Земли под кладбище какая категория

В какую категорию земель перевести земельный участок под кладбище из земель сельскохозяйственного на

Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя и проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. В этой связи необходимо упомянуть Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 99 Земельного Кодекса Российской Федерации, земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Последние входят, в свою очередь, в соответствии с их целевым назначением в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4 п. 1 ст. 7 СК РФ). Земли историко-культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 СК РФ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).

Еще один нормативный документ, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов регулирования похоронного дела, — постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В соответствии с п. 3.1 рекомендуется размещать места захоронений различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, на обособленных специализированных участках кладбищ.

Документ содержит требование производить рекультивацию территорий и участков (п. 4.1). Использование территории места погребения допускается по истечении двадцати лет с момента его переноса. В этом случае разрешается использование территории места погребения под зеленые насаждения. Устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений на территории перенесенного места погребения (п. 4.2).

Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается (п. 4.3).

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должны иметь санитарно-защитную зону 500 м, при этом размещение кладбищ площадью более 40 га не допускается.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение. Системное толкование норм законодательства позволило Федеральной антимонопольной службе сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12027/07 от 23 сентября 2008 года передача в ведение муниципального предприятия общественных кладбищ и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и являются нарушением ст. 7 Закона о конкуренции.

Правовой режим земель, предназначенных для захоронения

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос современного земельного права – регламентирование использования такого вида земель, как земли для захоронений (погребений). Автор исследует отдельные нормы земельного, градостроительного и гражданского законодательства, в том числе и подзаконных нормативных актов. Приводится понятие земель для захоронения, а также рассматривается порядок их предоставления и использования.

Ключевые слова: земли захоронений, земли для погребения, кладбище, земельные участки.
В российском законодательстве существует классификация земель, согласно которой, земли подразделяются по их назначению. Так, выделяют земли под строительство, под дачные участки, земли специального назначения. Особое место в структуре земель занимают участки, отведенные под захоронения. Данный вопрос всегда остается наиболее актуальным, так как с каждым годом растет необходимость в предоставлении все больших площадей под кладбища. Речь о данных землях пойдет в настоящей статье.

Итак, правовое регулирование земельных участков, предназначенных для захоронений умерших, осуществляется на основе норм Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле». Но существенным недостатком данного ФЗ является то, что в нем отсутствует понятие «земли захоронений», которое используется в Земельном кодексе РФ. Однако, если мы обратимся к статье 4 настоящего Закона, то увидим, что в ней фигурирует такой термин, как «места погребения». Данные участки земли отводятся согласно этическим, санитарным и экологическим требованиям, на которых сооружаются кладбища в целях захоронения останков умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Таким образом, полагаем, что понятие земельного участка для захоронений тождественно таким понятиям, как «кладбище» и «место погребения».
В пристальном внимании нуждаются проблемы, существующие на сегодняшний день в области функционирования похоронной отрасли в России. Что касается правового регулирования данной сферы, то оно осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Немаловажным также становится использование судебной практики в области эксплуатации кладбищ.
Выше нами уже упоминался наиболее важный нормативный документ в сфере регулирования похоронной отрасли – ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 года. Вместе с тем, данный документ – не единственный, регулирующий подобные правоотношения в РФ. Поскольку процесс похорон в России является ритуальным обрядом, то важная роль принадлежит Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». П. 2 ст. 16 данного Закона закрепляет правила совершения религиозных обрядов, богослужений и церемоний: их совершение допускается «на кладбищах и в крематориях».
Пункт 2 статьи 15 ФЗ о погребении и похоронном деле устанавливает, что места погребений могут быть вероисповедальными. Но кроме вероисповедальных, законом в п. 1 ст. 18 могут предусматриваться также общественные и воинские кладбища. Назначение общественных кладбищ – осуществление погребений умерших согласно их личному волеизъявлению, или же на основании решения, вынесенного специализированной службой по вопросам похоронного дела. Вместе с тем, погребение на общественном кладбище также может осуществляться «с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций», о чем прямо указано в п. 2 ст. 18.
Но что следует понимать под вероисповедальным кладбищем? Статья 19 вышеуказанного Закона содержит данное определение, кроме того, определяет основные принципы, согласно которым функционируют такие кладбища. Пункт 1 настоящей статьи гласит, что назначение вероисповедальных кладбищ заключается в том, что на их территории могут быть захоронены умершие одной веры. Деятельность таких кладбищ регулируется органами местного самоуправления, но не единолично. Согласно п. 2 ст. 19, органы местного самоуправления должны согласовывать свои действия с соответствующими религиозными объединениями. Но если такие кладбища располагаются в сельских поселениях, то граждане, как правило, самостоятельно поддерживают их функционирование.

Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.
Если Земельный кодекс относит кладбища к историко-культурным землям, то согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса, территории кладбищ и крематориев являются зонами специального назначения.
Выше нами были рассмотрены основные источники федерального уровня, регулирующие земельные правоотношения в области захоронений. Среди подзаконных нормативных актов, имеющих важно значение, стоит назвать Постановление от 28 июня 2011 года № 84 . Данное постановление в пункте 3.1 содержит рекомендацию по размещению мест захоронений: следует принимать во внимание вероисповедание и обычаи умерших, в связи с чем, создавать обособленные специализированные участки кладбищ.
Кроме того, в вышеназванном документе содержится требование о рекультивации территорий кладбищ и их участков. Так, повторно использовать территорию, на которой располагалось место захоронения, разрешается по истечении 20-летнего срока с того момента, как место захоронения было перенесено. Но использовать такие земли можно только в целях насаждений. Запрещается на территории бывшего места погребения возводить строения, сооружения, здания. Также под запретом осуществление погребений на закрытых кладбищах.
Территориальные нормативы для размещения кладбищ установлены Постановлением от 25 сентября 2007 года № 74 . Указанный документ устанавливает допустимую площадь для кладбищ, относящихся к смешанному и традиционному захоронению, площадь которых составляет от 20 до 40 га: их санитарная зона должна быть не менее 500 м, кроме того, не допустимо размещать кладбища, площадь которых свыше 40 га.
Важным моментом в Законе о погребении и похоронном деле является то, что передача общественных кладбищ в ведение хозяйствующих субъектов, даже специализированных служб, не предусмотрена. Это обусловлено тем, что земли, предоставленные под кладбища, не являются землями коммерческого пользования, т.е. их нельзя передавать в аренду или хозяйственное ведение. Подтверждением этому служит Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 17206/10 от 18 мая 2011 года: если кладбище находится в ведении хозяйствующего субъекта, а субъект, в свою очередь, наделен полномочиями выделять земельные участки под кладбища, то такое положение дел является существенным противоречием действующему законодательству.

Что касается проблем, которые наиболее остро стоят сегодня в сфере предоставление мест захоронений, то среди них следует отдельно отметить правовые коллизии, наличие существенных законодательных пробелов, а также отсутствие четкого и слаженного механизма регулирования. Это отражается особенно ярко в тех вопросах, которые касаются:
— правового статуса мест захоронений, режима земель, выделенных под кладбища, форм собственности на земли мест погребения, которые допустимы законом, а также возможности установления статуса объекта гражданско-правовых отношений для муниципальных земель кладбищ: их передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление и т.д.;
— правового статуса специализированной службы, ведающей вопросами погребения;
— полномочий специального органа (организации), который бы выделял места под захоронения, осуществлял их регистрацию, а также ведал вопросами установления режима работы мест захоронения;
— правового режима, согласно которому гражданам для захоронения предоставляются земельные участки.
Относительно предоставления земельных участков для погребения, вышеупомянутый Федеральный закон №8-ФЗ в ст. 16 закрепляет гарантии бесплатного предоставления гражданам после смерти участков для погребения. Порядок предоставления и нормы определяется органами местного самоуправления. Следовательно, на основании данного закона, любой гражданин вправе получить на бесплатной основе земельный участок под соответствующие цели, который должен предоставляться специализированной службой.
Важно учитывать существенные различия в порядке предоставления гражданам мест под погребение от того порядка, согласно которому, гражданам предоставляются земельные участки иного назначения, согласно земельному законодательству. Главными отличиями является безвозмездность предоставления участков под захоронение, равенство всех граждан в правах на их получение (т.е. отсутствуют какие-либо категории лиц, которым не предоставляются данные участки), и третье отличие – земельные участки под захоронение не могут предоставляться в пользование или на праве собственности. И здесь, на наш взгляд, следует добавить, что вопрос о юридическом основании предоставления участков для погребения (договор, иное соглашения), остается открытым, так как на сегодняшний день он до сих пор не решен, что является еще одним пробелом действующего законодательства о похоронном деле.
Таким образом, по итогам исследования мы приходим к выводу, что земли, предоставляемые для погребений – это особая категория земель, правовое регулирование которой кардинально отличается от земель обычного гражданского оборота. Так, земли, выделенные под общественные кладбища, не являются коммерческими землями, т.е. запрещается их передача в аренду, хозяйственное ведение и пр. Это объясняется наличием закрепленных в законе гарантий со стороны государства бесплатного предоставления мест для погребения гражданам.
Вышеизложенное означает, что земельные участки, выделяемые под погребение, не являются субъектов товарооборота на рынке ритуальных услуг, а предоставляется публично. Также отметим, что не может расцениваться как совмещение полномочий органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов полномочия специализированной службы, которая предоставляет гражданам участки под захоронение. Кроме того, правовое регулирование вопросов захоронения в РФ является многоотраслевым (здесь применимы различные правовые нормы- гражданского, земельного, градостроительного права, а также санитарные правила и нормы).
Список литературы
1. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ (последняя редакция).
2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция).
4. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
5. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2011 г. N 17206/10. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/58102004/
7. Катышева М.Е., Родина А.П. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий // Вестник Юридического института МИИТ. — 2015. — № 2. — С. 234 — 236.

Земли под кладбище какая категория

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *