За хулиганство сколько дают

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок. Новая редакция ст. 20.1 вступила в силу с 16.12.2003 г.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1 дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213 УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.

Мелкое хулиганство

(ст. 20.1 КоАП)

Хулиганство

(ст. 213 УК)

1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте.

1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.

2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет.

2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.

3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу.

3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.

4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти…

4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.

5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами.

5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.

6. Налицо также уничтожение чужого имущества.

6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.

7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

3. Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

1. Объективная сторона мелкого хулиганства всегда характеризуется противоправным действием физического лица. Хулигану свойственны активные волевые вредоносные поступки, безнравственность поведения, циничное отношение к гражданам. Аморальность хулигана проявляется в стремлении своими действиями оскорбить, унизить незнакомого ему гражданина (оскорбительное приставание) либо добиться того же вредоносного эффекта путем употребления ненормативной лексики или арготизмов.

При квалификации такой разновидности хулиганских действий, как оскорбительное приставание, следует учитывать и моральный облик потерпевшего. Например, общение двух хулиганов, когда одному из них свойствен более ощутимый потенциал безнравственности, совместимый с физическим или моральным воздействием, а другому — пассивный аморализм, проявляющийся в нецензурной брани, нельзя характеризовать как оскорбительное приставание. Подобное общение двух физических лиц свидетельствует об их взаимной духовной ущербности, существенных изъянах в культурных, образовательных, нравственных устоях жизни. Их действия следует характеризовать как мелкое хулиганство, совершенное группой лиц.

Оскорбительное приставание характеризуется дерзкими, навязчивыми действиями хулигана, наносящего моральный или физический вред незнакомому ему лицу, несмотря на противодействие потерпевшего. Хулигану свойственна злостность противоправных проявлений, их многократная повторяемость, несовместимая с моральными устоями потерпевшего, которого подобные действия оскорбляют и унижают.

2. При корреляции мелкого хулиганства как административного проступка и хулиганства, квалифицируемого как преступление (ст. 213 УК), следует учитывать следующие обстоятельства:

а) физическое или моральное воздействие на потерпевшего в случае мелкого хулиганства всегда характеризуется менее значимой вредоносностью, в отличие от насилия, применяемого к гражданам (или угрозы его применения) при совершении преступления;

б) объектом противоправных действий хулигана при совершении административного проступка является нематериальная субстанция — общественный порядок, при этом потерпевшему не причиняется имущественный вред либо последний незначителен. Если хулиганские действия сопряжены с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия, то подобное правонарушение всегда квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 213 УК);

в) мелкое хулиганство как административный проступок несовместимо с квалифицирующими признаками хулиганства как преступления, такими как групповое правонарушение, действия, сопряженные с сопротивлением представителю власти, и другие, указанные в ч. 2 ст. 213 УК.

3. Важное значение в разграничении мелкого хулиганства как административного правонарушения и хулиганства, квалифицируемого как преступление, имеет судебная практика, обобщенная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. N 5 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11, от 25 октября 1996 г. N 10). Согласно указанному Постановлению злостным хулиганством, отличающимся исключительным цинизмом, могут признаваться хулиганские действия, которые сопровождались демонстративным пренебрежением к общепринятым нормам нравственности, например проявлением бесстыдства, издевательством над больными, престарелыми лицами, находящимися в беспомощном состоянии, и т.п. Злостным хулиганством по признаку особой дерзости может быть признано такое преступное нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое сопровождалось, например, насилием, повлекшим телесные повреждения, или глумлением над личностью, длительно и упорно не прекращавшимся нарушением общественного порядка, уничтожением или повреждением имущества, срывом массового мероприятия, временным прекращением нормальной деятельности предприятия, учреждения, организации или общественного транспорта и т.п.

Сопротивление, оказанное лицу, пресекающему хулиганские действия, не охватывается составом хулиганства лишь в случаях, когда в результате примененного при этом насилия виновным совершается еще и другое, более тяжкое преступление.

Сопротивление, оказанное после прекращения хулиганских действий, в частности в связи с последующим задержанием виновного, не должно рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство хулиганства и подлежит квалификации по совокупности с последним.

Следует отграничивать хулиганство от других преступлений в зависимости от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий. Нанесение оскорблений, побоев, причинение легких или менее тяжких телесных повреждений и другие подобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников, знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п., должны квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности. Однако в тех случаях, когда такие действия были сопряжены с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, их следует квалифицировать как хулиганство.

4. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. N 5 хулиганские действия в большинстве случаев совершаются на почве пьянства. Судам при назначении наказания лицам, совершившим хулиганство в состоянии опьянения, надлежит обсуждать вопрос о признании этого факта обстоятельством, отягчающим ответственность.

+Читать далее…

Согласно указанному Постановлению в своей практике судам не следует допускать расширительного толкования понятия «уголовно наказуемое хулиганство», с тем чтобы были исключены случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в мелком хулиганстве либо в незначительных правонарушениях, влекущих административную ответственность или применение мер общественного воздействия. Судьи не должны допускать случаев привлечения к административной ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки преступлений (самоуправство, оскорбление, нанесение побоев, легких телесных повреждений и т.п.) или проступков, не являющихся мелким хулиганством, но влекущих по закону административную ответственность (появление в пьяном виде в общественных местах, нарушение правил движения по улицам и дорогам и т.п.).

5. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. N 70-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гребневой Ирины Георгиевны на нарушение ее конституционных прав статьей 158 Кодекса РСФСР «Об административных правонарушениях» ст. 158 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях признает мелким хулиганством нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан; содержание данной нормы свидетельствует о том, что она направлена на защиту достоинства личности и личной неприкосновенности (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ), на поддержание такого общественного порядка, при котором права и свободы человека и гражданина гарантируются от нарушения в результате противоправного поведения других лиц. Применение же за эти правонарушения административного ареста (помимо иных мер воздействия) допускается только по судебному решению, что согласуется со ст. 22 (ч. 2) Конституции РФ.

6. Осуществление хулиганских действий по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается как разновидность экстремистской деятельности (экстремизма) (см. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также п. 1 комментария к ст. 20.3).

7. Согласно ч. 1 ст. 116 УИК мелкое хулиганство, совершенное осужденным к лишению свободы, квалифицируется в качестве злостного нарушения указанным лицом установленного порядка отбывания наказания. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. Федерального закона от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ) и п. 4.1 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26 января 1996 г. N 41, совершение подозреваемым, обвиняемым мелкого хулиганства является основанием для его водворения в одиночную камеру или в карцер.

8. Субъект данного правонарушения — вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. При этом следует учитывать особенности административной ответственности несовершеннолетних (см. комментарий к ч. 2 ст. 2.3 КоАП).

9. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямого умысла: правонарушитель осознанно стремится к нарушению общественного порядка, предвидя вредоносные последствия своего деяния.

10. Объектом указанного правонарушения является общественный порядок — урегулированные правом правила поведения граждан в их общении с другими физическими лицами.

11. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — согласно п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела о мелком хулиганстве на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

На сколько часов могут задержать в отделении полиции за мелкое хулиганство?

На сколько часов могут задержать в отделении полиции за мелкое хулиганство, а именно ругательство нецензурной бранью в общественном месте, и нужны ли в данном случаи свидетели?

Ответ

Здравствуйте, Наталья.

В соответствии с частью 1 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания не может превышать трех часов. Если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении по статье 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то административное задержание может длиться не более сорока восьми часов. Срок административного задержания начинает течь с момента доставления в отделение полиции, если доставленное лицо находится в состоянии алкогольного опьянения, то со времени его вытрезвления. При задержании должны быть разъяснены права с записью об этом в протоколе. Если сотрудники полиции этого не сделали, в протоколе об административном задержании стоит указать, что права и обязанности разъяснены не были.

За мелкое хулиганство, которое подразумевает нарушение общественного порядка, выражающее неуважение к обществу и сопровождающееся нецензурной бранью в общественном месте предусмотрен штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или арест на срок до пятнадцати суток. Если мелкое хулиганство сопряжено с неповиновением сотруднику полиции, то штраф может быть от одной до двух тысяч рублей.

Успехов!

Кодекс о повторных правонарушениях

Как и в проекте, внесенном в начале 2015 года, здесь говорится о том, что правонарушения делятся, в зависимости от вреда для общественных интересов, на «грубые», «значительные» и «менее значительные». Списка грубых нарушений при этом, как и в прошлом проекте, нет, но, судя по строгости наказания, нарушения на публичных мероприятиях отнесены к грубым. Любопытно, что еще летом 2015 года правительство в отзыве на предыдущий проект раскритиковало это разделение и призывало оставить в тексте только грубые правонарушения. Отнесение нарушений на мероприятиях к грубым было раскритиковано авторами независимой экспертизы проекта КоАП.

Среди наказаний за грубые правонарушения вводятся исправительные работы и запрет на посещение массовых мероприятий и конкретных мест сроком от трех месяцев до года. (Эти положения, имевшиеся в предыдущем варианте проекта КоАП, правительство также раскритиковало, заявив, что они ограничивают, среди прочего, право граждан собираться мирно и без оружия, гарантированное 31 статьей Конституции.) В случае запрета на посещение мероприятий человек обязан сообщать полиции о своем местонахождении или «являться в день проведения соответствующих публичных, официальных спортивных и иных массовых мероприятий в орган внутренних дел».

Кроме того, большой упор в новом КоАП сделан на повторные нарушения: в некоторых статьях добавились соответствующие части. Наказание за повторные нарушения на публичных мероприятиях было впервые внесено в КоАП летом 2014 года в рамках ужесточения ограничений в области свободы собраний. В проекте вводятся понятия «продолжаемое», «однородное», «повторное», «неоднократное» правонарушение. «Продолжаемое» — это такое, которое «состоит из ряда сходных по направленности и содержанию действий либо бездействия». «Однородные» — описанные в одной статье. «Неоднократное» — это «совершенное одним и тем же лицом не менее двух раз однородное», если не истек срок давности привлечения к административной ответственности за первое из них. Срок давности для большей части административных правонарушений составляет год. «Повторное» — это «однородное», совершенное в течение срока, когда человек считается подвергнутым административной ответственности (для грубых правонарушений такой срок заканчивается через три года после окончания исполнения постановления суда).

Статьи, регулирующие осуществление права на свободу собраний, относятся в новом кодексе к правонарушениям, посягающим на общественную безопасность (ранее это были правонарушения, посягающие также на общественный порядок). В статье «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (в настоящее время 20.2, в проекте — 37.1) за проведение мероприятия без подачи уведомления (2-я часть) и за нарушение участником порядка проведения мероприятия (5-я часть) наказание предполагается такое же, как сейчас (до десяти суток ареста и до 40 часов обязательных работ соответственно). В статье появилась новая, 6-я часть — нарушение участником порядка проведения, причинившее вред здоровью или имуществу: максимальное наказание — до пятнадцати суток ареста. За повторное нарушение (в настоящее время 8-я, в проекте — 9-я часть) наказание предполагается такое же, как сейчас (до 30 суток ареста); при этом сохраняется возможность штрафа до 300 тысяч рублей, хотя в статье об административном штрафе специально оговаривается, что максимальный административный штраф за грубые нарушения составляет 100 тысяч. Требование Конституционного суда уменьшить минимальный штраф по ст. 20.2 КоАП, высказанное еще в 2013 году, так и не было учтено.

Статья 20.2.2 — «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка» — в проекте носит номер 37.2. Система наказаний осталась прежней (до пятнадцати суток ареста, в случае повторного нарушения — до тридцати).

Статья о мелком хулиганстве (ныне 20.1), по которой нередко составляли протоколы на участников мирных акций, перекочевала в главу, посвященную посягательствам на общественный порядок и общественную нравственность. В проекте эта статья носит номер 13.1. Наказание за мелкое хулиганство изменилось: максимальная сумма штрафа составляет теперь не тысячу, а двадцать тысяч рублей, появилась также возможность наказывать исправительными работами сроком до месяца или обязательными до сорока часов. Изменилась и сама формулировка статьи, она стала менее конкретной: теперь мелкое хулиганство — это не «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества», а «оскорбительное приставание к гражданам, нецензурная брань или другие умышленные действия, выражающие явное неуважение к личности и (или) обществу, нарушающие общественный порядок и (или) спокойствие граждан, а равно сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества». За мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти (2-я часть), штраф вырастает с двух с половиной до тридцати тысяч и добавляются исправительные работы сроком до двух месяцев или обязательные до восьмидесяти часов. Возможность ареста до пятнадцати суток в обоих случаях сохраняется. Наконец, появляется и новая часть — повторное совершение правонарушения, за которое могут оштрафовать на 50 тысяч, отправить на два месяца на исправительные работы, на обязательные до восьмидесяти часов или на все те же пятнадцать суток ареста.

Следует отметить, что правительство в отзыве на предыдущий вариант проекта призывало отказаться от увеличения размера штрафов, «многократно превышающих минимальный размер уголовного штрафа».

Статья «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы» в проекте, как и сейчас, входит в главу о нарушениях против порядка управления (нынешний номер 19.3, новый — 33.4). Штраф по этой статье в ее наиболее распространенной первой части (в которой речь идет о сотруднике, охраняющем общественный порядок или обеспечивающем общественную безопасность) также вырос — с тысячи до пятнадцати тысяч, а также добавились исправительные работы до двух месяцев и обязательные работы до 80 часов (в тексте законопроекта написано «восьмидесяти тысяч»); сохраняется возможность административного ареста на пятнадцать суток. Наказание за повторное правонарушение (до пяти тысяч ареста или до 30 суток ареста) оставлено неизменным.

Статья о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», в настоящее время относящаяся к нарушениям, посягающим на здоровье и общественную нравственность (ст. 6.21), в проекте перенесена в правонарушения, посягающие на семью и права несовершеннолетних (ст. 10.15). Штраф за такую пропаганду вырос вдвое, с пяти до десяти тысяч (в случае использования интернета штраф остался прежним — до ста тысяч).

Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по ст. 7.17 КоАП РФ или ст. 167 УК РФ.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 — 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Нормы общественного правопорядка призваны обеспечивать сохранность как отдельного человека, так и всего общества. Проявление хулиганства встречаются часто — курение, распитие алкоголя в общественных местах, нецензурная лексика и даже вандализм. Штраф за нарушение общественного порядка налагается в зависимости от тяжести правонарушения, от места задержания, от наличия судимости и от поведения самого нарушителя.

Какой штраф за хулиганство в 2018 году?

В законодательстве различают мелкое хулиганство (административное правонарушение) и уголовно наказуемое хулиганство. Штраф за мелкое хулиганство регулируется статьей 20.1 КоАП. Сотрудник органов внутренних дел, зафиксировав факт нарушения общественного порядка, выписывает протокол о правонарушении. Правонарушителю на руки дается сразу постановление или квитанция на оплату штрафа.

Размер штрафа варьируется от 500 до 1000 рублей, в виде альтернативы может использоваться административный арест на 15 суток. Если правонарушитель ведет себя агрессивно, не выполняет требований представителя порядка, то его могут штрафовать на сумму от 1000 до 2500 или арестовать на 15 суток. Постановление или квитанция может прийти позже на почтовый адрес по месту регистрации.

Распитие алкогольных напитков несовершеннолетним

Важно! Многие люди ошибочно считают, что при первом задержании за распитие или курение в неположенном месте полиция должна сделать предупреждение. Законодательство требует сразу оформлять штрафные санкции.

Административный штраф за хулиганство необходимо выплатить в течение 60 дней с момента вынесения постановления. В течение первых 20 оплатить штраф можно с 50% скидкой. К административным правонарушениям относят мелкое хулиганство следующих видов:

  • оскорбление другого человека на улице, в кафе, банке, автобусе с использованием нецензурной лексики;
  • нанесение ущерба имуществу (разбивание витрин, зеркал автомобилей, лампочек в подъезде);
  • унизительное приставание к другому человеку (насильственное держание человека за руку, одежду, настойчивые просьбы закурить, дать денег).

Важно! К хулиганским действиям не относят деяния, происходящие не на общественной территории, то есть дома.

Несовершеннолетний до 16 лет не может понести наказание. За его проступок ответственность понесут его родители или официальные представители (возмещение вреда морального или за порчу имущества).

Уголовным наказанием за нарушение общественного порядка (статья 213 УК РФ) может быть штраф, принудительный труд или лишение свободы. Уголовным преступлением считается грубое правонарушение, при котором:

  • использовалось оружие или другие предметы в качестве оружия;
  • основанием нарушения была расовая, политическая и другая неприязнь к группе людей или определенному человеку.

Пьяные правонарушители могут использовать опасные предметы как оружие — вещи, наносящие ущерб человеку физически или морально.

Обратите внимание! В качестве оружия нападения могут расцениваться даже домашние животные.

Статья 213 УК предусматривает 3 части с различными наказаниями.

По части 1 могут:

  • оштрафовать на сумму от 300 тысяч до 500 тысяч (либо на сумму заработной платы за 2 или 3 года);
  • принудить к обязательным работам до 480 ч., до 2 лет либо до 5 лет.

Часть 2 — за преступление, совершенное группой лиц, либо неподчинение сотруднику ОВД грозит:

  • максимальный штраф до миллиона (заработная плата за 3 или 4 года);
  • принудительная трудовая деятельность до 5 лет;
  • отбывание тюремного срока до 7 лет.

По 3 части (использование взрывчатых веществ) статьи 213 предусмотрено наказание в виде тюремного срока на 5–8 лет.

Важно! Уголовному наказанию подвергается несовершеннолетний с 16 лет, но при наличии отягчающих вину факторов уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Как оплатить штраф?

Для оплаты штрафа необходимы реквизиты, указанные в постановлении или квитанции. Они выдаются сразу на месте нарушения сотрудником полиции или приходят на почту по месту официальной регистрации.

Полицейский имеет право выписывать административный штраф за хулиганство

Штраф оплачивается тремя способами:

  • Через кассу банка. Нужно прийти в любое удобное отделение банка с квитанцией или постановлением, подойти к кассе «Платежи и переводы», заполнить реквизиты получателя и данные о плательщике, проверить всю информацию и поставить подпись с обязательным указанием числа.
  • Через банкомат или терминал банка, или платежных систем. Вставить карту в банкомат или подойти к терминалу платежных систем (QIWI), в меню выбрать «Оплата штрафов», ввести запрашиваемые данные: информацию о плательщике, номер постановления и др. Проверить внимательно данные и оплатить.
  • Онлайн в интернет-банках. Крупные банки предоставляют услугу интернет-банкинга, с помощью которой можно оплатить штрафы, счета за ЖКХ, осуществить перевод денег и т. д.

Оплата штрафа онлайн

Пример оплаты штрафа для Сбербанк Онлайн:

  1. Зайти в личный кабинет на сайте Сбербанка;
  2. В верхнем меню «Переводы и платежи» выбрать «Оплата: ГИБДД, налоги, пошлины, бюджетные платежи».
  3. В поисковой строке можно найти штраф по реквизитам (ИНН, расчетный счет и др.), которые указаны в постановлении или квитанции.
  4. Ввести запрашиваемые данные.
  5. Выбрать карту, с которой будут списаны деньги, нажать «Продолжить».
  6. Указать сумму платежа, нажать «Далее».
  7. Проверить данные.
  8. Подтвердить платеж с помощью телефона.
  9. Сохранить чек (его можно распечатать).

Обратите внимание!Рекомендуется сохранять оплаченные квитанции в течение двух лет. В некоторых случаях платеж задерживается или вовсе не проходит, тогда чеки служат доказательством проведения операции. Если штрафные санкции не оплачены в установленный срок, то их сумма повысится вдвое. За игнорирование оплаты также грозит арест на 15 суток или принудительная трудовая деятельность до 50 часов. Если сумма просроченных штрафов больше 10 тысяч, то выезд из страны запрещен.

Изменения в законодательстве

Нововведения в уголовном законодательстве должны коснуться дебоширов в транспорте. 28 марта 2018 года правительство внесло на рассмотрение законопроект, который предполагает увеличение штрафа до 30–50 тыс. руб. (сейчас* — 500–5000 руб.). Причиной появления законопроекта стало опасное поведение нетрезвых пассажиров в самолетах, автобусах. Неадекватное поведение (попытки открыть люк в самолете, агрессия по отношению к экипажу и пассажирам) могут привести к созданию аварийных и опасных ситуаций, приводящих к крушению или происшествиям на дороге.

Если законопроект примут в том виде, в котором он был внесен на рассмотрение весной, то за фото- и видеосъемку на борту самолета штраф повысится в 10 раз — со 100 до 1000 рублей.

Как избежать штрафа

Есть только один способ избежать административной или уголовной ответственности за хулиганство — соблюдать нормы общественного порядка: не шуметь, не использовать в свой речи мат, курить и пить только в отведенных для этого местах.

*Информация актуальна на июль 2018 г.

Статья за мелкое хулиганство представлена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) под номером 20.1. Она содержит в себе информацию о том, как обличить мелкое хулиганство, а также о том, какая ответственность за это грозит хулигану. Рассмотрим все аспекты данного преступления в следующей статье.

Основные особенности

В первую очередь, требуется разобраться с самим понятием, что представляет собой мелкое хулиганство? Юридический словарь определяет мелкое хулиганство как правонарушение административного уровня, которое посягает на спокойный и мирный порядок жизни граждан и выражается в игнорировании правил приличия либо благопристойности. Так, данное деяние не рассматривается статьями УК РФ.

Другими особенностями преступления называют:

  • Как правило, преступник в своих действиях выражает явное неуважение к окружающим, пытается всячески это проявить.
  • В большинстве случаев преступником становится лицо от 14 до 25 лет.
  • Нередко преступление является следствием непослушания определенным требованиям закона.
  • Причиной осуществления противозаконных действий достаточно часто становится предварительное употребление алкоголя или наркотических веществ.
  • Если действия, классифицируемые как мелкое хулиганство, были спровоцированы предварительным конфликтом или раздражением со стороны пострадавшего, то факт преступления не будет зафиксирован.

Правоохранительные органы узнают о фактах мелкого хулиганства от лиц, в отношении которых оно было направлено, либо от свидетелей происходящего.

Состав преступления

С составом такого преступления как мелкое хулиганство можно ознакомиться далее:

  • Объект правонарушения — общественные нарушения, которые складываются при обеспечении порядка в общественных местах.
  • Объективная сторона части первой статьи 20.1 КоАП — явно выраженное неуважение к обществу, которое сопровождается ненормативной лексикой в общественных местах и оскорбительным приставаниям к гражданам.
  • Объективная сторона части второй статьи 20.1 КоАП — те же действия, что и в предыдущем пункте, только сопровождаемые неповиновением требованиям представителей власти или лиц, охраняющих правопорядок. Сопротивлением является активное и очевидное препятствие для исполнения правоохранителями своих обязанностей.
  • Субъект преступления — это гражданин РФ.
  • Субъективная сторона — умышленное правонарушение.

Протокол об административном правонарушении заключает представитель органов внутренних дел.

Ответственность за мелкое хулиганство

Статья 20.1 КоАП РФ состоит из двух частей, каждая из которых регулирует разные ситуации и предусматривает определенную ответственность за них:

1. Мелкое хулиганство, выраженное в явном неуважении к окружающим, обществу, сопровождающееся использованием нецензурной и бранной лексики, повреждением или даже уничтожением чужого имущества, предполагает ответственность в виде:

  • штрафа в размере от 500 до 1000 рублей;
  • административного ареста на период не более 15 суток.

2. Действия, сопряженные с описанными в первой части, но дополненные также неповиновением требованиям представителя власти и всяческими сопротивлениями ему, караются:

  • штрафом в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • в отдельных случаях — арестом административного характера на срок не более 15 суток.

Есть ли уголовная ответственность?

В Уголовном кодексе статья за мелкое хулиганство отсутствует. Это значит, что если правоохранительные органы определят произошедшее именно как мелкое хулиганство, то нарушитель порядка получит административное наказание. Однако если хулиганство будет не мелким, более серьезным и существенным, то в отношении преступника применят статью 213 УК РФ — «Хулиганство».

Чем это хулиганство отличается от мелкого? Во-первых, оно должно быть вооруженным. То есть если преступник для нарушения общественного порядка использует оружие либо предметы, которые возможно применять в качестве оружия, то перед нами — хулиганство. Также вместо оружия могут использоваться взрывчатые или взрывоопасные вещества. Во-вторых, хулиганство нередко реализуется в группах по предварительно скоординированному плану или сговору.

Какая ответственность, согласно Уголовному кодексу, грозит за хулиганство? Это зависит от части статьи, по которой осужден нарушитель порядка:

1. Первая часть. Регулирует случаи совершения преступления, когда мотивом является ненависть или вражда по национальности, расе, религии и т.д. Также к ней относятся хулиганства, совершенные с использованием оружия и предметов, используемых как потенциальное оружие. В качестве ответственности в данном случае могут выступать:

  • штраф от 300 000 до 500 000 рублей;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • обязательные работы за срок не больше 480 часов;
  • размер заработной платы за 2-3 года;
  • исправительные работы на 1-2 года;
  • в отдельных случаях преступника лишают свободы на срок порядка 5 лет.

2. Вторая часть. Регулирует виды организованного хулиганства, которое совершается группировками и тщательно продумывается и планируется заранее. Также эта часть может регулировать ответственность за нападение или оскорбление представителя власти во время исполнения своих должностных обязанностей. Ответственность в данном случае может быть предоставлена в виде:

  • штрафа в пределах от 500 000 до 1 000 000 рублей;
  • принудительных работ на период не больше 5 лет;
  • штрафа в размере заработной платы от 3 до 4 лет.
  • в отдельных особо сложных ситуациях наказанием становится лишение свободы на период до 7 лет.

3. Третья часть. Не существовала до определенного момента, пока в 2014 году её не ввел Федеральный закон №370-ФЗ. Регулирует ситуации, при которых для хулиганства использовались взрывчатка или взрывчатые вещества. Ответственность за такие деяния представлена в виде лишения свободы на период от 5 до 8 лет.

Примеры преступлений

Для того чтоб лучше разбираться в различиях между мелким и обычным хулиганством, можно обратиться к следующим примерам из юридической практики:

  • Лицо умышленно выбрасывает из окна предметы, которые могут причинить вред здоровью прохожих, а также их имуществу. Данное действие расценивается как мелкое хулиганство. При этом наказать обидчика будет достаточно сложно, так как проблематично его вычислить.
  • Гражданин, находясь в ночном клубе в состоянии алкогольного опьянения, причинил вред имуществу клуба на сумму 10 000 рублей, а в дальнейшем оказывал сопротивление охранникам клуба, пытаясь нанести им телесные повреждения. Данные действия расцениваются законом уже как полноценное хулиганство и будут разбираться в соответствии со статьей Уголовного кодекса. Конечно, ответственность будет серьезнее, чем в первом примере. Кроме того, обвиняемому придется возместить причиненный ущерб.

Видео: Как классифицировать нарушение?

Для того чтобы лучше понимать состав преступления и уметь отличать мелкое хулиганство от преступлений другого типа, необходимо иметь как можно больше примеров. О том, как понять, что перед вами мелкое хулиганство и какая ответственность будет за это грозить преступнику, расскажет специалист по юриспруденции Алексей Суслопаров в следующем видеоролике:

За хулиганство сколько дают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *