствоваться общей армейской обязанностью — выполнять приказы своего командира, а уже насколько правомерны такие распоряжения, и кто несет ответственность за их исполнение — это нужно определять, исходя из сложившейся ситуации, и руководствуясь положениями общевоинских уставов.

Кого и как выводят за штат

Зачисление работающего военнослужащего в распоряжение — это фактически снятие его с должности без окончательного увольнения. Таким правом наделены руководители, в полномочия которых входит назначение служащих на данную вакансию. Список должностных лиц, обладающих правом подписывать приказы по личному составу, утверждается Министерством обороны РФ.

Например, если начальник ВЧ назначил вас на должность инспектора финансово-экономического отдела ВЧ, то и вывести в распоряжение с этой должности может только этот руководитель в случае:

  • сокращения или освобождения от должности, ликвидации части;
  • регистрации уголовного дела по обвинению армейца;
  • нахождения в плену;
  • невозможности увольнения (декретницы, служащие до предоставления бесплатного жилья, если оно положено по закону).

В приказе на выведение за штат указывается срок, в который армеец обязан сдать свои дела и оружие. Дата выполнения этого пункта приказа считается сроком выведения в распоряжение.

Периоды нахождения за штатом:

  • при освобождении от выполнения должностных обязанностей — не более 3-х месяцев (на этот шаг руководство идет при понижении армейца в должности);
  • при сокращении – до 6-ти месяцев;
  • для обвиняемых — до момента вступления приговора по делу в законную силу;
  • для декретниц — до окончания декретного отпуска;
  • для тех, кто ждет квартиру — до момента предоставления жилья.

В течение указанного периода заштатнику выплачивается денежное содержание (ЕДВ) по последней должности и все положенные надбавки (кроме секретности). После истечения срока выплаты должны быть прекращены, а также принято решение о дальнейшем пребывании заштатника на военной службе.

В период нахождения за штатом армейцу запрещено устраиваться на гражданские должности, заниматься предпринимательством, и покидать пределы РФ. Если будет установлено нарушение этого запрета, то военнослужащего привлекут к материальной и административной ответственности.

Выведение армейца за штат считается процедурой с высоким риском возможного нарушения прав военнослужащего. В этой ситуации нужно выбрать максимально грамотную тактику поведения с командованием, чтобы не оказаться на гражданке без квартиры, пенсии и дополнительных социальных льгот.

Как служить за штатом

Армейцы, находящиеся в распоряжении, могут привлекаться к выполнению общих и специальных воинских заданий. Это значит, что на служащего возлагаются все обязанности, которые он выполнял по службе, кроме должностных полномочий.

Данное требование не распространяется на контрактников, которые находятся в отпуске, на лечении, содержатся под стражей.

Общие обязанности военнослужащего за штатом:

  • соблюдать распорядок дня ВЧ;
  • следовать правилам ношения формы;
  • выполнять приказы командира ВЧ;
  • соблюдать субординацию и порядок уставных взаимоотношений с военнослужащими;
  • не нарушать воинскую дисциплину.

Соответственно, если вас вывели за штат, вы все равно обязаны являться в военную часть, докладывать о своем прибытии начальнику/командиру ВЧ, и следовать Уставу. Неявка на службу может быть расценена командованием как нарушение воинской дисциплины, и заштатника привлекут к дисциплинарной ответственности за грубый проступок. За такое нарушение может быть применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по отрицательным мотивам (НУК).

Более того, заштатник может быть привлечен к уголовной ответственности, если не будет являться на службу более 10-ти дней.

Из реальных обязанностей, которые могут быть поручены распоряженцу — командировки, организация и участие в мероприятиях, не связанных с доступом к государственной тайне и оружию.

Подробно о регламенте служебного времени военнослужащих по контракту читайте в этой статье.

Выполнение специальных задач

Специальными армейскими обязанностями считаются:

  • хождение в наряды и караул;
  • дежурства;
  • участие в специальных операциях при чрезвычайных происшествиях и так далее.

Согласно обще-воинскому Уставу, каждый армеец должен выполнять эти обязанности по приказу командира. Однако есть ли такая обязанность у служащего, выведенного за штат? Эксперты в вопросах военного права единогласно утверждают, что нет.

Во-первых, заштатник не имеет право на ношение оружия. Если организованные специальные мероприятия допускают участие безоружных военнослужащих, то теоретически выполнение таких обязанностей может быть возложено на распоряженца, но на практике таких ситуаций не возникает. Более того, заштатнику запрещается выдавать чужое оружие, не закрепленное за ним приказом. В противном случае, любое ЧП с участием такого боевого оружия может стать причиной огромного количества неприятностей для командира ВЧ.

Во-вторых, после выведения за штат прекращается доступ армейца к секретным сведениям, государственной и военной тайне. Выполнение специальных задач невозможно без получения секретной информации, фактически заштатник не имеет права получать и использовать такие сведения для выполнения поставленных задач. Срыв мероприятий по вине отсутствия у их участника специальных допусков к информации — проблема для руководства.

Таким образом, очевидно, что привлечение распоряженца к исполнению специальных обязанностей грозит большими неприятностями для командования ВЧ, и именно поэтому в большинстве случаев военнослужащих за штатом обязывают выполнять только общие воинские требования.

Приглашаем обсудить проблемные вопросы службы за штатом и возможные пути защиты своих прав.

ЗАЧИСЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА): ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

П.С. ГУСЬКОВ
П.С. Гуськов, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Главной особенностью правового положения военнослужащего, находящегося в распоряжении, является прохождение им военной службы не на воинской должности, что влечет за собой определенные правовые последствия, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выплатой денежного довольствия, присвоением воинских званий.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и Положением, — до его исключения.
Хотелось бы отметить, что перечень оснований зачисления военнослужащих в распоряжение, содержащихся в указанной статье, является исчерпывающим, поэтому зачисление в распоряжение по каким-то другим основаниям (например, в связи с необеспеченностью жильем военнослужащих, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых с военной службы по «льготным» основаниям) является неправомерным.
Зачисление в распоряжение допускается в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Поскольку по своему правовому положению офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и для них законодательством не предусмотрено иное (абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), постольку они также могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).
На военнослужащих, представляемых к зачислению в распоряжение командира (начальника), оформляется представление по форме, определенной Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 350, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равными и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами. Принятые решения отражаются в представлении в разделе «заключения прямых начальников».
Зачисление военнослужащего в распоряжение производится приказом по личному составу, который издает должностное лицо, имеющее право назначать на воинскую должность, на которой находится указанный военнослужащий. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности и зачислению в распоряжение определены Приказом министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» 2002 г. N 110. В соответствии с данным Приказом полномочиями по зачислению военнослужащих в распоряжение обладают следующие должностные лица:
— министр обороны Российской Федерации;
— заместители министра обороны Российской Федерации;
— главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;
— командующие войсками военных округов, флотами;
— командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
— начальники центральных органов военного управления, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
— командующие объединениями и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
— командиры соединений и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
— начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов;
— командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, для которых штатом предусмотрены воинские звания «полковник», «капитан 1 ранга», имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.
Как видно, данный Приказ установил два основных критерия, определяющих указанные полномочия: должностное лицо, осуществляющее назначение военнослужащего на ту или иную воинскую должность, должно соответствовать определенному уровню среди руководителей органов военного управления, а также в его непосредственном подчинении должен находиться кадровый орган, под которым понимается кадровая группа или выше.
В соответствии со ст. 13 Положения допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника), не являющегося его ближайшим прямым начальником. Примером может служить зачисление военнослужащих в распоряжение при их переводах между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления, а также межокружных переводах.
Приказ министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110 установил следующую компетенцию должностных лиц, осуществляющих указанные переводы:
— переводы офицеров между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и центральными органами военного управления производятся приказами министра обороны Российской Федерации;
— переводы прапорщиков (мичманов) между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления и органами военного управления производятся по взаимному согласованию соответствующих заместителей министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих, командующих и начальников;
— межокружные переводы офицеров и прапорщиков (мичманов) производятся приказами главнокомандующего Сухопутными войсками — заместителя министра обороны Российской Федерации;
— межокружные переводы офицеров квартирно-эксплуатационной службы, подразделений государственного технического надзора, государственной экспертизы проектов, военпроектов и отделов реализации военного имущества военных округов производятся приказами начальника строительства и расквартирования войск — заместителя министра обороны Российской Федерации;
— переводы офицеров и прапорщиков между объединениями Военно-воздушных сил (армия) производятся приказами главнокомандующего Военно-воздушными силами;
— межфлотские переводы офицеров и мичманов (прапорщиков) производятся приказами главнокомандующего Военно-Морским Флотом.
При убытии военнослужащего из воинской части в связи с зачислением в распоряжение он исключается из списков личного состава воинской части приказом по строевой части (подп. «б» п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170).
Статус военнослужащего на лиц, зачисленных в распоряжение, распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности.
Исключением является возложение на данных военнослужащих обязанностей по вакантным воинским должностям в соответствии с п. 1 ст. 12 Положения. Одним из наиболее часто встречаемых нарушений прав военнослужащих, находящихся в распоряжении, является возложение на них обязанностей по вакантным воинским должностям командирами (начальниками), не обладающими для этого достаточными полномочиями. В ст. 12 Положения установлено, что возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. Как уже упоминалось выше, полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности определены Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110, который установил исчерпывающий перечень должностных лиц, обладающих данными полномочиями. Командиру (начальнику), не входящему в данный перечень, необходимо предвидеть возможные негативные последствия своих действий, в частности отсутствие правовых оснований для привлечения военнослужащего к ответственности за невыполнение возложенных на него обязанностей.
Снятия специальных обязанностей (несение службы в суточном наряде и др.) с военнослужащих, зачисленных в распоряжение, законодательство не предусматривает.
В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 431 военнослужащим, зачисленным в распоряжение, денежное довольствие выплачивается в установленных размерах и порядке за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения. По истечении установленных сроков денежное довольствие может выплачиваться военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения, по решению министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. Примечательно, что в перечне указанных должностных лиц почему-то отсутствуют заместители министра обороны Российской Федерации. Кроме того, Приказ содержит еще один недостаток. Исходя из смысла Приказа, командование может прекратить выплату денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения, при нахождении их в распоряжении свыше установленных сроков. Возникает вопрос: насколько это будет соответствовать законодательству Российской Федерации? Правомерно ли будет, например, прекращение выплаты денежного довольствия военнослужащему, находящемуся в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями сверх установленных сроков? В ст. 37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обеспечение их денежным довольствием. В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащего в распоряжение командира в связи с освобождением от воинской должности при организационно-штатных мероприятиях производится на срок не свыше шести месяцев. Но каких-либо ограничений, в том числе по обеспечению денежным довольствием при нарушении указанного срока, действующим Положением не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Положения обязанность по принятию решения о назначении военнослужащего, находящегося в распоряжении, на должность в возможно короткий срок возлагается на командование, а не на военнослужащего. С учетом вышесказанного прекращение выплаты военнослужащему денежного довольствия в данном, а также во всех остальных случаях нахождения в распоряжении сверх установленных сроков является неправомерным.
Законодательство о прохождении военной службы не содержит прямого запрета присваивать военнослужащему, находящемуся в распоряжении, очередное воинское звание. Однако анализ ст. 22 Положения позволяет сделать вывод, что вопрос о присвоении очередного воинского звания военнослужащему, находящемуся в распоряжении, может быть решен только после его назначения на воинскую должность (должность), поскольку возможность присвоения очередного воинского звания напрямую зависит от штатно-должностной категории воинской должности военнослужащего.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
«О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
«ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.02.2003 N 123
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 23.05.1999 N 170
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 17.08.2000 N 431
«О ВЫПЛАТЕ ОКЛАДОВ МЕСЯЧНОГО ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ,
НАХОДЯЩИМСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА)»
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 07.03.2002 N 110
«О ПОЛНОМОЧИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОФИЦЕРОВ И ПРАПОРЩИКОВ (МИЧМАНОВ) НА
ВОИНСКИЕ ДОЛЖНОСТИ, ОСВОБОЖДЕНИЮ ИХ ОТ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ,
УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРИСВОЕНИЮ ИМ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ»
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОФИЦЕРАМИ И
ПРАПОРЩИКАМИ (МИЧМАНАМИ) В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Право в Вооруженных Силах, N 8, 2003

ЧЕМ БОЛЬШЕ ГРАЖДАН С А и Б, ТЕМ КРЕПЧЕ НАША ОБОРОНА «

Перевод военнослужащего в распоряжение

Здравствуйте! вот тут дано общее описание этих вопросов http://www.lawmix.ru/comm/3815 эти вопросы регулируются указом президента — Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 Вопросы прохождения военной службы

В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Главной особенностью правового положения военнослужащего, находящегося в распоряжении, является прохождение им военной службы не на воинской должности, что влечет за собой определенные правовые последствия, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выплатой денежного довольствия, присвоением воинских званий.

Статья 13. Порядок зачисления в распоряжение командира (начальника)

1. Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. 2. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки: а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца; б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев; в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу; г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе, — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе; д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца; е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим; ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения; з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска; ГАРАНТ:Решением Верховного Суда РФ от 9 марта 2005 г. N ВКПИ04-132, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 июня 2005 г. N КАС05-218, подпункт «и» пункта 2 статьи 13 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, — до его исключения. 3. Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.

Зачисление военнослужащего в распоряжение производится приказом по личному составу, который издает должностное лицо, имеющее право назначать на воинскую должность, на которой находится указанный военнослужащий. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности и зачислению в распоряжение определены Приказом министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» 2002 г. N 110.

вопрос уведомлений в данных приказах в сожалению не рассмотрен и не указан, именно применительно к этой ситуации

ГВП отвечает: Обязанности военнослужащего при нахождении в распоряжении

Вопрос:

Подполковник Лунев Игорь Николаевич. В ВС с 1980 г., выслуга 31 год. В 2005 перенес обширный инфаркт и был признан ВВК по п. «Д» не годен к военной службе. С 2009 года нахожусь в распоряжении при облвоенкомате (жду положенную жилплощадь). Обязан ли я ежедневно прибывать в военкомат и отмечаться в журнале прибытия?

Игорь Лунев, г. Екатеринбург

Ответ:

Исчерпывающие основания зачисления военнослужащих в распоряжение командиров (начальников) предусмотрены п.4 ст.42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе от 28.03.1998 № 53-ФЗ, а также ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы. Зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности — на срок не более трех месяцев.

Порядок освобождения военнослужащих от занимаемых должностей регламентирован ст. 14 названного Положения, в соответствии с которым военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При этом освобождение военнослужащего от воинской должности и зачисление в распоряжение командира по таким основаниям, как окончание срока контракта о прохождении военной службы, невыполнение государством взятых на себя обязательств перед военнослужащим законом не предусмотрено.

Отсутствие Вашего согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением, с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.12.2010 № 1622-О-О по запросу Новороссийского гарнизонного военного суда по уголовному делу в отношении И.В. Голоты, означает, что Вы добровольно принимаете на себя обязательства по несению военной службы до обеспечения жилым помещением, в т.ч. после истечения срока, указанного в контракте, т.е. проходите военную службу в добровольном порядке (по контракту) до обеспечения жильем.

С учетом этого, даже после окончания срока контракта военнослужащий обязан выполнять все его условия, предусмотренные п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

В связи с проводимыми в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации преобразованиями, наличием целого ряда проблем в области материального обеспечения увольняемых военнослужащих особую актуальность с теоретической и практической точек зрения приобретают вопросы, связанные с последствиями зачисления военнослужащих в распоряжение командира (начальника), а также с особенностями материального обеспечения названной категории военнослужащих.

Нахождение военнослужащих в распоряжении командиров (начальников) в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) является частным случаем прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях.
Пунктом 4 ст. 42 названного федерального закона установлено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
— нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более 3 месяцев;
— нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более 6 месяцев;
— нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу;
— прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, указанным в п. 1 ст. 44 вышеназванного федерального закона;
— в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника) производится в порядке, установленном ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237) (с последующими изменениями).
Статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) – не более чем на 3 месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более чем на 6 месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу;
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, не годным к военной службе, – до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой – не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца – до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного – до его освобождения;
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещала военнослужащий-женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, – до окончания этого отпуска;
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, – до его исключения.
Как указывалось выше, военнослужащие могут быть зачислены в распоряжение должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности установлены ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, приказом министра обороны РФ от 11 декабря 2004 г. № 410 «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (с последующими изменениями).
В качестве отдельных положений, определяющих порядок нахождения военнослужащих в распоряжении командиров (начальников), следует назвать следующие:
Пунктом 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы одним из условий, которые должны соблюдаться при назначении военнослужащих на воинские должности, названо следующее условие: «назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), должно производиться в возможно короткий срок, не позднее срока, установленного федеральным законом и настоящим Положением.»
В соответствии с абз. 3 п. «а»
ч. 4 ст. 34 вышеназванного Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и при отсутствии других оснований для увольнения при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 данного федерального закона и указанным Положением, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что военнослужащие, зачисленные в установленном порядке в распоряжение командира (начальника), обладают статусом военнослужащих.

Статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Особенности правового статуса военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что названные военнослужащие проходят военную службу не на воинских должностях.
В данном контексте следует выделить следующие особенности правового статуса указанной категории военнослужащих:
1. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются должностные обязанности, определяемые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных военнослужащему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом на военнослужащих, зачисленных в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), в полном объеме распространяются общие и специальные обязанности военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих определены ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Некоторые общие обязанности военнослужащих (возлагаемые вне зависимости от занимаемых воинских должностей) определены в других статьях Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Специальные обязанности военнослужащие исполняют при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах (ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 22 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).
Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и др.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Действующее законодательство не содержит прямого запрета на привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, к выполнению специальных обязанностей (привлечение к несению боевого дежурства (боевой службы), назначение в суточные и гарнизонные наряды, привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах).
При этом необходимо руководствоваться специальными правилами, установленными для данного вида службы (боевого дежурства, суточного наряда и т.д.), а также требованиями, предъявляемыми законодательством к личному составу, назначаемому (привлекаемому) к этому виду службы.
Так, например, в соответствии со ст. 283 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации дежурный по полку назначается из офицеров управления полка и батальонов, командиров рот и им равных. В отдельных батальонах и им равных воинских частях разрешается назначать дежурным по воинской части командиров взводов, а также прапорщиков штаба и служб батальона. В приведенном случае категории военнослужащих, которые могут быть назначены дежурными по полку, определены в зависимости от воинских званий и от принадлежности к названным в ст. 283 Устава подразделениям полка.
2. В соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.
Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.
Военнослужащие, зачисленные в распоряжение, воинских должностей не занимают и поэтому не могут являться начальниками или подчиненными по служебному положению. Соответственно их статус «начальник – подчиненный» по отношению к другим военнослужащим должен определяться их воинским званием.
Статьей 36 Устава внутренней службы предусмотрено, что по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:
маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота – для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга – для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана
3 ранга – для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
младшие офицеры – для сержантов, старшин, солдат и матросов;
прапорщики и мичманы – для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
сержанты и старшины – для солдат и матросов одной с ними воинской части.
Кроме того, начальником для военнослужащего, зачисленного в распоряжение, будет являться то должностное лицо, в распоряжение которого этот военнослужащий зачислен.
3. Военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников), не несут ответственности за правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.
В связи с тем, что военнослужащие, зачисленные в распоряжение, не замещают воинских должностей и на них не возлагаются должностные обязанности, они не могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

4. Военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников), не устанавливаются меры правовой и социальной защиты, а также виды материального обеспечения, установление которых в соответствии с действующим законодательством производится с учетом занимаемых военнослужащими воинских должностей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В связи с тем, что военнослужащие, зачисленные в распоряжение, проходят военную службу не на воинских должностях и не исполняют должностных обязанностей, для них не устанавливаются меры правовой и социальной защиты, а также некоторые виды материального обеспечения, предоставление которых действующим законодательством напрямую связано с замещением определенных категорий воинских должностей.
Примечание: в том случае, если на военнослужащего, находящегося в распоряжении, возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности в порядке, установленном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, на этого военнослужащего распространяются меры правовой и социальной защиты, а также виды материального обеспечения, предусмотренные для военнослужащих, замещающих временно исполняемую должность. В указанном случае военнослужащий также может быть привлечен к соответствующему виду ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, установленных по воинской должности, к временному исполнению которой он допущен.
Особенности материального обеспечения военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что они проходят военную службу не на воинских должностях и не исполняют должностных обязанностей. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются меры правовой и социальной защиты, а также некоторые виды материального обеспечения, предоставление которых действующим законодательством напрямую связано с замещением определенных категорий воинских должностей.
Предоставление военнослужащим натуральных (неденежных) видов материального обеспечения (продовольственного, вещевого, обеспечения жилыми помещениями, медицинского, транспортного и др.) в соответствии с действующим законодательством осуществляется, как правило, вне зависимости от того, проходят они военную службу по контракту на воинских должностях или находятся в распоряжении. Соответственно в том случае, если в нормативном правовом акте не указано особо на то, что конкретный вид натурального материального обеспечения (конкретная норма обеспечения) предоставляется военнослужащим, замещающим определенные воинские должности, группы должностей, то данный вид натурального обеспечения (норма) распространяется и на военнослужащих, зачисленных в распоряжение.
Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определены в Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с последующими изменениями) (Приложение к приказу министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200).
В соответствии с п. 46 указанного Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определенных статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются:
— оклады по воинскому званию,
— оклады по ранее занимаемой воинской должности,
— процентная надбавка за выслугу лет,
— ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в порядке, предусмотренном пунктами 109-110 Порядка.
П. 47 Порядка устанавливает, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командиров (начальников) по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы, по истечении установленного срока нахождения в распоряжении командира (начальника) денежное довольствие может выплачиваться по решению министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), заместителей министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника аппарата министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, флотами, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны.
В связи с изложенным необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что цитируемым пунктом 47 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих фактически урегулированы правоотношения, которые могут возникнуть только при нарушении соответствующими органами военного управления правил, установленных п. 2 ст. 13 Положения, п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Напомним, что названными нормами Положения и федерального закона предусмотрено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) – не более чем на 3 месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более чем на 6 месяцев.
С юридической точки зрения зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника) на сроки, превышающие установленные Положением и вышеназванным законом, а равно бездействие органов военного управления (должностных лиц), повлекшие нахождение военнослужащих в распоряжении свыше этих сроков, должны признаваться неправомерными как несоответствующие нормам названных закона и Положения.
Парадоксально, но цитируемый пунктом 47 Порядка при возникновении ситуации, обусловленной неправомерными действиями соответствующих должностных лиц, предписывается прекращать военнослужащим, находящимся в распоряжении, выплату денежного довольствия, то есть, по сути, приказ предусматривает ограничение прав военнослужащих на денежное довольствие на том основании, что в отношении их допущены неправомерные действия со стороны органов военного управления. Подобную ситуацию нельзя признать соответствующей принципу законности, так как ответственность за неправомерные действия органов военного управления возлагается не на виновных лиц, а на военнослужащих, в отношении которых допущено нарушение.
В случае нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении свыше сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения, и прекращения выплаты этому военнослужащему денежного довольствия за период нахождения в распоряжении свыше этих сроков военнослужащим могут быть применены предусмотренные законом способы защиты прав и законных интересов.
На практике также очень часто возникают вопросы, связанные с прекращением выплаты военнослужащим, зачисленным в распоряжение, некоторых дополнительных выплат или снижением их размера. Рассмотреть все указанные вопросы в рамках данной статьи, а также в связи с неоднозначностью их правового урегулирования, возможным не представляется. Указанные вопросы в различной постановке являлись предметом судебного рассмотрения Конституционного суда и Верховного суда Российской Федерации и даже на таком высоком уровне не получили однозначного разрешения.

Вывод в распоряжение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *