Закон об образовании родительский комитет

Положение об общешкольном родительском комитете

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №2 им. С. И. Образумова»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Председатель профкома Приказом от «13»_декабря 2011г. №298/1

______________________ Директор школы ____________Л.С.Лапина

Н.Б. Шутовская

1. Общие положения

1.1. Родительский комитет является общественным органом управления образовательного учреждения и работает в тесном контакте с администрацией школы, Советом школы, педсоветом и другими общественными органами управления и общественными организациями в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Родительский комитет школы создаётся с целью оказания помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, внеурочного времени и социальной защиты обучающихся.

1.3. Родительские комитеты создаются и в каждом классе школы как орган общественного самоуправления класса.

1.4. Для координации работы в состав Комитета входит заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

1.5. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством Российской Федерации в области образования, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.

2. Основные задачи родительского комитета школы

2.1. Основными задачами родительского комитета школы являются:

— совершенствование условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;

— защита законных прав и интересов обучающихся;

— организация и проведение общешкольных мероприятий;

— сотрудничество с органами управления школы, администрацией по вопросам совершенствования образовательного процесса, организации внеурочного времени учащихся;

— участие в укреплении материально-технической базы школы.

3. Порядок формирования и состав родительского комитета школы

3.1. Родительский комитет школы избирается из числа председателей родительских комитетов классов не позднее 20 октября текущего года.

3.2. В состав родительского комитета школы обязательно входит директор школы с правом решающего голоса.

3.3. С правом совещательного голоса в состав родительского комитета школы могут входить представители Учредителя, общественных организаций, педагогические работники, заместители директора и т.д.

Необходимость их приглашения определяется председателем родительского комитета школы в зависимости от повестки дня заседаний.

3.4. Из своего состава члены родительского комитета школы избирают председателя. Председатель родительского комитета школы работает на общественных началах и ведёт всю документацию родительского комитета.

3.5. Родительские комитеты школы и классов избираются сроком на один год.

4. Полномочия. Права. Ответственность родительского комитета школы.

4.1. Родительский комитет школы в соответствии с Уставом школы имеет следующие полномочия:

— укрепляет связь между семьёй и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей со стороны педагогического коллектива и семьи;

— координирует деятельность классных родительских комитетов;

— проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях, обращает внимание на ответственность родителей за воспитание детей;

— содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (оказывает помощь в части подготовки наглядных методических пособий);

— содействует повышению авторитета учителя в формировании разумных потребностей у детей, в привитии у них навыков учебного труда;

— оказывает содействие в проведении общешкольных мероприятий;

— участвует в подготовке общеобразовательного учреждения к новому учебному году;

— совместно с администрацией образовательного учреждения контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания;

— оказывает помощь администрации образовательного учреждения в организации и проведении родительских собраний;

— способствует проводимому в школе лечебно-оздоровительному процессу;

— принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдении санитарно-гигиенических правил и норм;

— взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни;

— взаимодействует с педагогическим коллективом образовательного учреждения по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся;

— взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам проведения общешкольных мероприятий и другим вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета.

4.2. В соответствии с компетенцией, установленной настоящим Положением, родительский комитет школы имеет право:

— вносить предложения администрации, органам самоуправления образовательного учреждения и получать информацию о результатах их рассмотрения;

— обращаться за разъяснениями в учреждения и организации;

— заслушивать и получать информацию от администрации образовательного учреждения, его органов самоуправления;

— вызывать на свои заседания родителей (законных представителей) учащихся по представлениям (решениям) классных родительских комитетов;

— принимать участие в обсуждении локальных актов образовательного учреждения;

— давать разъяснения и принимать меры по рассматриваемым обращениям;

— выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье;

— поощрять родителей (законных представителей) учеников за активную работу в родительском комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.;

— организовывать постоянные или временные комиссии под руководством членов родительского комитета для исполнения своих функций. Создавать фонды для материальной поддержки участников образовательного процесса;

— председатель родительского комитета школы может присутствовать на отдельных заседаниях педагогического совета, других органов самоуправления.

4.3. Родительский комитет школы отвечает за:

— выполнение плана работы;

— выполнение решений, рекомендаций родительского комитета школы;

— установление взаимопонимания между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями) обучающихся в вопросах семейного и общественного воспитания;

— качественное принятие решений в соответствии с действующим законодательством;

— члены родительского комитета школы, не принимающие участие в его работе, по представлению родительского комитета могут быть отозваны.

5. Порядок работы родительского комитета школы

5.1. Родительский комитет школы собирается на заседания не реже одного раза в четверть в соответствии с планом работы. План работы родительского комитета школы является составной частью плана работы школы.

5.2. Заседание считается правомочным, если на его заседании присутствует 2/3 численного состава членов родительского комитета.

5.3. Решения родительского комитета школы принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим считается голос председателя родительского комитета.

5.4. Заседание родительского комитета школы ведёт, как правило, председатель родительского комитета школы.

5.5. При рассмотрении вопросов, связанных с проблемами того или иного ученика, присутствии родителей (законных представителей) обучающегося на заседании родительского комитета обязательно.

5.6. Решения родительского комитета школы, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, являются рекомендательными и доводятся до сведения администрации школы.

6. Документация родительского комитета школы

    1. Комитет ведет протоколы своих заседаний и общешкольных родительских собраний в соответствии с Инструкцией о ведении делопроизводства общеобразовательного учреждения В протоколах фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов родительского комитета.

    2. Протоколы подписываются председателем родительского комитета школы и секретарем.

6.3. Срок действия данного положения неограничен.

Родители учащихся приняли решение о создании родительского комитета. К сожалению, действующее законодательство не содержит систематизированных положений о таком объединении. Каков его статус, функции и полномочия? Об этом и поговорим…

Задачи родительского комитета
Действительно, четких норм, регулирующих работу такого комитета, нет. Однако в ряде нормативных актов все же имеются упоминания о родительском комитете. Так, в пункте 2.4 приложения 1 к письму Минобрнауки России от 31 марта 2008 г. № 03-599 говорится о том, что наличие и работа родительского комитета влияют на определение эффективности управленческой деятельности (правда, это касается дошкольных учреждений).
А в пункте 27 Порядка проведения ЕГЭ указано, что представители родительских комитетов могут входить в число общественных наблюдателей за проведением единого госэкзамена (порядок проведения единого госэкзамена утвержден приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. № 57).
Помимо таких косвенных упоминаний есть еще один нормативный акт, представляющий особый интерес (данный документ хотя принят и давно, но официально не утратил силу). Речь идет о письме Минпроса РСФСР от 19 марта 1971 г. № 114-М «О типовом положении о родительском комитете общеобразовательной школы». В нем, в частности, отмечены следующие задачи комитета:
— привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации внеклассной и внешкольной работы;
— помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы.
Кроме того, данное Положение регламентирует права и обязанности, полномочия родительских комитетов, организационную структуру. Но при использовании этого Положения важно не забывать, что его применяют только в совокупности с нормами действующего законодательства.
Статус родительского комитета
Создание родительского комитета — это одна из форм реализации права граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ).
СТАТУС ПРОСТОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН
Он возникает исходя из факта простого создания родительского комитета. То есть как только родители собрались и решили, что у них будет родительский комитет, такое объединение уже появилось. Но на него не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Статья 5 Закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Для того чтобы создать родительский комитет в форме общественного объединения, необходимо:
— не менее трех участников;
— организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании комитета, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.
Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что на комитет будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях.
Родительский комитет в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права — к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такой комитет и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не родительскому комитету, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей собственности членов родительского комитета.
Например, глава родительского комитета подпишет договор от имени родительского комитета, но юридически будет считаться, что все права и обязанности по такому договору возникли не у родительского комитета, а у его главы как физического лица.
Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких родительских комитетов в этом перечне нет, как и любых других объединений граждан, не являющихся юридическими лицами (это распространяется и на первый вид объединения).
СТАТУС РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА КАК ЮРЛИЦА
Для того чтобы родительский комитет начал свое существование в качестве юридического лица, он должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: фонд, некоммерческое партнерство, общественная организация и др. Важно, чтобы эти формы предусматривали членство.
В данном случае комитет признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:
— организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды детей;
— назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;
— открыть расчетный счет в банке;
— заключать договоры от имени родительского комитета.
Создавать родительский комитет со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств от родителей. Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.
Кто отвечает за расход средств
Этот вопрос также зависит от того, каким образом организован родительский комитет.
Если это юридическое лицо, то ответственность за полученные деньги несет организация. Учет и отчетность в нем регулируются общими нормами, которые касаются всех юридических лиц.
Если же это просто объединение родителей, то отвечать будет тот, кто непосредственно получил деньги (глава комитета, иное лицо). Документально это оформляют обычной распиской о получении денег с указанием имени, фамилии, отчества и паспортных данных лица, получившего средства. Или же можно завести журнал, где будут отражены эти данные, а также график приема денежных средств.

Закон об образовании родительский комитет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *