Заявление на возврат имущественного налога

Заявления и другие документы на вычет

Документы на вычет через инспекцию при покупке недвижимости

Список документов на вычет при получении вычета в налоговой инспекции
Данный список Вы можете использовать для получения вычета при покупке недвижимости через налоговую инспекцию. Вы можете скачать список в формате pdf, пройдя по этой ссылке.

Заявление на возврат налога (через налоговую инспекцию)
Вы можете скачать образец заявления на возврат налога для налоговой инспекции в формате doc, пройдя по этой ссылке. При помощи этого заявления, поданного вместе с декларацией, Вы сможете получить возвращенный налог от налоговых органов.

Заявление (соглашение) о распределении (разделе) вычета при общей совместной собственности, без процентов по ипотеке
Заявление (соглашение) о распределении (разделе) вычета при общей совместной собственности, с процентами по ипотеке
Вы можете скачать образец заявления в формате doc, пройдя по этой ссылке. Не требуется ни нотариальное заверение этого документа, ни присутствие при подаче этого документа второго собственника (собственника, который не подает декларацию).

Как получить максимальный вычет быстро и просто?
Проще всего быстро подготовить правильные документы на максимальный возврат и подать эти документы с Налогией. С Налогией инспекция одобрит документы и их не придется переделывать. Вы получите правильные документы и консультацию эксперта. А потом сможете выбрать — отнести документы в инспекцию самому или подать онлайн.

Документы на вычет через работодателя при покупке недвижимости

Список документов на вычет при получении вычета у работодателя
Данный список Вы можете использовать для получения вычета при покупке недвижимости через работодателя. Вы можете скачать список в формате pdf, пройдя по этой ссылке.

Заявление на вычет (у работодателя) работодателю
Вы можете скачать образец заявления для работодателя (или иного налогового агента) в формате doc, пройдя по этой ссылке. При помощи этого заявления, получив предварительно в налоговой инспекции уведомление о праве на вычет, вы сможете получить вычет у своего работодателя.

Заявление на вычет (у работодателя) в инспекцию
Вы можете скачать образец заявления для налоговой инспекции в формате doc, пройдя по этой ссылке. При помощи этого заявления, Вы сможете получить в налоговой инспекции уведомление о праве на вычет. Далее, с уведомлением о праве на вычет, Вы сможете получить вычет у своего работодателя (или иного налогового агента).

Соглашение о разделе вычета при общей совместной собственности можно использовать такое же, как при вычете через налоговую инспекцию (выше).

Документы на вычет по обучению

Список документов для получения налогового вычета по обучению
Вы можете скачать список в формате pdf, пройдя по этой ссылке.

Заявление для возврата налога при вычете по обучению
При получении вычета по обучению заявление на вычет теперь не требуется. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс были внесены законом в конце 2009 года. Но если Вы хотите, чтобы возвращенный налог был Вам перечислен, Вам нужно подать в налоговую инспекцию реквизиты Вашего банковского счета. Поэтому мы рекомендуем подавать заявление по данному шаблону с реквизитами Вашего счета.

Документы на вычет по лечению

Список документов для получения налогового вычета по медицине
Вы можете скачать список в формате pdf, пройдя по этой ссылке.

Шаблон заявления можно использовать такой же, как при вычете по обучению (выше).

Документы на стандартный вычет

Заявление на стандартный налоговый вычет работодателю
Заявление по данной форме можно подавать не только работодателю, но и любому налоговому агенту. Вы можете скачать шаблон заявления в формате doc, пройдя по этой ссылке.

Заявление на стандартный налоговый вычет в налоговую инспекцию
Вы можете скачать шаблон заявления в формате doc, пройдя по этой ссылке.

Полезные ссылки

Заполнить декларацию 3-НДФЛ онлайн.

Посмотреть, как можно заполнить декларацию на этом веб-сайте.

Узнать, что такое декларация 3-НДФЛ.

Каждый налогоплательщик может попасть в следующую ситуацию: он перечислил сумму налога в бюджет, но до налоговой инспекции деньги так и не дошли, и образовалась задолженность. Как следствие этого, сотрудники ИФНС обвинили налогоплательщика в несвоевременной уплате суммы налога, начислив пени и выставив требование. Можно ли в таком случае доказать свою правоту? Как разыскать платеж и погасить задолженность? Как написать письмо в налоговую о розыске платежа? Об этом далее.

Почему платеж потерялся?

Основные причины «потери» перечисленных в бюджет денег:

  • Налогоплательщик неверно указал один из реквизитов в платежном поручении.

  • Сотрудник банка допустил ошибку при обработке платежного поручения.

Далее приведем реквизиты платежного поручения, ошибки в которых приведут к тому, что перечисленные деньги «зависнут» в казначействе как невыясненные поступления:

  • наименование получателя;

  • ИНН и КПП инспекции;

  • счет УФК, наименование банка;

  • КБК;

  • код ОКТМО.

Когда можно уточнить ошибочно указанные реквизиты, а когда – нет?

При некоторых ошибках в платежном поручении перечисленные деньги дойдут до ИФНС и внебюджетных фондов, но они не смогут разнести их в карточку расчетов организации с бюджетом. Потребуется уточнение реквизитов. Уточнить можно следующие данные:

  • КБК;

  • ИНН и КПП получателя или отправителя;

  • ОКТМО;

  • назначение платежа;

  • статус налогоплательщика;

  • основание платежа;

  • налоговый период;

  • номер или дата документа-основания.

Совсем по-другому обстоят дела, если налогоплательщик неверно указал номер счета Федерального казначейства или название банка получателя. Ошибки в этих реквизитах ведут к непризнанию обязанности по уплате налога исполненной, поскольку деньги не попадают на необходимый счет (п. 4 ст. 45 НК РФ). Алгоритм действий налогоплательщика в таком случае будет следующим:

  • вновь перечислить платеж, но уже с правильными реквизитами;

  • уплатить начисленные пени;

  • подать в налоговую службу заявление о возврате (или зачете) денежных средств, уплаченных по неверным реквизитам.

Что следует предпринять налогоплательщику, если платеж потерялся?

Прежде всего нужно запросить сверку расчетов с бюджетом, например, в виде Справки о состоянии расчетов. Результаты сверки могут быть оформлены и актом, подписанным налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налоговой службы. Получение акта сверки расчетов позволит налогоплательщику оперативно реагировать на возникновение разногласий с ИФНС.

Затем необходимо как можно быстрее отправить письмо в налоговую о розыске платежа, образец которого приведен далее. К письму надо приложить документы, которые подтвердят факт осуществления платежа по налогу. Такими документами являются:

  • платежное поручение на уплату налога,

  • выписка из банка.

Если платежка была оформлена в бумажном виде – следует приложить экземпляр, имеющий отметку банка (штамп учреждения и подпись оператора, проводившего операцию). Если же платежное поручение оформлялось в электронной форме – к письму в ИФНС надо приложить его распечатку и уведомление банка о приеме платежки к исполнению (обязательно должна быть указана дата приема).

Как составить письмо в ИФНС

Письмо в налоговую о розыске платежа не имеет установленной законодательством формы. Чаще всего его составляют в произвольной форме на фирменном бланке или на обычном листе формата А4. Письмо должно содержать стандартные реквизиты деловой документации.

Структура документа следующая:

  • «Шапка». Здесь указывают название налоговой инспекции, ее адрес, также в «шапке» документа следует прописать наименование организации, отправившей письмо, ее юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН.

  • Основная часть. Здесь надо подробно изложить суть проблемы: когда именно платежное поручение было передано на исполнение и в какой форме. Также надо указать сумму платежа и реквизиты платежного поручения, которым перечислялся налог. После этого надо в вежливой форме обратиться с просьбой разыскать пропавший платеж.

  • В заключительной части указывают, какие документы приложены к письму в качестве подтверждения.

Документ должен подписать руководитель организации-отправителя. Также можно поставить печать юридического лица.

Особенности предоставления письма

Законодательство официально не регламентирует, каким именно способом письмо должно быть передано в ИФНС. Налогоплательщики имеют право предоставить документ следующими способами:

  • лично принести в налоговую инспекцию;

  • передать через представителя, предварительно оформив доверенность;

  • отправить по почте ценным письмом с описью вложения;

  • отправить по телекоммуникационным каналам связи, заверив документ электронной цифровой подписью.

Лучше всего предоставить письмо с прилагающимися документами непосредственно в налоговый орган, тогда на нем сразу будет поставлена отметка о принятии инспекцией.

Сотрудники налоговой инспекции в 30-дневный срок должны рассмотреть письмо и разыскать платеж. При необходимости будет проведена сверка расчетов с налогоплательщиком. Если налоговая служба примет положительное решение – платеж уточнят на дату фактической уплаты налога, а начисленные пени аннулируют.

Если ИФНС после получения всех необходимых документов признает обязанность по уплате налога неисполненной – налогоплательщик может попытаться обжаловать это решение сначала в вышестоящей налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде.

1) в абзаце шестом пункта 5 статьи 31 слово «налогоплательщиков.» заменить словами «налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).»;

2) в статье 45:

а) в пункте 3:

в подпункте 3 слова «либо в организацию федеральной почтовой связи» заменить словами «, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»;

дополнить подпунктом 8 следующего содержания:

«8) со дня принятия налоговым органом в соответствии со статьей 45.1 настоящего Кодекса решения о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в счет исполнения обязанности налогоплательщика – физического лица по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.»;

б) в пункте 4:

в подпункте 1 слова «за налогоплательщика» исключить;

в подпункте 3 слова «либо организацией федеральной почтовой связи» заменить словами «, организацией федеральной почтовой связи либо многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг»;

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Правила, установленные настоящим пунктом, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.»;

3) дополнить статьей 45.1 следующего содержания:

«Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица

1. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком – физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

2. Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица.

3. Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика – физического лица (месту пребывания – при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика – физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации – по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

4. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания – при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика – физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации – налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

5. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в установленные сроки уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей статьи.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. При наличии у налогоплательщика – физического лица недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам зачет суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, меньше общей суммы указанных в абзаце первом настоящего пункта недоимки и (или) задолженности, зачет осуществляется последовательно начиная с недоимки с меньшей суммой. В случае отсутствия недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням –начиная с задолженности по процентам, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, с меньшей суммой.

7. Налогоплательщик – физическое лицо имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, по которым налоговым органом не принято решение о зачете в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

Возврат указанных в абзаце первом настоящего пункта денежных средств в пределах их остатка осуществляется налоговым органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, по заявлению налогоплательщика – физического лица на основании решения налогового органа в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

До истечения срока принятия решения о возврате поручение на возврат денежных средств, оформленное на основании такого решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

8. В случае, если возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящей статьи, налоговым органом на сумму остатка денежных средств, которая не возвращена физическому лицу в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате этому физическому лицу, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

9. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных физическому лицу денежных средств.

10. В случае, если предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику – физическому лицу не в полном объеме, налоговый орган принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата этому лицу сумм денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных указанному лицу денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на уплату оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа об уплате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11. Уплата единого налогового платежа физического лица, зачет и (или) возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, и уплата физическому лицу начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации.»;

4) в статье 58:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктами 4.1 – 4.4 следующего содержания:

«4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье – требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.»;

в) дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 – 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.»;

5) в подпункте 1 пункта 1 статьи 59 слова «, прекратившего свою деятельность,» исключить;

6) в статье 60:

а) абзац первый пункта 2 дополнить словами «, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк»;

б) пункт 5 после слов «страховых взносов,» дополнить словами «единого налогового платежа физического лица,»;

в) в пункте 6 слова «и организаций федеральной почтовой связи» заменить словами «, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;

7) пункт 3.2 статьи 76 изложить в следующей редакции:

«3.2. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам).»;

8) абзац первый пункта 5 статьи 78 дополнить словами «не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога»;

9) пункт 7 статьи 83 дополнить абзацем следующего содержания:

«Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, осуществляется на основании заявления такого физического лица налоговым органом, в который по выбору физического лица представлено это заявление.»;

10) главу 16 дополнить статьей 129.12 следующего содержания:

«Статья 129.12. Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг

Нарушение местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг установленного настоящим Кодексом срока перечисления (внесения в организацию федеральной почтовой связи, банк для перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств, принятых в счет уплаты (перечисления) налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа),

влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.»;

11) в статье 133:

а) наименование после слов «авансового платежа,» дополнить словами «единого налогового платежа физического лица,»;

б) в абзаце первом слова «или организации федеральной почтовой связи» заменить словами «, организации федеральной почтовой связи или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг», после слов «авансового платежа,» дополнить словами «единого налогового платежа физического лица,».

Причины для возвращения вычета могут быть совершенно разные: от случайного избытка средств до банального освобождения. Мы подробно расскажем, как осуществить возврат транспортного налога, где это можно сделать, и ответим на другие организационные вопросы.

Законодательство

Многие категории имеют право на получение льгот за транспорт. Это подкрепляется законодательством РФ с поправками для регионов.

  1. Статья 357 НК РФ гласит: получить транспортный налог может гражданин, чье средство передвижения зарегистрировано и признается объектом налогообложения.
  2. Форма заявления на получение компенсации установлена письмом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897.
  3. Средняя стоимость легкового автомобиля рассчитана и определена приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316.
  4. Сроки уплаты пошлины за движимое имущество установлены Налоговым кодексом РФ, ст. 52.
  5. Статья 78 НК позволяет вернуть налогоплательщику излишне уплаченные средства.

Для справки! Если гражданин имеет долг по уплате других налогов (земельный и т. д.), то ему будет отказано в возмещении, а деньги пойдут на погашение задолженности.

В каких случаях можно вернуть транспортный налог

На сегодняшний день возврат ТН – это самый частый запрос в сети интернет. У пользователей возникает много вопросов на эту тему, и один из них – какие случаи позволяют вернуть денежные средства за ТН. Возмещение осуществляется в следующих ситуациях:

  • зарегистрирован в ФНС РФ;
  • переплаченные деньги закреплены за конкретным физическим лицом и числятся на балансе госбюджета;
  • отсутствуют задолженности по другим налогам, требующим уплаты;
  • гражданин собрал и подал полный пакет требующихся для получения льгот документов;
  • на руках у заявителя имеется акт сверки, который предварительно был оформлен, зарегистрирован и подписан налоговым инспектором;
  • зафиксирован факт переплаты.

Знайте! Чтобы получить субсидии, необходимо представить весь пакет бумаг, доказывающих оплату сверх нормы пошлины.

Можно ли вернуть ТН за предыдущие годы

Получить данный вычет можно только за три предыдущих налоговых периода. Взять компенсацию в указанный срок могут те люди, которые указаны в определенном списке налогоплательщиков и льготников, имеющих право на получение средств.

Если человек не относится к данному перечню или хочет вернуть деньги за более длительный срок (чем 3 года), то в возвращении ему будет отказано.

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

Мск +7 (499) 938 5119

Спб +7 (812) 467 3091

Фед +8 (800) 350 8363

За проданное транспортное средство

Вернуть ТН за реализованный автомобиль можно в следующих случаях:

  • машина продана по генеральной доверенности, но в ГИБДД подтверждения о смене собственника не было;
  • несвоевременное предоставление документации о продаже авто.

Внимание! Сотрудники ГИБДД обязаны передать в налоговую службу бумаги, подтверждающие смену собственника, в течение 10 дней со дня заключения сделки (купля-продажа).

Автовладельцу необходимо проделать следующие действия:

  • оплатить пошлину на транспорт, чтобы избежать задолженности (в случае, если приближается срок оплаты);
  • обратиться в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения с договором и получить от них справку, которая подтверждает факт продажи автомобиля;
  • оформить компенсацию, приложив все документы и выданную справку в том числе.

Другим образом складывается ситуация с транспортным средством, проданным по доверенности, так как по факту владельцем числится человек, прошедший регистрацию в ГИБДД.

Важно! В данном случае именно этому гражданину придется оплачивать транспортный налог, но после поступления денег в бюджет он может найти нового владельца и взыскать с него потраченную сумму.

Переплата

Причин переплаты может быть несколько, самые распространенные:

  • ошибка в расчетах, совершенная налоговым инспектором;
  • неправильно заполненные гражданином документы;
  • некорректно указанные данные при заполнении платежных поручений;
  • допущенные нарушения при постановке транспортного средства на учет;
  • заранее внесенная оплата.

Есть два понятия – излишне уплаченный и взысканный. Первый обозначает ошибку, допущенную плательщиком, а второй – инспектором ФНС или ГИБДД.

Если ошибку находит налоговая, то они должны сообщить об этом в течение 10 дней. Если же излишек найден налогоплательщиком, следует обратиться в соответствующие органы, которые проверят данные в течение того же срока и составят акт.

Излишне уплаченный

Можно ли вернуть излишне уплаченный налог? Да. Но для этого необходимо состоять на учете в ФНС, которая выносит решения о возврате субсидий. Деньги, положенные для этого, должны находиться на счету данной службы.

Внимание! Обязательно нужно предоставить все платежные бумаги, подтверждающие факт оплаты.

Для получения компенсации необходимо собрать пакет документов и подать его в налоговую инспекцию по месту проживания. Порядок оформления переплаченных средств выглядит следующим образом:

  • подача заявления (на факт переплаты) и установленных законом бумаг;
  • ИФНС производит расчеты, доказывая тем самым наличие или отсутствие излишек;
  • если факт доказан, заинтересованное лицо пишет заявление на поучение или перераспределение средств;
  • в течение 30 календарных дней финансы поступают на счет получателя.

Для справки! Гражданин, который доказал и приобрел право на получение льгот, может вернуть всю сумму себе либо уплатить с нее другие пошлины.

Излишне взысканный

Считаются те средства, которые были приняты налоговыми органами. Причиной могут стать неверные расчеты инспекторов или ошибочная информация, предоставленная ГИБДД. Доказать факт переплаты может сам налогоплательщик или специалист соответствующих органов.

Если ошибку нашла ФНС, то уведомление об излишне взысканных с физического лица средствах придет ему на почту. Ошибка, найденная самим плательщиком, подлежит дополнительной проверке и последующей оплате.

После предоставления заявления и необходимых бумаг у ИФНС есть 10 суток для перевода денег.

Возврат транспортного налога с физических лиц

Чтобы вернуть ТН, нужно действовать согласно следующей инструкции:

  • заполнить заявление согласно установленному законом образцу (бланк можно взять в налоговой полиции) и подкрепить его необходимой документацией;
  • получить на руки акт с заключением проверки;
  • написать второе заявление на получение или перечисление субсидий в счет других оплат;
  • если заявитель решил вернуть деньги, то в течение 30 дней они будут перечислены на счет.

Куда и к кому обращаться

В первую очередь нужно обратиться в ГИБДД за справкой, которая подтверждает право владения транспортом. Затем подается заявление в ИФНС при личном посещении или по почте.

Документы принимает инспектор, который произведет проверку и вычисление. Также можно подавать бумаги через личный кабинет налогоплательщика.

Образец заявления на возврат

Документ на возвращения компенсации за ТН выглядит следующим образом:

ИНН

КПП

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога

Номер заявления

Предоставляется в ФНС (код)

Далее указываются данные организации (юридического лица) или ФИО получателя, статус плательщика. Обязательно нужно указать статью НК, на которую стоит опираться. Налоговый период исчислений. Код ОКТМО, КБК. Контактные данные лица, подтверждающего достоверность всех сведений.

Дата

Подпись (с расшифровкой)

На второй странице заполняются данные о расчетном счете, на который будут переводиться средства. Третья указывает личные сведения (только для физических лиц).

Список документов

Если все условия для перевода субсидий соблюдены, то нужно собрать документы для оформления компенсации. В перечень входят следующие бумаги:

  • паспорт гражданина РФ;
  • ИНН;
  • заявление (подается дважды: первый раз – на разрешение, второй – на само получение);
  • акт сверки;
  • документы, подтверждающие владение транспортом (техпаспорт, свидетельство регистрации авто);
  • справка из ГИБДД (если машина угнана или внесены изменения в ТС).

Далее проделываются действия из пошаговой инструкции.

Пенсионеру

Людям пенсионного возраста причитаются льготы на ТН. В этом случае и может возникнуть переплата, так как по незнанию пожилой человек продолжает вносить средства. Вернуть деньги можно, обратившись в районную службу ФНС.

Составляется заявление, в котором описывается причина получения льгот. Кроме основного пакета бумаг, нужно еще приложить пенсионное удостоверение. Если пенсионер еще и инвалид, то понадобится также копия соответствующего удостоверения. После этого инспектор проведет проверку и примет решение о возврате денег.

Ветерану боевых действий

К ветеранам боевых действий можно отнести участников:

  • ВОВ;
  • войны в Афганистане;
  • войны в Чечне;
  • вооруженных конфликтов в Сирии и т. д.

Право на возмещение возникает вследствие ошибки, допущенной сотрудником службы или самими ветераном. Система возвращения субсидий ничем не отличается от стандартной. Единственная разница – это необходимость приложить удостоверение ветерана боевых действий.

Многодетным семьям

Во многих регионах нашей страны многодетные семьи освобождают от уплаты ТН (амнистии).

Причина возникновения излишка – незнание родителей о наличии предоставленных возможностей. Для этого нужно приложить три дополнительных документа:

  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении детей;
  • удостоверение многодетной семьи.

Вместе со стандартным пакетом бумаг они подаются в соответствующий орган.

Как происходит возврат денег

После подачи и проверки документации инспектор выдает разрешение на получение льгот. Средства перечисляются на расчетный счет или банковскую карту заявителя в течение месяца.

Советы и рекомендации

Прежде чем оформлять и возвращать транспортный налог, убедитесь, что по другим направлениям у вас нет задолженностей. Иначе все полученные субсидии пойдут на погашение долгов.

Если автомобиль был продан по договору купли-продажи или доверенности, об этом стоит оповестить органы ГИБДД, чтобы получить справку. В противном случае вам придется платить пошлину за нового хозяина или вовсе получить отказ в возможных выплатах.

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 мая 2014 г.

Содержание журнала № 11 за 2014 г.Н.А. Мацепуро, юрист

Порядок зачета и возврата переплаченных налоговых платежей

Переплата по налоговым платежам возникает практически у всех организаций и предпринимателей. Кто-то, например, просто ошибся в платежке. Кто-то подал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога к уплате. А у кого-то уплаченные в течение года авансовые платежи превысили сумму налога по итогам года. Переплату во всех этих случаях можно вернуть или зачесть в счет других налоговых платежейподп. 5 п. 1, п. 3 ст. 21, п. 1 ст. 78 НК РФ. О том, как это сделать, и пойдет речь. А вот о зачете и возврате налоговых платежей, излишне взысканных с вас налоговым органом, и налогов, уплаченных в качестве налогового агента, мы расскажем в ближайших номерах.

Когда возникает переплата

Налоговая переплата может возникнуть в результате излишней уплаты вами любых налоговых платежей: налогов, сборов, авансовых платежей, пеней, налоговых штрафовпп. 1, 14 ст. 78 НК РФ. Рассмотрим несколько примеров таких ситуаций:

  • при уплате налога вы ошиблись в сумме и перечислили в бюджет больше, чем было нужно.

Имейте в виду, что если в платежке был неверно указан тип платежа, КБК, ОКТМО (ОКАТО) или статус плательщика, то такой платеж можно просто уточнить. Нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. И тогда инспекция поправит данные в карточке лицевого счета и пеней не будетп. 7 ст. 45 НК РФ;

  • уплаченные вами в течение года авансовые платежи превысили сумму налога, рассчитанную по итогам года (например, по налогу на прибыль, по налогу при УСНО);
  • вы нашли ошибку в прошлом периоде (например, забыли применить льготу) и подали за этот период уточненную декларациюп. 1 ст. 81 НК РФ;
  • вы представили в ИФНС декларацию по НДС с заявленной в ней суммой налога к возмещению. Если при этом вы затянули с подачей заявления на возврат или зачет (то есть подали его, когда ИФНС уже вынесла решение о возмещении налога), то возврат и зачет НДС производятся в нижеописанном порядке п. 14 ст. 78, пп. 6, 11.1 ст. 176 НК РФ.

Если же заявление о зачете (возврате) НДС подано до принятия инспекцией решения о возмещении налога, то зачет (возврат) НДС производится по специальным правилам (в частности, в более короткие сроки)пп. 7—11 ст. 176 НК РФ.

Если вы хотите, чтобы переплата по налогу была зачтена в счет предстоящих платежей по этому же налогу (то есть в пределах одного КБК и ОКТМО), то тогда обращаться в ИФНС за зачетом не нужно. Такой зачет будет произведен в вашей карточке лицевого счета автоматически, как только в ней отразятся очередные начисления или поступления по этому налогу. Вы просто в очередной раз перечисляете в бюджет меньше, чем нужно, на сумму переплаты.

Поэтому при излишней уплате налога обращаться за его зачетом или возвратом есть смысл, только если сумма переплаты значительна или вы уже перестали быть плательщиком этого налога.

По каким правилам производится зачет

Основных правил, по которым переплата зачитывается в счет уплаты предстоящих платежей по налогам или недоимки, всего два.

ПРАВИЛО 1. Переплата, образовавшаяся у организации или предпринимателя как у налогоплательщика, может быть зачтена лишь в счет платежа, который уплачивается ими также в статусе налогоплательщикап. 1.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (далее — Методические рекомендации). А потому налогоплательщик не может зачесть переплату в счет уплаты налога, который он должен перечислить как налоговый агент, и наоборотПисьма Минфина от 23.11.2010 № 03-02-07/1-543, от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69.

ПРАВИЛО 2. Переплата по федеральным налогам (а к ним относятся и спецрежимныеп. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ) и пеням по ним зачитывается в счет федеральных налогов и пеней, по региональным — в счет региональных, а по местным — в счет местныхп. 1 ст. 78 НК РФ. При этом не имеет значения то, что налоги зачислялись в бюджеты разного уровня (так, налог на прибыль частично платится в федеральный бюджет, а частично — в бюджет субъекта РФ).

Для наглядности покажем в таблице, как может зачитываться переплата по налогам (сборам) и пеням по ним.

Налоги (сборы) и пени, по которым имеется переплата Налоги (сборы) и пени, в счет которых можно зачесть переплату
Федеральные налоги (сборы):

  • налог на прибыль (зачисляемый как в федеральный бюджет, так и в региональный), включая авансовые платежи;
  • НДС (за исключением НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров и в других случаяхст. 147 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ);
  • «предпринимательский» НДФЛ;
  • акцизы, включая авансовые платежи;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
  • налог при УСНО, включая авансовые платежи и минимальный налог;
  • ЕНВД;
  • ЕСХН, включая авансовые платежи
В счетпп. 1, 14 ст. 78, пп. 6, 11.1 ст. 176 НК РФ:

  • предстоящих платежей или недоимки по любому федеральному налогу (сбору), в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому федеральному налогу.
  • Авансовые платежи по УСНО можно зачесть в счет минимального налогап. 5 ст. 346.21 НК РФ; Письмо Минфина от 21.09.2007 № 03-11-04/2/231
Пени по федеральным налогам
Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций, включая авансовые платежи;
  • транспортный налог, включая авансовые платежи;
  • налог на игорный бизнес
В счетпп. 1, 14 ст. 78 НК РФ:

  • предстоящих платежей или недоимки по любому региональному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому региональному налогу
Пени по региональным налогам
Местный налог — земельный налог, включая авансовые платежи В счетпп. 1, 14 ст. 78 НК РФ:

  • предстоящих платежей или недоимки по земельному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по земельному налогу
Пени по земельному налогу

Сумма переплаченной госпошлины может быть зачтена только в счет госпошлины за совершение аналогичного действияп. 14 ст. 78, п. 6 ст. 333.40 НК РФ; п. 19 Информационного письма Президиума ВАС от 25.05.2005 № 91; Постановление ФАС ВВО от 15.02.2013 № А43-20114/2012.

Что касается переплаты по налоговым штрафам, то из НК РФ следует: она может в общем порядке направляться на уплату предстоящих платежей по налогам либо на погашение любой налоговой задолженностипп. 1, 14 ст. 78 НК РФ. При этом вид налога (сбора), пени, штрафа, в уплату которых может зачитываться переплата по штрафам, не конкретизируется. Значит, зачет возможен в счет любых налоговых платежей.

Однако на местах с таким зачетом часто возникают проблемы.

Напомним, что размеры налоговых штрафов, в зависимости от вида нарушения, установлены:

И переплату по последним штрафам налоговики часто соглашаются зачесть, только если соблюдается принцип соответствия видов налоговп. 1.2 Методических рекомендаций. То есть если штраф, к примеру, был наложен за непредставление «прибыльной» декларации, то переплата по такому штрафу зачитывается лишь в счет уплаты федеральных налогов (пеней по ним). И наоборот: переплата по федеральным налогам (пеням по ним) зачитывается лишь в счет уплаты штрафов по федеральным налогам.

В связи с неоднозначным решением этого вопроса на практике мы поинтересовались мнением специалистов ФНС о том, как все-таки должны производиться зачеты по штрафам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ТАРАКАНОВ Сергей Александрович Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“Некоторые штрафы также относятся к видам налогов. Так, штраф за неуплату налогов, предусмотренный ст. 122 НК РФ, относится к федеральному, региональному или местному виду в зависимости от того, за неуплату какого вида налога он наложен. Это определяется бюджетным законодательством. Тут действует общее правило: федеральные налоги зачитываются в счет федеральных и т. д. Вместе с тем существуют штрафы (их большинство), не относящиеся к определенному виду налога (это, например, все штрафы, предусмотренные гл. 18 НК РФ, ст. 126 НК РФ и др.). По моему мнению, зачет этих штрафов в корреспонденции с видами налоговых платежей, относящихся к федеральному, региональному или местному виду, невозможен”.

СОВЕТ

Чтобы не столкнуться с отказом в зачете переплаты по штрафу, назначенному исходя из сумм неуплаченного налога, сразу просите о ее возврате либо о ее зачете в счет уплаты налогов и пени того же вида, что и налог, исходя из которого был исчислен штраф.

Какую сумму переплаты можно зачесть или вернуть

Можно зачесть или вернуть лишь ту переплату, которая числится в налоговом органе в вашей карточке лицевого счета. То есть разницу между суммой поступлений по конкретному налогу (сбору, пени, штрафу), в том числе в результате зачета, и суммой начислений по этому же налогу (сбору, пени, штрафу), отраженных на основании вашей отчетности, решений по результатам налоговой проверки и прочих документов.

При этом всем известно, что данные налоговиков и плательщиков часто не совпадают. Поэтому, перед тем как подать в налоговую инспекцию заявление на возврат либо зачет налога, лучше сначала провести с ней совместную сверку расчетов с бюджетом или хотя бы запросить справку о состоянии таких расчетовподп. 5.1 п. 1, п. 2 ст. 21, подп. 10, 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ. Если вы не сделаете этого и подадите в налоговую инспекцию заявление на бо´ль­шую сумму, чем числится по данным налоговиков, ИФНС все равно предложит вам произвести совместную сверку. И скорее всего, вернет вам заявление с тем, чтобы вы представили после сверки новоепп. 3.2.2, 3.3.4, 3.4.6 Методических рекомендаций. Правда, вы этого делать не обязаны, достаточно и уже поданного заявленияп. 4 ст. 78 НК РФ; Письмо Минфина от 20.09.2012 № 03-02-07/1-226.

Акт сверки готовится 10—15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления, а справка о состоянии расчетов — до 5 рабочих дней (правда, за нарушение этих сроков ИФНС ничего не грозит)п. 6 ст. 6.1, подп. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ; пп. 3.1.2, 3.4.3, 3.4.4 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. В этих документах будут указаны суммы переплаты при их наличии. Их-то и можно будет вернуть или зачесть в счет иных налоговых платежей.

В отличие от справки о состоянии расчетов акт сверки — двусторонний документ. Если вы подтвердите свою правоту при наличии расхождений по суммам, то налоговики скорректируют данные.

Но если у вас есть задолженность по налогу (сбору, пеням, штрафу) того же вида, по которому есть переплата (см. выше правило 2), то переплата в первую очередь направляется на погашение этой задолженностипп. 5, 6 ст. 78 НК РФ. Налоговый орган производит такой зачет самостоятельно с извещением организации или предпринимателя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его принятияп. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ. Но плательщикам не запрещено и со своей стороны просить о таком зачетеп. 5 ст. 78 НК РФ.

Причем если у вас есть такая недоимка, то не стоит дожидаться, когда ИФНС произведет «принудительный» зачет. Поскольку она может с этим затянуть, а в это время на сумму недоимки будут начисляться пенип. 1 ст. 75 НК РФ. Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента уплаты этого налога либо с момента принятия налоговым органом решения о зачетеп. 3 ст. 45 НК РФ.

То есть при наличии одновременно недоимки по одному налогу и переплаты по другому пени на недоимку все равно начисляются. В случае когда недоимка и переплата образовались по разным налогам одного вида и недоимка погашается зачетом, начислять пени налоговики прекращают со дня вынесения решения о зачетеПисьмо Минфина от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260. Но есть суды, которые с этим не соглашаются и считают, что из-за наличия переплаты пени в данной ситуации начисляться не должныПостановления ФАС ЦО от 09.06.2011 № А09-14978/2008; ФАС СЗО от 16.05.2011 № А42-4246/2010. Поэтому такие пени можно попробовать оспорить.

В какой срок надо обратиться за переплатой

Подать заявление в ИФНС на возврат или зачет переплаты можнопп. 7, 14 ст. 78 НК РФ:

  • <если>переплата образовалась из-за ошибки в сумме в платежке либо в результате подачи уточненки в связи с внесением изменений в прошлые периоды — в течение 3 лет со дня уплаты налога в излишней сумме;
  • <если>вы хотите зачесть или вернуть авансовые платежи, превысившие сумму налога за год, — в течение 3 лет со дня подачи декларации за год (но не позднее последнего дня срока, в течение которого она должна была быть представлена)Письма ФНС от 21.02.2012 № СА-4-7/2807; Минфина от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309; Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10;
  • <если>вы хотите зачесть или вернуть НДС, заявленный в декларации к возмещению, — в течение 3 лет со дня подачи этой декларациип. 1 ст. 176 НК РФ.

В какую ИФНС и как подать заявление

За возвратом или зачетом налоговой переплаты нужно обращаться в ИФНС по месту своего учетап. 2 ст. 78 НК РФ.

По какому основанию вы должны состоять в ИФНС на учете, в НК РФ не конкретизировано. Поэтому можно сделать вывод, что обратиться за зачетом (возвратом) переплаты можно в любую ИФНС, в которой вы стоите на учете, независимо от того, по месту нахождения какой ИФНС произошла переплата. И например, в случае переплаты налога по месту нахождения обособленного подразделения можно по своему выбору обратиться или в ИФНС по месту нахождения головной организации, или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделенияПисьмо ФНС от 19.11.2010 № ЯК-37-8/15939; Постановление ФАС МО от 14.10.2011 № А40-99747/10-4-476.

Так ли это, мы уточнили у специалиста налоговой службы.

“Если переплачен налог по месту нахождения обособленного подразделения, то организация имеет право выбора, куда ей обратиться за возвратом (зачетом) суммы излишне уплаченного налога: или в ИФНС по месту нахождения организации, или в ИФНС по месту нахождения подразделения”.

ТАРАКАНОВ Сергей Александрович
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Если вы стоите на учете в нескольких инспекциях, то за зачетом или возвратом переплаты лучше обращаться в ту ИФНС, по месту которой был излишне уплачен налог. А если переплату самостоятельно выявила одна из инспекций, прислав вам извещение, то этой ИФНС и нужно адресовать ваше заявление о зачете (возврате)Письмо Минфина от 12.07.2010 № 03-02-07/1-315.

Форма заявления на возврат или зачет налоговой переплаты произвольная. Его можно подать или на бумаге, или в электронном виде с усиленной квалифицированной подписьюпп. 4, 6 ст. 78 НК РФ. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату. Это копии платежек и деклараций.

В какой срок ИФНС должна принять решение

Она обязана это сделатьп. 6 ст. 6.1, пп. 4, 8 ст. 78 НК РФ:

  • <если>по предложению налогового органа проводилась сверка расчетов с бюджетом — в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки;
  • <если>сверка не проводилась — в течение 10 рабочих дней со дня получения вашего заявления (например, когда вы его подали на основании полученного от ИФНС извещения о наличии переплаты);
  • <если>вы подали заявление на основании декларации (одновременно с ней или до окончания ее проверки) — в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки декларации или истечения 3-ме­сячного срока, отведенного на такую проверкуп. 11 Информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98; Письмо Минфина от 03.07.2013 № 03-02-08/25502. Правда, Президиум ВАС указывал, что сроки возврата (зачета) предусмотрены в ст. 78 НК РФ лишь для тех случаев, когда на момент получения заявления от плательщика размер переплаты уже установлен налоговым органомп. 11 Информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98. Из этого можно сделать вывод, что когда заявление подается на основании декларации, то 10-днев­ный срок на принятие решения о зачете или возврате вообще не применяется. Ведь факт переплаты нужно еще проверить.

Поэтому мы уточнили у специалистов ФНС, в какой срок по окончании камеральной проверки (либо 3-ме­сячного срока, установленного для ее проведения) ИФНС должна принять решение о зачете — сразу же (то есть не позднее чем на следующий день) или же в течение 10 рабочих дней.

“В ситуации, когда заявление на возврат (зачет) излишне уплаченного налога подано на основании налоговой декларации, срок на принятие налоговым органом решения о возврате (зачете) налога составляет 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки этой декларации либо со дня окончания 3-ме­сячного срока, отведенного для проведения такой проверки, — в зависимости от того, какой срок наступит ранее”.

ТАРАКАНОВ Сергей Александрович
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Если вы хотите зачесть налоговую переплату в счет предстоящих платежей по другому налогу того же вида, то заявление о зачете нужно подавать как минимум за 10 рабочих дней до крайнего срока уплаты этого другого налога, а лучше — еще более заблаговременно. Ведь если ИФНС примет решение о зачете позже срока уплаты налога, то со дня, следующего за днем уплаты этого другого налога, до даты решения о зачете будут начислены пениПисьма Минфина от 02.08.2011 № 03-02-07/1-273, от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260, от 12.02.2010 № 03-02-07/1-62.

Зачет считается состоявшимся на дату принятия инспекцией решения о зачетеподп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ.

В какой срок должна быть возвращена переплата

На все про все налоговой инспекции и УФК отводится 1 месяцпп. 6, 8 ст. 78 НК РФ. Поэтому деньги должны поступить на ваш счетп. 36 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57:

  • <если>вы просили вернуть переплату из-за ошибки в платежке — в течение месяца со дня получения ИФНС вашего заявленияп. 6 ст. 78 НК РФ;
  • <если>заявление вы подавали на основании декларации (одновременно с ней или до окончания ее проверки) — в течение месяца со дня окончания камеральной проверки декларации либо истечения 3-ме­сячного срока, отведенного на такую проверкуп. 11 Информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98; Письмо Минфина от 03.07.2013 № 03-02-08/25502.

Если эти сроки нарушены, то вам должна быть выплачена компенсация в виде процентов. Они рассчитываются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного на возврат переплаты, по день, предшествующий дню поступления денег на ваш счетпп. 10, 12 ст. 78 НК РФ; Письмо Минфина от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7; Постановление Президиума ВАС от 29.11.2005 № 7528/05.

Если при возврате вам переплаты проценты не были перечислены или были перечислены в меньшей сумме, то ИФНС должна самостоятельно их доначислить и поручить УФК сделать еще один платежп. 6 ст. 6.1, п. 12 ст. 78 НК РФ.

А вот за несвоевременный зачет проценты не полагаютсяп. 2 ст. 78 НК РФ.

***

Если ИФНС откажет вам в возврате (зачете) переплаты или проигнорирует ваше заявление, то вы можете подать жалобу в УФНСп. 2 ст. 138 НК РФ. А если и это не поможет, то тогда уже можно идти в суд. На это отводится 3 года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о переплатеп. 7 ст. 78 НК РФ; ст. 196 ГК РФ; Письма Минфина от 17.03.2011 № 03-02-08/27, от 31.01.2008 № 03-02-07/1-37; Определение КС от 21.06.2001 № 173-О; Постановления Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08, от 08.11.2006 № 6219/06.

Имейте в виду, что если вы пропустили 3-го­дичный срок для обращения в ИФНС или в суд за возвратом (зачетом) суммы переплаты, то при большом желании вы можете включить ее в расходы как безнадежный долгподп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ; Постановления ФАС МО от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013; ФАС ВСО от 13.06.2012 № А78-5404/2011. Это нужно сделать в периоде, когда вам стало известно о ее «безнадежности», то есть на момент проведения инвентаризации, а если она не проводилась — на момент получения «отказного» решения ИФНС или суда. Но будьте готовы к спорам с налоговиками, поскольку при проверке они наверняка исключат суммы такой переплаты из расходовПисьмо Минфина от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Зачет / возврат налогов»:

Заявление на возврат имущественного налога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *