ЖК ст 53

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 202-КГ17-2 Требование: О признании незаконным решения должностного лица о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении. Обстоятельства: Оспариваемым решением заявитель был снят с жилищного учета в связи с отсутствием оснований для постановки на жилищный учет и неистечением на момент увольнения с военной службы пятилетнего срока с момента умышленного ухудшения жилищных условий. Решение: Требование удовлетворено, поскольку на каждого из членов семьи собственника жилого помещения приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения.

В обоснование жалобы она указывает на оставление судами без внимания установленных в судебном заседании данных об отсутствии факта совместного проживания и ведения совместного хозяйства истца и его супруги с их сыном, супругой сына и двумя внуками в квартире, принадлежавшей до июля 2010 года на праве собственности супруге Ткачева А.В., тогда как это обстоятельство в соответствии с действующим законодательством является существенным для отнесения данных лиц к членам семьи собственника жилого помещения. Поскольку супруга истца распорядилась принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением, то в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) Ткачев А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении в течение пяти лет, до истечения которых он был уволен с военной службы.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1055-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Падерина Вадима Эдуардовича на нарушение его конституционных прав абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и положениями Жилищного кодекса Российской Федерации»

части 5 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 51 и статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих круг лиц, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, включая собственников жилых помещений, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления, а также определяющих правовые последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1050-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуменюка Василия Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает права на жилищные гарантии, предоставляемые в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», граждан, которые распорядились жилым помещением, предоставленным муниципальным органом, а также препятствует получению ими этих гарантий после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 78-КГ17-25 Требование: Об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в предоставлении комнаты, распоряжения администрации о снятии с жилищного учета, договора социального найма, применении последствий недействительности ничтожной сделки. Обстоятельства: Истец полагает, что отказ администрации в восстановлении его на жилищном учете ввиду превышения учетной нормы и умышленного ухудшения жилищных условий нарушает его жилищные права. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не установил возможность признания граждан, претендующих на предоставление спорного помещения, малоимущими с учетом их дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи, и определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Также суд первой инстанции указал на то, что возникшие после принятия решения о снятии с жилищного учета обстоятельства не имеют правового значения для решения вопроса о восстановлении истца и членов его семьи на жилищном учете, районной администрацией факт отчуждения Казанкиной Н.С. принадлежащих ей жилых помещений правомерно квалифицирован как ухудшение жилищных условий, последствия которого предусмотрены статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2017 N 45-КГ16-32 Требование: О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что в результате пожара сгорел дом, где находилась квартира, предоставленная им по договору социального найма. Жилой дом признан непригодным для проживания. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды, удовлетворяя требование, не учли, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, непригодным для проживания не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма, судами не принято во внимание, что семья истцов малоимущей в установленном законом порядке не признана.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 74-КГ17-2 Требование: О предоставлении жилого помещения. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение сгорело в результате пожара, в связи с чем истцу на семью из пяти человек было предоставлено во временное пользование жилое помещение. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истца не относится к категории малоимущих граждан, являются ошибочными как не основанные на положениях действующего законодательства. Кроме того, судом не учтен тот факт, что на момент заявления истцом требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке он и его семья были обеспечены жильем в маневренном фонде.

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 84-КГ16-9 Требование: Об обязании предоставить вне очереди жилое помещение. Обстоятельства: Истица указывает на то, что произошел пожар, в результате которого дом стал непригоден для проживания. Постановлением органа местного самоуправления семью истицы сняли с учета по тому основанию, что ее отец построил жилой дом. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения этих лиц жилым помещением по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, однако это не было предметом проверки и оценки суда.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Деревцовой Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.А. Деревцова оспаривает конституционность статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2016 N 47-КГ16-10 Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты. Обстоятельства: Заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с совершением им действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не выяснены обстоятельства того, были ли действия заявителя по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем его отцу, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, приобрел ли он в результате этих действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1977-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Егоровой Зинаиды Павловны на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 18, 19 (часть 1), 27 (часть 1), 35 (часть 2), 40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку отменяет правовые и социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим и связанные с признанием их нуждающимися в жилье после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Понятие умышленного ухудшения жилищных условий ст.53 ЖК РФ. Как преодолеть стремление органов жилищного учета расценивать любые действия с недвижимостью, как умышленное ухудшение жилищных условий

Все чаще мы, юристы, задаемся вопросом: для кого у нас «пишут» законы? Для граждан или для чиновников? И как бы печально не было, но перевес у нас явно в пользу последних.

В данной статье речь пойдет о статье под номером 53 в Жилищном кодексе РФ, которая предусматривает для такой категории граждан, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, последствия в виде пятилетней «отсрочки» для постановки на жилищный учет в результате умышленного (намеренного) ухудшения своих жилищных условий.

Однако,в законе отсутствует перечень условий и критериев, при осуществлении и соблюдении которых, подобные действия граждан в отношении своей жилой недвижимости могут квалифицироваться как умышленные или намеренные.

В то же самое время список действий, которые просто влекут ухудшение жилищного положения, содержит Закон г.Москвы №29.

К ним относят действия:

  • по изменению порядка использования жилья вследствие совершения каких-либо сделок;
  • если произведен обмен одного жилья на другое;
  • по выселению граждан по решению суда;
  • если изменился состав семьи (при расторжении брака, например);
  • если в квартиру или дом вселены другие лица;
  • если произошел выдел доли;
  • при отчуждении имеющегося жилья или его доли.

Там же прописаны и действия, которые не являются влекущими ухудшение жилищных условий.

Впрочем, как понять, когда человек делает это намеренно? Ведь ни в одном нормативно-правовом акте гражданско-правового характера не содержаться критерии «умышленности» или «намеренности». Тут или психология или уголовный закон. Но указанные выше действия относятся, исключительно, к гражданско-правовой сфере, и ни о какой уголовной статье речи быть не может.

Стало быть, закон не содержит трактования такого понятия как «умышленное ухудшение жилищных условий», а лишь предусматривает санкции за него.
Мягко говоря, это «очень удобная» статья для нашего чиновничьего аппарата…Ведь они могут по своему усмотрению, так сказать, внутреннему убеждению, расценивать практически любые действия граждан, как преднамеренные или нет.

И это, естественно, вызывает негодование не только со стороны нуждающегося в жилье народа, но и их правозащитников.
Так как же бороться с этой «плешью» в жилищном законодательстве? Как преодолеть желание чиновников расценивать указанные действия по ухудшению жилищных условий как умышленные или намеренные?

Ведь довольно часто ухудшение жилищных условий может случиться из-за безысходности в возможности решить жилищный вопрос другим способом или из-за тяжелого материального положения.
Некоторые граждане уже пытались обращаться в Конституционный суд РФ с жалобами на эту злосчастную 53 статью Жилищного кодекса(Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О).

Но суд оставил ее неизменной, однако, одно из его определений внесло некоторую ясность о смысле этой статьи.
А именно речь шла о том, что применение установленной статьей53 ЖК РФ санкции в виде ограничения в постановке на очередь может быть допустимой только тогда, когда граждане совершили эти действия, имея только цель создания фальшивого (искусственного) ухудшения жилищных условий.

Более того, согласно нормам гражданского законодательства защита гражданских прав непосредственно зависит от того, насколько эти права исполнялисьпо понятиям разумности и добросовестности, которые, между тем, всегда предполагаются, а, значит, законны.

Но это все в теории. А на практике такие вопросы решаются только в суде.
Именно положительная судебная практика по оспариванию распоряжений об отказе в постановке на очередь вследствие умышленных (намеренных) действий по ухудшению жилищных условий помогает бороться с такой «политикой»органов жилищного учета.

Статья 53 ЖК РФ. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

документа: Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 53 ЖК РФ, судебная практика применения

Рекомендуемые по теме публикации:

  • О намеренном ухудшении жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях
  • О намеренном ухудшении жилищных условий супругой военнослужащего до заключения брака

Исковое заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (администрация города отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для отказа указана ст. 53 Жилищного кодекса РФ – намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий; письменные доводы истца в порядке статьи 35 ГПК РФ по иску о признании незаконным отказа администрации города в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет с приведением примеров из судебной практики ( … из смысла статьи 53 ЖК следует, что гражданин должен сознательно ухудшить свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете..)

Основания для снятия с учета нуждающихся

Об основаниях снятия граждан с учета нуждающихся рекомендуем «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года

Статья 53 ЖК РФ. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Новая редакция Ст. 53 ЖК РФ

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Комментарий к Статье 53 ЖК РФ

В ст. 53 Кодекса установлены правила, не известные прежнему жилищному законодательству. Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Если лицо, совершившее намеренные действия, указанные в комментируемой статье, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса (см. также указанную статью и комментарий к ней).

Однако положения данной статьи обладают дефектами, которые, с одной стороны, создают неограниченные возможности для усмотрения местных чиновников, а с другой — вообще могут блокировать ее применение.

Например, существенным недостатком комментируемой статьи является то, что в ней не раскрывается содержание понятия «действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Произвольное толкование указанного понятия может довести до абсурда. Например, семейную пару, у которой родился ребенок и в результате уровень обеспеченности этих граждан жилой площадью стал менее учетной нормы, при желании вполне можно «подвести» под указанную статью.

Толкование ст. 53 Кодекса не позволяет ответить и на вопрос, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вероятно, о применении данных правил должны быть даны разъяснения Верховным Судом РФ.

— изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

— изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

— выдел доли собственниками жилых помещений;

— отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

— вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

— вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

— расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

— признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

— вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;

— отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Следует отметить, что виды действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не обусловлены региональной или местной спецификой. Поэтому перечни действий, признаваемых и не признаваемых повлекшими ухудшение жилищных условий, вполне возможно законодательно установить на федеральном уровне путем конкретизации положений ст. 53 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий.

Однако из смысла статьи неясно, какие это действия. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.

Кроме того, ст. 81 ЖК дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.

2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом в случаях намеренного ухудшения жилищных условий. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.

ЖК ст 53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *