Заведование кабинетом

В предыдущей консультации мы касались вопроса определения размера основных составляющих зарплаты педагогических работников, которые устанавливаются во время тарификации. А сейчас рассмотрим особенности определения размера доплат педработникам за заведование учебными кабинетами и другими помещениями, которые используются в учебном процессе.

Доплата за заведование учебными кабинетами

Доплата за заведование учебными кабинетами в размере 10–13 % должностного оклада (ставки заработной платы), порядок установления которой определен в п. 41 Инструкции, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее – Инструкция № 102), может быть назначена как учителям, так и другим работникам общеобразовательных заведений. Каких-либо ограничений по этому вопросу для руководящих работников не установлено. Этому есть подтверждение в письме МОНмолодежьспорта от 08.09.11 г. № 1/12-4832.
Конкретный размер этой доплаты устанавливается руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом, а руководителю – по решению МОН – для образовательных учреждений, которые финансируются из госбюджета, и по решению соответствующих вышестоящих органов управления – для образовательных учреждений, которые финансируются из местных бюджетов (абзац второй пп. 5 п. 4 приказа МОН от 26.09.05 г. № 557, письмо МОН от 25.09.13 г. № 1/9-667).
Относительно базы начисления доплаты отметим следующее. По приведенным выше нормам это должностной оклад (ставка зарплаты). Означает ли это, что доплата может устанавливаться или к ставке, или к окладу, а не к одной и другой из этих составляющих зарплаты одновременно? Скорее всего, да. Но это только наше предположение.
Нормы относительно установления надбавки учителям понятны: это только ставка зарплаты, определенная в графе 8 тарификационного списка (далее – ТС). А вот что касается других педагогических работников, например директора, который занимается преподаванием, то ему в графе 8 ТС установлена ставка с повышением, а в штатном расписании – должностной оклад. Считаем, что в таком случае доплату за заведование кабинетом следует начислять на «учительскую» ставку, указанную в ТС. Однако опять-таки это только наше мнение.
И если будет использован другой подход, например, доплата будет начислена и к ставке, и к окладу на тех основаниях, что работа по заведованию кабинетом влечет за собой выполнение в более короткое время как работы на должности директора, так и работы по преподаванию, и с учетом отсутствия конкретизации относительно базы начисления в нормативном документе, это не будет нарушением. Поэтому в таком случае главное – обеспечение финансовыми ресурсами на оплату труда учебного заведения.
Ситуация может сложиться и так, что директор школы будет выполнять работу заведующего кабинетом, не проводя каких-либо занятий. Ведь нормы п. 7 Положения об учебных кабинетах общеобразовательных учебных заведений, утвержденного приказом МОН от 20.07.04 г. № 601 (далее – Положение № 601), которое касается руководства учебным кабинетом, не содержат обязательного требования относительно выполнения работы по заведованию кабинетом учителями соответствующей специальности, которые проводят занятия в этом кабинете.
Нет такой нормы и в Положении об учебных кабинетах по естественно-математическим предметам общеобразовательных учебных заведений, утвержденном приказом МОН от 14.12.12 г. № 1423. Это означает возможность назначения заведующим кабинетом педагогического работника любой специальности (письмо МОН от 20.03.13 г. № 1/11-5726).
Исключение составляют правила назначения заведующего кабинетом информатики и информационно-коммуникационных технологий. Так, согласно п. 6.6 Положения о кабинете информатики и информационно-коммуникационных технологий обучения общеобразовательных учебных заведений, утвержденного приказом МОН от 20.05.04 г. № 407, заведующий назначается из числа учителей, которые имеют соответствующее образование и проводят занятия в этом кабинете.
Следовательно, если директор без педнагрузки с учетом приведенных выше норм будет заведовать тем или иным учебным кабинетом, логично установить доплату за выполнение этой работы к его должностному окладу.
Обратим внимание еще и на тот факт, что законодательством никаких ограничений количества кабинетов, за заведование которыми устанавливается доплата, не предусмотрено. Так, согласно нормам п. 3.3 Положения № 601 кроме указанного в нем перечня предметов и направлений функционирования, по которым создаются кабинеты, могут создаваться и другие кабинеты согласно условиям и нуждам заведения. Например, в перечень кабинетов, заведование которыми оплачивается, может быть отнесен школьный музей. Его можно квалифицировать как кабинет, посвященный истории школы, с установлением соответствующей доплаты заведующему музеем. Нормы относительно установления количества оплачиваемых кабинетов органом управления образованием в районе или городе Инструкция № 102 также не содержит.

Доплата за заведование другими помещениями, которые используются в учебном процессе

За заведование спортивными залами дополнительная оплата осуществляется только учителям в фиксированном размере – 10 % ставки зарплаты. Вместе с тем, как и относительно доплаты за классное руководство, Инструкция № 102 не содержит требования относительно корректировки размера доплаты в зависимости от того, соблюдена ли норма педагогической нагрузки 18 ч в неделю.
Доплата за обслуживание техники в кабинетах информатики и информационно-коммуникационных технологий устанавливается учителям и другим педагогическим работникам в размере 5–10 % должностного оклада (ставки зарплаты). Конкретный ее размер определяется руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом (п. 41 Инструкции № 102).
Вероятнее всего, здесь базой начисления будет определена в графе 8 ТС ставка зарплаты учителя или другого педагогического работника, который проводит занятие в этом кабинете. Хотя возможность установления доплат в процентах к должностному окладу, предусмотренная приведенной выше нормой, наверное, означает возможность начисления доплаты и к ставке, и к должностному окладу, если речь идет о выполнении этой работы другим педработником – не учителем.
Вместе с тем Инструкция № 102 не предусматривает зависимости назначения этой доплаты от того, получает ли учитель (другой педработник), который преподает курс «Основы информатики и вычислительной техники», доплату за заведование кабинетом информатики и информационно-коммуникационных технологий. Это два разных вида доплат, на которые имеет право учитель (другой педработник) в случае выполнения работы по заведованию этим кабинетом и по обслуживанию техники в нем. Такой вывод подтвержден в совместном письме МОН и Профсоюза работников образования и науки от 05.02.09 г. № 1/9-82, от 06.02.09 г. № 02-8/56.
Заметим: как свидетельствуют приведенные выше нормы, доплата за обслуживание техники может быть установлена не только учителю информатики, а и учителям по другим дисциплинам, если на них возложено обслуживание вычислительной техники в кабинетах информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Доплата за обслуживание техники прямо не предусмотрена в форме Тарификационного списка, поэтому целесообразно привести ее размер в графе 25 этой формы.
Доплата за заведование комнатой хранения оружия, стрелковым тиром устанавливается учителям в размере 10 % от ставки зарплаты. Если и комната хранения оружия и стрелковый тир общеобразовательного учебного заведения включены в перечень кабинетов, заведование которыми подлежит оплате, как отдельные единицы, то преподаватель допризывной подготовки имеет право на доплату в размере 10 % за каждый из этих кабинетов. Эта доплата также может быть отражена в графе 25 ТС.
Доплата за заведование учебно-опытными участками (теплицами, парниковыми хозяйствами) осуществляется учителям (п. 43 Инструкции № 102):

· в общеобразовательных учебных заведениях I–II ступеней – в размере 10 % ставки зарплаты;

· общеобразовательных учебных заведениях I–III ступеней – в размере 13 % ставки зарплаты. Доплата осуществляется только при наличия участка размером не менее 0,5 га в течение 9 месяцев, а при наличии теплицы или парникового хозяйства – в течение всего года, независимо от того, есть ли при школе учебно-опытный участок.

Доплата в размере 15–20 % ставки зарплаты за заведование каждой мастерской устанавливается учителям и другим педагогическим работникам, которые проводят учебные занятия по трудовому обучению. Конкретный размер доплат устанавливается руководителем учебного заведения по согласованию с профкомом. За заведование комбинированной мастерской (по обработке металла и древесины, оборудованную в одном помещении) устанавливается доплата в фиксированном размере 20 % ставки зарплаты.
За выполнение обязанностей мастера учебных мастерских, в которых проводятся занятия по обслуживающим видам труда (обработка ткани, кулинария), доплата осуществляется как за одну мастерскую, независимо от того, в скольких помещениях она расположена. В случае необходимости допускается разделение одной доплаты за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских между двумя учителями трудового обучения (п. 44 Инструкции № 102).

Заведование кабинетом. Должен ли учитель делать ремонт сам?

Заведование кабинетом — что это значит?

Во-первых, определим, что скрывается под фразой «заведование кабинетом». Ответственность за конкретную классную комнату предполагает определённые действия в этом кабинете. Например, педагогу надлежит следить за состоянием указанного помещения и, в случае выявления недостатков, поломок или кражи, в письменном виде докладывать о данных фактах администрации учреждения. Во избежание неприятных инцидентов вернее всего будет писать служебные записки в двух экземплярах: один документ для администрации, второй (с пометкой факта приёма администрацией первой записки) — для преподавателя. В случае непредвиденных разногласий всегда можно будет оперировать тем фактом, что учитель должным образом и своевременно поставил в известность главу учреждения о проблемах в школьном кабинете.

Заведуя кабинетом, преподаватель должен справляться с организацией пространства в кабинете согласно требованиям закона. Учитель ответственен в оформлении комнаты, то есть расставляет мебель по своему усмотрению, подбирает и размещает необходимые для обучения стенды и плакаты и т.п. Покупка оборудования, покраска стен, прибивание плинтусов и любого рода ремонт кабинета не входит в обязанности преподавателя. Требования усовершенствовать кабинет (в любом смысле) за счёт учителей не законны.

Если глава школы продолжает настаивать на том, что «кабинет учителя — и ремонт учителя», следует в ответ потребовать у администрации должностные обязанности с чётким указанием, что ремонт закреплённого за педагогом кабинета является его ответственностью. Причём право требовать подобные документы есть у любого работника согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, ст. 62: «по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно».

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя Купить

Дополнительная работа — дополнительный договор

Необходимо упомянуть, что заведование кабинетом — это отдельная работа, и работа эта не входит по умолчанию в должностные обязанности педагога. Следовательно, если учитель собирается принимать на себя ответственность по заведованию классной комнатой, ему нужно написать заявление на согласие выполнять работу по заведованию кабинетом и подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Относительно такой дополнительной работы в Трудовом кодексе РФ имеются следующие положения (ст. 60.2. ТК РФ «Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором»):

  • «С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
  • Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
  • Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
  • Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня».

Также интересы учителя защищены и в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. № 536 г. Москва «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». П. 2.3 Приказа гласит о том, что «другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • … графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ)».

Материальная ответственность: кто кому должен?

Разобравшись с сутью заведования кабинетом и правилами оформления устройства на дополнительную работу, наконец определим понятие материальной ответственности. Ведь если администрация требует от учителя выполнить ремонт/купить мебель и т.д. в кабинет — это прямое указание на то, что педагог является материально-ответственным лицом. Но так ли это?

Обратимся к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В Приложении № 3 (Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества) указываются все виды работ, при выполнении которых может вводиться материальная ответственность, и в этом перечне отсутствует вид такой работы, как «заведование кабинетом». Соответственно и требовать от учителя денежные «вложения» в кабинет незаконно.

Естественно, мы не рассматриваем те случаи, когда что-либо в кабинете испорчено или утеряно по вине учителя. Если работодатель может доказать вину своего работника в умышленной (или по неосторожности) порче/утере вещей, педагог несёт материальную ответственность. Виноватому в инциденте учителю придётся либо вернуть, либо возместить за свой счёт «пострадавшую» вещь вне зависимости от своей должности, стажа или характера выполняемой работы.

Здравствуйте, у нас в школе убрали оплату за заведование кабинетом химии, дежурство по школе, дежурство в ночное время (закон 15-39), подготовку к ЕГЭ и т.д., платят только за часы. Выбить оплату за это всё мы не можем. Скажите пожалуйста могут ли нас наказать если мы будем вести только уроки, а все остальное делать не будем, ведь нам за это не платят. Наказать работодатель может только за что платит? Или если написан приказ, например о дежурстве учителей по школе мы обязаны выполнить, независимо платят нам за это или нет?

Добрый вечер, Наталья! Согласно Трудовому кодексу РФ, статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором:
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Следующей статьей является Статья 151 ТК РФ Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором:
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Есть так же приказ Минобрнауки от 27.03.2006г. №69, в нем, в разделе 2 Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и т. д., есть такие положения: пункт 2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.). (последний абзац этого пункта).
Таким образом, вывод – платить должны, бесплатно работать вы не обязаны и закон, а так же специальные министерские постановления об этом прямо говорят. Естественно в этом случае вам платить могут исходя из возможностей вашего образовательного учреждения. Я порекомендовал бы решать этот вопрос через профсоюзные органы.

Заведование кабинетом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *