Законодательное закрепление

законодательное закрепление

Смотреть что такое «законодательное закрепление» в других словарях:

  • Департизация — законодательное закрепление запрета на деятельность политических партий и ликвидация существующих партийных структур в государственных органах и учреждениях, в вооруженных силах, правоохранительных органах, на производстве независимо от форм… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Деполитизация — Законодательное закрепление запрета на деятельность политических органов (политотделов), являющихся составной частью аппарата какой либо политической партии, в финансируемых за счет государства. Д. осуществляется в ряде государственных… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ — – Основной Закон Советского социалистического государства (см.), закрепляющий социалистическое общественное и государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, систему, принципы организации и деятельности государственных органов,… … Советский юридический словарь

  • КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО) — сложившееся в практике деятельности органов государственной власти правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. К. п.о. складываются в парламентской … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Студент — У этого термина существуют и другие значения, см. Студент (значения). «Идеальный студент» (1900 год) Студент (от лат. studens усе … Википедия

  • Левират — (от лат. levir деверь, брат мужа), ужичество, аменгерство (от каз. әмеңгерлік и каз. әмеңгершілік) брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально родового строя, по которому вдова была обязана или имела право… … Википедия

  • Ужичество — Левират (от лат. levir деверь, брат мужа), Ужичество брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками… … Википедия

  • Социальное обеспечение — Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

  • Федерация — (Federation) Федерация это форма территориального устройства государства Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм в современной России Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Правовые методы обеспечения информационной безопасности РФ — К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения… … Официальная терминология

  • Юридическое лицо — (Legal entity) Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, регистрация юридического лица Содержание Содержание . Теория возникновения . Понятие и признаки юрлица. Виды… … Энциклопедия инвестора

Права человека: понятие, виды, законодательное закрепление

Правовое государство — это государство, которое обеспечивает права человека. Право в данном контексте понимается как мера возможного поведения.

Права человека — это такие права и свободы, которые имеются у человека от рождения, которыми он наделен в силу своей принадлежности к человеческому роду.

Признаки прав человека:

1. носят естественный характер (т. е. принадлежат человеку от рождения, в силу принадлежности к человеческому роду);
2. носят неотъемлемый, неотчуждаемый характер (т. е. их существование не зависит от того, признает данное государство эти права или нет);

3. носят универсальный характер, что означает:

· эти права принадлежат всем людям,

· они выступают в качестве критерия оценки деятельности государства, деятельности власти.

Легитимность власти зависит от того, насколько она уважает и обеспечивает права человека, насколько полно эти права зафиксированы в законодательстве.

Права человека зафиксированы в международноправовых документах, прежде всего это — Всеобщая Декларация прав человека, а также ряд конвенций, например, конвенции о правах ребенка, о правах женщин и др.
Кроме этого, права человека закреплены во внутреннем законодательстве каждой страны. Обычно это делается в Конституции, которая декларирует основные права и свободы человека. Положения Конституции находят свое развитие и конкретизацию в текущем законодательстве.

На сегодняшний день сложились два подхода к проблеме права человека, которые условно можно назвать позитивистским и естественно-правовым. С точки зрения позитивистского подхода за личностью признаются только те права, которые напрямую закреплены в законодательстве данного государства. Права человека признаются исходящими от государства, производными от него. С точки зрения естественно-правового подхода права человека не зависят от государства, принадлежат всем людям планеты от рождения в равном объеме. Последний подход является более прогрессивным. (Однако нужно отметить, что объем реально обеспеченных прав зависит от государства и отличается в разных государствах. Признание неотъемлемого характера прав человека еще не означает, что каждое государство в состоянии обеспечить осуществление всех этих прав в полном объеме в отношении своих граждан — подданных.) Именно с точки зрения такого подхода права человека являются критерием оценки деятельности государственной власти. Из этого исходит и теория правового государства как государства, гарантирующего права и свободы в максимально полном объеме.

Фиксирование прав человека, степень возможности их реального осуществления зависит от положения самого государства, от возможностей человека и государства. Реальные возможности для обеспечения прав человека в разных странах разные. Это зависит также и от вида прав.

Классификация прав человека:

1. политические права и свободы (например, право на участие в управлении государством, право на объединение, право избирать и быть избранным);

2. социальнокультурные права и свободы (например, право собственности, право на труд, право на использование культурных достижений);

3. юридические права (например, презумпция невиновности, право на судебную защиту и др.).

В современной государственно признанной системе прав и свобод прежде всего можно выделить по уровню юридического оформления основные (фундаментальные) и иные (производные от основных) права. Основные права обычно отождествляются с конституционными. При этом основными признаются права, закрепленные не только в конституции, но и в международно-правовых актах. Основные права образуют стержень правового статуса индивида и в то же время основу для юридического оформления других многочисленных прав. Эти производные права, конечно, нельзя считать «второсортными». Однако по сравнению с основными правами, которые безусловно необходимы для существования и развития личности, производные от них права не являются жизненно необходимыми. Вместе с тем следует учитывать, что в единой системе прав все права взаимосвязаны и взаимозависимы.

Основные права личности:

1) гражданские (личные) права:

а) право на жизнь;

б) право на достоинство личности;

в) право на свободу и личную неприкосновенность;

г) право на неприкосновенность частной жизни;

д) право на личную и семейную тайну;

е) право на свободное передвижение, выбора местопребывания и местожительства и др.;

2) экономические права:

а) право частной собственности;

б) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;

в) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.;

3) политические права:

а) право на гражданство;

б) право определять и указывать свою национальную принадлежность;

в) право на объединение;

г) право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

д) право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

е) право избирать и быть избранным;

ж) право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

4) социальные права:

а) право на труд;

б) право на социальное обеспечение;

в) право на жилище;

г) право на отдых;

д) право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.;

5) культурные права:

а) право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

б) право на свободу совести и вероисповедания;

в) право на образование;

г) право на свободу творчества, преподавания;

д) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и т. д.;

6) экологические права:

а) право на благоприятную окружающую среду;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

в) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями;

Конец формы

Законодательное закрепление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *