Вывоз мусора коммунальная услуга

Время чтения: 7 минут

В содержание общего имущества МКД входит сбор и вывоз бытового мусора. Оплачивать эту услугу должны жильцы. Однако в платежных документах с 1 января 2016 года появилась новая строка, где этот мусор называется коммунальными отходами. Граждане интересуются, вывоз ТБО – это жилищная или коммунальная услуга и по каким принципам насчитывается ее оплата.

Что считается твердыми коммунальными отходами

К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность. Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

Наиболее распространенные виды ТБО:

  • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль;
  • резина;
  • пищевые отходы;
  • бумага.

Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

Прежде, согласно ст. 156 операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.

Введенные изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

  • правильному сбору;
  • транспортировке;
  • утилизации;
  • захоронению;
  • обработке;
  • обезвреживанию.

Вывоз ТКО: статус услуги с точки зрения закона

Законодательные поправки изменили статус операций, связанных с обращением с ТБО. В результате сбор и вывоз мусора – коммунальная услуга с 2017 года.

До вступления в силу изменений в законодательстве услуги по вывозу мусора оказывали управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они заключали договоры и контролировали исполнение подрядчиками его требований.

Изменения в правилах обращения с ТКО, закрепленные законодательно, позволяют легко установить, вывоз ТБО – это жилищная услуга или коммунальная услуга. Нормы закона теперь четко определяют, что обращение с твердыми отходами относится к сфере ответственности коммунальных служб, выводя такие операции из перечня услуг по содержанию жилья.

Закон расширяет и изменяет терминологию, определяя этот тип услуг как коммунальные.

В расшифровке обновленной аббревиатуры ТКО (твердые коммунальные отходы) содержится ответ на вопрос, является ли коммунальной услугой или нет обращение с подобным мусором.

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Как упоминалось выше, сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов входят в понятие деятельности по обращению с ТКО и поручаются региональному оператору. Так называется юридическое лицо, заключающее договор на оказание подобных услуг с собственником отходов, места сбора которых расположены в зоне его деятельности.

Региональные операторы осуществляют все процедуры самостоятельно или привлекают субподрядчиков.

Плата за вывоз мусора в тарифах ОСМД рассчитывается по новым правилам, установленным законодательством.

Как определяется оператор

Деятельность операторов регулируют положения . В ФЗ № 89 установлен порядок присвоения такого статуса организациям, работающим с ТКО.

Региональные операторы получают статус на 10 лет. Закон предписывает организацию конкурса для выбора оператора и наделяет правами на его проведение уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правила конкурса содержатся в .

Как заключается соглашение с региональным оператором

С победителем конкурса заключается договор на предоставление услуг по обращению с ТКО. Его обязательно подписывают ИП и юридические лица.

С жителями частного сектора и МКД подписывается договор публичной оферты, в рамках которого будет оказываться услуга. Возможно также конклюдентное соглашение. Это значит, что на основании совершения обусловленных обоюдным согласием действий договор считается заключенным без составления письменного контракта. Жильцы собирают мусор в отведенных для этого местах, откуда его вывозит региональный оператор.

Услуга по обращению с ТКО может предоставляться жителям МКД на основании договора с каждым из собственников жилья. Это решение принимается на общем собрании жильцов.

Если домом управляет УК, именно она заключает договор с региональным оператором. Форма соглашения определена в В нем обозначены основные права и обязанности сторон, включая то, как оплачивается данная услуга.

Как формируются тарифы и стоимость услуг

В связи с переводом услуги по обращению с твердыми отходами в категорию коммунальных изменился принцип ее тарификации и, как следствие, стоимость. Например, раньше плата за данную операцию определялась исходя из расчета за 1 м2 занимаемой жильцом в МКД площади. То, как рассчитывается оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2020 году по новым правилам, определено в .

Размер оплаты вычисляется с учетом нормативов накопления твердых отходов на одного человека.

Нормативом считается среднее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется за единицу времени.

Вторым значимым элементом для расчета величины оплаты служат тарифы на вывоз ТБО для на 2020 год для населения.

Кто уполномочен устанавливать тарифы

До принятия постановления и изменения порядка начисления оплаты за обращение с ТКО организации, оказывающие услуги по вывозу мусора, самостоятельно устанавливали цены с учетом существовавших ограничений. Теперь, согласно законодательным актам, тарифы и нормативы будут одинаковыми в рамках регионов.

Федеральное законодательство также определяет, кто устанавливает тарифы на вывоз ТБО. Эта функция возложена на специальные тарифные комиссии региональных операторов по обращению с отходами.

Установление предельного тарифа отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

Расчетная формула оплаты стоимости коммунальной услуги по обращению с ТО включает:

  • утвержденные нормативы ЖКХ по вывозу мусора;
  • установленный тариф;
  • количество жильцов, постоянно и временно проживающих в помещении в МКД.

Вычисления производятся по такому алгоритму:

количество проживающих в квартире х норматив х тариф = годовая величина оплаты.

Разделив полученный результат на 12, можно определить, сколько стоит в ЖКХ вывоз мусора ежемесячно.

Правила учета ТБО для определения тарифа

Фактическое количество отходов и объем контейнеров – важные составляющие расчета ежемесячной стоимости вывоза отходов с человека.

Весь мусор сортируется, после чего его организуется его раздельное хранение и утилизация. С этой целью устанавливаются контейнеры разного цвета для сортировки мусора на:

  • биоразлагаемый,
  • стекло,
  • бумагу,
  • отходы, не прошедшие сортировку.

Ответственность за содержание мест сбора ТБО (ТКО)

Обслуживание мест сбора отходов не относится к компетенции региональных операторов. Согласно Правилам обращения с ТКО (п. 13), утвержденным постановлением № 1156, ответственность за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов возлагается:

  • на собственников жилых помещений;
  • на УК, если с ней заключен договор на обслуживание.

Ознакомьтесь, в чем заключаются права и обязанности УК.

Если места для контейнерных площадок, сбора крупных отходов или прилегающие к ним территории не относятся к общему имуществу МКД, то за содержание этих территорий отвечают их собственники.

В случае, если земля, на которой находится контейнерная площадка, принадлежит юридическому или физическому лицу, а многоквартирным домом управляет ТСЖ (ТСН), то жильцы должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Узнайте подробнее, что входит в права и обязанности ТСЖ.

Порядок вывоза отходов

Требования к оказанию услуги по обращению с ТКО определены в . Периодичность вывоза отходов из места накопления зависит от времени года и температуры окружающей среды.

Так, в холодное время года, при среднесуточной температуре +5°C, мусор должны вывозить не реже 1 раза в 3 суток. Ежедневному вывозу подлежат отходы в теплый сезон, если средняя температура выше +5°C.

Нормативный акт определяет рамки допустимого отклонения сроков, а также то, как начисляется плата за период, в котором произошел сбой.

В случае многократного нарушения правил или условий договора регионального оператора могут досрочно лишить статуса исполнителя.

Кому жаловаться на исполнителя

Если поставщик услуги нарушает нормы законодательства, потребитель может сообщить в местные органы власти о том, что региональный оператор игнорирует условия соглашения. Претензию следует направить в инстанцию, которая подписывала договор с оператором от имени региона.

Узнать, кто его заключал, несложно – текст контракта размещается на сайте исполнителя услуги. Например, в Белгородской области это соглашение заключил департамент ЖКХ.

Можно жаловаться и в другие организации, деятельность которых прямо или косвенно связана с последствиями некачественного оказания услуги. К ним относится:

  • региональная энергетическая комиссия (нарушения в области тарифов на услуги);
  • Роспотребнадзор (нарушение эпидемиологических и санитарных норм);
  • Росприроднадзор (неисполнение условий лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности, которое влечет проблемы, связанные с охраной окружающей среды и экологией).

Если обращения в эти ведомства не имели положительного результата, следует поставить в известность прокуратуру.

Как вывозятся отходы из частного сектора

До принятия изменений в законодательстве жители частного сектора могли не заключать договоры на вывоз мусора с территории домовладений, но теперь оплата этой услуги для них обязательна.

Квитанции на оплату вывоза ТКО получит каждый собственник и гражданин, зарегистрированный в частном доме, непосредственно с начала деятельности регионального оператора.

Основанием для получения услуги по обращению с ТКО и начисления оплаты является публичный договор, заключаемый независимо от желания собственника.

Тарифы на вывоз мусора в частном секторе рассчитываются по специальным формулам. Стоимость услуги устанавливают уполномоченные органы, как и в случае многоквартирных домов.

Кроме того, для жильцов индивидуальных жилых строений по установленной формуле производится расчет в отношении нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На конечную стоимость влияет тариф за вывоз мусора с человека и нормативы накопления.

Для оказания услуги оператор, в соответствии с региональной схемой размещения мест накопления ТКО, должен обеспечить обслуживаемую территорию контейнерами.

Слабые стороны нового закона

Реформирование сферы обращения с ТБО в полной мере начнется с 1 января 2020 года. Однако изменения в законодательстве оставили ряд спорных вопросов. В частности, они касаются определения термина ТКО в законодательном акте и возможности отнесения к ним некоторых категорий отходов.

Открытым остается вопрос финансирования обслуживания контейнерных площадок управляющими компаниями. Пока непонятно, из каких средств УК будут выделять деньги на их содержание, если оплата направляется региональному оператору.

Выводы

Нововведения в законодательстве относительно обращения с ТКО перевели все операции, связанные с их сбором, транспортировкой, утилизацией, захоронением, обработкой и обезвреживанием в категорию коммунальных услуг. На размер оплаты для собственников жилья в МКД и частном секторе влияет то, какой тариф на утилизацию мусора с 1 января 2020 года установлен в регионе, каков норматив накопления ТКО и количество жильцов в помещениях.

Вывоз ТБО — что это, коммунальная или жилищная услуга

Какой двор не сталкивался с проблемой свалки мусора? При утверждении жилищно-коммунальной реформы стало не совсем понятно, кто теперь отвечает за контроль бытовой жизни кооператива или отдельного района. Как теперь понять, вывоз ТБО это коммунальная или жилищная услуга?

Что такое вывоз ТБО (расшифровка твёрдые бытовые отходы)? Куда оплачивать и с кого спрашивать за свалку мусора? В данном вопросе разобраться не совсем сложно, но придется познать все нюансы бюрократии.

Вывоз ТБО это коммунальная или жилищная услуга? Законодательная инициатива

Любой нормативный акт, выносящийся на обсуждение Государственной Думой или правительством России, имеет свои корни, свою историю и свои тонкости.

Говоря об отходах, стоит понимать, что это не только коммунальная проблема, но и проблема загрязнения окружающей среды.

ТБО что это такое в ЖКХ?

Помимо этого, вывоз твёрдых бытовых отходов (расшифровка ТБО) требует технического обеспечения в виде не только оснащенных контейнеров и многофункциональных автомобилей.

Мусор необходимо перерабатывать либо в полезное сырье, либо уничтожать. Таким образом, вывоз мусора регламентируют следующие нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ №155 от 2005 года, в котором регламентируются правила предоставления услуг по вывозу ТБО и жидких бытовых отходов;
  • Федеральный закон №89 от 2016 года, определяющий виды отходов и производства;
  • Гражданский и Жилищный Кодексы РФ, в которых отражены юридические аспекты взаимоотношения жильцов с управляющими компаниями (УП).
  • Каждый из этих нормативных актов содержит ответы на животрепещущие вопросы жильцов.

На законодательном уровне (ФЗ №131 от 2003 года с изменениями в 2014 году ) закреплено право на организацию самоуправление. Таким образом, право на заключение дополнительных договоров остается за УК.

Немного об изменениях в законодательстве о ЖКХ

Теперь вывоз ТБО является коммунальной услугой

Вывоз мусора это коммунальная услуга или нет? Получая расчетку по оплате коммунальных услуг, каждый жилец видит графу «вывоз мусора», которая входила в состав оплаты за эксплуатацию жилого помещения.

Глядя на то, как, каким образом и в какое время вывозится мусор непонятными организациями, становится непонятно: коммунальная или жилищная услуга вывоз ТБО и кому все же идут оплаченные деньги?

Не так давно законодатель вывел услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов из группы по оплате за эксплуатацию жильем. Поскольку помимо самих жильцов мусор выносят и другие лица. В том числе и предприятия, бары и рестораны, располагающиеся рядом, а они за этот самый «вывоз мусора» как раз и не рассчитываются. Таким образом, теперь вывоз ТБО является коммунальной услугой.

Законодатель решил уйти от прямой привязки от площади квартиры, поскольку некорректно считать количество произведенного мусора от площади жилья, ведь мусор производит человек.

Именно поэтому была введена категория тарификации, напрямую привязанная к человеку, который проживает на жилой площади и от количества лиц, зарегистрированных в жилье, даже если они в нем не проживают.

С целью исключения конкуренции для управляющих компаний выбирается единый оператор по вывозу мусора. Это может быть как частная компания, так и государственная.

Глядя на горы мусора под своими окнами, жильцы будут задумываться о своевременной оплате. Ведь изменения четко регламентируют обязанность оператора осуществлять вывоз твёрдых бытовых отходов при полном отсутствии задолженности по оплате.

Разбирательства с недобросовестными плательщиками полностью возлагается на самих жильцов и УК.

Возможно, переход на единый тариф будет способствовать улучшению взаимопонимания жильцов и управляющей компании, а также повысит уровень чистоты в каждом дворе, что благоприятно скажется не только на облике микрорайона, но и на отношении граждан к своему правительству.

Своевременная оплата позволит пополнить казну и решить вопрос с мусоросжигательными или мусороперерабатывающими заводами, поскольку до сих пор во многих населенных пунктах как в черте, так и за их территорией, находятся свалки мусора, которые порождают антисанитарию и очень сильно, но незаметно влияют на окружающую среду отдельно взятого населенного пункта.

При возникновении проблем с вывозом мусора отвечать должна УК, от чьего имени заключается договор с оператором. При отсутствии задолженностей по оплате разрешение конфликта возлагается исключительно на нее.

Станет ли чище

Как говорится в одной африканской пословице: «Нельзя оценить вкус плода, не попробовав его». То же самое происходит и в законодательной сфере. Необходимо что-то менять, что-то пробовать и искать «золотую середину». Новые правила порождают множество вопросов.

Так выбор оператора осуществляется на конкурсной основе, но предлагать оператора может УК. Таким образом, коррупционная составляющая все равно будет присутствовать.

Помимо этого стоит понимать, что наличие «мертвых душ», зарегистрированных на жилой площади, напрямую отразится на уменьшении объема кошелька.

Для простого человека безразлично — кому он по квитанции будет платить. Важно, чтобы тариф был прозрачным, невысоким и был виден результат оплаты. Именно такие условия и становятся гарантией оптимального взаимодействия органов самоуправления и горожан.

Облик каждого населенного пункта зависит от самих жильцов, а потом уже от обслуживающих компаний, ведь никто не пойдет сжигать или закапывать свой собственный мусор у себя на даче.

Новые правила вывоза ТБО:

Что представляет собой вывоз ТБО жилищная услуга или коммунальная услуга? Ранее вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) не считался частью коммуналки. Её предоставляли жилищные организации самостоятельно и за это брали плату в качестве расходов на текущий и капитальный ремонт дома. Однако с 2016 года данная услуга стала отдельным видом коммуналки. Так, чего нужно ожидать от включения в состав расходов по ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) вывоз мусора?

Что такое ТБО и как за него платить?

Теперь при вывозе мусора коммунальные услуги вырастут. Вывоз ТБО не является отдельной услугой или единым действием, предоставляемым одной организацией. В данную услугу включён целый перечень действий, которые могут осуществляться как самой жилищной организацией, так и дополнительно привлекаемыми учреждениями.

Стоит отметить, что с 2016 года жилищная организация вне зависимости от того, предоставляет ли она услугу самостоятельно либо нанимает специализированное учреждение, должна иметь регистрацию у оператора соответствующего региона. Оператор является единственным лицом, осуществляющим учёт ТБО, мест их хранения. А также оператор предоставляет услугу в полной мере и отвечает за неё.

Что касается самой услуги, то в её состав включены следующие действия:

  1. Содержание пунктов сбора по месту проживания людей, которые должны соответствовать экологическим требованиям. Другими словами, за данной услугой стоят действия по организации сбора отходов. В большинстве случаев такие пункты имеют форму контейнера. В исключительных случаях форму отдельного приёмного пункта, к примеру, пункт приёма металлолома или макулатуры.
  2. Логистическая составляющая услуги заключается в вывозе собранных ТБО за пределы населённого пункта и доставка до специализированного места хранения. Данная услуга включает погрузку, а также выгрузку ТБО по месту хранения.
  3. Утилизации подлежат все те ТБО, при сгорании которых не выбрасываются вредные вещества в атмосферу. К ним можно отнести и те отходы, которые подлежат переработке и повторному использованию. К таким отходам можно отнести некрашеное дерево, бумагу и так далее.
  4. Хранение в специализированных для этого местах осуществляется в отношении вредных отходов. Обычно происходит захоронение, однако в редких случаях хранение осуществляется на открытом воздухе.

Вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов) к компетенции операторов не отнесён. Выполнение этих функций также остаётся в ведении муниципальных органов.

Таким образом, вывоз ТБО представляет собой целый комплекс услуг, причём не самого дешёвого характера. По этой причине правительство приняло решение выделить данную услугу в отдельный вид коммуналки.

Стоит отметить, что до 2010 года вывоз ТБО не подразумевал различные услуги. Была единая плата за сбор и вывоз до полигона. Однако изменились экологические нормативы хранения отходов, что сделало невозможным хранение ТБО на специализированных полигонах. Однако до сих пор в некоторых регионах нет специализированных хранилищ.

Кто регулирует данную услугу?

Как уже было сказано, основным компетентным звеном в данной сфере является оператор соответствующего региона. Именно он является ответственным за сбор и вывоз ТБО.

Дело в том, что, хотя законодательство предусматривает право жилищной организации заниматься вывозом мусора, процедура получения соответствующих разрешительных документов для этого весьма сложная.

Рекомендуем ознакомиться: Так, чтоб организация могла предоставлять данную услугу, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • иметь сборы пункта в своём распоряжении;
  • иметь оборудованный под вывоз мусора транспорт;
  • иметь место утилизации или захоронения либо соглашение с управляющей таким местом организацией.

К сожалению, ни одна жилищная организация не может отвечать подобным требованиям. Так что до тех пор, пока не появится определённая частная структура, функцию по вывозу ТБО будет осуществлять оператор.

Временно, пока не определена специальная структура, функцию по надзору за исполнением вывоза по твёрдым видам отходов в правильном порядке осуществляют органы власти соответствующих регионов.

Так, в полномочии администрации находятся следующие моменты, связанные с вывозом ТБО:

  • установление цен на услугу;
  • определение индексов повышения стоимости услуг;
  • контроль над исполнением оператором требований закона;
  • приём и рассмотрение жалоб от потребителей.

Таким образом, при возникновении споров по стоимости услуги либо ненадлежащем качестве вывоза мусора следует в первую очередь обращаться к самому оператору. Так как счёт выставляется им, то обращение будет осуществляться в претензионном порядке. Если оператор проигнорирует претензию, то далее направляется жалоба в жилищную инспекцию либо на имя главы населённого пункта и региона.

Помимо указанных государственных учреждений, организацией с общими полномочиями является Роспотребнадзор.

Нарушение порядка вывоза ТБО, необоснованное повышение цен на услугу является нарушением прав потребителей. Так что жалоба в указанную организацию будет вполне осмысленным действием.

Порядок определения оператора

Законодательство устанавливает, что оператор является единственным лицом, которое осуществляет вывоз ТБО, его последующую утилизацию или хранение.

Чтобы организация смогла стать оператором по вывозу ТБО, она должна иметь достаточно ресурсов для выполнения следующих функций:

  • сбор в соответствии с требованиями экологических стандартов;
  • транспортировку с использованием специального транспорта;
  • первичную обработку и сортировку собранных ТБО;
  • утилизацию отходов без вредных выбросов;
  • обеззараживание потенциальных источников техногенной или эпидемиологической катастрофы;
  • оборудование мест захоронения и содержание таких мест.

Таким образом, если организация обладает возможностями осуществления подобных функций, то она может участвовать в конкурсе на роль оператора вывоза ТБО.

Конкурс проводится региональными властями. Право исполнять обязанности оператора даётся на 10 лет с момента утверждения организации по итогам конкурса.

Так, организация может быть выбрана:

  • для всего региона;
  • для отдельного населённого пункта;
  • для отдельной части населённого пункта.

При выборе региональные власти также будут исходить из способности организации охватить как можно большую местность. Если такой организации в регионе не будет, то обязанности допускается разделить между несколькими компаниями.

Рекомендуем ознакомиться: После утверждения оператора каждая жилищная организация либо жители сами напрямую должны заключать с ним договоры. Это является обязательным условием, не зависящим от условий проживания в том или ином населённом пункте.

После этого все взаимоотношения между жильцами и оператором будут регулироваться указанным договором. По этой причине необходимо тщательно изучить его. Но в силу характера услуги условия договора будут монопольными. Цена и порядок индексации стоимости услуги устанавливается местными властями, так что беспокоиться за переплаты не стоит.

Определение тарифов и стоимости услуг

Порядок определения стоимости услуг по вывозу ТБО федеральным законодательством не урегулирован. Данное полномочие передано местным властям. Однако на сегодняшний день местные власти также не устанавливают точных тарифов, так как услуга имеет довольно расходный для оператора характер.

Кроме того, федеральное законодательство не запрещает оператору получать прибыль при предоставлении услуги по вывозу ТБО. Таким образом, конечная стоимость будет рассчитана самим оператором.

Но стоит отметить определённые новшества в законодательстве, которые были введены в действие с 2016 года:

  • расчёт общей суммы платежа на одну квартиру или жилой дом осуществляется исходя из количества официально прописанных там лиц;
  • порядок расчёта определяется оператором, но должен быть прозрачным для потребителей;
  • не допускается необоснованное завышение стоимости услуги в целях получения прибыли, помимо установленных местными властями предельных размеров надбавки.

Точный порядок расчёта должен быть отражён в договоре, подписываемым между жильцами и оператором. А также он должен быть в открытом доступе на электронном интернет-ресурсе оператора.

Что включается в итоговую стоимость услуги?

Закон определяет, что общая итоговая сумма платежа должна включать в себя следующее:

  • фактически осуществлённые расходы оператора за определённый период, разделённые на каждого жителя подконтрольных ему домов;
  • надбавка в пределах максимальных значений, устанавливаемых местными властями, образующая прибыль организации.

При недовольстве ценами на данную услугу необходимо обращаться в саму организацию. А в надзорные органы стоит обращаться в случае игнорирования претензии оператором либо явного завышения стоимости услуги.

Важные для потребителей моменты

В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.

Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.

Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:

  1. Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
  2. Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
  3. Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.

Таким образом, новый закон практически полностью перенёс обязанности по вывозу мусора от муниципалитетов на частные лица.

Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.

Новая графа «Обращение с ТКО» в квитанции — платить или не платить?!

С 1 января 2019 года вывоз мусор стал отдельно оплачиваемой коммунальной услугой.

В ст. 154 ЖК РФ указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя среди прочего «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО) — в квитанции за ЖКХ или электроэнергию теперь присутствует новая графа.

Также поменялся порядок обращения с твёрдыми коммунальными отходами — ТКО. Новые правила закреплены в поправках к закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/) — в законе от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ» — № 503-ФЗ.

Изменения:

  • Местные власти выбирают единого оператора для вывоза отходов.
  • Площадки для сбора мусора подведомственны региональным властям.
  • Тариф на вывоз устанавливает оператор (но под контролем государственных органов).
  • Заключать договоры и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы многоквартирных домов, но и собственники нежилых помещений и загородных домов и кооперативов.

Что означает новая графа ТКО в квитанции

Раньше плата за вывоз мусора была частью платы за содержание жилого помещения. Теперь жилищная услуга превратилась в коммунальную, а в квитанции на оплату появилась новая строчка: «обращение с ТКО». Для жителей многоквартирных домов квитанции стандартные, если управляющая компания заключали договор с расчетным центром на начисление по всем услугам.

Если управляющая компания самостоятельно занимается расчетом начислений по жилищно-коммунальным услугам, а начислением за вывоз мусора занимается расчётный центр — в этом случае жильцы получают отдельную квитанцию по мусору от центра.

Для тех, кто живёт в частных домах — строчка про обращение с ТКО вписана в платежку по оплате других услуг.

В квитанции в столбике «объем потребления» по этой услуге указывается тот объем, за который каждый месяц начисляют плату.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! СПРАВКА: Какие отходы считаются твёрдыми можно посмотреть в Федеральном классификационном каталоге отходов.

Новые тарифы с 1 января 2019

Размер стоимости услуги за сбор и вывоз мусора платы устанавливает региональное правительство исходя из тарифов объема накопления твердых коммунальных отходов, жилплощади и числа проживающих в квартире.

Для жителей квартир формула для расчёта такая:

X * (Y/Z)*W, где

  • X — число человек, которые постоянно или временно живут в квартире;
  • Y — норма накопления ТКО за год;
  • Z — 12 месяцев;
  • W — стоимость услуги.

Пример для квартиры

В квартире живёт семья: муж, жена и ребёнок.

  • Тарифная цена на вывоз мусора — 720,3 руб./куб. м.
  • Годовая норма накопления ТКО, которую утвердили власти региона — 1,9 куб. м/чел.
  • Число человек в квартире — 3.

Рассчитываем плату за услугу: 720,3 x (1,9 /12) x 3 = 342,142

342,142 руб. — столько платит семья ежемесячно чтобы их мусор вывозили.

Если региональные власти решили, что цена на услугу будет зависеть от общей квадратуры жилого помещения, формула для расчёта такая:

X * (Y/Z)*W, где

  • X — общая площадь жилого помещения;
  • Y — норма накопления ТКО за год;
  • Z — 12 месяцев;
  • W — стоимость услуги.

Как правило, по этой формуле рассчитывают расценки за вывоз мусора жители частных домов.

Пример для частного дома

Семья из четверых человек живёт в загородном доме.

  • Тарифная цена на вывоз мусора — 590, 7 руб./куб.м;
  • Годовая норма накопления ТКО, которую утвердили власти региона — 0,069 куб. м;
  • Площадь дома — 124 кв. м.

590, 70 x (0,069/ 12) x 124 = 421,169 руб.

421,169 руб. — нужно платить за мусор каждый месяц.

На сайтах ведомств можно найти калькуляторы для расчёта стоимости услуги. На портале Комитета по ценам и тарифам Подмосковья есть подобный калькулятор.

Что входит в обязанности регионального оператора

Региональный оператор — это компания, которая отвечает за весь процесс обращения с коммунальными отходами. С твердыми отходами с 2019 года могут работать только региональные операторы. Они проходят конкурсный отбор, и, если выигрывают конкурс становятся ответственными за весь «мусорный процесс» на территории, которая им подведомственна. Конкурс проводят региональные власти.

Компания не может просто собрать и увезти ТКО, в их обязанности входит обработка (сортировка мусора), обезвреживания, утилизация и захоронение. Кроме того оператор устанавливает тариф на сбор мусора. Расценки должны контролировать государственные органы.

Оператора контролируют через систему GPS/Глонасс и смотрят, куда он вывозит мусор. Если в несанкционированное место, его сниму с регионального операторства и оштрафует на несколько десятков миллионов.

С региональным оператором должны в обязательно порядке заключить договор все собственники многоквартирных и загородных домов. Если собственник не хочет заключать договор, он всё равно будет платить за услугу по обращению с ТКО. Об этом сказано в федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как заключить договор с региональным оператором

Правила заключения договора жильцов с региональным оператором содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

В документе также утверждены правила обращения с ТКО:

  • порядок сбора,
  • транспортировка,
  • обработка,
  • обезвреживание
  • захоронение.

Также установлены основания, по которым компанию можно лишить статуса регионального оператора. Кроме этого в документе утверждена форма договора, который заключается с собственником жилья и компанией-оператором.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! Региональный оператор за месяц после того как его наделил полномочиями должен направить всем потребителям предложение о заключении такого договора.

После получения уведомления, потребитель в течение 15 дней отправляет оператору заявление и пакет документов:

  • Копию документа, который подтверждает, что жильё в собственности.
  • Документы, которые подтверждают лицензию управляющий компании многоквартирного дома. Также документ, который свидетельствует о том, что жители многоквартирного дома, кооператива или товарищества обязаны пользоваться услугой вывоза ТКО.
  • Если от лица потребителя договор заключает его доверенное лицо — доверенность или другой документ, подтверждающий право доверенного лица заключать соглашения от лица потребителя, а также копия паспорта гражданина РФ.
  • Документы, в которых указано назначение и общая площадь объекта: дома, его части, здания, нежилого помещения. А также документы, в которых указаны площадь собственности жилья или нежилого помещения, или число человек, живущих в доме (зависит от того, как будут рассчитывать оплату за услугу).

На рассмотрение пакета документов вместе с заявлением оператору даётся не более 15 рабочих дней с момента получения документации.

Если потребитель за 15 дней не направит заявление и документы для заключения соглашения с компанией-оператором, договор будет считаться заключённым в типовой форме и цена за вывоз мусора будет такая, какую оператор установил в договоре.

Вопрос-ответ

Мы стали больше или меньше платить за мусор

Раньше жители квартир платили за услугу вывоза отходов до 80 руб. ежемесячно. По подсчётам экспертов стоимость вывоза мусора в 2019 году выросла от 12% до 15%. Теперь в среднем приходится до 180 руб. на каждого живущего в квартире.

Есть ли льготы

Граждане, у которых есть льготы на оплату коммунальных услуг, автоматически получают льготы и по мусорному тарифу.

Обращение с ТКО — коммунальная услуга. На нее, как и на прочие коммунальные услуги, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций. Чтобы узнать какие льготы есть в вашем регионе, нужно обратиться в местное отделение соцзащиты населения.

Если договор уже заключен

Что делать, если договор на вывоз мусора уже заключён и он действует? Нужно ли заключать новый договор с новым региональным оператором?

Нужно, поскольку в п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ сказано, что ранее заключенные договоры на сбор и вывоз ТКО действительны до момента начала работы регионального оператора.

Как на счет садоводческих кооперативов

Мы состоим в садоводческом кооперативе, дети — члены гаражного кооператива? Нам нужно заключать договоры на вывоз мусора?

Нужно заключать. Обязанность соглашения на вывоз отходов распространяется на все товарищества —огороднические, садоводческие и все кооперативы — гаражные, лодочные у которых образуются ТКО.

Поскольку отходы есть не только в местах постоянного проживания, но и там, где люди появляются периодически или в определенное время года.

Кому принадлежит контейнерная площадка и кто отвечает за её содержание?

Собственниками площадок с контейнерами могут быть управляющие компании многоквартирных домов, ТСЖ или муниципальные власти.

Если площадка входит в общедомовое имущество и расположена на придомовой территории, за неё отвечает управляющая компания или ТСЖ.

Если контейнеры стоят на муниципальной земле — ответственны чиновники из администрации. Они должны её содержать и ремонтировать.

Это закреплено в п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

А если в посёлке нет контейнерной площадке, кто будет вывозить отходы?

Этим вопросом должна заниматься администрации посёлка и района. Они должны соблюдать «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и установить контейнеры для сбора отходов. Иначе это нарушение закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Что делать, если мне неправильно посчитали плату за ТКО в квитанции?

Сначала нужно обратиться с заявлением в компанию-оператора с просьбой сделать перерасчет стоимости. Пересчитать должны в течение 5 дней. Если этого не сделают, нужно писать жалобу на компанию-оператора в региональное ведомство по ценам и тарифам. В случае его игнорирования, обращаться в прокуратуру. Но, не забывайте, что вы не можете не платить за мусор — это обязательная графа для всех собственников квартир.

В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в плату за содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включаются сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и ИП, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
У организации заключен договор с управляющей компанией на несение общих расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
На основании какого договора (с управляющей компанией или с организацией, непосредственно осуществляющей вывоз твердых коммунальных отходов и организацию мест их накопления) необходимо осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов?

5 сентября 2017

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее также — общее имущество), урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее — Правила содержания общего имущества).
В соответствии с пп. «д» п. 11 упомянутых Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Редакция этой нормы была изменена постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 (далее — Постановление N 232), которым были внесены изменения в ряд актов Правительства РФ, в том числе в Правила содержания общего имущества и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее — Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления N 232, содержание общего имущества включало в себя сбор и вывоз как жидких, так и твердых бытовых отходов.
Из действующей редакции Правил содержания общего имущества исключено понятие твердых бытовых отходов. Вместо этого пп. «д.2» п. 11 указанных Правил предусматривает понятие «твердые коммунальные отходы». Согласно этой норме содержание мест накопления таких отходов в соответствии с установленными требованиями включено в содержание общего имущества в многоквартирном доме. Отметим, что согласно п. 16 Правил содержания общего имущества такое содержание обеспечивается путем заключения собственниками помещений в многоквартирном доме (далее также — МКД) договора управления таким с управляющей организацией (при выборе соответствующего способа управления).
Согласно абзацу девятому п. 2, пп. «ж» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг к коммунальным услугам относится в том числе услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — ТКО), а именно сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 4.1 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом ХV.1 тех же Правил.
В свою очередь, п. 148.1 упомянутых Правил предусматривает, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством РФ и законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, законодательство предусматривает заключение собственником нежилого помещения в МКД договора об оказании услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор).
Однако статус регионального оператора присваивается юридическому лицу на основании конкурсного отбора, который проводится в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Одновременно определяется зона деятельности такого оператора. Деятельность регионального оператора осуществляется на основании соглашения, заключенного им с органом исполнительной власти субъекта РФ (п.п. 4, 6 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, далее — Минимальный перечень), в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления N 232, в указанный минимальный перечень входили работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, включая организацию мест накопления таких отходов.
В силу п. 2 Постановления N 232 изменения в Правилах содержания общего имущества, Правилах предоставления коммунальных услуг, Минимальном перечне, утвержденные этим постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором.
По имеющейся у нас информации в городе Челябинске региональный оператор по обращению с ТКО до сих пор не определен.
Поэтому мы полагаем, что вывоз ТКО, организация мест их накопления в рассматриваемом случае должны осуществляться в рамках оказания услуг по содержанию общего имущества в МКД на основании договора, заключенного между организацией и управляющей компанией.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Вывоз мусора коммунальная услуга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *