Закон о предоставлении земельного участка многодетным семьям

Содержание

О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области (с изменениями на 26 декабря 2019 года)

О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ

О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области

(с изменениями на 26 декабря 2019 года)

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 26 мая 2011 года N 1/158-П

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства.
(Статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 2012 года Законом Московской области от 2 июля 2012 года N 86/2012-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 15 иая 2019 года Законом Московской области от 8 мая 2019 года N 80/2019-ОЗ..

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

1) многодетная семья — лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее — одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц);

2) члены многодетной семьи — супруги либо одинокая(ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы);

3) заявитель — один из родителей, усыновитель, отчим (мачеха), представляющий интересы членов многодетной семьи в отношениях, регулируемых настоящим Законом.

2. В составе многодетной семьи не учитываются дети:

1) находящиеся на полном государственном обеспечении;

2) в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;

3) в отношении которых отменено усыновление;

4) находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети, находящиеся в приемных семьях.
(Статья в редакции, введенной в действие c 13 ноября 2012 года Законом Московской области от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ.

Статья 3. Ведение учета многодетных семей в целях настоящего Закона

1. Ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет (далее — заявление о постановке на учет).

2. Для постановки на учет один из родителей, с которым проживают дети, либо одинокая мать (отец) подает заявление о постановке на учет в орган местного самоуправления городского округа Московской области по месту своего жительства с указанием цели использования земельного участка в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.

3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые не сняты с учета по основаниям, указанным в статье 6_1 настоящего Закона, и отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления о постановке на учет:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3 настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4_1 настоящего Закона.

5. Решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом принимается на основании заявления о постановке на учет, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 настоящей статьи.

Перечень и порядок предоставления документов и сведений определяются Правительством Московской области.

6. Орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области в течение месяца принимает решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом.

О результатах рассмотрения орган местного самоуправления городского округа Московской области направляет заявителю уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет.

7. Информация о постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

8. Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 настоящей статьи, или предоставление недостоверных сведений.

9. Отказ в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

Статья 4. Нормы бесплатного предоставления земельных участков

Статья 4. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

1. Земельные участки предоставляются в порядке очередности многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Порядок ведения очереди многодетных семей утверждается органами местного самоуправления городских округов Московской области.

3. Предоставление земельных участков осуществляется по заявлениям многодетных семей (далее — заявление о предоставлении земельного участка) на основании решений органов местного самоуправления городских округов Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Форма и требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка утверждаются органами местного самоуправления городских округов Московской области.

4. Органы местного самоуправления городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона (далее — Перечень земель).

В Перечне земель указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера. Перечень земель публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области уведомляет многодетные семьи, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков, об утверждении Перечня земель.

Порядок уведомления многодетных семей утверждается органами местного самоуправления городских округов Московской области.

Уведомление должно содержать срок предоставления многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка.

6. В случае выбора земельного участка из Перечня земель многодетная семья обращается в орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка.

7. Многодетные семьи, которые не желают получать земельный участок, указанный в Перечне земель, вправе отказаться от предлагаемых земельных участков путем подачи заявления об отказе в предоставлении земельного участка.

В данном случае земельный участок предлагается следующей в очереди многодетной семье.

Отказ многодетной семьи от предлагаемых органами местного самоуправления городских округов Московской области земельных участков не является основанием для снятия многодетной семьи с учета.

8. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.

9. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

10. Органы местного самоуправления городских округов Московской области направляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям земельных участков.

Форма отчета о предоставлении многодетным семьям бесплатно земельных участков и сроки предоставления устанавливаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством Московской области.

Информация о предоставленных бесплатно земельных участках многодетным семьям размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, а также в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

Статья 4_1. Нормы бесплатного предоставления земельных участков

1. Предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,10 га.

В случае, если размер земельного участка меньше предельного минимального размера, установленного абзацем первым настоящей части, и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным.

2. Предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,15 га.
(Статья дополнительно включена с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ)

Статья 4_2. Основания для отказа в предоставлении земельных участков многодетным семьям

1. Основаниями для отказа в предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно являются:

1) нарушение порядка очередности предоставления земельных участков;

2) непредоставление многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка в срок, указанный в уведомлении органа местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области;

3) подача многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка, не отвечающего требованиям, установленным органом местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области;

4) земельный участок является ограниченным в обороте (в случае обращения многодетной семьи с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в аренде у одного из членов многодетной семьи согласно части 4 статьи 3 настоящего Закона).

2. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимает орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области в течение десяти рабочих дней со дня выявления оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, о чем в течение двух рабочих дней со дня принятия решения уведомляет многодетную семью заказным письмом с уведомлением о вручении с указанием оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Принятие органом местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области решения об отказе в предоставлении земельного участка не является основанием для снятия многодетной семьи с учета.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно может быть обжалован членами многодетной семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ)

Статья 5. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям (утратила силу)

(Статья утратила силу с 14 июля 2012 года —
Закон Московской области от 2 июля 2012 года N 86/2012-ОЗ. —
См. предыдущую редакцию)

Статья 6. Ведение учета многодетных семей в целях настоящего Закона (утратила силу с 11 января 2020 года)

(Устратила силу с 11 января 2020 года — Закон Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

Статья 6.1. Основания снятия многодетной семьи с учета

1. Снятие многодетной семьи с учета производится по одному из следующих оснований:

1) предоставление многодетной семье земельного участка в соответствии с настоящим Законом;

2) выход из гражданства Российской Федерации одного или более членов многодетной семьи при условии несоответствия понятию многодетной семьи, установленному настоящим Законом;

3) перемена места жительства членов многодетной семьи в случае выезда за пределы Московской области, а также изменение адреса места жительства в связи с изменением границ Московской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Законом Московской области от 14 ноября 2013 года N 134/2013-ОЗ.

4) лишение родительских прав или ограничение в родительских правах родителя(ей) при условии несоответствия понятию многодетной семьи, установленному настоящим Законом;

5) приобретение членами многодетной семьи земельного участка площадью 0,06 га и более на территории Московской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2019 года Законом Московской области от 28 ноября 2019 года N 244/2019-ОЗ.

6) заявление о снятии с учета.

2. Решение о снятии многодетной семьи с учета принимается органом местного самоуправления городского округа Московской области, принявшим решение о постановке многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2019 года Законом Московской области от 28 ноября 2019 года N 244/2019-ОЗ.

3. Решение о снятии многодетной семьи с учета орган местного самоуправления городского округа Московской области направляет заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет в течение месяца с даты принятия такого решения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2019 года Законом Московской области от 28 ноября 2019 года N 244/2019-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

4. Решение о снятии многодетной семьи с учета может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена c 13 ноября 2012 года Законом Московской области от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ)

Статья 6.2. Финансирование мероприятий при предоставлении земельных участков многодетным семьям

При предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
(Статья дополнительно включена c 13 ноября 2012 года Законом Московской области от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ)

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Ежегодно правительством Российской Федерации пересматривается перечень доступных льгот для многодетных семей. Привилегии открыты также в жилищной сфере. Поскольку квартирами всех желающих обеспечить невозможно, государство предлагает решить вопрос с недвижимостью следующим образом: предоставляет земельный надел с целью дальнейшей застройки под частный дом.

Законодательная база

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям 183-ФЗ был принят 14 июня 2011 года. Он дополняет статью 16 другого нормативно-правового акта под названием «О содействии развитию жилищного строительства». Он содержит данные о предоставлении жилищных льгот малоимущим и многодетным семействам. Положения включают в себя сведения:

  • о размере предоставляемых территорий;
  • о порядке получения места в очереди;
  • о процедуре получения и оформления земельных наделов;
  • о причинах отказа постановки в очередности.

Все представленные правила могут дополняться региональным законодательством. В 2011 году был разработан законопроект, согласно которому семьи с родившимся третьим ребенком вправе претендовать на землепользование, а позже и на оформление участка в собственность. Основные нормы установлены центральной властью, а порядок распределения территорий и их величина формируются местными регламентами.

Понятие многодетной семьи

Государством устанавливается перечень общественных ячеек, которые именуются многодетными семействами. В первую очередь, это супруги с тремя и более детьми. Рождение здесь не является обязательной процедурой. Наследники вполне могут быть усыновлены.

Субъектом субсидии будут считаться как полноценные, так и неполные семьи. В последнем случае родитель получит статус «одиночки». Если же есть мама и папа, то между ними должен быть зарегистрирован официальный брак. Земля для многодетных семей может быть получена лишь при соблюдении определенных условий. Здесь следует выделить:

  • Совместное проживание всех членов семейства по одному адресу.
  • Минимум пятилетний срок прописки по адресу того региона и района, где семейство планирует приобрести надел. В некоторых российских субъектах ценз может быть сокращен. В Белгороде, например, он составляет всего три года.
  • Все дети несовершеннолетние. Исключение составляют обучающиеся иждивенцы – они учитываются государством до 23 лет.
  • Все члены семейства обязаны иметь российское гражданство.
  • Супруги не должны быть лишены родительских прав или ограничены в них.
  • Ни один из детей не должен находиться на государственном содержании. Субсидия будет получена лишь в том случае, если обеспечением своих наследников занимаются только родители.

Условия предоставления субсидии

Основанием выделения территории является нахождение на учете у государства. Для этого требуется занять очередь на землю. Многодетным семьям нужно учитывать, что основание для получения субсидии по всей стране одно, а процедура приобретения будет разниться в зависимости от региона.

Главное условие – это заявительный порядок предоставления участков. Компетентные органы попросту не узнают о нужде того или иного семейства в земельной территории ровно до тех пор, пока не будет подано соответствующее заявление.

Этот момент может показаться элементарным, но практика показывает, что граждане не стараются подавать документы, а в большей части надеются на внезапные компенсации.

Выделение земли происходит на основании решения, которое выносится органом местного самоуправления.

Для получения заветной бумаги должна быть реализована подача документов через любые три инстанции:

  • комитет местной самоуправленческой инстанции;
  • администрация или орган исполнительной власти, в ведении которого находятся земельные вопросы;
  • электронный портал «Госуслуги».

Несмотря на активное развитие сетевых площадок, самым надежным способом будет подача документов непосредственно в государственные органы.

Законом не запрещается оформление и передача заявлений через посредника. Особенно актуально это для одиноких родителей. Дозволяется нанять юриста-консультанта, который поможет собрать все необходимые документы и подать их в назначенное место.

Необходимая документация

Оказание социальной помощи реализуется через участие в федеральной программе «Молодая семья». Для того чтобы получить земельный участок, многодетным семьям придется собрать определенное количество документов. Примерный перечень бумаг выглядит следующим образом:

  • Удостоверения личности супругов и свидетельства о рождении детей.
  • Образец заявления о заключении официального брака, либо форма по номеру 4 / 25 (подтверждение статуса родителя-одиночки).
  • Выписка из домовой книги. С ее помощью государство проверяет факт совместного проживания членов семейства.
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
  • Заявление на приобретение земли. Выдается оно в установленной форме. Бланк можно получить в администрации – местном органе исполнительной власти (возможны специальные отделы в инстанциях социальной защиты). На бумаге нужно обозначить цель предоставления участка (под возведение дома, занятие домашним хозяйством и т.д.). Обязательно следует указать основание приобретения льготы – статус «многодетности».

В зависимости от региона список необходимой документации может незначительно меняться.

Сроки постановки на учет

Сразу после подачи документов в государственный орган супруги задумываются о продолжительности рассмотрения заявки. Как долго власть изучает бумаги? Здесь все зависит от региона. Существует негласное правило, в соответствии с которым, уведомление о постановке на учет должно прийти в течение месяца.

Если документация была подана через портал «Госуслуг», то заявителю придет уведомление на электронную почту. Обычную бумагу вышлют родителю, который подавал справки непосредственно в государственный орган. В большинстве городов России письмо приходит уже через 3 дня. Это не касается Москвы и Петербурга – там ожидание значительно дольше.

ФЗ №138 является бессрочным нормативным актом, а потому заморозка программы в ближайшее время не планируется. Многодетные граждане, попавшие под условия действия субсидии, имеют возможность на получение участков в любую дату.

Проблемы, однако, имеются, причем существенные. В немалой части российских регионов программа действует недостаточно эффективно. Некоторые субъекты и вовсе не располагают свободным запасом земли. Путем судебных споров отдельные получатели субсидии пытаются выбить денежную компенсацию за недостающие клочки территории.

Получение места в очереди

После подачи документов семья встанет в очередь на получение субсидии. Государство отправит заявителям официальное письмо о присвоении порядкового номера.

Актуальным остается вопрос о том, как можно узнать очередь на земельный участок многодетной семье. Здесь все просто. Присвоенный номер нужно сверить со списком заявителей, представленным на онлайн-сайте местной администрации. В небольших городах с населением 100-500 тыс. граждан выдача земель происходит достаточно быстро: от пары недель до нескольких месяцев.

Ускорение хода очередности возможно при соблюдении некоторых условий. Во-первых, заявитель обязан иметь статус «нуждающегося в жилом помещении». В составе семейства должно быть не меньше 5 детей.

Также на сокращение срока ожидания влияет наличие ребенка-инвалида. Стоит заранее собрать все необходимые документы и подать прошение об ускорении хода очередности.

Действия после одобрения заявки

Документы собраны и отправлены по назначению, в ответ пришло согласие на использование участка. Что предпринимать дальше, какова последовательность действий? Родители должны получить официальное извещение, в котором сообщается о формировании надела для семейства. Начинается процесс выделения территории из общественного фонда.

В разных регионах процедура приобретения земли имеет свои особенности. Если общественный фонд достаточно большой, то семейство может посмотреть на имеющиеся варианты. Бывают ситуации совсем нестандартные – когда власти не располагают нужным количеством земельной собственности, а потому им попросту нечего выдать молодой семье. В этом случае нужно применять все навыки юриста и направляться прямиком в суд.

Перед получением территории супругам нужно выяснить ее технические характеристики. Придется оплатить топографическую карту местности. Без нее невозможно составление земельной схемы.

Когда все бумаги будут собраны, наступит последний этап: утверждение плана в управлении архитектуры. Эта процедура займет порядка 2-х месяцев. По ее завершению начнется межевание земли.

Все расходы оплачиваются получателями субсидии. Итоговая сумма будет не очень большой. В нее войдет оплата государственной пошлины, топографической съемки и межевания. Нельзя дать точный ответ, насколько придется раскошелиться. Здесь все зависит от места проживания и ежегодной индексации социальных услуг.

Регистрация субсидии в имущественную собственность

В гражданском праве есть три вида собственности: пользование, распоряжение и владение. Оформить полученный участок как свой на первых порах не получится. Государство дает территорию как бы в аренду.

Но даже она может быть ликвидирована, если земля будет пустовать. Сразу при оформлении участка семейство должно начать активное строительство. Достаточно лишь заложить фундамент в первые три месяца со дня получения субсидии, чтобы власти не отняли землю.

Целиком завладеть землей будет не так уж легко. Подобного никогда не получится у жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Связано это с усиленным темпом роста населения в центральной России. В остальных регионах отношение властей чуть лояльнее, но добиться своего будет непросто.

Самым оптимальным вариантом остается наем грамотного юриста, который поможет оформить свидетельство собственности. На руку сыграет отсутствие своего дома, некомфортные условия проживания, большое количество детей, небольшой доход и многое другое.

Для оформления земельной территории во владение необходимо написать заявление в Росреестр. К основному документу придется приложить копии бумаг, подтверждающих неблагополучное состояние заявителя. Вероятность успешного завершения процедуры есть.

Продажа земли

Некоторые супруги задумываются о получении субсидии и дальнейшей ее продаже. Идею реализовать будет крайне непросто. Для начала нужно условиться с договором. Если это безвозмездная аренда (самый распространенный случай), то придется оформить участок в собственность. Лишь после этого возможно полноценное распоряжение. Гораздо проще все с процедурой дарения и формированием долевого имущественного права – в этих случаях владение возникнет изначально.

Существует одна хитрость. В большинстве регионов земля оформляется в собственность сразу, если заявитель условился использовать территорию для занятия садоводством или фермерством. Государству не придется контролировать строительство дома, а потому изначально сформируются отношения владения. По завершении всех формальностей участок можно будет продать.

Еще один вариант – получение земельного капитала. Им часто пользуются власти тех регионов, где территориальный фонд небольшой. Заявитель приобретает сертификат на 300 тыс. рублей. Полученную сумму позволено использовать только для покупки участка, прочие траты будут под запретом.

Следовательно, семейства с тремя и более детьми могут рассчитывать на получение бесплатной земельной территории. Требуется передача соответствующего заявления в местную самоуправленческую инстанцию, а также формирование необходимого пакета документов. Полученный надел можно продать, но только после оформления его в полноценную собственность. Возможна замена земли денежной компенсацией.

Предоставление земельных участков многодетным семьям: закон и практика



На сегодняшний день основным из направлений государственной политики является формирование уважения неотъемлемых прав многодетных семей.

Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности. Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей.

В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания: дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Дети – это всегда счастье, но, когда их много, это большие хлопоты и финансовые затраты. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении.

На сегодняшний день действующее федеральное и региональное законодательство предусматривает массу льгот для многодетных семей. Однако более подробное изучение вопроса показывает: добиться реальных льгот многодетной семье на практике непросто, и еще сложнее понять, какие же льготы полагаются семье в отдельно взятом регионе.

В данной работе проводится сравнительный анализ федерального и регионального законодательства по вопросам социальной защиты многодетных семей, а также анализ правоприменительной практики по вопросам предоставления земельных участков многодетным семьям (на примере субъекта РФ – Хабаровского края).

Ни в федеральных законах, ни в Гражданском кодексе РФ и Семейном кодексе РФ, нет указаний на то, какая семья считается в стране многодетной. Все же разберемся в понятиях различных нормативных актов, чтобы понять, какое определение дается многодетной семье в России.

Изучив Семейный кодекс РФ можно выяснить, что «…ребенком в стране признается лицо, не достигшее 18 лет». В пункте 1 статьи 28 Гражданского кодекса РФ уточнено, что «…малолетним ребенком считается лицо, которое не достигло 14 лет».

Единственным документом, отвечающим на вопрос: «В каком составе семья в Российской Федерации считается многодетной?» является Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» . В этом документе в подпункте «а» пункта 1 указано, что «…момент определения категории семей, которые можно считать многодетными, отнесен к ведению субъектов Российской Федерации». При решении этого вопроса учитываются национальные и культурные особенности региона.

Это же указано и в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения». Причем этот документ уже содержит уточнение о том, что «…в составе многодетной семьи должно быть трое и более несовершеннолетних детей». Важно, что в состав многодетной семьи не входят дети, родители которых лишены родительских прав полностью или частично, а также дети, которые находятся на полном государственном обеспечении.

Определение многодетной семьи дается в законодательных актах различных регионов России. В подавляющем большинстве субъектов РФ многодетными считаются родители, воспитывающие трех и более детей. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлен перечень мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям.

В целях создания условий, обеспечивающих многодетным семьям достойную жизнь, на территории субъекта РФ – Хабаровского края приняты законы, определяющие меры социальной поддержки многодетных семей:

 закон Хабаровского края от 26.01.2005 № 254 «О предоставлении мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан»;

 закон Хабаровского края от 27.07.2011 № 112 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Хабаровского края»;

 закон Хабаровского края от 27.06.2012 № 201 «О ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей»;

 закон Хабаровского края от 29.06.2011 № 100 «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края».

Для получения мер социальной поддержки многодетным семьям необходимо обращаться в краевые государственные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения по месту жительства.

В соответствии с законом Хабаровского края от 29.06.2011 № 100 «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края» граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее – земельные участки), в следующих случаях:

1) для осуществления индивидуального жилищного строительства;

2) для осуществления дачного строительства;

3) для ведения садоводства и огородничества;

4) для ведения личного подсобного хозяйства;

5) для осуществления животноводства;

6) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Постановка граждан на учет осуществляется при условии постоянного совместного проживания родителей (одного родителя при неполной семье) с детьми.

В вышеуказанном законе определены предельный минимальный и максимальный размеры земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность.

На сегодняшний день в очереди на получение земельных участков в Хабаровском крае стоит чуть больше 13 тысяч многодетных семей. В свою очередь роздано порядка 3,5 тысяч участков.

В соответствии с законодательством Хабаровского края «…многодетной семьей в Хабаровском крае является семья, имеющая трех и более детей (в том числе пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет…».

В Хабаровском крае согласно региональному закону № 159 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» на строительство дома раз в жизни выделяют 150 кубов на одну семью или на одиноко проживающего гражданина при наличии собственного земельного участка, предназначенного под индивидуальное жилищное строительство, разрешения на строительство и регистрации в регионе.

Многие из числа граждан РФ, имеющих статус многодетных семей, могут подумать, что если земля (далее – земельный участок) и древесина предоставляются государством «бесплатно», то реализовать свое право возможно и без финансовых вложений.

Но так ли обстоят дела на самом деле?

Итак, произведем расчёты:

Имея землю и желание построить на ней дом, многодетные семьи могут подать в лесничество заявку. После того как Вы выберете участок, заключите договор купли-продажи лесных насаждений и получите разрешение на вырубку, Вам предоставят деляну, которую вы обязаны сами расчистить и, по окончанию всех работ, привести в порядок. При этом в лесничестве с Вас потребуют отчет о том, что вы не вырубили лишние деревья и не навредили окружающей среде сверх дозволенного. Вырубку и вывоз леса Вы организовываете самостоятельно. С марта по октябрь, в пожароопасный период, вырубка леса запрещена. Таким образом, заготовка возможна только с ноября по февраль.

Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 24.09.2014 года №337-ПР «Об установлении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Хабаровского края» на каждую лесную породу установлены свои расценки.

Но 150 кубов леса – это очень много. На деревянный дом площадью 100 квадратов хватит и 70 кубов, а из остальной древесины можно весь двор с баней, сараем, забором и даже деревянным тротуаром отстроить. Продавать выделенный лес нельзя по договору купли – продажи.

Таблица 1

Расчет

Цена за 1 куб

(в рублях)

Цена за 150 кубов

(в рублях/ по минимальной цене)

Цена за 150 кубов

(в рублях/ по максимальной цене)

Ставка платы по договору купли-продажи лесных насаждений

29 -120

18 000

Рубка лесных насаждений бригадой из 3 человек

105 000

225 000

Вывоз древесины

105 000

225 000

Распиловка древесины

180 000

ИТОГО

394 350

693 000

Прибавьте сюда прочие сопутствующие расходы, время на оформление документов, форс-мажор и прочее. Таким образом, в строительство дома нужно вложить не только деньги, но и огромное терпение.

В целях успешной реализации закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 100 «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края» мы предлагаем:

1.Отменить налог для многодетных семей на землю, которую они получат (должны получить) бесплатно.

Сейчас в законодательстве такой нормы просто не предусмотрено. Земельный налог отнесен статьей 15 Налогового кодекса РФ к числу местных налогов, и, помимо главы 31 Налогового кодекса РФ, он устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из статьи 387 НК РФ.

2. Внести поправку в часть 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ в следующей редакции «… освобождаются от налога на доходы физических лиц земельные участки, выданные государством многодетным семьям, имеющим трех и более детей…».

3. Разрешить использовать средства федерального материнского (семейного) капитала (453 026 рублей) и средства регионального материнского (семейного) капитала (212 000 рублей) на уплату работ по заготовке древесины для собственных нужд, которая многодетным семьям как гражданам РФ в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса РФ предоставляется бесплатно.

4. Внести поправку в часть 6.1 статьи 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ в следующей редакции «…заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату работ по заготовке древесины для собственных нужд в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса РФ…».

Очень хочется, чтобы в России сохранился русский этнос, наша русская культура. А для этого нужно создать благоприятные условия для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, и чтобы государство помогало многодетным семьям и основательно их поддерживало. Если государство будет помогать многодетным семьям, значит, в государстве, действительно, все хорошо, и оно думает о будущем своего народа.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с измен. от 25.02.2003 г.)

2. Закон Хабаровского края от 26.01.2005 № 254 «О предоставлении мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» (в ред. от 27.07.2016).

Закон о предоставлении земельного участка многодетным семьям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *