Заказчик по 44 ФЗ

Содержание

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Под заказчиком в рамках 44-ФЗ о контрактной системе может выступать юридическое лицо, которое занимается закупкой товаров, работ и услуг на государственные и муниципальные нужды, нужды организации, учреждения и предприятия, и подписывает с исполнителем госконтракт.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Классификация заказчиков

В п. 7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ приводится указание на типы заказчиков в рамках контрактной системы закупок. Такими заказчиками могут выступать:

  1. Государственные заказчики.
  2. Муниципальные заказчики.
  3. Бюджетные учреждения.
  4. Юридические лица, в адрес которых перечислялись инвестиции из средств бюджета.
  5. Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  6. Автономные учреждения.

Возможные заказчики по 44-ФЗ перечислены в п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 3, ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные заказчики

Определение государственных заказчиков по 44-ФЗ приведено в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Здесь подчеркивается, что это учреждение или орган, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ. Они уполномочены принимать бюджетные обязательства на основании Бюджетного кодекса. Их деятельность финансируется из средств федерального и регионального бюджетов.

Под государственными заказчиками понимаются:

  1. Государственный орган власти (федеральный или региональный).
  2. ГК Росатом.
  3. ГК Роскосмос.
  4. Орган госуправления внебюджетным фондом.
  5. Государственное казенное учреждение, которое действует от имени РФ или субъекта РФ.

Такое учреждение должно принимать бюджетные обязательства от имени РФ или российского региона.

По п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимают муниципальные органы или казенные учреждения, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные принимать бюджетные обязательства по нормам БК. Спецификой данного заказчика является возможность действовать от имени муниципального образования и осуществлять закупки.

Государственные и муниципальные заказчики не отличаются между собой с позиции применения ими норм 44-ФЗ при закупках: они должны применять принципы контрактной системы при планировании закупок, выборе поставщика, подписании контракта и его исполнении и пр. Разница между данными категориями заказчиков заключается только в источнике финансирования закупок: государственные заказчики в данных целях применяют средства федерального бюджета, муниципальные – местного бюджета (бюджета муниципального образования).

Государственные и муниципальные заказчики должны проводить все виды закупок на поставку товаров, работ и оказание услуг по требованиям, установленным в 44-ФЗ. Исключения из этого правила прописаны в ч. 2 ст. 1 44-ФЗ. Так, законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ не регулирует отношения, которые возникают по вопросам:

  1. Оказания услуг международными организациями, которые созданы по международным договоренностям с участием РФ, а также международными организациями, с которыми у РФ подписан договор.
  2. Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц под государственной защитой по ФЗ-119 от 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и прочих участников уголовного судопроизводства», а также по ФЗ-45 от 1995 года «О государственной защите судей…».

Государственные и муниципальные заказчики должны придерживаться принципов контрактной системы без каких-либо существенных ограничений. Они не вправе применять в своей практике положения 223-ФЗ, даже если выполнят все требования данного закона в части документального оформления процесса закупок.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения выступают заказчиками по 44-ФЗ по нормам ч. 1 ст. 15 44-ФЗ.

Бюджетные учреждения проводят закупки в рамках законодательства о контрактной системе, если источником их финансирования выступают субсидии из бюджетной системы РФ. Исключения из указанного правила содержатся в ст. 15 ч. 2, 3 44-ФЗ.

Если бюджетное учреждение разработает и разместит в ЕИС до конца года Положение о закупках по нормам 223-ФЗ, то оно вправе не учитывать требования законодательства о контрактной системе. В числе таких закупок:

  1. Закупки, которые проводятся за счет средств, полученных в дар, через пожертвования, гранты, завещание, за счет грантов от иностранных организаций, которые имеют право работать на российской территории.
  2. Закупки, в которых бюджетное учреждение выступает исполнителем.
  3. Закупки, которые проводятся за счет доходов от деятельности, приносящей доход (за исключением тех закупок, которые финансируются из средств ФОМС).

Таким образом, бюджетным учреждениям в отношении некоторых закупок предоставлено право выбора: проводить их с использованием норм 44-ФЗ или по правилам 223-ФЗ. В случае выбора 223-ФЗ заказчик не вправе изменить свое решение до конца года. Порядок перехода на 223-ФЗ будет следующим:

  1. Заказчик разрабатывает Положение о закупках по 223-ФЗ.
  2. Его утверждает руководитель заказчика и оформляет свое решение в виде приказа.
  3. Положение о закупках размещается в ЕИС.

Обычно заказчики заинтересованы в переходе на закупки по правилам 223-ФЗ, так как в рамках данного закона установлены более лояльные требования к процессу проведения закупок в части планирования, выбора поставщика, исполнения контракта и пр.

При проведении закупок по 223-ФЗ заказчикам нет необходимости формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.

Унитарные предприятия

В зависимости от учредителя различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они могут являться заказчиками в рамках контрактной системы по нормам ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки по требованиям законодательства о контрактной системе за исключением:

  1. Закупок, которые происходят по нормам 223-ФЗ, при условии принятия такими заказчиками Положения о закупках по требованиям этого закона.
  2. Закупок, которые имеют существенное значение для прав и интересов граждан, обороноспособности, согласованные с Правительством, осуществляемые без субсидий из федерального бюджета. Это закупки из средств, полученных в дар, пожертвований, по завещанию, грантов и прочие закупки на внебюджетные средства, которые применяют без привлечения бюджетных средств.

Автономные учреждения

Автономные учреждения осуществляют государственные закупки в порядке, который предусмотрен правилами законодательства о контрактной системе, если они осуществляют закупки из средств бюджетной системы в целях производства капитальных вложений в объекты государственной собственности (по п. 4 ст. 15 44-ФЗ). Также они могут выступать участниками закупок, если государственные и муниципальные заказчики передали таким учреждениям собственные полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе по договорам и соглашениям (на основе ч. 6 ст. 15 44-ФЗ).

Особенностью применения положений 44-ФЗ в отношении заказчиков является то, что на них не распространяются требования закона относительно исполнения, корректировки и расторжения контракта.

Автономные учреждения должны опираться на положения 44-ФЗ в части планирования закупочной деятельности, процедуры выбора поставщика, заключения госконтракта, мониторинговых и контрольных мероприятий в сфере госзакупок.

Лица, получающие инвестиции из бюджета

Лица, которых нельзя рассматривать, как государственных и муниципальных заказчиков, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, также могут стать заказчиками по 44-ФЗ. Такую обязанность за ними закрепляет ч. 5 ст. 15 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. Если закупка происходит за счет инвестиций из бюджета.
  2. Если закупка осуществляется в рамках реализации инвестпроекта по строительству, реконструкции и ремонту.

Указанные выше юрлица имеют обязанность применять положения 44-ФЗ, но только в пределах конкретных договоров об участии РФ, российского субъекта или муниципального образования.

Полномочия заказчиков

Права и обязанности заказчиков по 44-ФЗ одинаковы для всех категорий. Законодательство содержит лишь отдельные ограничения по области применения положений о контрактной системе (например, для автономных учреждений).

Заказчики по 44-ФЗ наделены правом:

  • закупать товары, работы и услуги на бюджетные средства;
  • использовать функционал ЭТП для проведения закупок в электронной форме;
  • выбирать один из предусмотренных способов закупок;
  • передавать часть полномочий по закупке в адрес уполномоченной организации;
  • участвовать в процессе обжалования действий заказчиков в рамках закупок;
  • заключать государственные и муниципальные контракты.

В обязанности заказчиков по 44-ФЗ входит:

  1. Назначить контрактного управляющего или закупочную комиссию, ответственных за проведение закупки.
  2. Планировать закупочную деятельность через формирование плана-графика.
  3. Размещать в ЕИС извещение о закупке и закупочную документацию.
  4. Разрабатывать четкие критерии оценки заявок на участие.
  5. Оценивать заявки и выбирать победителя закупки.
  6. Предоставлять разъяснения закупочной документации.
  7. Проводить экспертизу результатов работ (при необходимости).
  8. Своевременно проводить приемку работ.
  9. Своевременно осуществлять оплату результатов работ.
  10. Сдавать установленную законом отчетность.
  11. Передавать сведения о недобросовестных поставщиках в РНП.

Предоставление отчетности

Помимо прочего, в обязанности заказчиков входит своевременное представление положенной отчетности. Стоит отметить, что последние законодательные изменения, направленные на упрощение процедуры закупки, сократили число подаваемых отчетных форм. Так, обязанность публиковать отчет об исполнении контракта отменили для заказчиков с мая 2019 года.

Ранее контрактный управляющий или другой сотрудник контрактной службы обязаны были предоставлять отчеты по исполнению конкретного этапа госконтракта или всей закупки в целом.

Еще одна упраздненная форма отчетности – обоснование закупки у единственного поставщика. Ранее заказчики должны были обосновывать свой выбор неконкурентной закупки.

Заказчики по-прежнему обязаны направлять сведения в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ и отчитываться по объему закупок среди СМП и СОНКО. Отчетность по закупкам у представителей малого бизнеса предоставляется по нормам ч. 4 ст. 30 44-ФЗ.

Отчетность по объему закупок у представителей малого бизнеса размещается заказчиком до 1 апреля года, следующего за отчетным. Доля товаров, работ и услуг, закупленных у организаций из числа СМП, должна составлять 15% и более от совокупного объема закупок.

Смена заказчика

44-ФЗ строго запрещает смену подрядчика по результатам закупки. При этом запрет на смену заказчика в 44-ФЗ не приведен, и в ст. 95 44-ФЗ предусмотрено право сторон на подобную корректировку. Но смена заказчика допускается, только если новая сторона по контракту выступает заказчиком по правилам 44-ФЗ (на основании п. 5-7 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). Например, первоначальным заказчиком был государственный орган власти: его допускается сменить, например, на муниципальный. Тогда как смена государственного заказчика на коммерческое юрлицо недопустима.

Стандартная процедура смены заказчика по 44-ФЗ предполагает подписание сторонами дополнительного соглашения. В нем стороны указывают на наименование действующего заказчика и того, к которому переходят обязательства.

Также в составе дополнительного соглашения нужно прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания дополнительного соглашения.
  2. Место подготовки допсоглашения.
  3. Реквизиты госконтракта.
  4. Указание на то, что все остальные условия реализации госконтракта остаются неизменными.

Дополнительное соглашение подписывается обеими сторонами, после чего оно приобретает юридическую силу (первым его подписывает поставщик). Оно выступает неотъемлемой частью госконтракта и должно храниться вместе с ним.

Хотя в контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика получать согласие исполнителя на смену заказчика, но подписание допсоглашения крайне желательно, так как подтвердит факт должного уведомления поставщика об изменении важных условий.

Заключение допсоглашения о смене заказчика допускается только при условии, что этот госконтракт является действующим. Если договор прекратил свое действие, то его изменение не допускается. На основании ч. 6 ст. 95 44-ФЗ при перемене заказчика все права и обязательства старого переходят к новому.

При этом законодательство не предусматривает случаи, когда допускается смена заказчика и как нужно обосновать такой переход.

Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ

44-ФЗ достаточно строго регулирует положения законодательства в рамках контрактной системы. За нарушение норм ответственность для заказчика наступает по Уголовному или Административному кодексам.

В КоАП не предусмотрено разделение по типу заказчиков при применении наказания. Все заказчики по 44-ФЗ привлекаются к ответственности по единым правилам. Отдельное наказание предусмотрено для заказчика, как юрлица, и для его должностных лиц.

Что касается уголовной ответственности, то она применяется только по отношению к физлицам и на юрлицо-заказчика не распространяется. Но это не лишает правоохранительные органы права привлечь к наказанию должностное лицо заказчика.

При нарушении заказчиком порядка планирования закупок ему грозит ответственность по ст. 7.29.3 КоАП. Если он ошибется при подготовке плана-графика, то штраф для него составит 20-50 тыс. р. При нарушении формы обоснования НМЦК или объекта закупки штраф установлен в размере 10 тыс. р. В части планирования предусмотрены следующие штрафы:

  1. Нарушение порядка и сроков общественного обсуждения закупок – 30 тыс. р.
  2. Нарушение сроков размещения плана-графика в ЕИС – 5-30 тыс. р.

Если заказчиком были нарушены нормы о способе выбора поставщика, то это грозит ему ответственностью в виде штрафа по ст. 7.29 КоАП (например, заказчик провел процедуру в виде запроса котировок при НМЦК более 500 тыс. р. или провел конкурс, хотя товар был представлен в аукционном перечне). Штрафные санкции составляют 30-50 тыс. р. Ответственность по данной статье предусмотрена в случае нарушения порядка согласования закупки с уполномоченным органом.

Нарушение сроков размещения документации и сведений по закупкам грозит заказчику штрафами по ст. 7.30 КоАП:

  1. По открытому конкурсу и аукциону – если сроки размещения сведений были нарушены не более, чем на 2 дня, штраф составляет 5 тыс. р., для заказчика в статусе юрлица – 15 тыс. р. При нарушении сроков более, чем на 2 дня, ответственность должностного лица составит 30 тыс. р., юридического – 100 тыс. р.
  2. В случае нарушения сроков публикации по запросу котировок или предложений штраф для специалиста со стороны заказчика составляет 3 тыс. р. при задержке не более, чем на день, и 10 тыс. р. при более длительной просрочке. Для юрлица заказчика штрафы за такое деяние составляют 15 тыс. и 50 тыс. р. соответственно.
  3. При размещении в ЕИС недостоверных сведений по вопросам проведения конкурса или аукциона штрафные санкции для должностного лица составят 15 тыс. р., для заказчика – 50 тыс. р. Штраф в указанном размере последует за нарушения при приеме заявок на участие в закупках.
  4. Различают штрафные санкции за нарушения в части рассмотрения заявок на участие. Неправомерное отклонение заявки участника или допуск участника, не соответствующего требованиям 44-ФЗ, грозит штрафом, размер которого не является фиксированным. Он составляет 1% от НМЦК (от 5 до 30 тыс. р.). Аналогичное наказание наступает и за нарушение заказчиком порядка рассмотрения заявок, за установление неправомерных требований, некорректной величины обеспечения заявки или госконтракта.
  5. Если по какой-либо закупке в адрес заказчика было вынесено предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. р. Аналогичное наказание КоАП предусмотрел и за невключение информации о закупке в план-график.
  6. Неправомерное отклонение заявок на участие в запросе котировок и предложений влечет штраф в размере 5% от НМЦК, но не менее 30 тыс. р. Аналогичное наказание наступает за допущенные нарушения при рассмотрении заявок на процедуру.
  7. Если требования к объекту закупки привели к ограничению конкуренции, то штрафные санкции составят 1% от НМЦК. Минимальная сумма штрафа – 10 тыс. р., максимальная – 50 тыс. р.
  8. Когда документация по закупке утверждена с нарушением правил, штраф для заказчика составляет 3 тыс. р.
  9. За задержку при подготовке закупочного протокола штраф составит 3 тыс. р. при задержке до 2 рабочих дней и 30 тыс. р. – при более длительных нарушенных сроках.
  10. Штрафные санкции в размере 50 тыс. р. предусмотрены для заказчиков, которые не соблюли лимиты закупок у СМП и СОНКО.

Крупные штрафные санкции предусмотрены для заказчиков по правилам ст. 7.32 КоАП за нарушение порядка подписания контракта и внесения поправок:

  1. Если заказчик подпишет контракт на отличных условиях от тех, которые были размещены в проекте, штрафы составят 1% от НМЦК. Его предельная величина составит – 5-30 тыс. р. для должностного лица и 50-300 тыс. р. – для юрлица.
  2. Если же результатом нарушения установленного законом порядка подписания госконтракта или его корректировок стали дополнительные расходы из бюджета, то штраф назначается в двойном размере от указанных расходов.
  3. В случае если победитель закупки нарушит сроки подписания контракта, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков, тогда как заказчику – административная ответственность. При нарушении сроков подписания контракта штраф для заказчика составит 50 тыс.р.
  4. За изменение государственного контракта без учета требований 44-ФЗ (например, если были изменены его существенные условия, или не было подписано дополнительное соглашение) размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц составит 20 тыс. р. и 200 тыс. р.
  5. При расторжении контракта сторонами или при отказе от контракта в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства (например, без уведомления второй стороны) сумма штрафа для должностных лиц составит 50 тыс. р. и 200 тыс. р.- для юрлиц.
  6. В случае неисполнения госконтракта в результате действий или бездействия заказчика на него будет наложен штраф. Величина штрафа для должностного лица составит 5-15% от неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Также должностному лицу грозит дисквалификация на срок до 2 лет за подобный проступок. Заказчику грозит штраф до 3-кратной стоимости неисполненных обязательств или до 300 тыс. р.
  7. При приемке товара заказчик занимается проведением экспертизы, составляет документы в виде акта или накладной. При нарушениях в указанных процедурах заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р.

Заказчики должны передавать сведения о подписанных контрактах в реестр. Помимо прочего, в отношении поставщиков, действия которых были признаны недобросовестными, заказчики должны передавать сведения в контролирующий орган для включения в РНП. За непередачу или передачу недостоверных сведений о поставщике заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р., согласно ст. 7.31.

44-ФЗ также предполагает штрафные санкции за несоблюдение порядка в части возврата поставщику обеспечения. При возврате с задержкой на 3 рабочих дня штраф составит 5-30 тыс.р., согласно ч. 1 ст. 7.31.1. Если просрочка за возврат обеспечения составит более 3 дней, то штраф для должностного лица составит 15 тыс. р., для заказчика – 90 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.31.1.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает не за нарушение законодательства о закупках, а за совершение преступлений. В числе наиболее распространенных деяний, которые преследуются по нормам УК:

  1. Мошенничество по ст. 159 УК. Наказание за проступок составляет до 10 лет лишения свободы.
  2. Получение взятки по ст. 290 УК. Например, за победу на тендере или содействие в приемке работ. Наказание по данной статье – до 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК для лиц, которые передадут взятку от участника представителю заказчика. Наказание по указанной статье составляют до 7 лет лишения свободы или 30-кратный размер взятки.
  4. Нецелевое расходование бюджетных денег по ст. 285.1 УК. Наказание грозит при сумме нецелевых расходов в размере свыше 1,5 млн р. и составляет вплоть до 5 лет лишения свободы. Если траты составят меньшую сумму, то сторонам грозит административное наказание по ст. 15.14 КоАП в виде штрафа, который составляет 50 тыс. р.

Таким образом, под заказчиком в рамках системы госзакупок подразумевается лицо, которое закупает товары, работы и услуги для государственных нужд, региональных нужд и муниципальных нужд или для конкретного предприятия или учреждения на бюджетные средства. Заказчиком по 44-ФЗ выступает лицо, которое действует в интересах РФ, субъектов и принимает бюджетные обязательства. Перечень юридических лиц, которые должны осуществлять закупки по нормам 44-ФЗ, приведен в пп. 5-7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Обязанности заказчика по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто является заказчиком по 44-ФЗ
  • Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ
  • Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ
  • Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей
  • Уголовная ответственность заказчика

Закупочная деятельность строго регламентирована, и обязанности заказчика по 44-ФЗ не стали исключением – закон обозначает как общие положения, так и необходимую отчетность. За нарушение тех или иных пунктов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях – уголовная.

Однако, прежде чем начать рассмотрение обязанностей заказчика, будет необходимо определиться с терминологией и понять, кто именно является заказчиком с точки зрения законодательства. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Кто является заказчиком по 44-ФЗ

Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.

Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:

  • госорган (в том числе орган государственной власти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны);
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.

Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ

Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.

Права заказчиков по 44-ФЗ:

  • приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня;
  • проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП;
  • свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ;
  • делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме;
  • участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок;
  • заключение государственных и муниципальных контрактов.

К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:

  • назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий;
  • составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности;
  • публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации;
  • разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников;
  • анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры;
  • разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников;
  • выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется;
  • приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки;
  • оплата поставки по контракту в оговоренные сроки;
  • оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации;
  • направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП.

Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ

Как было указано выше, одной из обязанностей заказчика по 44-ФЗ является составление и направление отчетов. До введения поправок к закону 44-ФЗ заказчик должен был формировать 4 отчета. Теперь же информация предоставляется только по одному направлению:

  • по количеству закупок у СМП и СОНКО в течение года.

Сведения по объему закупок у предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности должны быть размещены в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с законом заказчики обязаны закупать у данных организаций не менее 15 % от годового объема товаров, работ и услуг. В отчет в том числе должны быть включены сведения о закупках, которые не состоялись по любым причинам, если контрагентами были представители СМП и СОНКО.

Помимо этого, заказчик обязан в ЕИС заполнить ежегодный отчет, в который заносятся данные по осуществлению крупных проектов с участием государства. В законе нет указания, в какой срок необходимо предоставить данный отчет.

Читайте также: «Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ заказчику и исполнителю»

Раньше, до 12 мая 2019 г., заказчик обязан был отчитываться по результатам исполнения контракта. Но после упразднения ч. 9–12 ст. 94 44-ФЗ делать этого не требуется. Отчет по закупкам у единственного поставщика с аргументацией такой необходимости потерял актуальность с 31 июля 2019 года.

Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей

С 1 января 2021 года планируется введение поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Гражданский процессуальный кодекс РФ. 30 января 2020 года Минфин разместил проект этих нормативных актов на соответствующем сайте. Вопросу нарушений при проведении государственных закупок в новом административном кодексе посвящена 28 глава. Также в ней приводятся санкции за несоблюдение закона отдельными видами юридических лиц и представителями сферы гособоронзаказа в ходе закупочных процедур.

Размер штрафов за нарушение законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ останется без изменений. При неисполнении своих обязанностей заказчик по контракту в рамках 44-ФЗ и прочих нормативных актов должен заплатить неустойку в размере до 500 000 руб., максимальный размер штрафа для должностных лиц — 50 000 руб.

ВАЖНО! Если нарушение будет квалифицировано как малозначительное, то мерой наказания за него является предупреждение.

В соответствии с поправками к Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые вступят в действие с 2021 года, предусматриваются следующие санкции за нарушение закона:

Статья в новом КоАП

Ответственность

Нарушения положений контрактного законодательства при выборе процедуры определения поставщика и разработке ее условий наказываются штрафом.

Нарушение требований по размещению информации в ходе государственной закупки наказывается штрафом.

Нарушения порядка, предусмотренного для проведения госзакупки, наказывается штрафом.

Нарушение процедуры и сроков при возврате обеспечения заявок, исполнения контракта наказывается штрафом. Также штраф предусмотрен, если не соблюдается порядок или сроки блокировки спецсчета, на который вносятся вышеуказанные суммы.

Нарушения в ходе проведения электронной процедуры наказываются штрафом.

Нарушения, допущенные в процедуре заключения контракта, а также в регламенте его корректировки, наказываются штрафом.

Нарушения, допущенные при оплате за поставленные товары, выполненные работы или услуги, в том числе несоблюдение сроков, наказываются штрафом.

Нарушения, допущенные в ходе закупок отдельными видами юридических лиц, наказываются штрафом.

Отказ или уклонение подрядчика от подписания государственного контракта, если закупка проводится в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), наказывается штрафом. То же самое относительно договора, исполнение которого требуется для реализации ГОЗ.

Нарушение обязательных требований к продукции, относящейся к оборонной сфере, наказывается штрафом.

Ликвидация или перепрофилирование промышленного оборудования, продукция которого является объектом поставки по гособоронзаказу, наказывается штрафом.

Использование на другие цели бюджетных средств, выделенных для закупок в сфере гособоронзаказа, наказывается штрафом.

Нарушение требований в отношении ведения раздельного учета в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности наказывается штрафом.

Неисполнение или исполнение не должным образом государственного контракта в сфере гособоронзаказа, а также действия (бездействие) подрядчика, результатом которых стало неправомерное увеличение цены ГОЗ, наказываются штрафом.

Отклонение от положений государственного контракта в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.

Непредоставление информации относительно заключения и исполнения контрактов в сфере гособоронзаказа по предусмотренным законом правилам наказывается штрафом.

Проведение уполномоченным банком непредусмотренных соответствующим законодательством транзакций по контрактам в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.

Несоблюдение регламента банковского сопровождения, нарушение уполномоченной финансово-кредитной организацией обязанностей, связанных с реализацией контрактов в сфере гособоронзаказа, наказываются штрафом.

Нарушение в регламенте обнародования сведений в ИАС, в том числе при сравнении цен на однотипные товары, работы, услуги при осуществлении госзакупок в сферах ГОЗ и гражданской, наказываются штрафом.

Уголовная ответственность заказчика

Если при нарушении регламента проведения государственной закупки виновные несут административную ответственность, то при выявлении фактов должностных злоупотреблений, мошенничества, взяточничества правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Как ни прискорбно, в сфере госзаказов подобные преступления происходят регулярно.

К уголовной ответственности по фактам нарушения закона при осуществлении государственной закупки могут привести действия контрагентов, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

  • Статья 159 «Мошенничество». Например, мошенничеством является хищение денежных средств в ходе государственной закупки. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
  • Статья 290 «Получение взятки». Привлекается к ответственности должностное лицо со стороны заказчика, уличённое в получении денег или иных ценностей, услуг от участника конкурсной процедуры, например, за победу в ней. Статья предусматривает штраф, равный 70-кратному размеру взятки, либо заключение под стражу на максимальный период 15 лет.
  • Статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве». Ответственность предусмотрена для субъекта, который по поручению участника передает взятку должностному лицу со стороны заказчика. Также в качестве посредничества расценивается любое участие в переговорах и прочие действия, направленные на передачу взятки представителю заказчика (контрактному управляющему, члену закупочной комиссии и т. д.). Виновному присуждается штраф, в 30 раз превышающий сумму взятки, или заключение под стражу сроком до 7 лет.
  • Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств». Данное действие заказчика попадает в правовое поле Уголовного кодекса РФ, когда бюджетные средства израсходованы в сумме свыше 1,5 млн руб. Наказание к виновному применяется в виде лишения свободы сроком до 5 лет. При меньших объемах нецелевых трат наступает ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации либо штрафа до 50 000 рублей.

Читайте также: «Просрочка оплаты по 44-ФЗ: как привлечь заказчика к ответственности»

В частности, не просто нарушением, а преступлением, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством, будут действия участника конкурсной процедуры, когда он заплатил некоторую сумму представителю заказчика, за что последний поспособствовал победе этой организации в тендере и последующему заключению контракта.

Еще один пример: бюджетной организацией заключен контракт на оказание услуги, заказчик подписал акт выполненных работ, перечислил деньги исполнителю, хотя сама услуга оказана не была. Средства заказчик и исполнитель делят между собой. Такие действия также квалифицируются как преступление, преследуемое в рамках уголовного права.

Одним из главных звеньев сферы государственных закупок является заказчик. Законодательство о контрактной системе, учитывая статус этой стороны, наделяет ее значительным спектром полномочий, позволяющих наиболее эффективно осуществлять снабжение государственных и муниципальных органов и расходовать бюджетные средства. Также правовые нормативные акты устанавливают перечень обязанностей заказчика (по 44-ФЗ и прочим документам), неисполнение которых влечет за собой административную и уголовную ответственность.

При этом следует иметь в виду, что наказание в виде штрафов предусмотрено не только для юридического лица, но и сотрудники заказчика несут персональную ответственность за собственные неправомерные действия (бездействие) – на должностных лиц также накладываются штрафы и применяются дополнительные меры, такие как дисквалификация.

Кто такие государственные заказчики

Госзаказчики с точки зрения 44-ФЗ

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В п. 5 ст. 3 44-ФЗ указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена 15-я статья контрактного закона. Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

  • госорган (в том числе орган госвласти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Заказчик по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *