Заседание в арбитражном суде

Арбитражный суд: несложный ликбез при суровой реальности

По статистике, на каждого судью арбитражного суда в среднем приходится до 100 судебных дел в месяц и порядка 50 заседаний в день! Один московский арбитраж проводит до 2500 судебных заседаний в сутки, что превышает все допустимые нагрузки. О судебном разбирательстве в российском арбитраже я хочу сегодня рассказать.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что судебное заседание — форма судебного разбирательства и самостоятельная стадия арбитражного процесса, предназначенная для рассмотрения и разрешения спора по существу.

В идеале все происходит следующим образом: иск составлен, госпошлина оплачена, необходимый пакет документов приложен к иску и подан в суд. В течение 5 рабочих дней решается вопрос о принятии заявления, о чем выносится определение. Далее наступает подготовка дела к судебному разбирательству.

Завершением подготовки является проведение предварительного судебного заседания — иными словами «досудебка», как любят выражаться юристы. «Досудебка» отличается от всех последующих заседаний тем, что проходит довольно быстро и сжато, суд выясняет основные интересующие его вопросы, определяет недостающие документы и назначает дату первого основного заседания.

Из чего состоит судебное разбирательство?

Судебное разбирательство делится на этапы:

  • Подготовительная часть;
  • Рассмотрение дела по существу;
  • Судебные прения и реплики;
  • Постановление и оглашение решения.

Встать — суд идет!

Итак, долгожданный день первого основного судебного заседания настал, стороны явились в суд. Что дальше? Далее председательствующий судья обязан совершить круг процессуальных действий в подготовительной части (ч. 2 ст. 115 АПК РФ).

Судья (коллегия судей) входит в зал, заседание объявляется открытым, сообщается, какое дело подлежит рассмотрению, проверяется явка лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, устанавливается личность присутствующих, полномочия представителей. Если кто-либо из сторон отсутствует, суд выясняет, направлялись ли повестки о времени и месте разбирательства, имеются ли данные о вручении и сведения о причинах неявки.Оглашается состав суда, всем участникам разъясняются процессуальные права и обязанности (ст. 33, 37 АПК РФ). Поданные заявления и ходатайства разрешаются определениями суда с учетом мнений присутствующих. Несомненно, подготовительная часть предназначена именно для определения «готовности» рассмотрения дела по существу.

Рассмотрение дела по существу

Рассмотрение спора по существу считается центральной стадией. Судебное разбирательство дает возможность высказать отношение к спору, убедить оппонентов и суд в правоте своей позиции. АПК установил общий срок для рассмотрения дела по существу: дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству (ст. 152 АПК). Однако имеет место «остановка» судебного разбирательства — АПК РФ содержит 3 формы: перерыв, отложение и приостановление.

Судебные прения и реплики сторон

Судебные прения — самостоятельная стадия разбирательства, которая являет собой устные высказывания лиц, участвующих в деле, и их представителей, обоснование позиции по делу. После выступления в прениях каждое лицо имеет право выступить с репликой. Реплики являются короткими замечаниями по вопросу того, что было произнесено в прениях.

Вынесение решения

Если ходатайства и заявления у сторон исчерпаны, суд объявляет рассмотрение дела законченным и удаляется в отдельную комнату для принятия решения. Запрещается доступ других лиц в это помещение, а также любые способы общения с лицами, входящими в состав суда. Суд оглашает решение и порядок его обжалования. Однако закон предусматривает возможность объявления только резолютивной части принятого решения. Изготовление решения в полном объеме возможно отложить не более, чем на 5 дней. Соответственно, в случае апелляционного обжалования решения, срок подачи необходимо считать с даты изготовления решения в полном объеме.

Таким образом, арбитраж — это «документальная дуэль сторон»: суд выносит решение исходя из имеющихся в деле документов, то есть делает вывод о достаточности имеющихся в деле доказательств для вынесения решения.

Какова суровая реальность

При этом сказанное выше является неким «идеальным шаблоном», так как сроки судебного разбирательства могут нарушаться, что на практике происходит постоянно. Причины различны — судья может заболеть, уйти в отпуск, однако самая популярная причина полного «выбивания из графика» рассмотрения дела и нарушения всех сроков – колоссальная нагрузка судей в арбитражах.

Сегодня Арбитражный суд Москвы рассматривает около 155 000 споров. Как было сказано выше, судьи проводят в день около 50 заседаний. При этом нормы АПК РФ о том, что решение по делу должно быть отписано в течение 5 дней после оглашения резолютивной части никто не отменял. Фактически судья обязан составить 50 обоснованных законных актов ровно через 5 дней после вынесения решения, что физически невозможно, так как материалы по некоторым спорам могут состоять из десятков томов.

Кому и как выгодно затянуть процесс

Помимо загруженности судьи, есть иные причины, которые могут повлиять на затягивание процесса в целом.

  1. В большей мере ответчики имеют своей целью «тянуть кота за хвост», злоупотребляют своими процессуальными правами: нанимают юриста, который намеренно затягивает процесс, вместо его рассмотрения.
  2. Большое количество процессов ведется не юристами. Часто стороны совершенно не подготовлены, что приводит к препятствиям в рассмотрении.
  3. Непрекращающаяся подача различного рода ходатайств. Например, ответчик вправе каждый раз ходатайствовать о привлечении третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на основании того, что решение может затронуть его интересы как участника, например, одной из сделок. Суд, перестраховываясь и опасаясь отмены своего решения в вышестоящей инстанции, удовлетворяет ходатайство и откладывает судебное заседание для привлечения и извещения третьего лица. В случае его привлечения, рассмотрение спора в первой инстанции производится с самого начала – «все возвращается на круги своя».
  4. Непредставление сторонами полного пакета документов, затребованных арбитражным судом, в большинстве случаев приводит к отложению дела.
  5. Неявка представителя по уважительной причине, будь то болезнь, командировка, участие в другом заседании, так же влечет отложение разбирательства.
  6. Еще один способ затянуть дело — обжалование текущих определений суда, приводящее к необходимости направления материалов дела в вышестоящий суд.
  7. Затянуть процесс стороны могут путем предъявления самостоятельного иска, от которого будет зависеть исход «затягиваемого» дела. В таком случае дело приостанавливается до тех пор, пока суд не вынесет решение по новому заявлению. Однако возможно избежать затягивания — попробовать заявить ходатайство об объединении дел в одно производство.
  8. Если дело относится к числу сложных, требующих особых специальных знаний, оно подлежит рассмотрению с участием арбитражных заседателей. Судья не может оставить без удовлетворения заявленное ходатайство и выносит определение, которое обжалованию не подлежит. Получается, что несогласная сторона, максимум, что может сделать — заявить отвод арбитражному заседателю.
  9. Еще одно основание — реорганизация юрлица — стороны процесса. Недобросовестная сторона на первом же заседании может запросто заявить об отложении судебного заседания в связи с началом реорганизации. В последствии реорганизацию возможно приостановить, но срок рассмотрения дела затянется очень надолго.Само по себе затягивание рассмотрения судебного спора не является нарушением.
  10. Если кто-то знает ещё способы — прошу поделиться!

Арбитражные суды Российской Федерации

  • О системе Арбитражных судов в Российской Федерации
  • История создания Арбитражных судов Российской Федерации
  • Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
  • Арбитражные суды Российской Федерации
  • Надзорная инстанция
  • Кассационная инстанция
  • Апелляционная инстанция
  • Первая инстанция
  • Судебные акты арбитражных судов Российской Федерации
  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по уголовным делам

О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации образованны и действуют на основе Конституции, Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2002 N 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», и других законодательных и нормативно-правовых актов.
Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.
Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.
В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации


На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судьи арбитражных судов назначаются на должность и наделяются полномочиями в соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.
Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.
В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Надзорная инстанция

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ)
  • Экономическая коллегия Верховного суда (с 6 августа 2014 г.)

Кассационная инстанция

  • Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО)
  • Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО)
  • Арбитражный суд Дальневосточного округа (ФАС ДО)
  • Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)
  • Арбитражный суд Московского округа (ФАС МО)
  • Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)
  • Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)
  • Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)
  • Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО)
  • Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

Апелляционная инстанция

  • Первый арбитражный апелляционный суд (1 ААС)
  • Десятый арбитражный апелляционный суд (10 ААС)
  • Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС)
  • Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)
  • Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)
  • Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)
  • Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)
  • Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)
  • Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)
  • Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС)
  • Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (19 ААС)
  • Второй арбитражный апелляционный суд (2 ААС)
  • Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС)
  • Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (21 ААС)
  • Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)
  • Четвертый арбитражный апелляционный суд (4 ААС)
  • Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС)
  • Шестой арбитражный апелляционный суд (6 ААС)
  • Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)
  • Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)
  • Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

Первая инстанция

  • Арбитражный суд Алтайского края (АС Алтайского края)
  • Арбитражный суд Амурской области (АС Амурской области)
  • Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)
  • Арбитражный суд Астраханской области (АС Астраханской области)
  • Арбитражный суд Белгородской области (АС Белгородской области)
  • Арбитражный суд Брянской области (АС Брянской области)
  • Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)
  • Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)
  • Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)
  • Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)
  • Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)
  • Арбитражный суд города Севастополь (АС города Севастополь)
  • Арбитражный суд Еврейской автономной области (АС Еврейской автономной области)
  • Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)
  • Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области)
  • Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)
  • Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)
  • Арбитражный суд Калининградской области (АС Калининградской области)
  • Арбитражный суд Калужской области (АС Калужской области)
  • Арбитражный суд Камчатского края (АС Камчатского края)
  • Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики)
  • Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)
  • Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)
  • Арбитражный суд Костромской области (АС Костромской области)
  • Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)
  • Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)
  • Арбитражный суд Курганской области (АС Курганской области)
  • Арбитражный суд Курской области (АС Курской области)
  • Арбитражный суд Липецкой области (АС Липецкой области)
  • Арбитражный суд Магаданской области (АС Магаданской области)
  • Арбитражный суд Московской области (АС Московской области)
  • Арбитражный суд Мурманской области (АС Мурманской области)
  • Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)
  • Арбитражный суд Новгородской области (АС Новгородской области)
  • Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)
  • Арбитражный суд Омской области (АС Омской области)
  • Арбитражный суд Оренбургской области (АС Оренбургской области)
  • Арбитражный суд Орловской области (АС Орловской области)
  • Арбитражный суд Пензенской области (АС Пензенской области)
  • Арбитражный суд Пермского края (АС Пермского края)
  • Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)
  • Арбитражный суд Псковской области (АС Псковской области)
  • Арбитражный суд ПСП Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре (АС ПСП Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре)
  • Арбитражный суд Республики Адыгея (АС Республики Адыгея)
  • Арбитражный суд Республики Алтай (АС Республики Алтай)
  • Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)
  • Арбитражный суд Республики Бурятия (АС Республики Бурятия)
  • Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)
  • Арбитражный суд Республики Ингушетия (АС Республики Ингушетия)
  • Арбитражный суд Республики Калмыкия (АС Республики Калмыкия)
  • Арбитражный суд Республики Карелия (АС Республики Карелия)
  • Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)
  • Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)
  • Арбитражный суд Республики Марий Эл (АС Республики Марий Эл)
  • Арбитражный суд Республики Мордовия (АС Республики Мордовия)
  • Арбитражный суд Республики Саха (АС Республики Саха)
  • Арбитражный суд Республики Северная Осетия (АС Республики Северная Осетия)
  • Арбитражный суд Республики Татарстан (АС Республики Татарстан)
  • Арбитражный суд Республики Тыва (АС Республики Тыва)
  • Арбитражный суд Республики Хакасия (АС Республики Хакасия)
  • Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)
  • Арбитражный суд Рязанской области (АС Рязанской области)
  • Арбитражный суд Самарской области (АС Самарской области)
  • Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
  • Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)
  • Арбитражный суд Сахалинской области (АС Сахалинской области)
  • Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)
  • Арбитражный суд Смоленской области (АС Смоленской области)
  • Арбитражный суд Ставропольского края (АС Ставропольского края)
  • Арбитражный суд Тамбовской области (АС Тамбовской области)
  • Арбитражный суд Тверской области (АС Тверской области)
  • Арбитражный суд Томской области (АС Томской области)
  • Арбитражный суд Тульской области (АС Тульской области)
  • Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области)
  • Арбитражный суд Удмуртской Республики (АС Удмуртской Республики)
  • Арбитражный суд Ульяновской области (АС Ульяновской области)
  • Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)
  • Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)
  • Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области)
  • Арбитражный суд Чеченской Республики (АС Чеченской Республики)
  • Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)
  • Арбитражный суд Чукотского АО (АС Чукотского АО)
  • Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО (АС Ямало-Ненецкого АО)
  • Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

Судебные акты арбитражных судов Российской Федерации

  • Решение от 27 февраля 2020 г. по делу № А13-13838/2019

    Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области) — Банкротное Суть спора: Банкротство, несостоятельность

  • Резолютивная часть решения от 27 февраля 2020 г. по делу № А13-13847/2019

    Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области) — Банкротное Суть спора: Банкротство, несостоятельность

1. Предварительное судебное заседание может быть проведено сразу после завершения собеседования со сторонами. Но таковое возможно лишь в том случае, когда стороны извещены о времени и месте проведения этого предварительного судебного заседания.

2. Вопрос о том, кто является заинтересованным лицом, которое судья должен известить о производящемся деле и времени его разбирательства, определяется характером дела и его конкретными обстоятельствами.

3. Такими лицами могут являться как граждане, так и организации, на права и обязанности которых может повлиять решение суда.

4. Согласно ч. 3 ст. 121 АПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут извещаться, вызываться арбитражным судом телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи, электронной почте либо с использованием иных средств связи и способов доставки корреспонденции. При этом следует иметь в виду, что исходя из ч. 3 ст. 122 АПК РФ на копии переданного с использованием таких средств связи текста, остающейся в арбитражном суде, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего.

5. В определении о подготовке дела к судебному разбирательству могут содержаться реквизиты арбитражного суда (адрес электронной почты арбитражного суда, почтовые реквизиты, номера телефонов), а также средства информации (информационные ресурсы), с помощью которых сторона может получить сведения о движении дела (официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет, общедоступное печатное издание и др.).

6. Для обеспечения своевременного рассмотрения дела в процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья может определить по согласованию с лицами, участвующими в деле, и их представителями адрес, средство связи, а также средство информации (информационный ресурс), которые будут использоваться для извещения и вызова в суд.

7. Если судья в предварительном судебном заседании ведет протокол, то лица, явившиеся в предварительное судебное заседание, могут быть извещены о времени и месте следующего судебного заседания непосредственно в предварительном судебном заседании устно под расписку в протоколе этого заседания либо путем вручения под расписку копии определения о назначении следующего судебного заседания.

8. О надлежащем извещении см. содержание и комментарий к ст. 123 АПК РФ.

9. Если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 143, 144, 148, 150 АПК РФ, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено, о чем выносится определение, за исключением случаев, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения (ч. 2 ст. 150 АПК РФ).

10. Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и прекращении производства по делу разрешается единолично судьей, проводящим подготовку дела к судебному разбирательству, за исключением случаев, когда данное дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в том числе и при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

11. Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, то вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и о прекращении производства по делу разрешается названным составом суда в судебном заседании.

12. Согласно коммент. статье предварительное судебное заседание проводится судьей единолично для подведения итогов подготовительной работы суда и лиц, участвующих в деле, для процессуального закрепления распорядительных действий сторон на этой стадии процесса, а также для решения вопроса о готовности дела и возможности назначения его к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.

13. В предварительном судебном заседании судья и лица, участвующие в деле, совершают процессуальные действия, перечисленные в ч. 2 коммент. статьи, и иные необходимые действия, указанные в ст. 135 АПК РФ, если ранее они не были совершены.

14. В предварительном судебном заседании не заслушиваются свидетели, эксперты, не проводятся судебные прения.

15. В соответствии с ч. 4 коммент. статьи арбитражный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе объявить перерыв в предварительном судебном заседании по правилам ст. 163 АПК РФ на срок, не превышающий пяти дней, для представления этими лицами дополнительных доказательств.

16. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд вправе повторно объявить перерыв в предварительном судебном заседании с учетом необходимости завершить подготовку дела к судебному разбирательству в срок, определенный судьей в порядке ст. 134 АПК РФ.

17. О перерыве в предварительном судебном заседании арбитражный суд вносит сведения в протокол или определение о проведении этого судебного заседания, в котором также указываются время и место продолжения предварительного судебного заседания. По окончании перерыва судья объявляет о продолжении предварительного судебного заседания.

18. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в предварительном судебном заседании до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте предварительного судебного заседания, и их неявка в предварительное судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

19. Определение суда о перерыве в предварительном судебном заседании не препятствует дальнейшему движению дела и не обжалуется.

20. Если в предварительном судебном заседании арбитражный суд установит наличие обстоятельств, препятствующих назначению судебного заседания суда первой инстанции, он вправе отложить предварительное судебное заседание по правилам ст. 158 АПК РФ.

+Читать далее…

21. Отложение рассмотрения дела в предварительном судебном заседании может иметь место в пределах сроков, определенных судьей в порядке ст. 134 АПК РФ и установленных другими статьями АПК РФ, предусматривающими сроки рассмотрения дел.

22. Откладывая рассмотрение дела в предварительном судебном заседании, судья должен в определении отметить основания отложения, например указать, какие конкретно доказательства и в какой срок подлежат представлению, какая сторона обязана их представить.

23. После того как будут рассмотрены все вопросы, вынесенные в предварительное заседание, собраны необходимые доказательства и арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлеченных к участию в деле третьих лиц признает, что дело к судебному разбирательству подготовлено, дело может быть назначено к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. Прежде чем принять это решение, судья с учетом позиции сторон о достаточности доказательств выясняет, все ли доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении суда, нет ли у сторон каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств.

24. Завершая подготовку дела к судебному разбирательству, судья объявляет лицам, участвующим в деле, какие спор или требование будут рассматриваться в судебном заседании, исходя из определяемого им характера спорного материального правоотношения, и по каким правилам, установленным АПК РФ, они будут рассматриваться.

25. Предварительное судебное заседание проводится не по всем делам. Так, к примеру, по правилам, предусмотренным ст. ст. 133 — 136 АПК РФ, по делам о банкротстве оно не проводится.

Статья 136 АПК РФ. Предварительное судебное заседание

1. В предварительном судебном заседании дело рассматривается единолично судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. Указанные лица вправе участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 настоящего Кодекса.

При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.

2. Арбитражный суд в предварительном судебном заседании:

1) разрешает ходатайства сторон;

2) определяет достаточность представленных доказательств, доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле;

2.1) выясняет мнение сторон о возможности урегулировать спор, предлагает сторонам использовать примирительные процедуры; при выявлении намерения сторон обратиться к судебному примирителю суд утверждает его кандидатуру, выбранную сторонами, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству, и совершает предусмотренные настоящим Кодексом иные процессуальные действия.

3. В предварительном судебном заседании стороны вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам.

4. Суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе объявить перерыв в предварительном судебном заседании на срок не более пяти дней для представления ими дополнительных доказательств.

5. После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.

См. все связанные документы >>>

1. В комментируемой статье установлена необходимость извещения о предварительном судебном заседании не только лиц, участвующих в соответствующем деле, а также и иных заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле. В этом специфика предварительного судебного заседания.

2. В предварительном судебном заседании арбитражный суд вправе совершить как действия, прямо указанные в ч. 2 комментируемой статьи, так и иные процессуальные действия. Например, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта РФ, поручает соответствующему арбитражному суду провести определенные процессуальные действия (ст. 73 АПК).

Кроме того, подлежит учету разъяснение, данное в п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» . Если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 143, 144, 148, 150 АПК, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено, о чем выносится определение, за исключением случаев, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения (ч. 2 ст. 150 АПК).

См.: Вестник ВАС РФ. 2007. N 4. С. 115.

Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и прекращения производства по делу разрешается единолично судьей, проводящим подготовку дела к судебному разбирательству, за исключением случаев, когда данное дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в том числе и при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, то вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и прекращении производства по делу разрешается названным составом суда в судебном заседании.

В абз. 3 п. 23 упомянутого выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ отмечено, что в предварительном судебном заседании не заслушиваются свидетели, эксперты, не проводятся судебные прения .

См.: Там же. С. 115 — 116.

3. То, что в ч. 3 ст. 136 указаны лишь некоторые из прав, принадлежащих сторонам, не означает, что они в качестве лиц, участвующих в деле, лишаются возможности пользоваться иными правами (ч. 1 ст. 41 АПК), например заявлять отвод судье при наличии на то оснований (ст. ст. 21, 22, 24, 25 АПК).

4. В судебной практике встал вопрос о возможности отложения рассмотрения дела в предварительном судебном заседании. По мнению членов Научно-консультативного совета Федерального Арбитражного Суда Центрального округа, подобное отложение не противоречит нормам АПК РФ . Такой подход возражений не вызывает.

См.: Рекомендации по применению АПК РФ // Арбитражная практика. 2003. N 4. С. 42.

В п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» речь идет о том, что если в предварительном судебном заседании арбитражный суд установит наличие обстоятельств, препятствующих назначению судебного заседания суда первой инстанции, он вправе отложить предварительное судебное заседание по правилам ст. 158 АПК. При этом должны учитываться сроки рассмотрения дел в арбитражных судах, установленные в АПК (ст. 152 АПК). Откладывая рассмотрение дела в предварительном судебном заседании, судья должен в определении указать основания отложения, например перечислить, какие конкретные доказательства, срок их представления с поименованием лиц, обязанных их представить.

См.: Вестник ВАС РФ. 2007. N 4. С. 116.

5. В п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» обращается внимание на то, что исходя из конкретных обстоятельств дела суд вправе повторно объявить перерыв в предварительном судебном заседании. О перерыве в предварительном судебном заседании арбитражный суд вносит сведения в протокол или определение о проведении этого судебного заседания, в котором также указываются время и место продолжения предварительного судебного заседания. По окончании перерыва судья объявляет о продолжении предварительного судебного заседания. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в предварительном судебном заседании до объявления перерыва, признаются надлежащим образом извещенными о времени и месте предварительного судебного заседания, их неявка после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

См.: Вестник ВАС РФ. 2007. N 4. С. 117.

Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что определение суда о перерыве в предварительном судебном заседании не препятствует дальнейшему движению дела, и потому на него не может быть принесена жалоба.

6. В результате рассмотрения всех вынесенных на предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд решает вопрос о готовности (либо неготовности) дела к судебному разбирательству. При этом законодатель определил, что вопрос о готовности суд решает с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц, что свидетельствует о значительном расширении прав указанных лиц, участвующих в деле. При этом очевидно то, что решения о готовности (неготовности) необходимо принять в пределах срока, отведенного АПК для подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 134 АПК).

7. Предварительное судебное заседание не является безусловно необходимым этапом развития арбитражного процесса по всем видам дел. Как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ в информационном письме от 13 августа 2004 г. N 82, с учетом особенностей рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК, в том числе сокращение срока их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться . В том же письме Президиум отметил, что предварительное судебное заседание по правилам, предусмотренным ст. ст. 133 — 136 АПК РФ, не проводится по делам о банкротстве.

Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

8. В предварительном судебном заседании невозможна реализация такого распорядительного полномочия, как заключение мирового соглашения и соответственно его утверждение арбитражным судом. На это указано Президиумом Высшего Арбитражного Суда в том же информационном письме.

9. В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 указано, что в предварительном заседании ведение протокола не предусмотрено . Однако на практике некоторые судьи не без оснований полагают, что ведение протокола целесообразно. Это обосновывается тем, что сведения, подлежащие отражению в протоколе судебного заседания (ч. 2 ст. 155 АПК), не всегда могут быть в полном объеме изложены в определении арбитражного суда, принимаемом по результатам предварительного заседания.

См.: Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

В ходе предварительного заседания совершается немало процессуальных действий, которые могут быть совершены устно, но требуют фиксации (такие как проверка полномочий лиц, явившихся в предварительное заседание, разъяснение им их процессуальных прав и обязанностей и т.д.) и их необходимо закреплять процессуально.

Поэтому ведение протокола в предварительном заседании как документа, отражающего все значимые процессуальные действия суда и лиц, участвующих в деле, требующие фиксации, представляется не противоречащим закону, а существование соответствующей практики — отвечающей целям судопроизводства в арбитражных судах, а также требованию прозрачности правосудия.

10. В п. 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» отмечено, что в определении о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания указывается на отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, относительно продолжения рассмотрения дела в предварительном судебном заседании суда первой инстанции, мотивы, положенные в основу выводов суда о готовности дела к судебному разбирательству, дата и время открытия этого заседания.

См.: Вестник ВАС РФ. 2007. N 4. С. 117.

Если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, не явились и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание, но не может одновременно перейти к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, поскольку не соблюдены требования ч. 4 ст. 137 АПК.

Заседание в арбитражном суде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *