Третейский суд

Третейский суд - это альтернативный способ рассмотрения спора, выбираемый участниками самостоятельно.

Решения такого суда государство признает обязательными для исполнения.

Передача дела в третейский суд возможна как на этапе заключения договора, так и на любой стадии спора до вынесения решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА:
  • 1. Любое гражданское дело может быть передано в третейский суд, за рядом исключений (публичные дела, регистрация права, договоры присоединения).
  • 2. Скорость рассмотрения дела: рассмотрение дела может длиться неделю, 14 дней или не намного больше, после чего решение готово.

    Следует прибавить 1 месяц на выдачу исполнительного листа. Итого от даты обращения в суд до даты получения исполнительного листа - 1,5 месяца. В арбитражном или общем суде в среднем 2 месяца занимает рассмотрение, 2 месяца - обжалование, итого - 4 месяца в лучшем случае.

  • 3. Окончательность решения (и отсутствие апелляционного и кассационного обжалования) - при указании в третейской оговорке, что решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
  • 4. На основании решения третейского суда выдается исполнительный лист, т.к. решения третейского суда обязательны к исполнению наравне с решениями государственных судов.

    После вынесения такого решения заявитель обращается в арбитражный или общий суд, который в течение месяца выдает исполнительный лист, аналогичный «обычному» исполнительному листу и обязательный для службы судебных приставов.

  • 5. Расходы в ряде судов могут быть существенно ниже, чем в государственных судах.
  • 6. Конфиденциальность рассмотрения (в отличие от государственных судов).
  • 7. Простота в создании третейского суда.
  • 8. Является определенной гарантией, что стороны настроены на быстрое и добросовестное исполнение обязательств.

 

ВИДЫ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ:
  • 1. третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc - для частного случая);
  • 2. третейский суд, образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах.

Перед тем как передать дело на рассмотрение третейского суда, следует выбрать данный суд, исходя из:

  • 1. профессионализма судей;
  • 2. правил данного третейского суда;
  • 3. размера третейского сбора.

 

ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ:

Для передачи дела на рассмотрение третейского суда сторонам договора необходимо заключить третейского соглашение.

Третейское соглашение заключается в письменной форме, причем ссылка в договоре на такое соглашение является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение, частью договора. Правила постоянно действующего третейского, судя по умолчанию, являются неотъемлемой частью третейского соглашения. Однако стороны могут предусмотреть неприменение или иное регулирование положений данных правил (п. 3 ст. 7 Закона о третейских судах).

При составлении третейской оговорки следует иметь в виду, что в силу ст. 40 Закона о третейских судах, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной в компетентный суд.

 

ТРЕТЕЙСКАЯ ОГОВОРКА:

1. «Все споры, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его заключения, изменения, исполнения, прекращения или недействительности, передаются на разрешение Третейского суда (указывается наименование суда), в соответствии с регламентом этого суда. При этом стороны договорились, что решение третейского суда по конкретному спору является окончательным и не может быть оспорено. Правила третейского суда являются неотъемлемой частью третейского соглашения».

Разбирательство в третейском суде принципиально от разбирательства в государственных судах не отличается - каждая сторона доказывает свою позицию, прилагает необходимые документы и ссылки на нормативно-правовую базу. В частности, в ст. 18 Закона о третейском суде указано: «Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон».

Ограничения: 
В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, кроме дел, вытекающих:

  • - из договоров присоединения;
  • - из публичных (административных, уголовных) правоотношений;
  • - дела, которые могут рассматриваться исключительно государственными судами.

 

Отказ в выдаче исполнительного листа:

Наиболее важным для кредитора при принятии вопроса о передаче дела на рассмотрение третейского суда является вопрос выдачи в дальнейшем исполнительного листа государственным судом.

Законодательством установлено шесть оснований для невыдачи компетентным судом исполнительного листа:

  • 1) недействительность третейского соглашения;
  • 2) сторона не была должным образом извещена о третейском разбирательстве или по другой уважительной причине не могла дать своих объяснений;
  • 3) решение вынесено по спору, не упомянутому в третейском соглашении;
  • 4) состав суда не соответствует соглашению сторон или требованиям закона;
  • 5) спор не может быть предметом разбирательства в третейском суде;
  • 6) решение суда нарушает основополагающие принципы российского законодательства.

Верховный Суд в письме от 20 июля 2009 г. N 8/общ-1936 на вопрос Ассоциации российских банков (АРБ) ответил следующее: «Если между гражданином и кредитной организацией было достигнуто соглашение о подсудности рассмотрения споров, вытекающих из договора займа, то иск кредитной организации к гражданину о погашении задолженности по предоставленным кредитам согласно ст. 32 ГПК РФ подлежит рассмотрению судом, определенным условиями заключенного между ними соглашения.

 

Таким образом, дела по искам кредитных организаций к гражданам о взыскании задолженности по договорам займа, содержащим условие о рассмотрении спора по месту нахождения кредитной организации, подлежат рассмотрению судом согласно договорной подсудности.

Третейская оговорка при уступке прав: 
При решении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением Президиума ВАС РФ от 17 июня 1997 г. по делу N 1533/97, в соответствии с которым предъявление иска в защиту нарушенных прав рассматривается как одна из составных частей содержания права требования, перешедшего к новому кредитору. Сохранение ранее установленного сторонами порядка разрешения споров не ущемляет прав цессионария и позволяет обеспечить надлежащую защиту интересов должника.

Третейская оговорка в соответствии с существующей в России судебной практикой переходит к новому кредитору при уступке прав по договору, в котором данная оговорка содержится. В этом случае кредитор связан условиями о рассмотрении дела в третейском суде и обязан предъявлять иск в согласованный первичным кредитором третейский суд.


***

Адвокат, в качестве избранного сторонами единоличного арбитра, а также лица осуществляющего единолично администрирование арбитража, на основании разработанного положения о порядке организации третейского суда для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc - для частного случая), и правил арбитража, в случае соглашения об этом сторон, образует третейский суд для разрешения конкретного спора между согласившимися на это сторонами.

В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основные термины положения: 

  • 1. Арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами порядке для разрешения спора третейским судом. Статус третейского судьи, присваивается физическому лицу, имеющему высшее юридическое образование. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.
  • 2. Арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения).
  • 3. Администрирование арбитража – выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.
  • 4. Арбитраж внутренних споров - арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу.
  • 5. Международный коммерческий арбитраж - арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
  • 6. Правила арбитража - правила, регулирующие арбитраж, правила выполнения функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
  • 7. Прямое соглашение - соглашение, которое заключено сторонами в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11, частью 3 статьи 13, частью 1 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 1 статьи 27, статьей 40, частью 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, и имеет приоритет по отношению к правилам арбитража.
  • 8. Стороны арбитража - организации - юридические лица, граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, физические лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;
  • 9. Третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров.
  • 10. Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения. (Статья 2 Закона)

 


***

Положение, в случае соглашения об этом сторон, определяет порядок образования ими третейского суда для разрешения конкретного спора между согласившимися на это сторонами.

Для возможности воспользоваться положением, как способом создания третейского суда для разрешения конкретного спора, и администрирования данного процесса (арбитража), необходимо получить письменное согласие обеих сторон договора.

Согласие стороны получают при подписании договора, либо в дополнительном соглашении к договору, отдельном соглашении, заявлении или ином документе, где в разделе «Порядок разрешения споров» указывается, что:

«Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в третейского суда, образованного сторонами для разрешения данного конкретного спора, в соответствии с положением, решение третейского суда, является окончательным и обжалованию не подлежит», или «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в третейском суде образованном сторонами для разрешения данного конкретного спора, в соответствии с положением. Решение третейского суда является окончательным».

Данная оговорка является основанием для подачи и рассмотрения искового заявление в третейском суде, образованном сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc - для частного случая), в соответствии с положением, при этом положение является неотъемлемой частью третейского соглашения.

 


***

Положение, в качестве задач судопроизводства в третейском суде, образованном сторонами, для разрешения конкретного спора указывает:

  • 2.1.1 защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  • 2.1.2 разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан, организаций, других лиц являющихся субъектами гражданских правоотношений.

 

  • 1. Обеспечение альтернативного государственному суду способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан, организаций, других лиц являющихся субъектами гражданских правоотношений, защита прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 2. Справедливое закрытое третейское разбирательство в короткий срок независимым и беспристрастным судом.
  • 3. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 4. Формирование у предпринимательского сообщества устойчивого требования соблюдения законодательства при осуществлении деятельности.
  • 5. Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
  • 6. Популяризация в предпринимательской среде решения споров в третейском суде, как институте, обеспечивающем беспристрастное и независимое рассмотрение экономических споров.

***

Положение, предусматривает судебные расходы, которые состоят из третейского сбора и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела третейским судом. 
Третейский сбор уплачивается авансом на расчетный счет третейского суда, до даты разбирательства.

Размер третейского сбора определяется в зависимости от цены иска в соответствии со следующей шкалой:

  • На исковые требования до 10.000 рублей – 1.000 рублей
  • На исковые требования до 500.000 рублей - 6% но не менее 4.000 рублей
  • При цене иска от 501.000 до 2.000.000 рублей - 5 %
  • При цене иска от 2.000.000 до 4.000.000 рублей – 4%
  • При цене иска от 4.000.000 до 20.000.000 рублей - 3%
  • При цене иска от 20.000.000 до 100.000.000 рублей - 2%
  • При цене иска более 100.000.000 рублей - 1.4%
  • Исковые заявления более 200.000.000 рублей 0.5%

 

При заключении мирового соглашение третейский сбор составляет 50% от суммы третейского сбора при подаче иска.

Определением третейского суда, для обеспечения исполняемости судебного акта третейского суда, может быть установлен порядок оплаты третейского сбора: путем выставления аккредитива или аренды банковской ячейки под предъявление исполнительного листа (свидетельства о праве собственности) или иных документов. Об установлении такого порядка оплаты третейского сбора с третейским судом заключается договор.

Цена иска определяется:

  • 1. по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
  • 2. по искам о заключении, изменении, расторжении договоров, признании сделок недействительными, незаключёнными, по другим спорам неимущественного характера - третейский сбор составляет 4 000 рублей;
  • 3. по искам о признании прав на недвижимое или движимое имущество, об обращении взыскания на имущество, об истребовании имущества или земельного участка, исходя из стоимости этого имущества.

 

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени), судебные издержки и проценты.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется третейским судом.

Третейский сбор возвращается по письменному заявлению стороны третейского разбирательства и только в следующих случаях:

  • 1. Если государственный суд откажет в выдаче исполнительного листа, по вине третейского суда, при условии, что его получением занимался третейский суд по доверенности и если использованы все процессуальные возможности для обжалования такого отказа. При самостоятельном получении сторонами исполнительного листа, вышеуказанное правило не применяется.
  • 2. Если оплаченное третейским сбором исковое заявление не поступило в третейский суд (кроме случаев, если по иску третейским судом принимались предварительные обеспечительные меры).
  • 3. При возвращении искового заявления.
  • 4. При прекращении производства по делу.

 

О возврате третейского сбора, третейским судом выносится определение.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в третейском суде, относятся денежные доходы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в третейском суде. 
Повторная выдача копий решения третейского суда и других судебных актов лицам, участвующим в деле оплачивается в размере 500 (пятьсот) рублей за каждую копию. 
Экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в третейский суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению третейского суда, размер вознаграждения эксперту определяется договором, заключаемым с ним третейским судом. 
Переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению третейского суда. Размер вознаграждения переводчику определяется договором, заключаемым с ним третейским судом. 
Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет третейского суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный третейским судом.


***

О практике рассмотрения третейскими судами дел о правах на недвижимое имущество, см Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Дела о правах на недвижимое имущество или земельные участки рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным положением. 
Представители территориальных органов Росреестра к третейскому разбирательству не привлекаются. 
Заявление о правах на недвижимое имущество и земельные участки должно соответствовать требованиям, предусмотренным положением.

В заявлении должны быть также указаны:

  • 1. полные реквизиты недвижимого имущества или земельного участка;
  • 2. требование заявителя о правах на недвижимое имущество и земельные участки.

К заявлению также прилагаются выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии зарегистрированных прав.

Решение по делу о правах на недвижимое имущество или земельные участки принимается третейским судом по правилам, установленным в положении.

По результатам рассмотрения заявления о правах на недвижимое имущество или земельные участки третейский суд принимает решение о признании или об отказе в признании этих прав, в отличие от аналогичных решений государственного суда, третейский суд не обязывает территориальные органы Росреестра произвести регистрацию прав, т.к. они не являются стороной третейского разбирательства. 

Копия решения Третейского суда по делу о правах на недвижимое имущество или земельные участки направляется третейским судом в трехдневный срок со дня его принятия, в территориальный орган Росреестра по месту нахождения имущества.

О порядке регистрации прав на основании решения третейского суда см. письмо Росреестра от 21.05.2012 N 14-3648-ГЕ «О некоторых вопросах государственной регистрации прав на основании решений третейских судов».

Для регистрации прав, сторона, в пользу которой принято решение третейского суда, предоставляет в территориальный орган Росреестра по месту нахождения имущества, следующие документы: 1. При принудительном исполнении решения Третейского суда: 1. Заявление о государственной регистрации права, установленного решением третейского суда (если решением третейского суда установлено право общей собственности, возникающее с момента государственной регистрации прав, заявления о государственной регистрации права должны быть поданы одновременно всеми участниками общей собственности) (оригинал). 2. При личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявитель - физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал), а представитель физического лица, также документ, подтверждающий его полномочия (оригинал и копия); представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал). Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия). 3. Если за государственной регистрацией прав обращается юридическое лицо, также представляются учредительные документы юридического лица (со всеми изменениями и дополнениями) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия). 4. Документ об уплате государственной пошлины (оригинал и копия) (не представляется в случаях освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации; в случаях, установленных названной статьей, вместо документа об уплате государственной пошлины представляется документ, являющийся основанием для предоставления льготы (оригинал и копия). 5. Решение Третейского суда (оригинал и копия). 6. Определение государственного суда о принудительном исполнении решения третейского суда (надлежаще заверенная копия, 1 экз.). 7. Исполнительный лист, выданный государственным судом (надлежаще заверенная копия, 1 экз.). 8. Если право на объект недвижимости возникло до введения в действие Закона о регистрации (до 1.01.1998) или в соответствии с федеральным законом, не с момента его государственной регистрации, например, в порядке наследования), и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном законом о регистрации порядке, лицом - участником третейского разбирательства, если право указанного на основании решения третейского суда переходит к другому участнику третейского разбирательства, также представляются заявление о государственной регистрации права на объект и иные необходимые для ее проведения документы, в том числе правоустанавливающий документ. 9. Кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, выданный после 01.03.2008, либо технический паспорт или иной документ, который содержит описание такого объекта недвижимости, выданный до 01.03.2008, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимости (оригинал и копия; представляется до 01.01.2013). Если такой документ ранее на государственную регистрацию представлялся, вещное право на объект недвижимости было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, сведения об объекте недвижимости, ранее внесенные в ЕГРП, не требуют изменения, документ не представляется.

При добровольном исполнении решения Третейского суда: 1. Заявление о государственной регистрации (оригинал): 1.1 Перехода права - представляет лицо, если его право на основании решения третейского суда переходит к участнику третейского разбирательства. 1.2 Права - представляет лицо, право которого установлено третейским судом (если решением третейского суда установлено право общей собственности, возникающее с момента государственной регистрации прав, заявления о государственной регистрации должны быть поданы одновременно всеми участниками общей собственности). 2. При личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявитель - физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал), а представитель физического лица - также документ, подтверждающий его полномочия (оригинал и копия). 3. Представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал), документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия). 4. Если за государственной регистрацией прав обращается юридическое лицо, также представляются учредительные документы юридического лица (со всеми изменениями и дополнениями) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия); 5. Документ об уплате государственной пошлины (оригинал и копия) (не представляется в случаях освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации; в случаях, установленных названной статьей, вместо документа об уплате государственной пошлины представляется документ, являющийся основанием для предоставления льготы (оригинал и копия). 6. Решение третейского суда (оригинал и копия). 7. Документы, подтверждающие образование третейского суда в соответствии с пунктами 3-5 статьи 3 Закона о третейских судах (подлинники и копии). 8. Третейское соглашение (в том числе заключенное в виде оговорки в договоре) (оригинал и копия). 9. Правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности лица, если данное право на основании решения третейского суда переходит к участнику третейского разбирательства. Если указанное право ранее было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, представляется оригинал документа, который после проведения государственной регистрации перехода права возвращается этому лицу (для документов, которые в соответствии с Законом о регистрации должны представляться в оригиналах, в иных случаях представляется копия). Если право на объект недвижимости возникло до введения в действие Закона о регистрации (до 31.01.1998) или в соответствии с федеральным законом не с момента его государственной регистрации (например, в порядке наследования), и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, лицом, право которого на основании решения третейского суда переходит к другому участнику третейского разбирательства, также представляются заявление о государственной регистрации права на объект и иные необходимые для ее проведения документы, в том числе правоустанавливающий документ. При этом следует учитывать, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание (строение) или сооружение, расположенное на земельном участке, принадлежащем на праве собственности или аренды собственнику указанного здания (строение) или сооружения, одновременно проводится государственная регистрация перехода права собственности либо, если договор аренды подлежал государственной регистрации, государственная регистрация изменения арендатора в договоре аренды в отношении такого земельного участка (статья 25.5 Закона о регистрации). 10. Договор или иная сделка, в отношении спора по которым принято решение третейского суда (если договор совершен в простой письменной форме - оригинал, не менее 2 экз.; если договор нотариально удостоверен - не менее 2 экз., один из которых 1 оригинал). 11. Кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, выданный после 01.03.2008, либо технический паспорт или иной документ, который содержит описание такого объекта недвижимости, выданный до 01.03.2008, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимости (оригинал и копия; представляется до 01.01.2013). Если такой документ ранее на государственную регистрацию представлялся, вещное право на объект недвижимости было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, сведения об объекте недвижимости, ранее внесенные в ЕГРП, не требуют изменения, документ не представляется. 12. Иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации (например, согласие третьих лиц, когда такое согласие (разрешение) предусмотрено законом, залогодержателя, органов опеки и попечительства, органов государственной власти и органов местного самоуправления и др.) (подлинник и копия).