Закон о охране труда

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция)

10 января 2003 года N 17-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 115-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. 28.04.2009), от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 04.05.2011 N 99-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 503-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 247-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ, от 03.08.2018 N 312-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 26.07.2019 N 233-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте
  • Глава 2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта
    • Статья 4. Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта
    • Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта
    • Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия на железнодорожном транспорте
    • Статья 7. Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте
    • Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте
    • Статья 9. Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта
    • Статья 10. Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта
  • Глава 3. Основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом
    • Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур
    • Статья 12. Основные требования к перевозчику
    • Статья 13. Основные требования к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом
    • Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа
    • Статья 15. Основные требования к железнодорожным путям общего пользования
    • Статья 16. Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования
    • Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам
    • Статья 18. Организация управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 19. Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта
  • Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях
    • Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств
    • Статья 20.1. Государственный надзор в области железнодорожного транспорта
    • Статья 21. Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 22.1. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    • Статья 23. Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 5. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта
    • Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта
    • Статья 25.1. Основные положения, касающиеся получения права на управление локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и специальным самоходным подвижным составом
    • Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования
  • Глава 6. Иные вопросы организации деятельности на железнодорожном транспорте
    • Статья 27. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте
    • Статья 28. Язык общения, используемый на железнодорожном транспорте
    • Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта общего пользования
    • Статья 30. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта
    • Статья 31. Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 32. Мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте общего пользования
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 33. Утратила силу
    • Статья 34. Заключительные положения

Открыть полный текст документа

ОХРАНА ТРУДА ПО ТК РФ: ПОНЯТИЕ И ТРЕБОВАНИЯ

Работодатели обязаны соблюдать правила и требования охраны труда. За любое нарушение – штраф от 50 000 руб. А если с работником произойдет несчастный случай, руководителю компании грозит уголовная ответственность.

Понятие охраны труда

Что такое охрана труда на предприятии и для чего она нужна, сказано в статье 209 Трудового кодекса.

Охрана труда в России – это система или комплекс мероприятий, направленных на защиту здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Основные мероприятия охраны труда можно разделить на пять групп:

  • правовые (оформление документации);
  • социально-экономические (обязательное страхование работников, выплата компенсаций, предоставление льгот и т. п.);
  • организационно-технические (спецоценка условий труда на рабочих местах, оптимизация персонала и т. п.);
  • санитарно-гигиенические (обеспечение работников спецодеждой, обувью и иными средствами защиты).
  • профилактические (медосмотры, сотрудников, создание системы спортивного оздоровления работников).

Таким образом, охрана труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий занятости для сотрудников и предприятия в целом.

Система охраны труда

Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.

Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).

Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).

Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.

В организации, где работают не более 50 человек, функции по аудиту охраны труда по ТК РФ могут быть возложены на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).

Кроме того, компании необходимо разработать локальные нормативные акты по вопросам охраны труда. Во-первых, положение об охране труда. Во-вторых, программу проведения инструктажа по охране труда. В-третьих, инструкцию по охране труда. Ее разрабатывают исходя из должности или профессии работников.<

Элементы охраны труда

Техника безопасности – система организационных и технических мероприятий и средств, которая поможет предотвратить воздействие на сотрудников опасных производственных факторов;

Пожарная безопасность – мероприятия, которые направлены на улучшение противопожарного состояния и снижение риска пожаров в процессе трудовой деятельности;

Санитарно-гигиенические условия труда – комплекс мероприятий, которые направлены на создание комфортного микроклимата на рабочих местах и обеспечение полноценных отдыха и бытовых условий на территории компании.

Электробезопасность — система мероприятий, которые направлены на защиту от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Управление безопасностью труда — работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда.

Охрана труда 2017 – 2018: новые правила

В законодательство по охране труда в 2017 году внесли поправки. Одно из главных изменений в правила по охране труда – 2017 – это введение оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводят специализированные центры. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физлица, так и работодателя.

Другое новшество – новые ГОСТы по охране труда с 2017 года. Дополнительные требования к физическим факторам на рабочих местах установлены новым СанПиН 2.2.4.3359-16. В документе перечислены нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.

Помимо СанПиН 2.2.4.3359-16 приняты другие нормативные акты по охране труда – 2017:

  • Организация обучения безопасности труда — ГОСТ 12.0.004-2015;
  • Опасные и вредные производственные факторы — ГОСТ 12.0.003-2015;
  • Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная — ГОСТ 12.4.026-2015;
  • Система управления охраной труда — ГОСТ 12.0.230.1-2015, ГОСТ 12.0.230.2-2015.

Изменения по охране труда в 2017 году затронули также микропредприятия. Теперь они могут не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, график сменности. Все вопросы, которые обычно закрепляют в локальных актах, они могут включить в трудовые договоры. Договоры микропредприятия могут заключать на основании типовой формы из постановления Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Еще одна поправка в правила по охране труда в 2017 году – ФСС возместит затраты только на СИЗ, изготовленные на территории РФ из российских тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов.

Новости охраны труда

Главные новости по охране труда – Минтруд утвердил «Дорожную карту» по отмене и актуализации обязательных требований в сфере соблюдения трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.

В частности, на 2-й квартал 2018 года запланированы поправки в порядок действий в случае, если по результатам спецоценки на рабочем месте не было выявлено никаких вредных и опасных производственных факторов.

Также в 2018 году планируется поменять порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Чтобы вовремя узнавать все новое в охране труда, читайте новости охраны труда на сайте Минтруда РФ.

Требования охраны труда

Требования по охране труда – это требования, которые устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В каких документах изложены требования охраны труда? Помимо Трудового кодекса правила по охране труда, обязанные для работодателя, прописаны в следующих законах и нормативных актах:

  • Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организациях»;
  • приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Соблюдение требований охраны – обязанность каждого работодателя независимо от того, какую систему налогообложения он применяет. Работодатель обязан обеспечить за свой счет:

  • безопасность при эксплуатации оборудования, зданий и используемых в процессе работы материалов и инструментов;
  • применение средств защиты, прошедших декларирование соответствия или сертификацию;
  • соответствующие условия на каждом рабочем месте;
  • выдачу средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств сотрудникам, которые работают в грязных условиях, при некомфортных температурных условиях или в небезопасных условиях;
  • проведение спецоценки условий работы;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на рабочих местах, их контроль, санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников;
  • режим труда и отдыха.

Полный список обязанностей работодателя перечислен в статье 212 Трудового кодекса.

Охрана труда на рабочем месте

Работодатель обязан обеспечить соответствие рабочих мест требованиям охраны труда. Расположение и организация рабочих мест, оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и другие условия должны быть безопасными и не угрожать жизни работника.

Для определения того, как работодатель соблюдает требования охраны труда к рабочему месту, проводят специальную оценку условий труда на каждом рабочем месте.

Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий, с помощью которых выявляются вредные и опасные факторы производства и оценивается их воздействие на организм работника.

Спецоценке подлежат все рабочие места, кроме надомников, дистанционных работников. Проводить специальную оценку условий труда следует не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается со дня, когда были утверждены результаты спецоценки. Подробнее читайте в статье «Специальная оценка условий труда».

Правила и нормы охраны труда

Работодателю необходимо зафиксировать правила и нормы охраны труда на предприятии. Для этого, в первую очередь, следует:

  • систематизировать выявленные в ходе проверок недостатки в сфере безопасности труда работников;
  • установить неактуальные нормы охраны труда;
  • оценить эффективность действующих правил.

Затем необходимо составить и утвердить положение об охране труда. То есть документ, в котором указаны основные правила охраны труда на предприятии. Чтобы положение по охране труда не получилось громоздким, не включайте в него общие правила по охране труда, которые прямо предусмотрены законом. Например, бесплатную выдачу спецодежды и молока работникам на вредном производстве.

Также можно вынести в отдельное положение по технике безопасности правила проведения инструктажей по охране труда и проверок приобретенных работниками знаний, сделать отдельные инструкции по безопасности для каждого подразделения.

Также можно вынести в отдельное положение по технике безопасности правила проведения инструктажей по охране труда и проверок приобретенных работниками знаний, сделать отдельные инструкции по безопасности для каждого подразделения.

Штрафы за нарушение требований охраны труда

Если не соблюдать правила и нормы по охране труда, компания и ее должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности. Размеры штрафов смотрите в таблице.

Вид нарушения Штрафы для должностного лица и ИП Штрафы для компании
Любое нарушение государственных нормативных требований охраны труда (п. 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 2000 до 5000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 50 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб.

или приостановление деятельности до 90 суток

Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда или непроведение спецоценки (п. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 5000 до 10 000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Допуск сотрудника к работе без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, без обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 15 000 до 25 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 110 000 до 130 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты** (например, каской для защиты головы) (п. 4 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 20 000 до 30 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 130 000 до 150 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Также должностным лицам компании грозит уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение здоровью тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ). Санкции такие:

  • штраф до 400 000 рублей или же штраф в размере зарплат либо другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев;
  • обязательные работы на сроки 180-240 часов;
  • исправительные работы на сроки максимум до двух лет;
  • принудительные работы на срок максимум до одного года;
  • заключение под стражу на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности (или без такового).

Если нарушение правил и норм охраны привело к смерти человека, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до четырех лет. Либо его могут заключить под стражу на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового.

Если в результате несчастного случая на производстве пострадало два и более человек, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет (или без такового).

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 N 181-ФЗ (последняя редакция)

Документ утратил силу или отменен 17 июля 1999 года N 181-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения
    • Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда
  • Глава II. Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда
  • Глава III. Обеспечение охраны труда
    • Статья 11. Государственное управление охраной труда
    • Статья 12. Служба охраны труда в организации
    • Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда
    • Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда
    • Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда
    • Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  • Глава IV. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
    • Статья 20. Государственный надзор и контроль
    • Статья 21. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 22. Общественный контроль за охраной труда
  • Глава V. Ответственность за нарушение требований охраны труда
    • Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда
    • Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда
    • Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда
    • Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
  • Глава VI. Заключительные положения
    • Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Закон о охране труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *