Заболевания препятствующие назначению на должность судьи

Постановление Совета судей РФ от 26.12.2002 N 78
«Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи»

СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2002 г. N 78

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ НАЗНАЧЕНИЮ

НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

Заслушав и обсудив сообщение председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по вопросам организационно — кадровой работы Серкова П.П. и представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации Карпова А.С., Совет судей Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, в соответствии со ст. 4.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

2. Просить Министерство здравоохранения Российской Федерации разработать совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и утвердить Порядок предварительного медицинского освидетельствования претендентов на должность судьи.

3. Ввести в действие Перечень, указанный в п. 1 настоящего Постановления, с момента его официального опубликования.

4. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации обеспечить официальное опубликование Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Председатель Совета

Ю.И.СИДОРЕНКО

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ НАЗНАЧЕНИЮ

НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

1. Сирингомиелия и сирингобульбия.

2. Заболевания нервной системы с преимущественным поражением экстрапирамидных структур с выраженными двигательными расстройствами.

3. Заболевания нервной системы с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой системы.

4. Боковой амиотрофический склероз.

5. Дегенеративные заболевания с преимущественным нарушением когнитивных функций (болезнь Альцгеймера, Пика и др.).

6. Эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии.

7. Рассеянный склероз.

8. Диффузный склероз (лейкоэнцефалит Шильдера и др.).

9. Нервно — мышечные заболевания со стойкими нарушениями функции.

10. Инсульт, последствия со стойкими двигательными и чувствительными нарушениями и расстройствами высших психических функций.

11. Болезни эндокринной системы со стойкими нарушениями функции:

— Синдром врожденной йодной недостаточности;

— Врожденный гипотериоз с диффузным зобом;

— Врожденный гипотериоз без зоба;

— Тиреотоксикоз с диффузным зобом тяжелой формы с эндокринной офтальмопатией III — IV степени;

— Инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа, тяжелой формы, лабильного течения;

— Акромегалия средней тяжести и тяжелая форма, активная фаза и гипофизарный гигантизм;

— Болезнь Иценко — Кушинга средней тяжести и тяжелая форма, синдром Нельсона;

— Крайняя степень ожирения, сопровождаемая альвеолярной гиповентиляцией;

— Тотальный гипопитуитаризм, тяжелая форма, лабильное течение;

— Гипофизарный нанизм;

— Новообразования эндокринных органов со стойким нарушением функции.

12. Доброкачественные новообразования с выраженными нарушениями функции центральной нервной системы.

13. Гемобластозы:

— Эритремия с постэритремической миелоидной метаплазией селезенки;

— Хронический миелолейкоз в фазе акселерации и бластного криза;

— Хронический лимфолейкоз, сопровождающийся стойкой анемией;

— Лимфогрануломатоз (за исключением практически выздоровевших);

— Острый лейкоз (за исключением практически выздоровевших);

— Множественная миелома (2 — 3 стадии);

— Гемофилия;

— Болезнь Вилли — Бранда;

— Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (при неэффективной спленэктомии);

— Болезнь Рандю — Ослера (при геморрагическом синдроме);

— Наследственные тромбоцитопатии (при наличии геморрагий).

14. Геморрагические диатезы.

15. Хронические заболевания сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения III ст.

16. Ишемическая болезнь сердца: частые приступы стенокардии (ФК III — IV).

17. Гипертоническая болезнь III стадии.

18. Заболевания сердца, сопровождающиеся нарушениями ритма:

— Дисфункция синусового узла, А — В блокады с ЧСС менее 50 в 1 минуту или сопровождающиеся обморочными состояниями;

— Пароксизмальная желудочковая тахикардия, желудочковая экстрасистолия (III — IV по Лауну);

— Удлинение интервала QT на ЭКГ более 440 миллисекунд.

19. Аневризмы и расслоение любых отделов аорты и артерии.

20. Ревматоидный артрит всех стадий.

21. Системная красная волчанка, хронические формы всех стадий.

22. Системная склеродермия, периферическая и висцеральная формы, прогрессирующий системный склероз всех стадий.

23. Выраженные формы хронического гепатита с явлениями печеночной недостаточности 2 — 3 ст.

24. Цирроз печени с явлениями портальной гипертензии.

25. Семейный диффузный полипоз толстой кишки с диаррейным синдромом и частыми кровотечениями.

26. Болезнь Крона и др. неспецифические колиты с частыми обострениями и повторными кровотечениями.

27. Хронические болезни почек с явлениями хронической почечной недостаточности (ХПН) 2 — 3 ст.

28. Нарушение вестибулярной функции, в том числе Болезнь Меньера.

29. Стойкое снижение слуха любой этиологии одно- и двусторонее (восприятие шепотной речи менее 3 метров) при невозможности его улучшения электроакустической коррекцией (подбор слуховых аппаратов до уровня восприятия шепотной речи не менее 6 метров).

30. Отсутствие зрения.

31. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

32. Алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Судебная практика и законодательство — Постановление Совета судей РФ от 26.12.2002 N 78 «Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи»

«Положение о квалификационных коллегиях судей» (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.07.2002)

В заявлении гражданин, претендующий на должность судьи, указывает о своем согласии на проведение соответствующих проверочных мероприятий компетентными государственными органами, а также на проведение проверки, касающейся отсутствия заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, и истребование сведений, составляющих врачебную тайну.

Как попасть на работу в прокуратуру?

О работе в прокуратуре мечтает большинство выпускников юридических вузов. Однако попасть сюда молодому и ещё неопытному специалисту крайне сложно, так как вакантные места в этом учреждении появляются крайне редко, а желающих получить работу всегда много.

Заметно легче пройти конкурсный отбор отличникам, учебные заведения которых имеют специальную договорённость с местной прокуратурой.

Таких кандидатов принимают на свободные места вне очереди. В редких случаях на должность следователя принимают лиц, не закончивших обучение и продолжающих учиться без отрыва от трудовой деятельности.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Где искать вакансию?

Свободные рабочие места будущие сотрудники прокуратуры могут искать через отдел кадров соответствующего местного учреждения.

Здесь им подскажут, какие именно выдвигаются требования к соискателю для трудоустройства на конкретную должность.

Если идёт речь о студентах юридического вуза, следует заранее выяснить, есть ли

договорённость между этим учебным заведением и местной прокуратурой о приёме на работу выпускников или студентов. Но, как было сказано выше, в большинстве случаев такие привилегии имеют только лица с отличными показателями по учёбе.

Ввиду перечисленных сложностей искать вакантное место лучше всего с первого курса обучения, чтобы повысить шансы на трудоустройство.

Следует отметить, что сотрудников в прокуратурах зачастую не хватает, особенно в менее престижных в глазах выпускников межрайонных учреждениях. Но условия отбора на вакантные места и здесь будут достаточно жёсткими. Например, сюда не примут человека, имеющего непрофильное образование.

Особенности приема на работу в военную прокуратуру

Что касается военных прокуратур, то кандидат должен иметь не только профильное образование, но также являться кадровым военным или пройти срочную службу. Не военные юристы тоже могут подать документы на вакантную должность, но шансы на трудоустройство у них невысоки.

К тому же на эти должности не принимают девушек. Это связано с особыми требованиями к сотрудникам данного военного ведомства. Военные прокуроры занимаются делами нарушителей закона в армии, поэтому они должны знать все нюансы службы не понаслышке (сотруднику необходимо пройти срочную службу).

Требования к соискателям

Основные требования к претендентам на вакантное место перечислены в отдельном федеральном Законе о прокуратуре.

В его статье под номером 40.1 выдвигаются следующие требования для обеих полов (мужчин и женщин):

  • наличие гражданства;
  • наличие высшего юридического образования (для прокуроров и следователей) или обучение на третьем курсе в профильном вузе на момент приёма на работу (для помощников прокуроров и следователей);
  • обучение в государственном учебном заведении или заведении, имеющем соответствующую аккредитацию от государства;
  • отсутствие проблем со здоровьем, подтверждённое медицинскими документами;
  • соответствие по моральным и психологическим качествам, выявленное в результате тестирования и собеседования;
  • обладание всеми необходимыми профессиональными навыками.

Для военных прокуратур, кроме соответствия перечисленным выше требованиям, претенденту необходимо пройти срочную службу или служить некоторое время по контракту. Именно по этой причине при отборе кандидатов отсеиваются соискатели женского пола. Мало кто из девушек служит в армии и при этом имеет профильное образование, требующееся по условиям трудоустройства.

Кроме того, указанный ФЗ перечисляет препятствия, не позволяющие кандидату на должность получить вакантное место.

Это:

  • отсутствие гражданства (претендент иностранец);
  • наличие частичной или полной недееспособности, установленной в судебном порядке;
  • судебный запрет на службу в государственных учреждениях, наложенный на кандидата временно или пожизненно;
  • наличие судимости (в том числе с условным сроком) или административных взысканий;
  • наличие заболевания, препятствующего службе согласно заключению медицинских специалистов (например, нервных расстройств или заболеваний опорно-двигательного аппарата);
  • наличие ближайших родственников, уже работающих в данном учреждении и занимающих подчинённую или начальствующую должность по отношению к вакансии, на которую претендует соискатель;
  • отказ соискателя в предоставлении письменного допуска к обработке личной информации, имеющей отношение к государственным тайнам (человек является носителем секретов и не может разглашать определённую информацию);
  • наличие близких родственников осуждённых или имеющих условный срок.

Проверка и тестирование

Основным методом тестирования для приёма в это ведомство является проверка

психологических и личностных качеств каждого претендента на вакансию.

Широко распространено использование различных социальных опросников, например, американского MMPI (русифицированного СМИЛ) или опросника Кэттела, позволяющего составить психологический портрет соискателя.

Тестирование подобного типа позволяет одномоментно выявить максимальное количество психологических составляющих.

Для углублённого исследования специально-ориентированной направленности используются методики Лири, Д.Холланда, КОТ и другие.

Также в тестирование включаются различные вопросы, касающиеся профессиональных навыков и знаний. Выбираются они в зависимости от должности, на которую претендует человек. Например, для должностей, имеющих отношение к делопроизводству, может проверяться знание соответствующих инструкций, составленных для работы в прокуратуре.

Следует отметить, что конкурсный отбор не всегда имеет форму тестирования. Иногда проводится только собеседование. А если в него всё-таки будут включены тесты, заранее узнать все вопросы, касающиеся профессиональных знаний и навыков невозможно (они постоянно меняются).

Необходимые документы

Соискатель должен представить в кадровый отдел учреждения, в котором имеется вакантная должность, пакет документов, состоящий:

  • из удостоверения личности (паспорта);
  • из полученного диплома о профильном образовании или справки с места обучения (для студентов);
  • из документа, подтверждающего отсутствие судимостей (справка выдаётся в местном отделении Министерства внутренних дел);
  • из справки из диспансера, подтверждающей отсутствие инфекционных заболеваний;
  • из документов по медицинскому осмотру (из специального заключения и справки унифицированной формы).

Дополнительно рекомендуется приложить рекомендации от действующих сотрудников прокуратуры. Либо предоставить кадровикам письменный отзыв с места учёбы или прежнего места работы.

Важно и само учебное заведение, в котором учился претендент. Предпочтение обычно отдаётся выходцам из престижных государственных вузов. Особенно приветствуется профильная специализация специалиста (уголовное или гражданское право).

Процедура трудоустройства

Первым этапом на пути к заветной должности является получение образования в области юриспруденции. А для претендентов на свободные места в военной прокуратуре необходимо какое-то время отслужить в вооружённых силах и иметь положительные характеристики по месту службы (требование актуально для мужчин).

Для обучения необходимо выбрать государственный вуз, имеющий юридическую кафедру, либо учреждение с государственной аккредитацией. Например, в Москве престижно учиться в МГУ, Финансовом университете, РУДН, МГЮА, Институте Прокуратуры (здесь конкурс на поступление несколько ниже).

А для получения профессии военного юриста, потребуется поступить в Военный университет. Одно из основных требований к его абитуриентам — прохождение срочной службы в вооружённых силах. Если срочная служба отсутствует из-за возраста или отсрочки, кандидат должен пройти военную подготовку на военной кафедре вуза.

Успешный служащий прокуратуры должен досконально знать криминалистику, административный кодекс и уголовное право.

На следующем этапе соискатель собирает все необходимые документы и подаёт их в кадровый отдел местной прокуратуры. К документам прилагается анкета. Положительные рекомендации от действующих сотрудников, в том числе и полицейских, обеспечат кандидату дополнительное преимущество.

  • Сотрудники кадрового отдела проверяют документы на их соответствие реальным фактам, а сотрудник, ответственный за приём новых работников, предварительно оценивает кандидатуру соискателя.
  • Если кандидатура устраивает, соискатель направляется на собеседование. В большинстве случаев для определения годности к службе используются психологические тесты. После их успешного прохождения проводится дополнительное собеседование. Его цель заключается в выявлении профессиональных навыков, личностных и деловых качеств кандидата. Собеседование может проводить как непосредственный руководитель учреждения, так и кадровый служащий, несущий ответственность за приём соискателей на вакантные места.
  • Если кандидат прошёл собеседования, его могут направить на медицинский осмотр (только в случае его отсутствия!). В частности, необходимо представить справки об отсутствии наркотической зависимости (из НД) и проблем с психикой (ПНД).
  • По завершении процедуры отбора соискателя зачисляют в штат сотрудников и направляют для прохождения стажировки под руководством опытного наставника.

Как начисляются декретные в 2016 году на второго ребенка?
Как будет индексироваться пенсия работающим пенсионерам после увольнения в 2016 году? Узнайте об этом .
Увольняясь, проверьте, нет ли у вас дней неиспользованного отпуска — работодатель обязан их компенсировать. Подробнее можно прочитать в этой статье.

Когда возможен отказ?

Отказ в приёме на работу возможен в следующих случаях:

  1. Кандидат не годен к службе по состоянию здоровья (определённые проблемы со здоровьем были выявлены в результате медицинского осмотра).
  2. Были обнаружены судимости у ближайших родственников или были предоставлены недостоверные документы.
  3. Кандидат не подходит по психологическим или личностным характеристикам (не было пройдено тестирование или собеседование).
  4. Обнаружены другие препятствия к этой государственной службе. Например, мужчина, претендующий на должность в военной прокуратуре, не служил в армии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Постановление Совета Министров РБ№ 1250 от 02.10.2003. Об определении перечня заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе

Зарегистрировано в НРПА РБ 6 октября 2003 г. N 5/13111

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Определить перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе, согласно приложению.

Установить, что наличие утвержденного медицинским заключением одного из заболеваний названного перечня является основанием для отказа в приеме на государственную службу.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Премьер-министра Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ

Приложение
к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
02.10.2003 N 1250

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ИСПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

————————————————+————— ¦ Наименование заболеваний ¦Шифр по МКБ <*> -10¦ +———————————————-+——————-+ ¦Органические, включая симптоматические, ¦ ¦ ¦психические расстройства ¦ F 00 — F 09 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Психические и поведенческие расстройства ¦ ¦ ¦вследствие употребления психоактивных веществ ¦ F 10 — F 19 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Шизофрения, шизотипические и бредовые ¦ ¦ ¦расстройства ¦ F 20 — F 29 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Аффективные расстройства настроения ¦ F 30 — F 39 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Расстройство зрелой личности и поведения ¦ ¦ ¦у взрослых ¦ F 60 — F 68 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Умственная отсталость ¦ F 70 — F 79 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Эпилептическая болезнь ¦ G 40 ¦ ¦———————————————-+———————

——————————-

<*> Международная классификация болезней.

СМИ

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ, КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕЙ

(Член квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия) –

Судья Якутского гарнизонного военного суда Кукушкин Михаил Валерьевич, 7 квалификационный класс, майор юстиции запаса)

Защита Отечества, в виде службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или альтернативной гражданской службы — это почетный долг и священная обязанность каждого гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а также правовое регулирование поступления на военную службу, в том числе, призыва, освобождения от призыва и отсрочка от призыва граждан на военную службу осуществляется Федеральным законом от 28 марта1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статьями 22, 23 и 24 названного Федерального закона определено кто из граждан подлежит призыву на военную службу, кто подлежит освобождению от призыва на военную службу, кто не подлежит призыву на военную службу, а кто имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно статье 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями, вступающими в силу с 1 января2014 г.) от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

В силу пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, в том числе, гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных органах и учреждениях.

Вместе с тем, проведённый анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в области воинской обязанности и военной службы показал, что наделение гражданина полномочиями судьи, который не достиг 27-летнего возраста, ранее не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не является основанием для освобождения его от прохождения военной службы, а как следствие данный гражданин – судья подлежит обязательному воинскому учёту и призыву на военную службу, если у него нет законных оснований для освобождения от неё. То же самое касается государственных гражданских служащих судов, работников прокуратуры, следственных органов и т.д.

В июле 2013 года Президентом России был подписан Федеральный закон от 2 июля2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Исходя из смысла, которого, граждане, не прошедшие военную службу по призыву без законных на то оснований, признаются «уклонистами». Соответствующее заключение выносит призывная комиссия. Она же проставляет необходимую отметку в документах воинского учёта. В данном Федеральном законе, также приведён порядок зачисления граждан, уклонившихся от военной службы, в запас Вооружённых Сил Российской Федерации по достижении ими 27 лет.

При этом к «уклонистам» не относятся граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва; те, кто признан не годным по состоянию здоровья или освобождён от военной службы по основаниям, предусмотренным законом. Это также лица, не призванные на военную службу, в связи с отменой региональной призывной комиссией решения нижестоящей комиссии.

Главное, на что хотелось бы обратить внимание — это то, что теперь с 1 января 2014 г. указанным гражданам «уклонистам» запрещено занимать должности государственной или муниципальной службы. Вместе с тем, указанный Федеральный закон ничего не говорит в отношении кандидатов на должности судей и действующих судей.

Так с 1 января 2014 г. в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в том числе случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Однако, в соответствии с положениями статьи 6 Закона от 26 июня1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями) и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждённым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерацией 22 марта2007 г. (с изменениями) квалификационная коллегия судей проводит проверку документов и сведений, предоставленных кандидатом на должность судьи, в том числе указанных им в анкете, по форме рекомендованной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, об отношении его к воинской обязанности, а также о наличии отсрочки от призыва на военную службу, и её основании.

При этом, согласно пункту 8 статьи 5 Закона «О статусе судей» если в результате проверки указанных в пункте 6 документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Таким образом, у квалификационной коллегии судей есть механизм, который позволяет не рекомендовать кандидатов мужского пола на должности судей, непроходивших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Проведённый автором статьи анализ, в период работы в квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия), по вопросу прохождения военной службы кандидатов мужского пола на должности судей, наличия у них законных оснований для освобождения от призыва и (или) отсрочки от призыва показал следующее.

Так, например, в2012 г. при рассмотрении квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) заявлений 4 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия), а также заявлений 5 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия), из которых 2 и 3 кандидата соответственно были мужского пола, было установлено, что в первом случае оба, а во втором двое не проходили военную службу.

В2013 г. при рассмотрении квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) заявлений 3 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия), из которых 2 кандидата мужского пола, также было установлено, что оба не проходили военную службу.

При этом во всех приведённых примерах на заседании квалификационной коллегии данные кандидаты не смогли дать убедительных пояснений о законных основаниях не прохождения таковой.

И таких примеров можно привести практически с каждого заседания квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия).

Как следствие в2011 г. и2012 г. квалификационная коллегия Республики Саха (Якутия) большинством голосов дала заключения о рекомендации на должности судей: Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия); Якутского городского суда Республики Саха (Якутия); Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) 5 кандидатам мужского пола, не проходившим военную службу. Более того, данные кандидаты были в последующем назначены судьями указанных судов.

А сколько ещё таких кандидатов мужского пола большинством голосов квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) было рекомендовано на должности судей? Как минимум около 10, это в период с2011 г. по2013 г.

Отдельно хотелось бы остановиться ещё на одном примере, который требует особого внимания. При проведении конкурса на 2 вакантные должности судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия), при дополнительной проверке сведений указанных в анкете кандидата, являющегося судьёй Республики Саха (Якутия) было установлено, что этот действующий судья не проходил военную службу. При этом согласно предоставленных по запросу сведений данный судья, до наделения его полномочиями судьи, был привлечён уполномоченным должностным лицом к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Вместе с тем, в своём объяснении он указал, что в период с1996 г. по2004 г. «получить военный билет у него не было времени».

Нормами Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что уголовные дела за совершение преступления, предусмотренного статьёй 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы) рассматривают районные (городские) суды.

В связи с чем, возникает вопрос, как будет рассматривать уголовное дело в отношении гражданина, совершившего преступление по статье 328 УК РФ судья, если у него самого «не было времени получить военный билет» или, как сказал один из рекомендованных кандидатов «забыли призвать»?

Как и прежде в обществе бытует мнение, что судьёй должен быть исключительно гражданин, обладающий помимо необходимых знаний, принципами высоконравственно-этического поведения, не совершивший за свою жизнь проступков, которые могли бы поставить под сомнение его беспристрастность и справедливость при отправлении правосудия.

Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса закреплены в статье 6 Кодекса судейской этики, утверждённого VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря2012 г., согласно которых судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.

Таким образом, подводя итог изложенному, исходя из последовательных действий государства по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву (контракту) в обществе, следует придти к логическому выводу, что не должны подлежать рекомендации квалификационной коллегией судей на должность судьи граждане мужского пола признанные не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Что же касается действующих судей, которые не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, то в случае участия таких судей в конкурсах на замещение вакантных должностей, квалификационной коллегии судей необходимо соответствующим образом оценивать такие данные (например «получить военный билет у него не было времени» или «забыли призвать») с учётом положений Кодекса судейской этики и нормы статьи 59 Конституции Российской Федерации.

В заключении хотелось бы добавить, что по указанным вопросам следует также обратить внимание кадровых органов судов, Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) при поступлении граждан на государственную гражданскую службу в суды, судебный департамент, а также действующих гражданских служащих судов, судебного департамента мужского пола, поскольку в соответствии с Положением о воинском учёте, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября2006 г. № 719 (с изменениями) воинский учёт граждан по месту их работы осуществляется организациями, а за состояние воинского учёта, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций, то есть председатели судов, начальник территориального подразделения судебного департамента.

Заболевания препятствующие назначению на должность судьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *