Зеленая зона Казань

Понятия «газон» и «зеленые насаждения» законодательно закрепили депутаты Заксобрания области. Они изменили областной закон «Об административных правонарушениях». Поправки уже вступили в силу. Теперь дело за малым — понять, как вычислять такие нарушения. И кто это будет делать.

Фото// архив Ревда-инфо.ру

Эта история не нова. Еще десять лет назад в регионе ввели штрафы за парковки на благоустроенных территориях. Но норму оспорил суд из-за того, что она идет вразрез с федеральным законодательством (по которому ответственность наступает по ст.12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств»). Иными словами, региональные законодатели превысили свои полномочия, установив ответственность за нарушение норм ФЗ.

В октябре 2017 года Заксобрание снова приняло поправки в соответствующий закон. Он действовал недолго — сначала Свердловский областной суд, а затем Верховный суд РФ отменили эту санкцию, поскольку закон содержит неясные моменты.

Например, не было конкретизировано, за какое действие следует налагать штраф — за стоянку или движение автомобиля по газону. Также не была раскрыта формулировка «объекты благоустройства», содержащаяся в законе. В разных муниципалитетах под ней могли понимать разные объекты.

Прошлой осенью Конституционный суд РФ постановил, что регионы вправе принимать законы, касающиеся благоустройства. И Заксобрание в очередной раз приняло закон против гряземесов, как любителей парковаться на газонах называют в народе.

Очередные поправки расширили понятие «объекты благоустройства», введя термины «газон» и «зеленые насаждения». Они закреплены в статье 16 («Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями»).

За парковку на газоне и в зоне зеленых насаждений водителя могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей. Если водитель — должностное лицо, то на 5-40 тысяч рублей, а юрлицо, совершившее правонарушение, накажут штрафом 150-500 тысяч рублей. Проступок квалифицируют как нарушение правил благоустройства, и штрафовать по этому закону могут сотрудники ГИБДД и мэрии (а именно, отдела охраны окружающей среды и благоустройства).

Что такое газон

Газон — покрытая травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью либо предназначенная для озеленения поверхность земельного участка, имеющая ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) и граничащая с твердым покрытием пешеходных дорожек, тротуаров, проезжей частью дорог.

Поэтому вопрос обсуждали на очередном заседании городской думы 30 января. Докладывала начальник юридического отдела администрации Ольга Куркина. Депутат Юрий Мячин назвал этот вопрос очень интересным. Непонятно, по его словам, только, «какими силами всех нарушителей вылавливать, определять и наказывать».

Что такое зеленые насаждения

Зеленые насаждения — травянистая и (или) древесно-кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения, включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники.

Спикер думы Андрей Мокрецов подчеркнул, что комендантам (их в Ревде двое) предстоит большая работа. Однако он понадеялся, что после введения этой нормы порядка в городе станет больше.

Однако юристы считают, что закон будет работать плохо. Председатель Свердловского регионального отделения комитета по защите прав автомобилистов Алексей Доровских рассказал агентству «УралИнформБюро», что штрафы за такую парковку легко можно будет оспорить:

— Вот, например, там прописано, что парковаться нельзя на земельных участках, предназначенных для озеленения. А что это за участки такие? Как понять, предназначены они для озеленения или нет? Да, депутаты наконец-то дали определение слову «газон», но такое, что в переводе на русский язык за газон можно принять и обочину. Дальше — на газоне нельзя размещать транспортные средства. То есть сюда относятся и велосипеды. За них тоже штрафовать? Согласно тексту документа, газон — это участок земли с зелеными насаждениями, а также участок, предназначенный для зеленых насаждений. И вопрос в том, как водитель должен понять, для чего предназначен этот участок.

Ревдинцы на новость отреагировали по-разному. Кто-то считает, что закон нужен — потому что городские дворы заставлены автомобилями. А кто-то согласен с автоюристами, предполагая, что работать эта норма не будет, так как несовершенна.

— Смотря что считать зелеными насаждениями, и большой вопрос, кому вообще можно парковаться во дворах, — пишет участник группы @revdainfo во «ВКонтакте» Сергей Владимирович. — После «реконструкции дворовых территорий» сейчас на многих парковках растет трава, так как эти территории отделены забором от явно газонов и прочих «зеленых насаждений», смысл за это штрафовать? По сути водители паркуются не на газоне, а на парковке, а по факту — на газоне. Лучше бы штрафовали тех, кто паркуется в чужих дворах (точнее, тех, кто явно не прописан в конкретном доме, например всяких сожителей/сожительниц), так как они по факту используют чужую инфраструктуру незаконно (или пусть соберут согласие хотя бы 90% жильцов дома, на территории которого припаркован их авто).

Юлиана Накарякова пишет:

— Однозначно против! Во дворах, где нет парковочных мест вообще, машину поставить негде. С одной стороны стоянка ближе 10 метров к дому запрещена, с другой стороны на газон ставить теперь тоже нельзя. Как быть? Сначала бы оборудовали все дворы парковочными местами, а потом бы придумывали про газон.

Александр Артыков подчеркивает:

— Проблема парковок была, есть и будет. С каждым днем машин становится все больше, а культуры вождения все меньше. Машину паркуют как хотят и где хотят, не задумываясь о том, что дети гуляют, мамы с колясками. В первую очередь, прежде чем штраф придумывать, наверное стоит обдумать и четко прописать: где, когда, и кому можно парковаться. Ну а для точности отделить территорию парковки и обозначить ее спецзнаком. Вот тогда вопросов не будет.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

Общество 08:44 | 17 декабря 2018 10 Фото: KazanFirst Автор материала: Даниил Ляпунов

Суды Татарстана уже не первый раз признают решение АТИ незаконным.

«Парковать запрещено штрафовать». Долгое время владельцы автомобилей, оставляющие машины на газонах из-за нехватки мест, толком не могли понять, где же в этом предложении должна стоять запятая. Вроде бы все знают, что оставлять авто на зеленеющей травке не совсем правильно — и для экологии плохо, и соседи ругаются, да и правила дорожного движения не одобряют. С другой стороны, где он, этот газон? Большая часть «зоны озеленения» уже давно укатана до состояния крепче асфальта, мест для парковки критически не хватает, а зелень представлена редкой порослью сорняков, которые назвать «газоном» язык не поворачивается.

Но по бумагам чиновников пресловутые зоны озеленения все еще существуют. И стоящие на них машины — лакомый кусок для сотрудников администрации, следящих за соблюдением правил благоустройства.

«Нарушителей» зачастую приглашали на комиссии и штрафовали на несколько тысяч рублей. Так было до 2017 года, пока одна из жительниц Казани не обратилась в Верховный суд Татарстана с иском. Дескать, карать за нарушение ПДД (а неправильная парковка — это нарушение ПДД) могут только сотрудники полиции — инспекторы ГИБДД или участковые, но никак не работники администрации города. Суд иск поддержал, и СМИ запестрили заголовками про то, что теперь можно парковать авто на газонах (хотя это всегда было запрещено, но в расплывчатых формулировках и различных правовых актах).

Музыка, однако, играла не долго. Уже в феврале 2018 года в Кодекс административных правонарушений республики внесли определенные изменения, предусматривающие штрафы за стоянку на газонах, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также неких «хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории». Штрафы выросли до 3,5 тысячи рублей для физических лиц и до 100 тысяч для юридических, а право карать и забираться в кошельки автовладельцев уже официально предоставили местным властям.

Впрочем, что-то снова пошло не так. Во-первых, зимой понятие «зеленая зона» в России крайне размыто — все превращается в одну большую «белую зону», а дороги водители прокладывают там, где их никогда и не было. Во-вторых, за владельцев авто вступилась прокуратура — по инициативе надзорного органа Нижнекамского района был отменен один из штрафов, наложенных совсем недавно.

В ходе плановой проверки сотрудники надзорного ведомства выявили неправомерную практику привлечения к административной ответственности за парковку на газоне. Штрафы выписывали сотрудники АТИ (административно-техническая инспекция. — Ред.) — в этой части все в порядке. Проблема заключается в том, что фотосъемка правонарушения производилась не в автоматическом режиме с помощью сертифицированных средств фиксации, а обычной камерой, что противоречит закону.

В результате протеста прокуратуры штраф был отменен по решению Нижнекамского городского суда. Выявлено еще 16 аналогичных постановлений, по которым уже истек срок обжалования. В адрес местного исполкома направлено предложение привести административную практику в соответствие с законом по примеру Казани, где правонарушения фиксируются автоматическими средствами.

Пока в исполкоме Нижнекамска собираются оспаривать отмену штрафа в Верховном суде РТ, вышестоящая инстанция отменяет штраф уже казанской административной комиссии. Причем правонарушение в этом случае было зафиксировано надлежащим образом, но все равно не стало достаточным доказательством нарушения правил парковки и стоянки в зеленой зоне.

О том, что свой автомобиль «Ока» он припарковал на газоне, житель Казани Геннадий Магданов узнал в июле 2018 года. Фотография машины, оставленной у одного из жилых домов по улице Коммунаров, сделана ранним утром, в 5.45. Штраф составил 2 000 рублей. Интересно, что спустя сутки сотрудники административно-технической инспекции повторили рейд и сняли авто еще раз, что стало причиной для второго постановления.

— Должен заметить, что не пользуюсь машиной для поездки на работу — она в 15 минутах ходьбы от дома. В выходные выезжаю в сад, а остальные дни недели она постоянно находилась на стоянке по улице Коммунаров с 2016 года. Таким образом, в обоих постановлениях на фото зафиксирован один и тот же автомобиль, на одном и том же месте, но в разное время — через 26 часов, — рассказывает Магданов.

Снимки получены с применением спецтехники, работающей в автоматическом режиме. Другое дело, что для того, чтобы их сделать, служебное авто административной комиссии проехало по тротуару у дома, явно нарушая правила дорожного движения, причем дважды, что может стать поводом признания снимков незаконными, рассуждает казанец.

При этом комиссия обозначает улицу Коммунаров как зону травянистой растительности естественного происхождения. Но асфальтового покрытия здесь нет вовсе, хотя и организовано движение транспорта.

— Почему в этой зоне, у бордюра тротуара улицы, запрещена стоянка или парковка? На улице с асфальтовым покрытием разрешены как проезд, так и парковка, а на улице без асфальта — только проезд. Если это не ущемление или попрание прав, то хотелось бы услышать от представителей административной комиссии объяснения, возражения или другие доводы, — говорит собеседник.

На месте стоянки же вовсе не растет трава, отмечает Магданов. После каждого дождя на ней образуется большая лужа.

Верховный суд Татарстана, куда горожанин отправился после отказа в удовлетворении жалобы Кировским районным судом Казани, решил, что «в деле нет достаточных доказательств того, что автомобиль припаркован на озелененной территории» и постановил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с «недоказанностью обстоятельств».

— Имеющаяся фотография события правонарушения не позволяет сделать однозначный вывод, является ли место парковки автомобиля заявителя озелененной территорией, имеется ли соответствующее ограждение от проезжей части в виде бордюра, — говорится в решении Фемиды.

Хотя случай и «не имеет крупного социального значения», отмечает Магданов, но сотрудники комиссии не должны допускать подобных ошибок.

— Парковаться негде — это точно. Но еще и допускают много ошибок. Штрафы шлепают автоматом. Если средство автоматической регистрации нарушения сработало, то есть пункт в правилах, который позволяет автоматом выписывать штраф. И не надо разбираться. Это им облегчение. Валяют дурака и не хотят работать, — возмущается казанский автомобилист.

К тому же не все, кто получил подобные штрафы за парковку, отправятся отстаивать свои права в суд — многим гораздо легче уплатить деньги, чем добиваться справедливости.

— На этом месте было четыре машины. Они их тоже нащелкали. Но я судьбу их не знаю. Скорее всего мужики сказали так: «Не будем связываться и заплатим по 2 тысячи, чтобы отстали». А я уперся. И доказал, — рассказал Магданов. Горожанин замечает, что можно было бы еще и заявление о возмещении морального ущерба подать, но «возиться не хочется».

Жалоб от автовладельцев Татарстана на незаконные с их точки зрения штрафы поступает очень много, рассказывает региональный представитель Федерации автовладельцев России в республике Рамиль Хайруллин. В связи с этим на сайте организации даже разместили образцы обращения для решения подобных проблем в судебном порядке. Но отменяют подобные наказания неохотно — мизерное количество от общего числа. И споры будут продолжаться, пока точку в них не поставит Верховный суд России.

— Хоть мы и помогаем водителям бороться со штрафами, но я считаю, что парковка на газонах — это хамство. Конечно, немало случаев, когда штрафуют не за газон, а за парковку в тех местах, которые газонами уже не являются в силу того, что жильцы общим решением превратили данные места в парковочные зоны, но муниципалы об этом не знают. Однако если явно авто находится на зеленой зоне, то я так же возмущен такими водителями, как и жильцы дворов, — добавляет Хайруллин.

Ставить машину на стоянку можно там, где не запрещено правилами дорожного движения, объясняет эксперт. Проблема в том, что такое понятие, как «зеленая зона», четко не определено и границы тоже не обозначены законодательством — все отдано на откуп муниципальным властям. В результате и рождается поле для штрафов, уловок и дискуссий.

Созданные судами Татарстана прецеденты оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, добросовестным водителям, оставляющим авто на уже укатанной годами земле, которая продолжает числиться газоном, теперь стоит меньше опасаться штрафов. С другой — недобросовестные владельцы транспортных средств могут воспользоваться подобными «поблажками».

Чего владельцам машин действительно стоит опасаться, особенно в таких крупных и передовых городах, как Казань, — так это введения платной парковки. Уже сейчас за то, чтобы оставить машину на центральных улицах столицы Татарстана, приходится платить. Учитывая сложности с пополнением казны путем наложения штрафов, вскоре парковка может стать платной повсеместно, включая дворовые и придомовые территории.

Бесплатная парковка в городе вообще возможна только на частной земле, рассуждает блогер и журналист Илья Варламов в одном из последних роликов, опубликованных на его Ютуб-канале. Земля сейчас слишком дорогая, чтобы бесплатно раздавать ее под стоянку автомобилей, а машина — отнюдь не социальная услуга первой необходимости.

— Дальше будет хуже. Москва и другие крупные города будут ограничивать автомобилизацию. Цены на парковку продолжат расти. Количество мест для парковки — снижаться. Вполне возможно, что очень скоро мы увидим ситуацию как в Лондоне или Нью-Йорке, когда 90% транспорта в центре — это такси, каршеринг и служебные машины. Рано или поздно парковка станет платной везде, в том числе во дворах. Это европейская практика, а наши города идут по европейскому пути развития, — отмечает блогер.

Земля сейчас — один из самых дефицитных ресурсов, поэтому собирать за него плату — «вполне нормальный способ сбалансировать спрос и предложение», резюмирует мнение Илья Варламов.

Теги: АТИ, штрафы, нарушение, ПДД, незаконный, суд, Верховный суд РТ, спор, автомобилисты, парковка, водители, ФАР РТ, Рамиль Хайруллин Понравился материал? Поделись в соцсетях

Штрафы за парковку на зеленой зоне в Казани признали незаконными

Верховный суд РФ признал незаконными штрафы за парковку на зеленой зоне в Казани, сообщил корреспонденту «АиФ-Казань» руководитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин.

ВС РФ 24 мая оставил без изменения апелляционную жалобу Казгордумы. Таким образом, суд подтвердил решение Верховного суда Татарстана об отмене пунктов 155.9 и 174.3 Правил благоустройства Казани, которые позволяли УАТИ (Управление административно-технической инспекции исполкома) штрафовать автовладельцев за нарушения муниципальных правил благоустройства.

«Теперь процедура выписывания штрафа за стоянку на «зеленой зоне» меняется. Протокол будет составляться по КоАП РФ, а не КоАП РТ. Штраф физлицам составит 500 рублей, а не 2000, как было раньше», — отмечал раньше представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин.

Отметим, что автовладельцы, получившие штраф за стоянку на зеленой зоне по КоАП РТ могут его обжаловать в суде. Бланк размещен в официальной группе «ФАР — Казань» во «ВКонтакте».

Зеленая зона Казань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *