ЖК 57

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 84-КГ17-4 Требование: Об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма. Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истица, имеющая заболевание, включенное в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, включена в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилой площади, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не были учтены нормы действующего законодательства, обстоятельства применительно к данным нормам не установлены, а вывод судов о том, что с учетом имеющегося у истицы заболевания ее опекун подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, противоречит закону.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 88-КГ17-5 Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Обстоятельства: Истица ссылается на то, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. При этом их семья была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке. Однако между тем до сих пор истцы жилым помещением не обеспечены. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что истцы в установленном законом порядке малоимущими признаны не были.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Габлевский С.Е. страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. Делая вывод о необходимости предоставления жилого помещения Габлевскому С.Е. и его матери Щеголевой Т.Е., суд сослался на малолетний возраст Габлевского С.Е. и его нуждаемость в постоянном уходе.

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 84-КГ17-2 Требование: Об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма. Обстоятельства: Истица признана малоимущей и принята на учет с составом семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, кроме того, истица относиться к категории «ребенок-инвалид» и имеет заболевание, включенное в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма кроме истицы иных членов ее семьи противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1126-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Большакова Игоря Аркадьевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Жилищного кодекса Российской Федерации»

статьи 57, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (часть 1); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2); по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5);

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 304-ЭС17-4733 по делу N А67-3534/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, причиненных вследствие приобретения квартир для обеспечения семей инвалидов жилыми помещениями. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 84, 135 — 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 15, 19, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), и учитывали, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 19-КГ17-12 Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Обстоятельства: Истица указывает на то, что ее дочь страдает заболеваниями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, судебным решением она и ее дочь включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как установлено, что дочь истицы подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом положений ст. 49 ЖК РФ.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 18-КГ17-52 Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, и состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как истец до настоящего времени выплатой не воспользовался, отказавшись от ее получения, желает реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в ином порядке, в связи с чем за ним, как за лицом, страдающим хроническим заболеванием, включенным в перечень, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке сохраняется.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 306-ЭС17-6135 по делу N А55-11168/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилого помещения инвалиду по решению суда. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, принимая оспариваемые заявителями судебные акты, суды исходили из того, что расходы истца, связанные с возложенной на него судом обязанностью по предоставлению жилого помещения, подлежат взысканию за счет субъекта РФ.

Принимая оспариваемые заявителями судебные акты, суды руководствовались положениями статей 65, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Самарской области от 11.06.2006 N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и исходили из того, что расходы истца, связанные с возложенной на него судом обязанностью по предоставлению жилого помещения подлежат взысканию за счет субъекта Российской Федерации -. субъекта Самарской области в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета.

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 309-ЭС17-6697 по делу N А76-18013/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, возникших в результате предоставления жилого помещения инвалиду. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135 — 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о социальной защите инвалидов), от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и исходили из того, что убытки администрации подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 17, 28.2 Закона о социальной защите инвалидов.

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 74-КГ17-7 Требование: О признании недействительными договора социального найма жилого помещения и договора о передаче жилого помещения в собственность и применении последствий их недействительности. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что спорные договоры заключены с нарушением требований жилищного законодательства, а также вопреки его интересам, так как спорная квартира в муниципальную собственность передана ошибочно, что повлекло последующую ее приватизацию ответчиком. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент заключения оспариваемых договоров спорная квартира на законных основаниях являлась собственностью муниципального образования, которое реализовало правомочия собственника недвижимого имущества и не оспорило совершенные им сделки.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Общества о признании недействительными договора социального найма и, как следствие, заключенного на его основании договора приватизации жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира предоставлена Павловой Н.Н. с нарушением требований части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившимся в заключении договора социального найма с гражданином, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. При этом суд указал, что Общество является заинтересованным лицом, которое вправе требовать признания указанных сделок недействительными. Заинтересованность Общества выражается в том, что в случае удовлетворения исковых требований права Общества будут восстановлены посредством исполнения дополнительного соглашения к договору передачи жилищного фонда и возвращения спорной квартиры в собственность Общества.

Жилищный Кодекс Республики БеларусьСтатья 57. Право нанимателя жилого помещения на предоставление права владения и пользования занимаемым им жилым помещением членам своей семьи и другим гражданам

1. Наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда (наниматель жилого помещения частного жилищного фонда, если наймодателем является организация) вправе предоставить право владения и пользования занимаемым им жилым помещением (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии):

супругу (супруге), родителям и детям;

родным братьям и сестрам, деду, бабке и внукам – с письменного согласия всех совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, а также с письменного согласия других нанимателей жилого помещения, если оно предоставлено по договору найма жилого помещения нескольким нанимателям;

иным родственникам, свойственникам и нетрудоспособным иждивенцам, заключившим с ним письменное соглашение о признании членом семьи, – с письменного согласия всех совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, а также с письменного согласия других нанимателей жилого помещения, если оно предоставлено по договору найма жилого помещения нескольким нанимателям.

2. За исключением случая, предусмотренного частью второй настоящего пункта, наниматель жилого помещения частного жилищного фонда, если наймодателем является гражданин, вправе с письменного согласия наймодателя предоставить право владения и пользования занимаемым им жилым помещением:

супругу (супруге), родителям и детям;

родным братьям и сестрам, деду, бабке и внукам – с письменного согласия всех совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, а также с письменного согласия других нанимателей жилого помещения, если оно предоставлено по договору найма жилого помещения нескольким нанимателям;

иным родственникам, свойственникам и нетрудоспособным иждивенцам, заключившим с ним письменное соглашение о признании членом семьи, – с письменного согласия всех совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, а также с письменного согласия других нанимателей жилого помещения, если оно предоставлено по договору найма жилого помещения нескольким нанимателям.

Наниматель жилого помещения частного жилищного фонда, если наймодателем является гражданин, вправе без согласия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи, наймодателя, а также других нанимателей жилого помещения, если оно предоставлено по договору найма жилого помещения нескольким нанимателям, предоставить право владения и пользования занимаемым им жилым помещением своим несовершеннолетним детям.

3. Граждане, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должны быть указаны в договоре найма жилого помещения при его заключении либо путем внесения в него соответствующих изменений.

4. Наниматель жилого помещения вправе предоставить гражданину, с которым не заключено письменное соглашение о признании членом семьи, право владения и пользования занимаемым им жилым помещением путем предоставления такого жилого помещения в безвозмездное владение и пользование в порядке, установленном статьей 67 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам жилого помещения в безвозмездное владение и пользование допускается с письменного согласия, предусмотренного абзацами третьим и четвертым пункта 1 и абзацами первым, третьим и четвертым части первой пункта 2 настоящей статьи.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) пункт утратил силу с 1 января 2013 года — Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 57 ЖК РФ

Данная статья регулирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся.

Согласно п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Таким образом, порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма не изменился по сравнению с ранее действовавшим ЖК РСФСР.

Законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди. К таким категориям относятся:

граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации.

Перечень граждан, имеющих право претендовать на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, существенно изменен по сравнению с перечнем, установленным ЖК РСФСР.

Ранее действовавший Кодекс помимо перечня граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предусматривал как минимум одиннадцать категорий граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений. Механизм первоочередного предоставления жилых помещений не нашел отражения в ЖК РФ.

Согласно п. 3 комментируемой статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления, в котором они состоят на учете. Такое решение должно быть выдано или выслано гражданам не позднее, чем через три рабочих дня с момента их принятия. Данное решение является основанием для заключения с гражданами договора социального найма в течение срока, который установлен этим же решением.

В ранее действовавшем ЖК РСФСР жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись на основании ордера. В ЖК РФ выдача ордера не предусмотрена.

Законодатель в пункте 5 ст. 57 ЖК РФ установил, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам по месту их жительства, т.е. в границах соответствующего населенного пункта.

При этом общая площадь таких жилых помещений в расчете на одного человека не должна быть меньше нормы предоставления жилой площади.

Согласно п. 6 комментируемой статьи отдельные комнаты по договорам социального найма могут предоставляться лишь в случае, предусмотренном п. 4 ст. 59 ЖК РФ.

При определении общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено гражданину по договору социального найма, учитывается площадь жилого помещения, уже находящегося у него в собственности, если таковое имеется.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Такие сделки и действия учитываются за период, который должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Этот период предшествует предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма и не должен быть менее пяти лет.

Порядок определения общей площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в случаях, если за указанный период гражданами совершались сделки, уменьшающие размер занимаемых им жилых помещений, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 57 Жилищного Кодекса РФ

Рассматривая достаточно лаконичное правило, включенное в ч. 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете.

Граждане, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете. Точно так же вне зависимости от того, состоят ли граждане на учете, может производиться предоставление жилых помещений, освободившихся в коммунальной квартире (ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК).

Во-вторых, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке очередности. Очередность определяется временем принятия граждан на учет и, соответственно, временем включения их в списки нуждающихся в жилье.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения (органом местного самоуправления или — в соответствующем случае — иным субъектом) (см. п. 3 комментария к ст. 52 ЖК).

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность следует определять по датам подачи ими заявлений с необходимыми документами.

В-третьих, все граждане, принятые на учет, включаются в единый список. Если гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, оно не предоставляется немедленно после обращения, то они должны включаться в указанный единый список и одновременно в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

2. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 4 ст. 15 ЖК и соответствующий комментарий). Но одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди. Как указано в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит».

При применении названного правила возможно два варианта развития социальных связей. В одних случаях для того, чтобы принять решение о необходимости внеочередного предоставления жилья в социальный наем, достаточно констатации факта непригодности жилого помещения для проживания. Например, если выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, то вряд ли уместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Гражданам, проживающим в таком жилье, должно предоставляться другое жилье вне очереди (немедленно). Точно так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено, и т.д.

По-видимому, можно утверждать, что в таких случаях существует объективная необходимость внеочередного предоставления жилья в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов жилища либо экономической (или иной) нецелесообразностью работ по их устранению.

В других случаях, когда жилье признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится.

3. Дети считаются оставшимися без родительского попечения <1> в случаях:

— смерти родителей;

— лишения их родительских прав;

— ограничения их в родительских правах;

— признания родителей недееспособными;

— болезни родителей;

— длительного отсутствия родителей;

— уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— отсутствия родительского попечения по иным причинам (ст. 121 СК; см. также Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <1>).

———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст. 1 вышеназванного Закона).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются <1> под опеку (попечительство) в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Над несовершеннолетними устанавливается опека или попечительство, когда они остались без родительского попечения, для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также для их воспитания. Опека устанавливается над малолетними (гражданами, не достигшими возраста 14 лет). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка или детей на воспитание) (ст. ст. 152 — 153.2 СК).

Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются образовательные организации, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; организации социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и т.д.

Основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются следующие юридические факты:

— окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях;

— прекращение опеки (попечительства);

— окончание службы в Вооруженных Силах РФ;

— освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

4. Многие десятилетия единственным основанием для вселения в жилое помещение был ордер (см., например, ст. 47 ЖК РСФСР). Принято считать, что ордер является пережитком административно-командной системы и потому ему не нашлось места в действующем ЖК РФ.

Жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. К сожалению, характеристика таких решений в ЖК РФ свелась к следующему:

— они выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия;

— в них должен устанавливаться срок, в течение которого с гражданином заключается договор социального найма.

Как представляется, в связи с отказом от ордера и столь краткой характеристикой решения о предоставлении жилья стала невозможной унификация. В различных муниципальных образованиях будут самые разные решения о предоставлении жилых помещений. В одних решениях будет назван гражданин, которому предоставляется жилье, и указано место нахождения (адрес) жилого помещения. В других решениях, кроме того, обозначена площадь предоставляемого жилого помещения, может быть, будут указание о количестве комнат в предоставляемом помещении, перечисление членов семьи гражданина и т.д. и т.п.

Как известно, порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта Федерации (п. 7 ст. 13, ч. 7 ст. 52 ЖК).

Думается, этим же законом следует определять то, каким требованиям должно отвечать решение о предоставлении жилого помещения. В нем должны содержаться данные, характеризующие предоставляемое жилое помещение (жилой дом, квартира, комнаты, общая площадь, место нахождения (адрес)), а также должны быть названы будущий наниматель по договору социального найма и члены его семьи и т.д.

Хотя об этом умалчивается в комментируемой статье, следует помнить, что во многих случаях решения о предоставлении жилья будут принимать не органы местного самоуправления, а иные уполномоченные органы. Речь идет об обеспечении жильем иных указанных в законе граждан (не малоимущих). Соответствующими федеральными законами или законами субъектов Федерации может устанавливаться иной порядок предоставления жилья (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК).

Решение о предоставлении жилья и заключенный на его основании договор социального найма могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. (п. 23) разъяснено, что при рассмотрении таких дел следует применять по аналогии правила ст. 168 ГК РФ о несоответствии сделки закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающего трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК; абз. 5 ст. 12, п. 2 ст. 166 ГК), а также прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Федерации.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК).

5. В ч. ч. 5 — 9 комментируемой статьи (а также в ст. 58 ЖК) названы требования, которым должно отвечать предоставляемое жилое помещение.

Во-первых, жилое помещение предоставляется по месту жительства граждан (в черте соответствующего населенного пункта) (см. п. 4 комментария к ст. 52 ЖК).

Существуют исключения из этого правила. Если гражданин может встать на учет не по месту жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК), то ему и жилье предоставляется не в том населенном пункте, в котором гражданин проживает, но в том, где он состоял на учете. Жилье может предоставляться в другом населенном пункте (с согласия граждан) при внеочередном обеспечении жилыми помещениями граждан, лишившихся своего жилья в результате стихийного бедствия. Как представляется, в случае, когда муниципальное образование объединяет несколько населенных пунктов, с согласия гражданина (а может быть, по его просьбе) ему может быть предоставлено жилое помещение в одном из населенных пунктов, входящих в данное муниципальное образование. Категорическое указание, включенное в ч. 5 комментируемой статьи, адресовано органам местного самоуправления в целях защиты прав граждан. По воле граждан от этого указания могут быть отступления.

Во-вторых, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры (жилого дома) на семью. Отступление от принципа посемейного заселения квартир допускается только для случаев заселения освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах, да и то далеко не всегда (см. ст. 59 ЖК и комментарий к ней).

В-третьих, минимальный размер предоставляемого жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления и числа членов семьи. Если, предположим, норма предоставления составляет 18 кв. м, а семья состоит из трех человек, то предоставляемое жилое помещение должно быть не менее 54 (18 x 3) кв. м общей площади. Из этого правила также сделаны исключения. Если, допустим, кому-либо из членов семьи принадлежит квартира на праве собственности общей площадью 32 кв. м, то в приведенном примере граждане могут получить жилое помещение площадью не менее 22 (54 — 32) кв. м (ч. 7 комментируемой статьи). Кроме того, законодательством субъектов Федерации должно устанавливаться, как определяется размер предоставляемого жилья, если в период времени (не менее пяти лет), предшествовавший решению о предоставлении жилого помещения, гражданин совершил действия по отчуждению принадлежавшего ему жилья либо действия, повлекшие уменьшение размера занимаемого жилого помещения. Законодательством субъекта Федерации может быть установлено примерно следующее:

1) перечень действий, которые следует учитывать при определении общей площади предоставляемого жилого помещения (отчуждение жилья по договорам купли-продажи, дарения, мены и др.; осуществление перепланировки, результатом которой стало в том числе уменьшение размера жилого помещения).

Следуя букве закона (ч. 8 комментируемой статьи), к числу таких действий не могут быть отнесены вселение новых членов семьи в занимаемое жилое помещение, а также умышленное уничтожение (снос) пригодного для проживания жилого помещения (хотя, учитывая генетическую связь правила, предусмотренного ч. 8 этой же статьи, с нормой, установленной в ст. 53 Кодекса, можно констатировать, что при конструировании комментируемой нормы предполагалась необходимость учета и таких (и подобных им) действий);

2) срок, предшествующий предоставлению жилья, с тем, что действия, приведшие к уменьшению занимаемого жилого помещения или его отчуждению, совершенные в этот период, учитывались при определении размера предоставляемого жилого помещения. Этот срок не может быть менее пяти лет;

3) порядок того, как учитывается факт совершения указанных действий в названный срок. Например, может быть установлено, что в случае отчуждения жилого помещения в определенный период времени, предшествовавший предоставлению жилья, размер предоставляемого жилого помещения, рассчитанный по общим правилам, уменьшается на число квадратных метров, равное площади отчужденного жилья. Предположим, на учете состоит семья из пяти человек; норма предоставления в данном муниципальном образовании составляет 18 кв. м общей площади на одного человека. Значит, такой семье должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 90 (18 x 5) кв. м. Но, учитывая, что за два года до принятия решения о предоставлении жилья один из членов семьи продал принадлежавшую ему квартиру площадью 35 кв. м, размер предоставляемого жилого помещения составит 55 (90 — 35) кв. м.

Такие правила введены в ЖК РФ с целью не допустить того, чтобы граждане своими действиями создавали условия, при которых им предоставлялось бы больше жилья, чем требуется в действительности. По нашему мнению, соответствующие нормы сформулированы излишне категорично. Нормы императивные, которые, с одной стороны, не могут быть изменены другим актом, в том числе законодательством субъекта Федерации, при реализации полномочия, предусмотренного ч. 9 комментируемой статьи, с другой стороны, не позволяют учесть конкретные обстоятельства. Применение этих норм, несомненно, породит социально-политические и юридические проблемы. Так, нуждающимся в жилых помещениях может быть предоставлено жилье меньше, чем по норме предоставления. Отсюда вопрос: по-прежнему ли они остаются нуждающимися? Следуя логике, граждане, получившие жилые помещения в социальный наем, снимаются с учета (ст. 55 ЖК), но в данном случае они вновь могут встать на учет. В чем же смысл предоставления жилья, если граждане по-прежнему остаются нуждающимися в жилых помещениях? (О максимальном размере предоставляемого жилого помещения см. ч. 2 ст. 58 ЖК и соответствующий комментарий.)

Обеспечение жильем детей-инвалидов (толкование п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 22 января 2018 г.). Статьи по предмету Жилищное право

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (ТОЛКОВАНИЕ П. 3 Ч. 2 СТ. 57 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ В СВЕТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 22 ЯНВАРЯ 2018 Г.)

    О.А. ФЕДОРОВА, М.В. ФИЛИППОВА

    Поводом к написанию данной статьи послужило принятие Конституционным Судом РФ (далее — КС РФ) 22 января 2018 г. Постановления по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) <1>.
    ———————————
    <1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2018 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой.

    Суть жалобы заявителей, поданной в КС РФ, сводится к следующему. Семья, в составе которой есть ребенок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире <2> (далее — заболевание особого характера), обратилась с заявлением о предоставлении вне очереди жилья на семью в составе пяти человек (отец, мать и трое детей, включая ребенка-инвалида с заболеванием особого характера). Поскольку жилье предоставлено не было, родители обратились в суд с иском к администрации города, в котором они проживают, об обязании предоставить соответствующее жилое помещение. Суд первой инстанции обязал местную администрацию предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на семью из пяти человек. Решением апелляционной инстанции это решение было отменено и принято новое, обязывающее предоставить вне очереди жилье только ребенку-инвалиду и его матери. Верховный Суд РФ оставил решение апелляционной инстанции в силе.
    ———————————
    <2> Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н.

    Правовым основанием для судебных актов во всех случаях являлась норма п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако толкование этой нормы судами кардинально различалось. Задачу выявления конституционно-правового смысла этой нормы и должен был решить Конституционный Суд РФ.
    Социальный характер Российского государства предполагает закрепление в нормативных правовых актах совокупности разнообразных мер, обеспечивающих повышенную социальную защиту наиболее нуждающихся в ней лиц — детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами. Одной из таких мер является обеспечение их жильем, что предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которой жильем обеспечиваются инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в порядке, устанавливаемом жилищным законодательством Российской Федерации. Кроме того, ч. 5 ст. 17 названного Закона предусматривает, что жилые помещения предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
    Данные положения являются отсылочными, подлежащими применению в системной взаимосвязи с другими положениями законодательства о социальной защите инвалидов и жилищного законодательства. К их числу относятся в первую очередь нормы ЖК РФ, закрепляющие критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий. Одним из таких критериев является проживание лиц, не имеющих иного жилья, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий заболеванием особого характера. Нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на этом основании закон признает нанимателя либо собственника жилого помещения, а также членов его семьи, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи нанимателя или собственника есть инвалид, в том числе ребенок-инвалид, страдающий тяжелой формой заболевания особого характера.
    В целях защиты интересов и охраны здоровья как самого ребенка-инвалида, так и иных лиц, проживающих с ним в одной квартире, предоставление жилья осуществляется в особом порядке — вне очереди. Это предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
    Нетрудно заметить, что между субъектным составом отношений, регулируемых п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий) и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (о праве на внеочередное предоставление жилья), есть существенные различия: в первом случае в качестве обладающих правом названы наниматели жилых помещений и члены их семей, во втором же только граждане, страдающие заболеваниями особого характера. Именно эти различия в субъектном составе соответствующих отношений и дают основания для признания судами права на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является. Такую же позицию занимает и Верховный Суд РФ <3>.
    ———————————
    <3> См., например: Определения Верховного Суда РФ от 5 июля 2016 г. N 41-КГ16-14, от 14 февраля 2017 г. N 89-КГ16-15, от 21 февраля 2017 г. N 13-КГ16-18, от 6 июня 2017 г. N 84-КГ17-2, от 12 сентября 2017 г. N 37-КГ17-11, от 24 октября 2017 г. N 18-КГ17-209 и др.

    Другими словами, семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий заболеванием особого характера, — во внеочередном порядке, то есть отдельно от семьи.
    Рассматривая вопрос о конституционности нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, КС РФ не усмотрел ее несоответствия Конституции РФ, указав, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном этой нормой, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо — при ее использовании — к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией Российской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение этими лицами жилого помещения по договору социального найма вне очереди, и поэтому такое толкование ее содержания не имеет права на существование. При этом КС РФ подчеркнул, что данная норма сама по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади. Оценку обстоятельств конкретного дела должны, по мнению КС РФ, давать правоприменительные органы.
    Влияющие на вынесение решения обстоятельства связаны прежде всего с потребностями ребенка-инвалида в должном уходе и воспитании, но не в меньшей степени они заключаются и в интересах других, в том числе несовершеннолетних, членов семьи, которые также нуждаются в постоянном присутствии в их жизни родителей и братьев и сестер. Именно постоянным присутствием в результате совместного проживания обеспечивается такое качество семьи, как ее общность, которое признается в качестве основополагающего признака этого социального института и социологами, и психологами, и юристами <4>. Другими словами, правоприменительный орган должен обеспечить не только защиту прав ребенка-инвалида, но и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.
    ———————————
    <4> См. подробнее: Краснова Т.В. Значение категорий «семья» и «родство» в правоотношениях родителей и детей // Семейное и жилищное право. 2017. N 4. С. 9.

    Каждые институт и отрасль права рассматривают семью с позиций стоящих перед ними задач. Поэтому нет ничего необычного в том, что одно и то же лицо может считаться членом семьи в одних регулируемых правом отношениях и не быть таковым в других отношениях <5>. Отнесение же к членам семьи родителей и несовершеннолетних детей не вызывает сомнений ни для одной отрасли права: так, Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ) относит детей и родителей к членам семьи путем прямого указания на это в ст. 2 СК РФ; Жилищный кодекс РФ называет детей членами семьи собственника и нанимателя в ст. 31 и 69 соответственно <6>. Но, даже если бы соответствующие определения и не были предусмотрены законодателем, личные отношения между ребенком и родителями первичны и останутся таковыми независимо от признания их правом, они будут объективно существовать, даже не найдя воплощения в правоотношениях <7>.
    ———————————
    <5> Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005. С. 325.
    <6> Попутно отметим, что если ребенок-инвалид окажется совместно проживающим с одним из родителей, а другие дети — с другим родителем, то в жилищно-правовом смысле в соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ эта семья существовать перестанет, что, конечно же, не может отвечать целям и семейного, и жилищного законодательства.
    <7> См.: Шахова Е.С. К вопросу о реформировании частноправовых и публичных начал защиты и охраны родительства и детства // Семейное и жилищное право. 2016. N 4. С. 26.

    Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет за каждым право на уважение его семейной жизни, которое, в соответствии с позициями Европейского суда по правам человека, охватывает не только право на конфиденциальность информации о семейной жизни, но и запрет на вмешательство публичных властей в осуществление этого права. Лишение возможности постоянно и беспрепятственно общаться родителям со своими детьми и детям со своими родителями и возможности постоянно и без помех и ограничений заботиться друг о друге безусловно будет нарушать это конвенционное право.
    В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ семья находится под защитой государства. Осуществляя в порядке конкретизации названного конституционного положения свои дискреционные полномочия, федеральный законодатель закрепил в СК РФ в числе принципов регулирования семейных отношений обеспечение приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, на что неоднократно указывал КС РФ <8>. Данный принцип детализирован в ряде норм СК РФ.
    ———————————
    <8> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 912-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Давыдова Виталия Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 г. N 620-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ободовской Натальи Станиславовны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым пункта 4 статьи 72 Семейного кодекса Российской Федерации».

    Так, в соответствии с ч. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ и ч. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Вынужденное проживание одного из родителей отдельно от ребенка-инвалида нарушает также и права этого родителя на равное с другим родителем осуществление своих родительских прав и несение родительских обязанностей. Более того, вынужденно проживающий отдельно от ребенка-инвалида родитель лишен возможности в полной мере реализовать свои права и обязанности по воспитанию этого ребенка, а также отвечать за воспитание и развитие своего ребенка, что предусмотрено ч. 1 ст. 63 СК Рф.
    Права родителей нарушаются не только в отношении ребенка-инвалида, но и в отношении других их несовершеннолетних детей, вынужденно проживающих отдельно от одного из родителей. Нарушаются также и права этих несовершеннолетних детей, лишенных права на совместное проживание с обоими родителями.
    При вынужденном раздельном проживании ребенка-инвалида с другими членами его семьи существенно затрудняется реализация его права на общение с братьями, сестрами, другими родственниками, а также право этих лиц на общение с ребенком-инвалидом, предусмотренное ч. 1 ст. 67 СК РФ.
    Таким образом, предоставление вне очереди жилья только ребенку-инвалиду и одному из его родителей существенно нарушает права других членов семьи, и прежде всего второго родителя и других несовершеннолетних детей в этой семье.
    В то же время в определенных ситуациях продолжение совместного проживания с тяжелобольным ребенком-инвалидом может негативно сказаться на здоровье членов его семьи, выступать постоянно действующим психотравмирующим фактором, вызывать бытовые неудобства, лишать перспектив на получение отдельного жилого помещения по договору социального найма, то есть не соответствовать интересам других членов семьи, в том числе несовершеннолетних детей, и эти обстоятельства тоже следует учитывать при принятии правоприменительными органами решения о предоставлении жилья ребенку-инвалиду. Не исключено, что в семье есть несовершеннолетний ребенок, близкий к возрасту совершеннолетия, рассчитывающий получить социальное жилье от государства по иному основанию, планирующий в скором времени создать свою семью. Такой ребенок может быть не заинтересован в получении жилого помещения с учетом всех членов семьи, так как это лишит его самого права на получение отдельного жилья. Возможны и иные обстоятельства, подлежащие учету: например, непростые отношения ребенка-подростка с родителями, его нежелание уезжать из жилого помещения, где живут его бабушка и дедушка и совершеннолетние братья и сестры.
    Но тогда встают вопросы: как правоприменительные органы могут учесть эти обстоятельства, как они могут оценить интересы ребенка-инвалида и интересы других несовершеннолетних детей в этой семье и в случае противоречий между ними определить, какие из них должны быть защищены в большей степени? Более того, при таком механизме реализации закона данная норма становится чрезвычайно коррупциогенной, если только не будут определены критерии оценки интересов ребенка-инвалида и иных членов семьи и не будет сконструирован механизм контроля за принятием решений.
    Разрешение этой проблемы видится в следующем. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма осуществляется в силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ на основании заявлений этих граждан. При этом родители, являющиеся законными представителями своих несовершеннолетних детей в отношениях с любыми лицами, подавая такое заявление, действуют в интересах своих детей, включая их в число лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В отношении представления родителями истинных интересов своих детей действует презумпция их добросовестности, которая, однако, может быть опровергнута, если органы, осуществляющие государственный контроль за действиями родителей, признают их противоречащими интересам детей и докажут это.
    Такими органами в Российской Федерации являются органы опеки и попечительства <9>. В соответствии с п. 2 ст. 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Таким образом, СК РФ допускает возможность существования противоречия между интересами родителей и детей и решение о том, есть ли такое противоречие, компетентны принимать органы опеки и попечительства.
    ———————————
    <9> В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

    В связи с этим полагаем, что наряду с заявлением родителей о внеочередном предоставлении жилья всей семье, включая всех несовершеннолетних детей, правоприменительные органы, управомоченные принимать решение о предоставлении жилья, при принятии такого решения должны располагать заключением органов опеки и попечительства о соответствии такого решения интересам всех несовершеннолетних детей конкретной семьи.

    Литература

    1. Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2005. 776 с.
    2. Краснова Т.В. Значение категорий «семья» и «родство» в правоотношениях родителей и детей / Т.В. Краснова // Семейное и жилищное право. 2017. N 4. С. 8 — 11.
    3. Шахова Е.С. К вопросу о реформировании частноправовых и публичных начал защиты и охраны родительства и детства / Е.С. Шахова // Семейное и жилищное право. 2016. N 4. С. 25 — 29.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

ЖК 57

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *