Содержание
- Что такое земли запаса?
- Как можно использовать земли запаса
- Что означает неиспользуемые земли запаса?
- Что такое неиспользуемые земли запаса
- Признание земель запаса неиспользуемыми
- Как неиспользуемые земли запаса перевести в другую категорию
- Характеристика земель запаса
- Что может быть отнесено к территориям запаса
- Правовое положение земель запаса
- Изменение категории земель
- Ответственность за незаконную эксплуатацию
- Мероприятия по охране земель
- Основные проблемы перераспределения участков
- Выводы
- Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
Что такое земли запаса?
Как можно использовать земли запаса
Земли резерва можно использовать в случаях, перечисленных выше. Также законодательство предусматривает ситуации, в которых изменять категорию участков необязательно.
Без изменения категории
💠 Извлекать пользу из природных объектов. Если на территории земель располагаются природные объекты — леса, реки, озера и другие — жители могут извлекать из них пользу. Например, собирать ягоды и грибы, ловить рыбу. Но нужно быть внимательными — если ловить рыбу, вид которой запрещен для ловли, придется оплатить штраф.
💠 Собирать сухостой. Разрешено собирать сухостой, при этом не вырубать насаждения. Например, можно забирать с собой сучки от старых высохших деревьев без листвы либо поваленные стволы сухих деревьев. Правда, есть важное уточнение — сухостой должен идти на отопление собственного дома, а не на перепродажу для извлечения прибыли.
💠 Охотиться. На землях запаса разрешена охота. Охотиться могут люди с разрешением на используемое оружие и специальной лицензией либо путевкой на охоту. В документах обычно прописывают количество и вид диких животных, которых можно убить. За разрешение придется заплатить, а получить его можно в охотничьих угодьях, уполномоченных Министерством лесного и охотничьего хозяйства.
💠 Прогонять скот. Через земли можно прогонять скот к месту пастбища. Главное, чтобы скот не останавливался для выпаса. Это будет считаться нарушением, потому что выпас скота на землях запаса без специального разрешения и перевода в другую категорию запрещен.
С обязательным изменением категории
❗ Создавать заповедники. Государство может создать на землях запаса заповедник, природный парк, водоохранную зону и иной объект с особым режимом охраны и эксплуатации. Для этого нужно перевести участок в категорию земель охраняемых территорий, утвердить порядок эксплуатации.
❗ Создавать производство. Прежде чем развивать производственные цеха, нужно перевести участок в другую категорию — земли промышленности. После этого на них можно будет построить производственные цеха, а также установить оборудование для добычи полезных ископаемых. Важное уточнение — такие участки можно использовать для промышленности, только если они расположены за границами населенных пунктов.
❗ Строить жилые дома. В этом случае нужно перевести участки в землю населенных пунктов. Например, можно расширить существующий населенный пункт за счет присоединения расположенных на его окраинах земель. Затем муниципалитет присваивает участку категорию ИЖС и выделяет его по равным частям людям для индивидуальной застройки, либо разрешает застройщикам возведение многоквартирных домов.
❗ Вести сельское хозяйство. В этом случае наделы должны стать землей сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно вести разную деятельность. Например, использовать плодородную почву для выращивания злаковых культур, каких-либо овощей и фруктов. Также можно строить фермы. Другие разрешенные назначения — прокладка хозяйственных дорог, размещение объектов для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, коммуникации. На таких землях могут находиться лесные насаждения и водные объекты.
❗ Добывать полезные ископаемые. В этом случае тоже нужно переводить участок в категорию промышленных земель. Собственником такой земли может выступать юридическое лицо — например, компания, которая занимается добычей и перегородкой разных полезных ископаемых: руды, нефти, газа и так далее.
❗ Расширять населенные пункты. В этом случае нужно присваивать наделам категорию земель населенных пунктов. Например, так можно расширить город, добавив к нему новый район на окраине.
Также обязательное изменение категории предусмотрено для многих других вариантов использования. Например, для строительства водозаборов, возведения комплекса оборонительных сооружений для охраны границ государства, ресурсоснабжающих предприятий, автомобильных дорог и трасс и многих других назначений. Изменение категории является обязательным условием для использования.
Что означает неиспользуемые земли запаса?
Земли запаса разделяют всю территорию России. Обычно, использование данного ресурса происходит в момент выделения в аренду либо же в собственность каждого из этих участков. Их можно вернуть обратно в фонд, либо же добавить и благодаря этой процедуре происходит непрерывное пополнение земельных наделов. Что же входит в эту категорию? В данной статье вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы.
Что такое неиспользуемые земли запаса
Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.
Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.
Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили. При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.
Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.
Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.
Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.
Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.
Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.
К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.
Признание земель запаса неиспользуемыми
По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.
С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.
Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.
В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.
В связи с этим, должна быть предоставлена информация о субъектах с указанием сроков, которые были ранее использованы: 1 год для сельскохозяйственного производства, либо же два года для несельскохозяйственных целей. Их можно отнести к категории неиспользованных территорий только в исключительных случаях.
По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента. С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса. К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.
В состав земель населенных пунктов включены несколько недостроенных угодий, которые могут быть включены в эту категорию и оставаться свободными на протяжении определенного времени. В таком случае, земли, которые были не использованы, включаются в категорию земель запаса, но только если их не отнесли к какой-либо иной из этих категорий.
Земельные наделы, которые ранее были изъяты у частных собственников земли — прежних владельцев, автоматически относятся к землям запаса, в случае если не было проведено перераспределение согласно установленному порядку.
Основания изъятия земли устанавливаются согласно Кодексу о земле, и они ведут к прекращению всех прав собственности. Не каждое из обстоятельств, которое было указано в качестве основания превращения, выступает изъятием с точки зрения юриспруденции.
Что значит земли запаса?
Как земли запаса перевести в другую категорию, читайте тут.
Согласно добровольному отказу от земли либо же в процессе добровольного отчуждения угодья в адрес государственного пользования, истечения общего срока пользования может привести к переводу этой земли в запас, если только эти участки не перешли в собственность к другим персонам.
В то же время, любое изъятие земель для общественных и государственных нужд не предполагает дальнейшее рассмотрение их в качестве земель запаса. Поэтому, согласно информации, представленной в ст.128 Земельного Кодекса, любые попытки изъятия земель для включения их в категорию земель запаса подразумевают под собой запуск механизма перехода этих земель в новую категорию.
Кроме этого возникают вопросы касательно разграничения территории, которая не включена в собственность владения, пользования либо же частной собственности физических, а также юридических лиц или же земельного общего пользования.
Дело в том, что земли общего пользования всегда кому-то принадлежат, то есть относятся к какой-либо определенной категории (кроме земель запаса), хоты они и не закреплены в индивидуальном пользовании.
Земли общего пользования включены в общий состав использования земельного надела, либо же включены в категорию общественного пользования. Законодательство не регулирует общее использование земли как самостоятельное право на землю, так же оно не закрепляет ключевые особенности правового режима общего пользования.
Могут быть переведены в категорию земель запаса любые угодья, но для каждого из них есть свои ключевые особенности. Так, земельные наделы в пределах населенных пунктов вообще нельзя классифицировать как земли запаса, но стоит только изменить границы населенного пункта и вот уже часть земель попадают в данную категорию.
Сельскохозяйственные земли даже после своего перевода в другую категорию могут сохранить общую принадлежность к этой категории согласно своему общему признаку пригодности для сельскохозяйственной деятельности.
Не стоит полагать, что такие земли относятся к ничейным либо же к бесхозным. Они не являются объектом собственности физических и юридических лиц, но включены в категорию государственного владения. На них происходит процесс распределения государственного управления земельных участков.
Подобные земли запаса находятся под протекторатом распорядительных органов, а также районных исполнительных органов. Подсчет земель запаса проводится в процессе процедуры ведения государственного земельного кадастра, то есть происходит общее распределение земель запаса и по большей степени оно заключается в предоставлении для них разнообразных целей с учетом общей пригодности.
Согласно действующему законодательству, не были закреплены ограничения по предоставлению общих земель запаса. Они могут быть представлены каким-либо иным субъектом для достижения целей в частное владение, наследуемое имущество или же постоянное использование.
В таких ситуациях необходимо осуществить перевод земель запаса в нужную категорию. В законе не прописан срок пребывания угодий в составе земель запаса. Именно поэтому может возникнуть неясность относительно временной эксплуатации земельных наделов.
Как неиспользуемые земли запаса перевести в другую категорию
Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.
Благодаря такому трансферту можно:
- создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
- пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
- приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
- прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
- постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
- вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.
Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.
Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.
Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.
Согласно установленному сроку, рассматривается собранный пакет документации и только потом осуществляется выезд комиссии на земельный участок с принятием дальнейшего решения о переводе земель, либо же отказе. Это излагается в виде общего Постановления административного органа.
Положительное решение позволяет провести все необходимые действия, благодаря которым будут внесены изменения в регистрационные, а также учетные документы на разрешенный участок.
Подобные земли резерва не могут быть использованы до момента проведения этой операции без общего нарушения права. Их также нельзя продать или передать иным организациям и гражданам. После того, как будет проведен процесс оформления согласно законному образу перевода в иную категорию, любые запреты будут сняты, но только в том случае, если было соблюдено правило использования согласно установленным целям.
Была ли Запись полезна? 4 из 6 читателей считают Запись полезной.
1. К землям запаса ст. 103 ЗК РФ относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, временно неиспользуемых до момента их отвода гражданам или юридическим лицам.
По статье 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения;
при добровольном отказе от земельного участка;
если нет наследников на земельный участок;
при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.
Этот фонд, не являясь землями запаса, может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ).
В отличие от фонда перераспределения земель земли запаса могут использоваться для различных нужд, в том числе и сельскохозяйственных, но для этого необходим перевод их в соответствующую категорию земель. Перевод осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник — Российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, т.е. самоуправно.
Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.
Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 ЗК РФ).
Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию органами земельного кадастра по заявлению государственных или муниципальных органов, в ведении которых находятся земли запаса.
Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая быть законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, они могут быть зачислены в состав земель запаса.
Земли запаса как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.
Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (Положение о порядке консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830).
2. Земли запаса находятся в ведении местных органов. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных или муниципальных нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием по правилам ст. 8 ЗК РФ.
Время чтения: 5 минут
Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий. Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности. Для этого нужно пройти определенные процедуры.
Характеристика земель запаса
Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.
Согласно , существуют следующие виды земель:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- лесного фонда;
- специального назначения;
- водного фонда;
- особо охраняемых территорий;
- запаса.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.
Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.
Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.
Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.
Что может быть отнесено к территориям запаса
К землям запаса относятся земли, которые:
- не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
- изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
- выкуплены у частных собственников;
- утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
- отошли государству по завещанию;
- были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
- непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.
Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них. Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.
Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.
Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.
Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.
Правовое положение земель запаса
Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.
Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.
Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.
Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.
Изменение категории земель
Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.
Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.
Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.
Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.
Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.
Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.
Возможные категории
Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:
- Территории сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
- Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
- Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
- Участки лесного и водного фонда.
- Охраняемые территории. Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.
Перевод земель в другую категорию
Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:
- кадастровый номер участка;
- нынешнюю и желаемую категорию участка;
- причину запроса.
К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:
- выписку из земельного кадастра с пометкой о том, что участок относится к землям запаса;
- выписку из реестра прав на имущество с указанием собственника территории;
- заключение Государственной экологической экспертизы.
Ответственность за незаконную эксплуатацию
За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.
- Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
- Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф ().
- В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
- Согласно , предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.
Мероприятия по охране земель
Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:
- защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
- действия по сохранению почв и их плодородности;
- защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
- ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
- разработку законодательных актов в сфере охраны земель.
Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.
Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».
Основные проблемы перераспределения участков
Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:
- Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
- Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
- Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
- Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.
Выводы
Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение. Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях. Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.
Земельный Кодекс РФ классифицирует земли в соответствии с их разрешенным использованием (целевым назначением), устанавливает различные правовые режимы для них и территориальное зонирование. Законодательство (ст. 7 ЗК РФ) выделяет семь крупных категорий земель:
- сельхозназначения;
- поселений;
- промышленного, оборонного, специального назначения, энергетики, транспорта, космической отрасли, информационной связи, теле- и радиовещания;
- ООПТ;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- запаса.
В реальности физические и юридические лица могут пользоваться земельными участками по классификатору ВРИ, который устанавливает 13 категорий (групп) и 115 видов разрешенного использования. Как можно заметить, в классификаторе отсутствуют седьмая категория земли запаса. Получается, что использовать их нельзя? В статье постараемся ответить на этот вопрос.
Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
К землям запаса относятся земли, которые часто называют “ничейными”: они не являются собственностью граждан, предпринимателей, предприятий и организаций. Собственник у таких земель, конечно, есть — это государство или муниципальные образования (МО). К запасному земельному ресурсу не имеют отношения земельные участки (ЗУ) фонда перераспределения, также принадлежащие государству и муниципалитетам (п.1, ст. 103 ЗК РФ).
Отличие земель запаса от фонда перераспределения
Разница в том, что ЗУ фонда распределения имеют сугубо сельскохозяйственное назначение. Они выделяются:
- для ведения сельхозпроизводства;
- создания ЛПХ и ФКХ;
- разведения животных;
- садоводческой и огороднической деятельности;
- выпаса животных и сенокошения.
Фонд образуется из участков, приобретённых на законных основаниях государством, субъектами РФ и МО у гражданских и юридических лиц. В него не входят изъятые для государственных, либо мун. нужд участки ЗО.
- Земли перераспределительного фонда можно использовать для сельскохозяйственной деятельности, научных разработок в области с/х, создания охотничьих и рыбоводческих хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
- Допускается использование с/х земель также для строительства или реконструкции газопроводов, нефтепроводов, инженерных линейных объектов коммуникаций и связи и т.д. При этом на участки, где будет осуществлено подобное строительство/реконструкция, накладывают публичный сервитут. Не требуется переводить земли сельхозназначения в другую категорию при возникновении необходимости такого рода использования.
- Сведения о свободных земельных участках фонда перераспределения находятся в широком доступе.
В отличие от фонда распределения, ЗУ земли запаса могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам для использования в самых разнообразных целях:
- ведения ЛПХ, ФКХ;
- создания СНТ и ОНТ;
- строительства МКД, дорог, инженерных объектов;
- создания охотничьих хозяйств; комплексного освоения территории и т.д.
Использование земель запаса возможно только в том случае, если осуществлён перевод земли в иную категорию. В порядке исключения разрешается не производить перевод, когда земельный участок принадлежит охотничьим угодьям, или на нём ведется разработка недр.
Перевод земли запаса в другую категорию
Последовательность перевода будет следующий:
- Вначале необходимо сформировать по всем правилам земельного кодекса новый участок: подготовить план и утвердить его.
- После этого производится кадастровая регистрация ЗУ.
- Разрешением на перевод является акт, принятый государственными или муниципальными органами о переводе земли в соответствующую ВРИ категорию:
- например, для ведения личного подсобного хозяйства либо садоводство нужен перевод земель запаса в земли сельхозназначения;
- для индивидуального жилого строительства — в земли для поселений и т.д
- Обращаться гражданам и юридическим лицам о переводе земли в другую категорию не надо.
Формирование нового земельного участка из земель запаса
Образование и раздел нового ЗУ происходит в соответствии со статьями 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Участок может быть образован на основании трех возможных документов:
- межевого плана территории (ПМТ), утвержденного ГрК РФ;
- технического проекта участка лесного фонда;
- СРЗУ (схемы расположения земельного участка) на КПТ (кадастровом плане территории).
Таким образом для образования земельного участка из земель запаса не всегда требуется наличие межевого плана. Достаточна схема ЗУ с обозначенными границами на КПТ.
Однако без межевого плана не обойтись, если участок:
- образован из лесного фонда, и на нем будут расположены инженерные объекты;
- предназначен для садоводства или или огородничество;
- расположен в границах застроек многоэтажек (МКД)*;
- необходим для комплексного освоения и развития территории;
- образуется для строительства дорог, газопроводов и других важных линейных объектов федерального, государственного или муниципального значения.
*Данный пункт будет действовать только до 2035 г.
Формирование участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, и расположенных в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), происходит в соответствии с Федеральным Законом № 119 — ФЗ, принятым по отношению к распределению земель гос. и мун. собственности ДФО, первого мая 2016 г.
Схема расположения ЗУ, принадлежащих землям запаса
Подготовка схемы
Подготовка СРЗУ ведется с учётом правил землепользования, землеустройства и строительства и регулируется статьей 11.10 земельного кодекса. Учитываются следующая документация:
- о территориальном планировании;
- проектном плане территории;
- положения об ООПТ;
- территориальном зонировании;
- территориях общего пользования.
На схеме расположения одного или нескольких участков должны быть указаны:
- их границы и площади;
- условные или кадастровые номера (кадастровые указывается, если сведения об участках, образующих новый ЗУ, внесены в ЕГРН);
- красные линии;
- участки общего пользования;
- местоположение зданий, построек и ОНС (объектов незавершенного строительства).
Подготовка схемы осуществляется:
- государственными исполнительными органами или ОМСУ;
- самими гражданами и юридическими лицами, если участок выделяется не на торгах, либо предоставляется в бессрочное пользование или аренду;
- лицами, в чью пользу изымается ЗУ;
- гражданами, которым ЗУ предоставляется для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества, ИЖС.
Схема расположения ЗУ должна быть выполнена в электронном виде. Исключение — ЗУ, предоставленное гражданам без торгов: если они сами подготавливают схему, то в этом случае допускается бумажный вариант документа по форме и с соблюдением требований, установленных уполномоченными органами исполнительной Федеральной власти.
Заказать схему можно на официальном сайте ЕГРН — органа государственного кадастрового учета в интернете. Это услуга бесплатна для органов государственной власти ОМСУ и ЕИРЖС (единого института развития жилищной сферы). Стоимость услуги и порядок оплаты для гражданских и юридических лиц устанавливается фед органами исполнительной власти.
Утверждение СРЗУ
В отношении каждого образуемого участка должно быть вынесено решение с указанием:
- площади ЗУ;
- адреса либо описание местоположения ЗУ;
- кадастрового номера участка либо нескольких ЗУ, из которых образуется новый земельный участок (при наличии регистрации этих участков в органе кадастрового учета);
- территориальной зоны, установленной градостроительным регламентом;
- ВРИ (вида разрешенного использования), если градостроительный регламент на вновь образуемый земельный участок не распространяется;
- категории земель, к которым принадлежит образуемый ЗУ.
Утвержденная СРЗУ действительна в течение 2 лет. Она является разрешением на формирование нового земельного участка из земель запаса. В течение этого времени земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет и переведён другую категорию.
Могут ли не утвердить СРЗУ
Не принять сразу исполнительные органы государственной и муниципальной власти могут в следующих случаях:
- несоответствие плана расположения земельного участка установленным стандартной форме и требованиям;
- при частичном или полном наложении нового образованного участка на уже существующий или другой ЗУ, решение об образовании которого ещё не истекло;
- при нарушении требований статьи 11.9 ЗК РФ:
- несоблюдение максимального и минимального размера ЗУ;
- при пересечении границ населенных пунктов, МО, территориальных зон, лесопарков, лесных хозяйств (за исключением участков, предназначенных для геологической разведки, добычи ископаемых размещения инженерных объектов, водохранилищ, водоёмов, гидротехнических сооружений);
- если сохраненное при разделе обременение не позволяет использовать участок в соответствии с ВРИ;
- при изламывании в результате раздела земли существующих границ, невозможности строительства объектов недвижимости и т.д.;
- несоответствии СРЗУ проекту плана территории, правила землеустройства и положениям об ООПТ;
- расположении участка в границах зоны, для которой проводится межевание.
- Если схема расположения ЗУ была утверждена раньше плана межевания территории (ПМТ), при этом границы участка на СРЗУ и ПМТ пересекаются, то участок образуется в соответствии с СРЗУ.
Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса
Физические и юридические лица с утверждённой схемой расположения ЗУ имеют право поставить данный участок на кадастровый учет. При этом они могут произвести регистрацию прав собственности на образуемый ЗУ, причем не своей, а РФ, субъектов РФ или муниципалитетов. Наличие доверенности от данных государственных структур власти не требуется (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).
Заключение
Таким образом граждане и юридические лица могут:
- использовать земли запаса, предварительно переведя их в иную категорию;
- приобретать отдельные участки в собственность или аренду;
- подготавливать схему расположения вновь образуемого ЗУ;
- ставить земельный учусток на учёт в ЕГРН;
- регистрировать без доверенности государственные или муниципальные права собственности.